Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тема дня: экономика

  Все выпуски  

Тема дня: экономика N38, 17.02.2004


Информационный Канал Subscribe.Ru

N38 (61)

17 февраля 2004

Тема дня: экономика

Актуальные экономические новости: мнения, позиции, взгляды

Первая рассылка вышла
1 декабря 2003 года
Общее число подписчиков рассылки - 1425
 

СОДЕРЖАНИЕ

Центральный банк Российской Федерации установил с 17/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей

Минфин и МЭРТ РФ предлагают в 2005г. увеличить подоходный налог до 17%.

Космический комплекс России получил $5,5 млрд от международных проектов

Правительство утвердило правила предоставления субъектам РФ бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов.

Без подробностей: Доходность рублевых облигаций будет расти

Анализ: Вывоз энергоресурсов по итогам 2004 года может составить 60 млрд долларов - аналитики

Перспективы: Лукашенко пригрозил России разрывом всех договоров

 

Центральный банк Российской Федерации установил с 17/02/2004 следующие курсы иностранных валют к рублю РФ для целей учета и таможенных платежей *


Цифр. Код Букв. Код Единиц Валюта Курс
036   AUD 1   Австралийский доллар 22,5366
826   GBP 1   Английский фунт стерлингов 53,7357
974   BYR 1000   Белорусских рублей 13,2123
208   DKK 10   Датских крон 48,7084
840   USD 1   Доллар США 28,4949
978   EUR 1   ЕВРО 36,3054
352   ISK 100   Исландских крон 41,8919
398   KZT 100   Казахских тенге 20,4865
124   CAD 1   Канадский доллар 21,6428
578   NOK 10   Норвежских крон 41,1485
960   XDR 1   СДР 42,9828
702   SGD 1   Сингапурский доллар 17,0119
792   TRL 1000000   Турецких лир 21,7684
980   UAH 10   Украинских гривен 52,7947
752   SEK 10   Шведских крон 39,6799
756   CHF 1   Швейцарский франк 23,0225
392   JPY 100   Японских иен 27,0119
* Курсы установлены без обязательств Банка России покупать и продавать указанные валюты по данному курсу.
Минфин и МЭРТ РФ предлагают в 2005г. увеличить подоходный налог до 17%.
Минфин и Минэкономразвития РФ подготовили поправки в налоговое законодательство, которые 18 февраля будут направлены в правительство РФ. Как сообщает пресс-служба МЭРТ, согласованный проект предлагает снизить ставку единого социального налога так, что большинство работодателей станут платить вместо 35,6% - 26%. При этом если годовая зарплата сотрудника от 30 до 300 тыс. руб., ставка ЕСН составит 19,5%, при зарплате от 300 до 600 тыс. руб. в год - 12%, свыше 600 тыс. руб. - 2%.


Однако, согласно планам министерств часть ЕСН предполагается переложить с работодателей на плечи работников: сегодня каждый работающий платит 13% подоходного налога. Со следующего года ему, возможно, придется платить еще 4%. Эти деньги пойдут на индивидуальные пенсионные счета. Сейчас 28% из 35,6% из ЕСН идут в Пенсионной фонд. Из них 14% идут на выплату базовой пенсии, 10 и 4% - в страховую и накопительную часть. Согласно законопроекту, за накопительную часть отныне будет отвечать не работодатель, а сам работник - поэтому сумма налогов увеличивается еще на 4%. (АБН, 17.02.2004)

Суть нововведения в следующем: сегодня каждый наемный работник платит 13% от получаемой им зарплаты; со следующего года ему, возможно, придется платить еще 4%. Эти деньги пойдут на индивидуальные пенсионные счета. Ровно о таком же объеме отчислений смогут забыть работодатели. Сегодня 35.6% ЕСН делятся между внебюджетными фондами. Фонд социального страхования получает 4%, фонд обязательного медицинского страхования - 0.2%, территориальные фонды медстрахования - 3.4%.
28% фонда заработной платы по закону принадлежат Пенсионному фонду. 14% идут на выплату базовой пенсии, на которую имеют право все пенсионеры страны. Остальное пропорционально делится между страховой и накопительной частями пенсии (10 и 4%). За накопительную часть отныне будет отвечать не работодатель, а сам работник. По замыслу чиновников, это логично: россияне должны сами следить за тем, сколько средств накапливается на их пенсионных счетах. Это означает, что нам скорее всего самим придется платить за собственное социальное обеспечение.
"Общая налоговая нагрузка не изменится, - считает эксперт Экономической экспертной группы Александра Смирнова. - На эти же 4% уменьшится ставка ЕСН". Что касается увеличения налоговой нагрузки на заработную плату, то, по мнению эксперта, ответственность за нее придется взять работодателю. Теоретически честное руководство компании должно будет на эти же 4% увеличить выплаты своим сотрудникам. (Финансовые известия, 17.02.2004)

Общая налоговая нагрузка не изменится, - считает эксперт Экономической экспертной группы Александра Смирнова. - На эти же 4% уменьшится ставка ЕСН". Что касается увеличения налоговой нагрузки на заработную плату, то, по мнению эксперта, ответственность за нее придется взять работодателю. Теоретически честное руководство компании должно будет на эти же 4% увеличить выплаты своим сотрудникам. На практике этого скорее всего не произойдет, прогнозирует газета. "Изменение налогового бремени чаще всего отражается на физических лицах, - говорит заведующий лабораторией бюджетной и налоговой политики Института экономики переходного периода Саид Баткибеков. - Если налоговое бремя увеличивается, это означает уменьшение зарплаты для сотрудника, а если снижается - экономию для предприятия. Вряд ли работодатели захотят положить сэкономленные на налогах средства в карман работнику". (NEWSru com, 17.02.2004)

По мнению Саида Баткибекова, реформа ЕСН - один из самых сложных шагов для правительства. До этого снижение налогового бремени не было связано с государственными обязательствами. А в связи с ЕСН на карту поставлен один из важнейших социальных рычагов - пенсии. В случае если ставка ЕСН снизится и при этом фонд зарплат не будет легализован, Пенсионный фонд начнет терять до 300 млрд рублей в год. Чтобы этого не произошло, риски, связанные с реформой ЕСН, необходимо компенсировать. Проще всего это сделать, заставив платить физические лица. Тем более что скрыть этот налог от государства работнику невозможно: на большинстве предприятий зарплата уменьшается на подоходный налог автоматически. (NEWSru com, 17.02.2004)

Судьба подоходного и Единого социального налогов решится до конца месяца. Уже 26 февраля правительство должно вынести вердикт относительно поправок Минфина и Минэкономразвития и направить окончательный вариант законопроекта в Думу. (Грани ру, 17.02.2004)


Космический комплекс России получил $5,5 млрд от международных проектов
Космический комплекс России получил $4,3 млрд от государства за 1992-2003 гг и примерно $5,5 млрд от "реализации различных международных проектов". Об этом сообщил генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий Коптев.


"Общий объем госзаказа в период с 1992 г по 2003 г составил $4,3 млрд, - сказал он, - тогда как по итогам 2003 г поступления от реализации различных международных проектов составили больше 50% всех доходов комплекса, достигнув примерно $5,5 млрд". Именно эти заказы, считает Коптев, "дали возможность сохранить нашу космическую промышленность и оставить ее привлекательной для целого ряда наших международных партнеров". Среди этих проектов, уточнил он, "основные - пилотируемые полеты, пусковые услуги, реализация программ на станциях "Мир" и МКС и работы связанные с двигателями, такими как химкинские РД-180". (Газета, 17.02.2004)

Ранее Ю.Коптев сообщил, что бюджет Росавиакосмоса на реализацию космической программы в 2004 г. составляет 15 млрд рублей. Из данных средств 6,2 млрд руб. будет направлено на реализацию программы по МКС, в рамках которой будут вестись проектные работы и работы по созданию документации, а 2 млрд руб. будет направлено на развитие спутниковой системы России. В частности, в 2004-2005 гг. будет полностью обновлена спутниковая группировка России, и на орбите будут находиться 300 транспортеров. Напомним, что в 2003 г. Росавиакосмос осуществил 21 запуск по гражданской, военной и коммерческой программам. (Утро ру, 17.02.2004)


Правительство утвердило правила предоставления субъектам РФ бюджетных ссуд на покрытие кассовых разрывов.
Правительство РФ утвердило правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов. Как сообщает ДПИ, соответствующее постановление премьер-министр Михаил Касьянов подписал 14 февраля.


Согласно постановлению, вместе с обращением о предоставлении бюджетной ссуды субъект федерации должен предоставить Минфину целый ряд документов: обоснование необходимости выделения средств, сведения о поступивших доходах и произведенных расходах за истекший период текущего финансового года, прогноз по доходам и расходам консолидированного бюджета субъекта РФ и источникам финансирования дефицита бюджета на период заимствования, источники и сроки погашения бюджетной ссуды в течение финансового года. Также одновременно с обращением представляется утвержденная сводная бюджетная роспись бюджета субъекта федерации, в которой предусмотрен возврат бюджетных ссуд, ранее полученных из федерального бюджета. Минфин вправе запрашивать иные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении бюджетной ссуды. (AK&M, 17.02.2004)

Временные кассовые разрывы возникают у субъектов обычно в конце года в связи с недопоступлением доходов для осуществления расходов, предусмотренных бюджетом субъекта РФ. Теперь, как отмечается в документе, "в целях повышения эффективности расходования средств федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины и создания условий для оздоровления государственных и муниципальных финансов в субъектах РФ", региональные власти при наличии или прогнозируемом возникновении временного кассового разрыва могут обратиться в Минфин за предоставлением бюджетной ссуды сроком на шесть месяцев. (РИА «Новости», 17.02.2004)

Бюджетная ссуда может предоставляться региону, если расходы его консолидированного бюджета в месяце выдачи ссуды превышают доходы, увеличенные на сумму предоставленных органами исполнительной власти субъекта и органами местного самоуправления налоговых льгот, и средств, поступивших из источников финансирования дефицита бюджета. Также субъект РФ может претендовать на ссуду при необходимости ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Субъект федерации, имеющий просроченную задолженность по ранее полученным бюджетным ссудам, новую ссуду получить не сможет. (AK&M, 17.02.2004)

Решение о предоставлении бюджетных ссуд с указанием сроков их возврата и объемов предоставляемых бюджетных ссуд принимает министр финансов РФ. Предоставление бюджетной ссуды оформляется соглашением между Минфином РФ и органом исполнительной власти субъекта РФ, предусматривающим обязательство органа исполнительной власти субъекта РФ полностью ликвидировать задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и оплате коммунальных услуг, оказываемых учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Минфин РФ устанавливает требования к содержанию соглашения о предоставлении бюджетной ссуды, условия ее предоставления, отвечающие задачам рационального использования бюджетных средств и укрепления финансовой дисциплины, а также меры ответственности в соответствии с законодательством РФ за нецелевое использование и несвоевременный возврат бюджетных ссуд. Объемы бюджетных ссуд определяются возможностями федерального бюджета и величиной временного кассового разрыва, возникающего при исполнении консолидированного бюджета субъектов РФ. (ПРАЙМ-ТАСС, 17.02.2004)


Без подробностей: Доходность рублевых облигаций будет расти
ЛОНДОН, 17 февраля. /Корр. РИА "Новости" Александр Смотров/. Доходность рублевых облигаций российских компаний-заемщиков может вскоре превысить доходность их ценных бумаг, номинированных в валюте. Об этом пишет во вторник британская газета "Файнэншл Таймс". «Поскольку за прошедший год рубль укрепился почти на 20 проц по отношению к слабеющему доллару, а доходы от экспорта природных ресурсов потоком текут в Россию, доходность российских ценных бумаг будет продолжать расти», - отмечает издание.


Укрепление национальной валюты и другие позитивные факторы вызвали резкое снижение ставок риска, которые выплачиваются по номинированным в рублях облигациям, по сравнению с ценными бумагами, стоимость которых привязана к доллару, пишет "ФТ". Эти факторы также помогают повысить доходность рублевых облигаций российских заемщиков, однако одновременно повышают опасность прогореть, если российская экономика окажется в кризисе, отмечает газета.
Со ссылкой на российскую брокерскую компанию "Никойл" газета приводит данные о том, что выпуск новых российских корпоративных и муниципальных облигаций, номинированных в рублях, за прошедший год вырос вдвое. Корпоративных облигаций было выпущено на 158 млрд рублей, а муниципальных - на 52 млрд. Основным заемщиком в первой категории является "Газпром", во второй - правительство Москвы. (РИА «Новости», 17.02.2004)


Анализ: Вывоз энергоресурсов по итогам 2004 года может составить 60 млрд долларов - аналитики
RusEnergy, 17.02.2004
МОСКВА, 17 февраля. /RusEnergy/. Российский экспорт по итогам прошлого года составил 97 млрд долларов. Более половины экспорта (58%) обеспечили продажи энергоресурсов, которые выросли в сравнении с предыдущим годом на 4%. Главная причина этого подъема - экспортные цены на нефть и газ, которые выросли по российским поставкам на 19%.

Благоприятная ситуация на внешнем рынке увеличила стоимость российского экспорта в среднем на тринадцать процентов, что, по оценкам Центробанка России, принесло в страну дополнительные 11,6 млрд долларов, - пишут «Известия».

Текущий 2004 год сулит новые рекорды, но, при условии, что цены на энергоресурсы останутся на высоком уровне. А в это начинает верить все большее количество участников рынка. Еще недавно все ожидали неминуемой коррекции - падения цен до исторической средней величины в 20 долларов за баррель. Но подведение итогов прошлого года переломило эти ожидания. Большинство финансовых аналитиков начали повышать свои прогнозы. По прогнозам МЭА, спрос на нефть в этом году вырастет на 1,8% и составит 79,9 млн баррелей в день. Главным виновником этого роста в МЭА считают КНР, страну, которая относительно недавно стала потребителем на нефтяном рынке, но ее экономические темпы роста требуют все больших объемов энергоресурсов.

Аналитики уверены, что Россия в этом году продолжит наращивать экспортные поставки, вывоз только энергоресурсов по итогам года может составить до 60 млрд долларов.

Рост мировых цен захватил и другие группы товаров российского экспорта. В среднем они увеличились на 13%. По оценкам Центробанка, это принесло в Россию дополнительные 11,6 млрд долларов.


Перспективы: Лукашенко пригрозил России разрывом всех договоров
Лента ру, 16.02.2004
Президент Белоруссии Александр Лукашенко отверг все предложения Москвы по выходу из газового кризиса. Как сообщается на сайте ежедневной газеты "ГАЗЕТА", Лукашенко обвинил Россию в шантаже и в том, что она наживается на Белоруссии - а, к примеру, Украине ставит совсем другие, более мягкие условия.
Как уточняет ежедневная газета "Время новостей", Лукашенко подчеркнул, что заявил, что не может продать "народное достояние" "Газпрому" по предложенной цене, и заявил, что действия Москвы могут повлечь за собой выход Белоруссии из всех договоров с Россией.

Газовый конфликт России с Белоруссией начался в 2002 году, когда Москва и Минск договорились создать совместное предприятие, в которое бы вошел весь белорусский газотранспорт. Однако Минск попросил за свою долю 5 миллиардов долларов, Россия же оценила ее в 600 миллионов долларов. Стороны так ни до чего и не договорились.

По окончании 2003 года "Газпром" отказался поставлять в Белоруссию газ по российским ценам и увеличил стоимость своего топлива с 26 до 50 долларов за тысячу кубометров. Договор на 2004 год так и не был подписан, а с 1 января республика закупает топливо у независимых российских поставщиков - компаний "Транснафта" и "Итера" - по цене 46 долларов за кубометр. Однако ожидается, что их газа республике хватит только до 17 февраля.

15 февраля Лукашенко заявил, что теперь Россия может оплатить долю в "Белтрансгазе" (в собственности этого предприятия находятся все газовые трубы Белоруссии) не наличными деньгами, а месторождением. "К примеру, 15 миллиардов кубометров газа мы добудем на Ямале, а Россия по трубам нам его перекачает. Это и будет наш газ, остальное докупим", - заявил Лукашенко.

В "Газпроме" такую позицию Минска назвали несерьезной. "У нас есть газ, который мы готовы продать Белоруссии. Если же мы будем идти навстречу всем желаниям покупателя, это не бизнес, а игра в поддавки", - заявил "ГАЗЕТЕ" источник в "Газпроме". Однако сам президент Белоруссии утверждает, что "настает тот момент, та точка, дальше которой я отступить не могу".

Комментируя тот факт, что российское правительство приостановило действие пункта соглашения о продаже в Белоруссию газа по внутренним ценам, поскольку не был выполнен связанный с этим пункт о создании СП между "Газпромом" и "Белтрансгазом", Лукашенкол сказал: "Касьянов заявил о том, что приостановил какой-то пункт. Но если они выходят из одного договора, это повлечет выход нашего государства из других договоров. Кому это надо? Я думаю, ни нам, ни России".

Как сообщает "Время новостей", Лукашенко сказал: "Страна без топлива не будет, это исключено, и поэтому бояться нечего. Обстановка на переговорах тяжелая, даже не рабочая, а с элементами шантажа. Нам предлагают продать по балансовой стоимости - примерно за 300-400 миллионов долларов - то, что стоит, по оценке международных аудиторов, 5 миллиардов долларов. Мы не настолько богаты, чтобы раскидываться такими средствами. Продать в условиях рыночной экономики по балансовой стоимости другому государству национальное достояние - на это я пойти не могу. Я не могу совершить преступление против собственного народа".

 
Ведущий рассылки "Тема дня: экономика " А.ШатскийОтклики, предложения, замечания
alexshat@tochka.ru
Отвечаем на все письма.
Не имеем возможности проверять достоверность публикуемой информации.
Мнение авторов публикаций может не совпадать с нашей и Вашей точкой зрения.
Не имеем возможности размещать рекламу в рассылках.
 
Отправить ссылку


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное