Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N27, 10.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N27 (50)

10 февраля 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1391
 

СОДЕРЖАНИЕ

Центральный банк Российской Федерации установил с 10/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей

Долги по налогам в бюджет возросли за 2003 год на 1,4 млрд руб

Правительство РФ предлагает централизовать управление финансовым рынком

Министерство финансов не умеет расходовать деньги

Анализ: Малый бизнес подрос благодаря снижению налогов

 

Центральный банк Российской Федерации установил с 10/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей.*


Цифр. КодБукв. КодЕдиницВалютаКурс
036   AUD 1   Австралийский доллар 22,1255
826   GBP 1   Английский фунт стерлингов 52,8704
974   BYR 1000   Белорусских рублей 13,1709
208   DKK 10   Датских крон 48,6967
840   USD 1   Доллар США 28,4939
978   EUR 1   ЕВРО 36,3012
352   ISK 100   Исландских крон 41,7187
398   KZT 100   Казахских тенге 20,4640
124   CAD 1   Канадский доллар 21,5406
578   NOK 10   Норвежских крон 41,3165
960   XDR 1   СДР 42,3898
702   SGD 1   Сингапурский доллар 16,8923
792   TRL 1000000   Турецких лир 21,0520
980   UAH 10   Украинских гривен 52,7128
752   SEK 10   Шведских крон 39,7804
756   CHF 1   Швейцарский франк 23,1244
392   JPY 100   Японских иен 26,9880
* Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.


Долги по налогам в бюджет возросли за 2003 год на 1,4 млрд руб
Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет России по состоянию на 1 января 2004 г составила 520,4 млрд руб, увеличившись за 2003 г на 1,4 млрд руб, или на 0,3%. Такие данные содержатся в материалах министерства по налогам и сборам (МНС) России. На 1 января 2000 г накопленная за ряд лет задолженность по налогам составляла 41,7% от объема годовых поступлений доходов в бюджете, отмечается в материалах МНС. На 1 января 2003 г это соотношение составило 22,3 %, а за 2003 г снизилось до 19,5 %.


При этом в феврале, марте, июне, сентябре, октябре и декабре задолженность снижалась, в другие месяцы отмечался ее рост. Накопленная за несколько лет задолженность по налогам снизилась на 1 января 2004 года до 19.5% по сравнению с 41.7% на начало 2000 года. Также в последние три года наблюдается изменение структуры задолженности по видам платежей. Если на начало 2002 года на недоимку приходилось 52% задолженности, то к началу 2004 года - 42.4%. На отсроченные платежи приходилось на начало 2002 года 28.9%, на начало 2004 года - 14.6%. Удельный вес приостановленных к взысканию платежей увеличился с 19.2% на начало 2002 года до 43% на начало 2004 года. Недоимка в консолидированный бюджет за 2003 год выросла на 13.3 млрд. руб., или на 6.4%, и на 1 января 2004 года составила 220.8 млрд. руб. (РИА «Новости», 09.02.2004)

Одним из основных факторов, влияющих на рост недоимки, является снятие с реструктуризации предприятий, не выполнивших ее условий. В результате в прошлом году недоимка выросла на 14.8 млрд. руб. Отсроченные платежи с начала прошлого года снизились на 46.9 млрд. руб., или на 38%, и на 1 января 2004 года составили 76 млрд. руб. Приостановленные к взысканию платежи выросли за год на 35 млрд. руб., или почти 1.2 раза, и на начало текущего года составили 223.7 млрд. руб. (Финансовые известия, 09.02.2004)


Правительство РФ предлагает централизовать управление финансовым рынком
Правительство РФ предлагает централизовать управление финансовым рынком, сосредоточив его в руках нового органа власти. Об этом сообщила сегодня пресс-служба Минэкономразвития (МЭРТ).


МЭРТ предлагает создать его на базе Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ). При этом, по мнению представителей МЭРТ, "рынок будет регулироваться федеральными законами". Предложение Минэкономики получило поддержку Минфина. Как отметили в Минэкономразвития, "унификация контроля над финансовым рынком является важной составляющей проводимой правительством административной реформы". В МЭРТ считают, что такая мера позволит сократить расходы на содержание органов власти, а также снизит административные барьеры для представителей бизнеса. (Финансовые известия, 09.02.2004)

Также Минэкономразвития считает целесообразным "обеспечить максимально возможный перенос регулирующих функций" на уровень федеральных законов и Правительства РФ. Регулирующие функции, перенос которых на эти уровни невозможен, министерство предлагает передать одному из федеральных министерств, не имеющему надзорных подразделений в сфере финансовых рынков, создав при нем экспертный совет из числа представителей госорганов и саморегулируемых организаций финансового рынка с правом обязательного предварительного согласования нормативных актов.
Министерства и ведомства, выполнявшие вместе с Минэкономразвития поручение Правительства, представили свои варианты изменений в госрегулировании финансовых рынков (за исключением Минфина, поддержавшего предложения Минэкономразвития). В частности, ФКЦБ России полагает, что создание единого органа по регулированию финансовых рынков является нецелесообразным, и предлагает повысить эффективность межведомственного взаимодействия путем повышения коллегиальности принимаемых ими решений. МАП предлагает создать Правительственную комиссию по финансовым рынкам, включив в ее состав представителей государственных регулирующих органов, Федерального Собрания и саморегулируемых организаций. Банк России считает целесообразным сохранить существующую систему надзора в банковской сфере, создать межведомственную комиссию для выработки согласованных подходов по регулированию финансовых рынков, сосредоточиться на принятии необходимых законов, после чего вернуться к изучению вопроса создания единого органа по регулированию фин ансовых рынков, решив его исходя из результатов законотворческой деятельности. (AK&M, 09.02.2004)

Сама ФКЦБ не считает целесообразным создание единого федерального органа, осуществляющего контроль и надзор за финансовым рынком. Вместо этого представители комиссии предлагают "повысить коллегиальность принимаемых различными органами власти решений". В настоящее время контроль над различными секторами финансового рынка осуществляется сразу несколькими ведомствам - ФКЦБ регулирует деятельность профессиональных игроков на рынке ценных бумаг, Банк России сотрудничает с кредитными организациями, а Минтруда контролирует негосударственные пенсионные фонды. (Regions ru, 09.02.2004)


Министерство финансов не умеет расходовать деньги
Ирина Алешина
Газета ру, 09.02.2004
Министерство финансов опубликовало данные об исполнении бюджета за январь 2004 года. Хорошо, что бюджет сведен с профицитом. Плохо, что Минфин сам по себе израсходовал всего треть от запланированного. Эксперты считают это главной бюджетной проблемой России.

По предварительной оценке, федеральный бюджет за январь 2004 года исполнен по доходам на 106,4% – в сумме 217 млрд рублей. Обязательства по расходам выполнены не в полном объеме – на 90,6% – в сумме 162,4 млрд рублей.

В отчете Минфина указано, что федеральный бюджет в январе 2004 года исполнен с профицитом в 55,46 млрд рублей, что составляет 34,2% от суммы расходов, или 5,3% от прогнозируемого объема ВВП на январь 2004 года. Первичный профицит составил 66,5 млрд рублей (6,4% от прогнозного объема ВВП на январь 2004 года).

Консолидированное превышение фактического поступления доходов по отношению к запланированному на месяц составило 13,18 млрд рублей. В основном это
заслуга Министерства по налогам и сборам РФ, которое добыло сверх плана 13,98 млрд рублей – несмотря даже на то, что единого социального налога собрано на 1,28 млрд рублей меньше плана.

Остальные министерства и ведомства тоже отличились – превысили плановые показатели в общей сложности на 4,43 млрд рублей. В том числе таможенники – на 3,1 млрд рублей, а Минимущество – на 1,33 млрд рублей.

Подкачал только Минфин. Именно по доходам, администрируемым этим ведомством, сложилось недопоступление – на сумму 3,47 млрд рублей. Обязательства были исполнены только на 35,2% от уточненного объема на январь – в сумме 1,9 млрд рублей.

Доходы федерального бюджета за январь 2004 года (по предварительной оценке) сложились из поступления следующих сумм налогов, сборов и других платежей: администрируемых МНС – в сумме 149,5 млрд рублей, администрируемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации – 60,0 млрд рублей, что составляет 105,4% от уточненного объема доходов ГТК России на январь; администрируемых Министерством имущественных отношений – 4,3 млрд рублей, или 145,6% от уточненного объема на январь; администрируемых Минфином России и другими федеральными органами, – 1,9 млрд рублей, или 35,2% от уточненного объема на январь; администрируемых Минатомом России – 2,1 млрд рублей, или 81,4% от уточненного объема на январь.

В Минфине причины неисполнения расходной части объясняют просто – недофинансированием. Причины недофинансирования – чисто бюрократические. Так, по статье «Промышленность, энергетика и строительство» расходы в январе составили 48,6% от объема на январь. Недофинансирование в сумме 1,6 млрд рублей объясняется отсутствием заключенных договоров с получателями средств федерального бюджета и утвержденных смет расходов на содержание бюджетных учреждений.

По разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы за январь 2004 года профинансированы на 57,8 %. Недофинансирование в сумме 0,6 млрд рублей объясняется отсутствием соглашений между Минсельхозом и органами исполнительной власти субъектов РФ на финансирование расходов по содержанию профильных учреждений, а также непредставлением Минимуществом платежных документов, касающихся земельных ресурсов. Охрану окружающей среды профинансировали всего на 25% – и все из-за непредоставления платежных документов.

По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, данные по исполнению бюджета за январь вполне удовлетворительны.

Комментируя неисполнение расходной части бюджета, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин отметил, что это явление «достаточно характерно» для начала года.
«Это могут быть кассовые разрывы, и никакой опасности они собой не представляют», – сказал он.

Заведующий лабораторией налоговой и бюджетной политики Института экономики переходного периода Саид Баткибеков отметил, что неисполнение расходной части обусловлено тем, что ведомства, которым передаются средства, плохо планируют расходы: средства могут «висеть» на счетах месяцами до того момента, пока накопится нужная сумма на какую-то крупную покупку, а потом еще полтора-два месяца в ожидании завершения конкурса.
«Планируемые расходы зачастую опережают реальные. Несовпадения такого рода – издержки не очень качественного планирования внутри ведомств. Это крупная проблема бюджетной политики России», – считает эксперт.

Саид Баткибеков считает, что столь низкий процент выполненных обязательств Минфина вполне может быть чисто техническим нюансом: средства могли поступить 1 февраля, и весь доход будет считаться уже в этом месяце. В то же время он не исключил возможности, что это явление связано с тем, что с этого года через бюджет должны проходить доходы учреждений вневедомственной охраны. «А это значительная сумма – около 1 млрд рублей», – отметил эксперт.

Профессор Российской экономической школы Олег Замулин считает, что придавать значение неисполнению расходной части бюджета не стоит – важнее, исполнят ли они бюджет за весь год. «В прошлом году, например, исполнение в январе было 93% от плана. Конечно, было бы лучше, если бы они укладывались в план, но этого никогда не происходит», – сказал он. Что касается исполненных на треть обязательств Минфина, то это, подчеркнул эксперт, непринципиально. «Большая часть налогов и сборов идет через МНС, и их сборы превысили плановые практически так же, как и общие», – отметил господин Замулин. Он считает, что
это связано с тем, что улучшилась собираемость налогов.

Но, по данным самого МНС, за 2003 год задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет России увеличилась на 1,4 млрд рублей. На 1 января 2004 года она составила 520,4 млрд рублей. Однако если посмотреть на значение этого показателя за последние несколько лет, видна положительная тенденция. Если на 1 января 2000 года накопленная за ряд лет задолженность по налогам составляла 41,7% от объема годовых поступлений доходов в бюджете, то на 1 января 2003 года это соотношение составило 22,3 %, и за прошедший год снизилось до 19,5 %.


Анализ: Малый бизнес подрос благодаря снижению налогов
Новости гуманитарных технологий, 09.02.2004
Малого бизнеса в прошлом году стало больше. Благодаря введению упрощенной системы налогообложения фискальное бремя на "малышей" снизилось, а расширение потребительского спроса помогло им резко нарастить выручку.
На днях Госкомстат сообщил, что за девять месяцев 2003 г. малый бизнес произвел товаров и услуг на 1207,1 млрд руб. (в январе - сентябре 2002 г. - на 794,3 млрд руб.). В номинальном выражении выручка "малышей" выросла на 52%. В 2001 - 2002 гг. их обороты росли втрое медленнее - на 17,3% и 18% соответственно.
Занятость на малых предприятиях за девять месяцев прошлого года выросла на 260 000 человек (+3,3%). За это же время крупные и средние предприятия сократили 1 млн рабочих мест. Впрочем, в 2002 г. занятость в малом бизнесе росла еще быстрее - на 11,4%, пишут "Ведомости".
К малым Госкомстат относит промышленные, строительные и транспортные предприятия со средней численностью сотрудников до 100 человек, специализирующиеся на розничной торговле и бытовых услугах со штатом до 30 человек, а в остальных секторах - до 50 человек. Доля внебюджетных фондов, государства, средних и крупных предприятий в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
Быстрее всех наращивают обороты научные (на 86,7%) и транспортные малые предприятия (на 82,9%), но их обороты пока невелики (38,1 млрд руб. и 47,2 млрд руб. соответственно). Бурно растет выручка у "малышей", занимающихся розничной торговлей и общепитом (на 63,3%), а также строительством (на 52,9%). Выручка промышленных малых предприятий увеличилась на 39,9%. Розничная торговля, строительство и промышленность вместе обеспечивают 76,6% выручки "малышей".
В реальном выражении обороты малого бизнеса, по расчетам главного экономиста "Тройки Диалог" Евгения Гавриленкова, выросли на 32%. Ускоренный рост "малышей" экономист объясняет "расширением спроса на их услуги, очевидным для невооруженного глаза". Торговые и строительные малые предприятия занимают ниши, куда не идет крупный бизнес (мелкая торговля, ремонт квартир, недорогое загородное строительство), и первыми улавливают растущий спрос населения, отмечает и. о. гендиректора Российского независимого института социальных и национальных проблем Александр Чепуренко.
Руководитель аналитического центра "ОПОРы" Дина Крылова считает, что замеченный Госкомстатом рост малого бизнеса в основном объясняется его "легализацией". По ее оценке, новая редакция главы НК об упрощенной системе налогообложения, действующая с 1 января 2003 г., сделала невыгодным теневое ведение бизнеса. Сейчас малые предприниматели с выручкой до 100 млн руб. должны платить 6% от оборота и взносы во внебюджетные фонды. "Ситуация с налогами на малый бизнес нормализовалась", - констатирует Чепуренко.
При полуторакратном росте выручки налоговые платежи малых предпринимателей в первом полугодии 2003 г. сократились примерно на четверть. "Упрощенка" пользуется у "малышей" успехом. По данным замгендиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства Олега Шестоперова, поступления от единого налога по этой системе выросли с 3,5 млрд руб. год назад до 6,4 млрд руб. Зато доходы МНС от единого налога на вмененный доход упали с 13,5 млрд руб. в январе - июне 2002 г. до 6 млрд руб. за тот же период прошлого года. В результате совокупные платежи снизились с 17 млрд руб. до 12,4 млрд руб.
Малый бизнес будет расти быстрее большого и в 2004 г., считает Гавриленков. "Рост стартовал с очень низкой точки, и пока малого бизнеса у нас совсем немного", - замечает он. По оценке экономиста, доля "малышей" в российском ВВП составляет всего 6 - 7% , тогда как в США она превышает 50% ВВП, а в некоторых европейских странах - 75% ВВП.

 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexsub@list.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное