Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 19.09.2013


 

"КонсультантПлюс" представляет новый выпуск диска для студентов "Высшая школа". На диске - материалы для учебы и подготовки к сессии, в том числе современные учебники по праву и финансам. Специально для студентов - возможность скачать мобильное приложение "КонсультантПлюс: Студент". Диск распространяется бесплатно.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 19.09.2013

∙ ФИНАНСЫ

Передача банку России полномочий ФСФР России. Аналитический комментарий

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 13.09.2013.

 

Новые полномочия Банка России >>>

1. Полномочия в области определения единой политики развития российского финансового рынка >>>

2. Полномочия в области бухгалтерского учета >>>

3. Полномочия в области мониторинга отдельных показателей развития российского финансового рынка >>>

4. Полномочия в области регулирования деятельности отдельных участников финансового рынка >>>

5. Полномочия в области международного сотрудничества и взаимодействия >>>

В целях создания мегарегулятора финансового рынка функции и полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) передаются Банку России. Основанием служит Федеральный закон от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" (далее - Закон N 251-ФЗ).

Данный Закон вступил в силу 1 сентября 2013 г., за исключением отдельных положений (ч. 1 ст. 50 Закона N 251-ФЗ).

С указанной даты ФСФР России прекратила свое существование как самостоятельное ведомство (Указ Президента РФ от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации").

Однако передача Банку России функций и полномочий ФСФР России в первое время не скажется на правовой силе подзаконных актов, которые принимались Правительством РФ и российским регулятором финансовых рынков (ФСФР России) до настоящего времени. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона N 251-ФЗ они продолжат применяться до вступления в силу соответствующих нормативных актов Банка России.

Подробнее об этом см.: КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 6 августа 2013 года

Отметим, что некоторые организационные моменты передачи Банку России (а именно Службе Банка России по финансовым рынкам) полномочий по регулированию финансовых рынков разъяснены в следующем документе: Информация Банка России "О создании в структуре Банка России Службы Банка России по финансовым рынкам". Этим документом, в частности, предусматривается, что межрегиональные управления Службы Банка России по финансовым рынкам образуются на базе существующих региональных отделений ФСФР России и будут располагаться по соответствующим адресам. За Службой Банка России по финансовым рынкам и ее межрегиональными управлениями сохраняются контактные телефоны ФСФР России и ее региональных отделений.

Все начатые ФСФР России и ее региональными отделениями до 1 сентября 2013 г. процедуры, в том числе процедуры лицензирования, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, проведения проверок, рассмотрения жалоб и обращений, будут осуществляться (завершаться) Службой Банка России по финансовым рынкам и ее межрегиональными отделениями на основании документов, которые ранее были представлены в ФСФР России.

Новые полномочия Банка России

Банк России наделяется рядом новых полномочий, что позволит ему выполнять роль регулятора всего российского финансового рынка. До настоящего времени таким регулятором являлась ФСФР России.

По большей части новые полномочия Банка России указаны в новой редакции Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).

Наиболее важные полномочия ФСФР России предусматривались в Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (далее - Положение о ФСФР России).

 В таблице проводится сравнение наиболее значимых полномочий ФСФР России и новых полномочий Банка России, которые ему передаются в соответствии с Законом N 251-ФЗ.

1. Полномочия в области определения единой политики развития российского финансового рынка

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает проект основных направлений развития финансового рынка и обеспечивает выполнение основных направлений развития финансового рынка (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона о Банке России в новой редакции)

Принимала участие в разработке проектов основных направлений развития финансового рынка, проектов федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам ее сферы деятельности (п. 5.2 Положения о ФСФР России)

Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования российского финансового рынка (п. 1.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

У ФСФР России не было таких широких полномочий по формированию единой государственной политики в области функционирования российского финансового рынка

   

Полномочие по принятию нормативных правовых актов по вопросам своего ведения предусматривалось ранее (ст. 7 Закона о Банке России), однако в связи с расширением сфер ведения Банк России сможет принимать правовые акты по большему числу вопросов

Принимала нормативные правовые акты по вопросам своего ведения (п. 5.3 Положения о ФСФР России)

Среди глобальных и масштабных изменений в компетенции Банка России в связи с передачей ему функций единого регулятора российского финансового рынка также следует отметить установление дополнительных целей его деятельности (ст. 3 Закона о Банке России в новой редакции):

- развитие российского финансового рынка;

- обеспечение стабильности российского финансового рынка.

