КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 30.09.2013
Новый осенний выпуск диска
"КонсультантПлюс: Высшая школа"
"КонсультантПлюс" представляет новый выпуск диска "Высшая
школа" для студентов, на котором более 40 000 документов: правовые
акты, судебная практика, финансовые консультации, материалы Путеводителей
КонсультантПлюс. Также диск содержит более 170 учебников по праву и
финансам. Поиск учебников теперь удобнее благодаря специальному рубрикатору.
Диск распространяется бесплатно.
Производить вино из винограда, выращенного в России,
может стать выгоднее
Требования к производителям и продавцам вина и шампанского (игристых вин)
могут быть значительно снижены. Соответствующий законопроект внесен в
Госдуму.
Сроки лицензий на производство, хранение и поставку вина и
шампанского могут быть увеличены
Максимальный срок действия таких лицензий планируется увеличить с 5 до 15
лет. Однако в законопроекте не определено, смогут ли лица, уже имеющие
лицензию, продлить срок ее действия до 15 лет. Для остальных видов
алкогольной продукции сроки действия лицензии менять не планируется.
В законопроекте предусмотрены существенные льготы для
производителей вина с защищенным географическим указанием, но для применения
таких льгот необходимо внести изменения в Гражданский кодекс РФ
Большинство изменений законопроекта касается производства в Российской
Федерации вин и шампанских, которые могут выпускаться только на определенной
территории. В соответствии с законопроектом это вина либо с защищенным
географическим указанием, либо с защищенным наименованием места
происхождения.
В настоящее время в российском гражданском законодательстве используется
только термин "наименование места происхождения товара".
Регистрация права на место происхождения товара является одним из способов
индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий (см. § 3 гл. 76 ГК
РФ). В Гражданском кодексе РФ определено содержание данного права и
установлены требования к его регистрации.
Термин "защищенное географическое указание" в нормативных
правовых документах Российской Федерации практически не употребляется. Он
является заимствованным из международных актов (см, например, "Конвенция
по охране промышленной собственности" (Заключена в Париже
20.03.1883); Соглашение
от 04.06.1999 "О мерах по предупреждению и пресечению использования
ложных товарных знаков и географических указаний").
Российское законодательство не устанавливает норм регистрации прав на
географическое указание происхождения товара, но данный термин встречается в
отдельных законодательных актах Российской Федерации. Например, действующая
редакция Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ относит к вину только
алкогольную продукцию крепостью от 8,5 градусов. Но для вина с защищенным
географическим указанием либо с защищенным наименованием происхождения
допускается крепость от 4,5 градусов.
Законопроект не содержит поправок к Гражданскому кодексу РФ, поэтому
применять нововведения проекта можно будет только в отношении производителей
вин или шампанских с защищенным наименованием места происхождения.
Если производитель вина или шампанского зарегистрирует
наименование места происхождения, то такому производителю будет проще
осуществлять учет произведенной продукции
Требования к основному технологическому оборудованию для производителей
вина и шампанского с защищенным наименованием места происхождения будут
значительно снижены. Они смогут не ставить на такое оборудование
автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции. У
производителей появится возможность брать основное технологическое
оборудование в аренду, в то время как сейчас они обязаны иметь его в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Сообщать об объеме произведенной продукции они смогут на основе данных
бухгалтерской отчетности. Учет объемов произведенного вина будет
осуществляться посредством учета объемов винограда, использованного для
производства вина с защищенным наименованием места происхождения.
Производители такого вина обязаны будут декларировать объемы использованного
винограда. Детальные требования к декларированию в законопроекте не
устанавливаются: не определен ни период, за который подается декларация, ни
ее содержание. Но отмечается, что подтверждать правильность декларирования
должна будет профильная саморегулируемая организация.
Практика наделения этих организаций отдельными властными полномочиями в
настоящее время является одним из ведущих направлений государственной
политики. Как правило, если в законе предусмотрено обязательное участие
саморегулируемой организации в хозяйственной деятельности, то в нем же
установлены требования к обязательному членству в такой организации,
требования к ее структуре или органам управления (см, например, Градостроительный
кодекс РФ, Федеральный
закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в
Российской Федерации"). Подобных норм нет в законопроекте, поэтому к
деятельности профильных саморегулируемых организаций в сфере виноделия будут
применяться положения Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О
саморегулируемых организациях".
Декларирование объемов использованного винограда будет играть для
виноделов важную роль: только на основе данных сведений будут выдаваться
федеральные специальные марки. В законопроекте определено, что норма выхода
вина составляет не более 750 мл из одного килограмма винограда. Из такого
соотношения будет рассчитываться количество выдаваемых марок.
В законопроекте предусмотрена еще одна форма контроля в отношении
производителей вина с зарегистрированным наименованием места происхождения.
Они обязаны будут регистрировать виноградные насаждения в специальном
реестре, в котором будет содержаться информация о площади земельных
участков, предназначенных для выращивания винограда, о его количестве и
плотности, состоянии насаждений и сортовом составе.