2. Полномочия в области бухгалтерского учета

В области бухгалтерского учета Банк России наделяется большим объемом полномочий по сравнению с тем, который был у ФСФР России в этой сфере.

В настоящее время основные полномочия в сфере государственного регулирования бухгалтерского учета находятся в ведении Минфина России. Изменения в этой части в действующее законодательство еще не вносились, однако для реформирования законодательства о бухгалтерском учете еще есть время. Как установлено в ч. 10 ст. 49 Закона N 251-ФЗ, нормы о полномочиях Банка России в сфере утверждения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций вступают в силу с 1 января 2015 г.

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения (п. 14.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Вместе с Банком России давала согласие Минфину России утверждать акты о введении в действие и прекращении действия МСФО и разъяснений к ним на территории РФ (п. п. 17, 24 Постановления Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.01.2013 N 67), Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 N 1083 "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации")

3. Полномочия в области мониторинга отдельных показателей развития российского финансового рынка

Банк России наделяется широкими полномочиями по регулированию финансовой сферы российской экономики, в частности по обобщению сведений о состоянии дел в сфере его компетенции. Ранее ФСФР России была наделена сходными полномочиями, но только в более узкой сфере регулирования.

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики, публикует соответствующие материалы и статистические данные (п. 18 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Публиковала в печатном органе информационные материалы по правоприменительной практике в установленной сфере деятельности, справочные и иные материалы по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 5.11 Положения о ФСФР России).

Издавала методические материалы и рекомендации по вопросам, отнесенным к ее компетенции (п. 5.14 Положения о ФСФР России).

Обобщала практику применения законодательства в установленной сфере деятельности (п. 5.12 Положения о ФСФР России)

Банк России получил особые полномочия в области учета прямых инвестиций в российскую экономику, которых не было у ФСФР России. Представляется, что наделение Банка России функцией мониторинга этого экономического показателя связано с возложением на него особых полномочий мегарегулятора финансового рынка. Отметим, что ранее учет данного показателя мог осуществляться лишь несколькими регулирующими органами, не отвечающими за всю финансовую сферу российской экономики (Минэкономразвития России, ФСФР России, Минфином России и т.д.).

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Осуществляет официальный статистический учет прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из РФ за рубеж в соответствии с российским законодательством (п. 16.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Сходные полномочия не предусматривались

Самостоятельно формирует статистическую методологию прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из РФ за рубеж, перечень респондентов, утверждает порядок предоставления ими первичных статистических данных о прямых инвестициях, включая формы федерального статистического наблюдения (п. 16.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Сходные полномочия не предусматривались

4. Полномочия в области регулирования деятельности отдельных участников финансового рынка

Объем полномочий Банка России существенно увеличился за счет ряда функций, которые он должен будет выполнять в отношении финансовых некредитных организаций. Термин "некредитные организации" определен в ст. 76.1 Закона о Банке России в новой редакции. К ним относятся многочисленные профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые организации, субъекты страхового дела и т.п.

Таким образом, практически все субъекты финансового рынка оказываются в сфере регулирования Банка России. Законом N 251-ФЗ устранено разделение компетенций в сфере регулирования банковской деятельности. Напомним, что ранее кредитные организации находились в сфере ведения Банка России, тогда как деятельность микрофинансовых организаций, являющихся по своей экономической сути "мини-банками", регулировалась ФСФР России.

То же можно сказать и о страховых организациях, играющих важную роль в функционировании российского финансового рынка. Наряду с банками они являются массовыми участниками финансового рынка, обеспечивают его нормальное функционирование и составляют так называемую инфраструктуру финансового рынка. В связи с этим проведение единой и скоординированной государственной политики в отношении банков и субъектов страхового дела является крайне важной задачей экономической политики. Эта задача не всегда может быть эффективно реализована, если деятельность указанных участников финансового рынка регулируется различными органами. Напомним, что ранее деятельность страховых организаций регулировалась ФСФР России, несмотря на то что участники страхового дела в некоторых случаях неразрывно связаны с банковской сферой, а многие требования законодателя к банкам и страховым организациям очень сходны (к примеру, специальная правоспособность юридических лиц и т.д.).

Часть новых полномочий Банка России в сфере страхования устанавливается не Законом о Банке России. К примеру, некоторые новые полномочия Банка России в сфере страхового надзора вводятся Федеральным законом от 23.07.2013 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а в сфере банковского регулирования - Федеральным законом от 02.07.2013 N 146-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробный комментарий о новеллах, предусмотренных в последнем из указанных нормативных актов, см. в Аналитическом обзоре от 23 июля 2013 года

Кроме того, Банк России наделяется контрольными и надзорными полномочиями в отношении  эмитентов при ведении ими деятельности в сфере финансовых рынков, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В Законе N 251-ФЗ указывается, что контроль и надзор в названных сферах должен осуществляться в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Наделяется всеми ранее находившимися в компетенции ФСФР России  полномочиями в сфере регулирования рынка ценных бумаг:

- регистрация более широкого круга выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг (п. 10 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);

- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований российского законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах (п. 10.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции);

- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (п. 10.2 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Примечание. Однако и ранее по определенным вопросам Банк России мог осуществлять регулирующие функции в этой сфере. Он не имел обширных полномочий в области отношений на рынке ценных бумаг, но ему были предоставлены соответствующие полномочия в той части, которая касалась кредитных организаций

Наделялась широкими полномочиями в сфере рынка ценных бумаг (ст. ст. 42, 44, 44.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг")

Осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций  (п. 9.1 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции), в том числе:

- устанавливает требования к их собственным средствам (капиталу) или чистым активам, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций (ст. 76.4 Закона о Банке России);

- проводит проверки их деятельности, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к указанным организациям иные предусмотренные законодательством меры (ст. 76.5 Закона о Банке России);

- устанавливает обязательные для таких организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами (ст. 76.6 Закона о Банке России);

- ведет базы данных о некредитных финансовых организациях, об их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные, в рамках реализации возложенных на него функций (ст. 76.7 Закона о Банке России) и т.д.

Осуществляла полномочия по контролю и надзору в сфере финансового рынка (п. 5.4 Положения о ФСФР России), в том числе:

- обеспечивала раскрытие информации в соответствии с российским законодательством (п. 5.24 Положения о ФСФР России);

- запрашивала и получала информацию о финансово-хозяйственной деятельности микрофинансовых организаций у различных органов государственного контроля и надзора; обеспечивала соответствие сведений о них в государственном реестре микрофинансовых организаций и ЕГРЮЛ (п. п. 5.6 - 5.10 Положения о ФСФР России);

- размещала на сайте в сети Интернет и публиковала в печатном органе единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информацию о приостановлении, ограничении, возобновлении действия или отзыве лицензии субъектов страхового дела, а также статистические данные об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 5.13 Положения о ФСФР России);

- осуществляла государственное регулирование деятельности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, агентов по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, лиц, осуществляющих ведение реестров владельцев инвестиционных паев, и государственный контроль за указанными видами деятельности  (ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах");

- проводила проверки участников рынка ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н "Об утверждении Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам") и т.д.

Осуществляет контроль за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 18.3 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Осуществляла контроль и надзор за соблюдением требований российского законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (п. 5.4.10.7 Положения о ФСФР России)

Осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (п. 18.4 ст. 4 Закона о Банке России в новой редакции)

Осуществляла защиту прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг (ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ)

Разрабатывает и реализует политику по предотвращению, выявлению конфликтов интересов и управлению  ими (ст. 4.1 Закона о Банке России в новой редакции)

По согласованию с Минфином России принимала нормативные акты, направленные на предупреждение конфликта интересов в отдельных сферах деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (п. п. 5.3.17.6, 5.3.17.9, 5.3.17.10 Положения о ФСФР России)

5. Полномочия в области международного сотрудничества и взаимодействия

В соответствии с Законом N 251-ФЗ в сфере международного сотрудничества Банк России наделен несколько иным объемом полномочий по сравнению с ФСФР России.

Новые полномочия Банка России

Полномочия ФСФР России

Может участвовать в деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах и иных сферах финансового рынка, в том числе участвовать в их капиталах (ст. 9 Закона о Банке России в новой редакции).

Наделяется правом обратиться к иностранному регулятору финансового рынка с запросом о предоставлении информации и (или) документов, в том числе конфиденциальных, включая документы, содержащие сведения, которые составляют банковскую тайну (ст. 51.1 Закона о Банке России в новой редакции)

Взаимодействовала в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (п. 5.22 Положения о ФСФР России)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное