Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 16.09.2013


 

"КонсультантПлюс" представляет новый выпуск диска для студентов "Высшая школа". На диске - материалы для учебы и подготовки к сессии, в том числе современные учебники по праву и финансам. Специально для студентов - возможность скачать мобильное приложение "КонсультантПлюс: Студент". Диск распространяется бесплатно.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 16.09.2013

∙ ЭКОНОМИКА

Комментарий к проекту протокола о внесении изменений в договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 09.09.2013.

 

1. Участники ВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела >>>

1.1. Таможенный представитель >>>

1.2. Другие участники ВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела >>>

 

2. Товарная номенклатура и классификация товаров >>>

 

3. Страна происхождения товаров >>>

 

4. Таможенные платежи >>>

4.1. Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины >>>

4.2. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов >>>

4.3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов >>>

 

5. Таможенный контроль >>>

5.1. Выездная таможенная проверка >>>

5.2. Права и обязанности таможенных органов, а также проверяемых лиц при проведении проверки >>>

 

6. Декларант и таможенное декларирование товаров >>>

6.1. Неполное и периодическое таможенное декларирование товаров >>>

 

7. Выпуск товаров >>>

7.1. Порядок выпуска товаров >>>

7.2. Сроки выпуска товаров >>>

 

8. Таможенные процедуры >>>

8.1. Выпуск для внутреннего потребления >>>

8.2. Таможенная процедура таможенного транзита >>>

8.2.1. Меры обеспечения соблюдения процедуры таможенного транзита >>>

8.2.2. Сроки >>>

8.3. Таможенные процедуры переработки >>>

8.3.1. Таможенная процедура переработки на таможенной территории >>>

8.3.2. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории >>>

8.3.3. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления >>>

8.4. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) >>>

8.4.1. Завершение таможенной процедуры временного ввоза >>>

8.4.2. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов >>>

8.5. Другие таможенные процедуры >>>

 

9. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности >>>

 

10. Особенности перемещения товаров для личного пользования >>>

 

Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) приняла Решение от 09.07.2013 N 151 "О проектах протоколов об изменении и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза". Данным документом ЕЭК одобрила проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года и прекращении действия некоторых международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза.

Приложение к данному проекту Протокола (далее - Проект) содержит множество изменений, которые планируется внести в Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс). Напомним, что Кодекс является неотъемлемой частью Договора о Таможенном кодексе таможенного союза (заключен в г. Минске 27.11.2009, далее - Договор), его нормы имеют прямое действие на территории Таможенного союза (далее - ТС) и преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства ТС. Договор вступил в силу 6 июля 2010 г., в отношении России и Казахстана он начал применяться с 1 июля 2010 г. (см. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48).

ТК ТС разрабатывался в ограниченные сроки, о чем свидетельствуют и технические недочеты документа, и тот факт, что еще до вступления в силу в него были внесены изменения (см. Протокол от 16.04.2010 "О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года"). Однако они были приняты скорее для того, чтобы исключить явные недочеты Кодекса, а не с целью системного улучшения документа. Таким образом, одобренный Коллегией ЕЭК Проект является первым масштабным пересмотром ТК ТС за все время его действия (три года).

Проект содержит поправки ко всем основным разделам ТК ТС. Так, изменения коснулись положений об участниках ВЭД и лицах, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, о классификации товаров, стране происхождения товаров, защитных мерах, об обеспечении уплаты таможенных платежей, о выпуске товаров, таможенных процедурах и мн. др. Изменения носят различный характер, начиная от технических поправок и точечных изменений положений Кодекса до полного пересмотра редакций некоторых статей и наполнения Кодекса новыми нормами.

Кроме того, Проект предусматривает перенос положений (практически в неизменном виде) трех международных соглашений, которые сейчас применяются в ТС, а также положений некоторых Решений Комиссии Таможенного союза. Отдельные нормы национального российского законодательства, в частности Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), планируется "поднять" на уровень Кодекса, в результате чего они будут обязательны не только для России, но и для остальных государств ТС. Таким образом, авторы Проекта идут по пути минимизации отсылочных норм в ТК ТС.

Рассмотрим некоторые изменения, которые содержит Проект.

 

1. Участники ВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

 

1.1. Таможенный представитель

В соответствии с Проектом предлагается внести изменения в п. 1 ст. 12 ТК ТС, согласно которым внутренним законодательством государства - члена ТС может быть предусмотрена возможность наделения статусом таможенного представителя индивидуального предпринимателя. Сейчас ч. 1 ст. 60 Закона однозначно относит к лицам, которые могут быть таможенными представителями, только юрлиц, включенных в реестр таможенных представителей. Таким образом, если Проект будет одобрен и соответствующие поправки будут внесены в национальное российское законодательство, то индивидуальные предприниматели (далее - ИП) смогут претендовать на получение статуса таможенного представителя.

Однако стоит учесть, что такие ИП должны будут отвечать условиям, которые сейчас предусмотрены ст. 13 ТК ТС для юрлиц. Например, им будет необходимо предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем 1 млн евро. Никаких послаблений и льгот для ИП в этой части Проектом не предусмотрено.

Остальные статьи Кодекса, касающиеся таможенного представителя, согласно Проекту приведены в соответствие с новой редакцией п. 1 ст. 12 ТК ТС.

Если Протокол примут в редакции Проекта, то ФТС России будет обязана публиковать реестр таможенных представителей не реже одного раза в месяц, а не как сейчас - не реже одного раза в квартал. Это позволит заинтересованным лицам получать более актуальную информацию об изменениях в этом реестре.

Помимо прочего, очень важным изменением представляется дополнение ст. 16 ТК ТС новым пунктом. В нем перечислены случаи, в которых таможенный представитель не несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей при совершении таможенных операций. К исключениям Проект относит случаи, когда исполнение такой обязанности связано:

- с соблюдением после выпуска товаров требований и условий таможенных процедур, под которые помещены товары;

- с изменением сроков уплаты таможенных пошлин, налогов;

- с пользованием и (или) распоряжением товарами, помещенными под таможенную процедуру с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, а также с выполнением иных условий, исполнение которых после выпуска товаров является обязательным условием предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Сейчас проблема заключается в следующем. Если таможенные платежи не уплачены, то требование об их уплате таможенный орган может направлять одновременно в адрес декларанта и представителя, поскольку они несут солидарную ответственность по уплате таможенных платежей. Однако следует учитывать момент, когда эти платежи доначислены, поскольку согласно ч. 6 ст. 60 Закона солидарную ответственность указанные лица несут только при декларировании товаров и (или) их выпуске. Иными словами, солидарная ответственность таможенного представителя возникает при декларировании товаров и заканчивается, когда товар выпущен.

Если поправки будут приняты в предлагаемом виде, это позволит разрешить существующую на данный момент в правоприменительной практике неопределенность. По данному вопросу в судебной практике встречаются две противоположные позиции. Согласно первой из них цитируемая выше норма не возлагает на таможенного представителя внедоговорной солидарной ответственности с декларантом на уплату таможенных платежей, доначисленных в ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 по делу N А56-61426/2012). Согласно второй позиции требование об уплате таможенных платежей может быть выставлено таможенному представителю и после выпуска товара (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.01.2013 N Ф03-6304/2012 по делу N А51-6696/2012).

 

1.2. Другие участники ВЭД и лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

Проектом также предусмотрены новации и для таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли. Так же как и в случае с таможенным представителем, возможность претендовать на получение статуса одного из перечисленных лиц может появиться у ИП, если это будет предусмотрено национальным законодательством. Сейчас статус, например, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения может получить только юрлицо. Если Протокол примут в редакции Проекта и законодатель решит развить данные нормы во внутреннем законодательстве, потребуется внести изменения в Закон, а также в ряд административных регламентов ФТС России, которые касаются предоставления государственной услуги ведения реестров таких лиц.

Еще один блок поправок также затрагивает указанных лиц и таможенного представителя. Проектом предусмотрена возможность установления на уровне национального законодательства стран ТС других (не перечисленных в ТК ТС) оснований для исключения лиц из соответствующих реестров. Отметим, что в настоящее время перечень таких оснований для каждого лица является закрытым (см. ст. ст. 14, 20, 25, 30, 35 ТК ТС).

Кроме того, для лиц, условием включения которых в соответствующий реестр является отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, дополнительно может быть установлено еще одно условие - отсутствие неисполненной обязанности по уплате специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.

Что касается конкретных изменений, касающихся названных лиц, то Проектом, например, предусмотрено, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита статус перевозчика может подтверждаться с использованием информационных систем и технологий. Соответствующей частью планируется дополнить п. 4 ст. 18 ТК ТС. Напомним, что статус таможенных перевозчиков подтверждается свидетельством о включении в реестр таможенных перевозчиков.

Проект также содержит некоторые изменения и в отношении сравнительно нового для российского таможенного права института уполномоченного экономического оператора (УЭО). Поправка касается предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таким лицом в качестве одного из условий получения статуса УЭО. Согласно действующей редакции Кодекса лицо должно предоставить обеспечение на сумму, эквивалентную 1 млн евро или 150 тыс. евро (льгота для лиц, отвечающих требованиям абз. 2 пп. 1 ст. 39 ТК ТС). Таким образом, внесение большей суммы в настоящее время не представляется возможным. В Проекте предлагается формулировка "не менее одного миллиона" и "не менее ста пятидесяти тысяч" евро соответственно, что позволит уйти от фиксированной суммы и вносить в случае необходимости сумму свыше обозначенных пределов.

Также планируется внести изменение в положения ч. 2 п. 7 ст. 132 ТК ТС о сроках плановых выездных проверок в отношении УЭО. В действующей редакции названной нормы плановые проверки должны проводиться один раз в три года, а Проект предлагает формулировку "не чаще 1 (одного) раза" в три года. Это означает, что обязанность таможенного органа по проведению плановой проверки раз в три года может быть заменена соответствующим дискреционным полномочием.

 

2. Товарная номенклатура и классификация товаров

 

Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) согласно Проекту предлагается полностью закрепить за ЕЭК, соответствующее изменение предусмотрено для п. 4 ст. 51 ТК ТС. Сейчас данным пунктом установлено, что техническое ведение ТН ВЭД осуществляет государственный орган исполнительной власти РФ, уполномоченный в сфере таможенного дела, т.е. ФТС России (см. также Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 295).

Из положений о классификации товаров Проектом может быть изменен п. 3 ст. 52 ТК ТС. В него предполагается внести уточнение, согласно которому в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров как до, так и после их выпуска и принимает решение по классификации товаров по определенной форме. На практике нередко возникают споры о правомерности вынесения решений по классификации товаров после выпуска товаров по фактам неправильной классификации, вероятно в связи с этим было решено уточнить это положение.

Для наглядности представим сравнение редакций данной нормы в виде таблицы.

 
 

 

Часть 1 п. 3 ст. 52 ТК ТС в действующей редакции

 

 

Часть 1 п. 3 ст. 52 ТК ТС в редакции Проекта

 

 

 

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза

 

 

 

В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров как до, так и после их выпуска и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза

 

 

Предполагается, что решения по классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном, принятое таможенным органом страны ТС, будет обязательным при таможенном декларировании товаров не только в этой стране, но и в другом государстве ТС при декларировании таких товаров по процедуре таможенного транзита, перемещаемых в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами. С этой целью ст. 52 ТК ТС может быть дополнена новым пунктом.

В связи с этим подвергся пересмотру и п. 3 ст. 53 ТК ТС, касающийся действия предварительных решений по классификации товаров, принимаемых таможенным органом государства ТС, в котором будет осуществляться выпуск товаров. Действующей редакцией указанного пункта предусмотрено, что предварительное решение является обязательным только при декларировании товаров на территории государства ТС, таможенный орган которого принял предварительное решение. Проект дополняет этот пункт положением о том, что указанное предварительное решение может быть обязательно также на территории другого государства ТС при декларировании по процедуре таможенного транзита товаров в несобранном или разобранном виде (некомплектном или незавершенном), перемещаемых в течение определенного времени одним или несколькими транспортными средствами.

Внесение рассмотренных изменений можно связать с тем, что уполномоченные органы стран ТС могут по-разному подходить к классификации товаров. Прежде всего это касается товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном. Напомним, что существует даже процедура урегулирования таких противоречий. В случае недостижения согласия по вопросу классификации отдельного вида товара уполномоченные органы могут обратиться в ЕЭК с предложением о рассмотрении вопроса по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС. Подробнее об этом см. Положение о порядке принятия Комиссией таможенного союза решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 296.)

 

3. Страна происхождения товаров

 

Планируется внести изменения в п. 1 ст. 61 ТК ТС об исключении из определения понятия сертификата о происхождении товара положения о том, что он однозначно свидетельствует о стране происхождения товаров.

Представим сравнение редакций данной нормы в виде таблицы.

 
 

 

Пункт 1 ст. 61 ТК ТС в действующей редакции

 

 

Пункт 1 ст. 61 ТК ТС в редакции Проекта

 

 

Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров

 

 

Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров

 

 

 

Данное изменение может быть связано с тем, что понятие сертификата о происхождении товара содержится также и в других международных актах, например в Соглашении Правительств государств - участников стран СНГ от 20.11.2009 "О Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств". С учетом предлагаемого положения понятие станет более универсальным. Кроме того, если сертификат оформлен ненадлежащим образом, то его нельзя рассматривать в качестве основания для предоставления преференций и в качестве документа, однозначно свидетельствующего о стране происхождения товаров.

В Проекте также уточняется, в каком случае таможенный орган вправе обратиться с просьбой о проведении проверки сертификата к органу (организации), уполномоченному выдавать и (или) проверять сертификат о происхождении товара. С такой просьбой таможенный орган сможет обратиться при обнаружении признаков того, что представленный сертификат содержит недостоверные сведения.

Также Проектом предусматривается, что в качестве документа, подтверждающего страну происхождения ввозимых товаров, может быть представлена декларация о происхождении товара, а не сертификат. Это будет возможно в случае, если общая стоимость таких товаров, декларируемых в одной товарной партии, не превышает суммы, эквивалентной 5000 долл. США. Если будут обнаружены признаки того, что в такой декларации о происхождении товара заявлены недостоверные сведения о стране происхождения, то таможенный орган может потребовать сертификат о происхождении товара.

 

4. Таможенные платежи

 

4.1. Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины

Помимо введения в понятийный аппарат ТК ТС определения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер Проект планирует дополнить Кодекс отдельной ст. 72.1 ТК ТС, касающейся специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Согласно данной статье указанные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами стран ТС. В настоящее время такие пошлины регулируются в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25.01.2008. По сути, многие положения данного Соглашения планируется просто перенести в ТК ТС с целью сокращения отсылочных норм и придания Кодексу статуса документа прямого действия.

На территории ТС существует обширная практика установления таких пошлин (см., например, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14.05.2013 N 113, Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 856).

Кроме того, в новой статье Кодекса может быть закреплено положение о том, когда возникает обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а когда она прекращается и т.д. Сроки уплаты таких пошлин приравнены к срокам уплаты таможенных пошлин, налогов. Изменение сроков уплаты таких пошлин в форме рассрочки или отсрочки, так же как и сейчас, не предусматривается.

 

4.2. Изменение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов

В Проекте предлагается дополнить Кодекс тремя статьями (ст. ст. 83.1, 83.2, 83.3 ТК ТС), касающимися изменений сроков уплаты таможенных пошлин в форме отсрочки или рассрочки.

Сейчас вопросы изменения сроков уплаты таможенных пошлин регулируются Соглашением об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин (заключено в г. Санкт-Петербурге 21.05.2010, далее - Соглашение). В нем установлены нормы о том, что представляют собой отсрочка и рассрочка, на каких основаниях они могут предоставляться, на какой срок, какие сведения должны быть указаны в заявлении и пр. Положения этого Соглашения предлагается практически без изменений закрепить в ТК ТС. Установление оснований, условий и порядка изменения сроков уплаты налогов планируется оставить на национальном уровне каждого государства ТС (см., например, ст. ст. 133, 134, 135 Закона).

Из нововведений можно отметить положение, согласно которому при выпуске товаров с предоставлением отсрочки сумма таможенных пошлин, в отношении которой предоставлена отсрочка, подлежит уплате не позднее последнего дня срока, на который предоставлена такая отсрочка. Также и в отношении рассрочки уточнено, что каждая из рассроченных сумм подлежит уплате не позднее последнего дня срока, установленного для такой уплаты в соответствующем периоде.

Соглашением предусмотрено, что в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки должны быть указаны причины такого отказа. Однако оставалось неизвестным, что именно может послужить причиной отказа, за исключением, например, неуказания обязательных сведений в заявлении о предоставлении такой льготы. По сути эта норма допускала достаточно широкое толкование. Данный недостаток планируется устранить внесением изменений, содержащихся в Проекте.

В соответствии с Проектом таможенный орган принимает решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, если:

- в распоряжении таможенного органа имеется информация о том, что лицо, претендующее на получение отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате платежей, взимаемых таможенными органами;

- в отношении лица возбуждена процедура банкротства;

- в отношении физлица, являющегося ИП либо руководителем и (или) главным бухгалтером юрлица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами;

- лицо не представило таможенному органу необходимые сведения и документы.

Что касается оснований, условий и порядка изменения сроков уплаты налогов, то Проект оставляет это регулирование на уровне национального законодательства страны ТС, в бюджет которой подлежат уплате налоги. Отметим, что в РФ основания и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов установлены гл. 15 Закона.

Поскольку все основные положения Соглашения планируется закрепить в ТК ТС, то с вступлением Протокола в силу Соглашение прекратит свое действие.

 

4.3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

В качестве одного из наиболее важных изменений в сфере обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов можно выделить следующее. Согласно Проекту планируется предоставить плательщику право обеспечивать уплату таможенных пошлин, налогов несколькими способами по одному обязательству, в связи с чем п. 2 ст. 86 ТК ТС будет дополнен новым абзацем. В настоящее время плательщик вправе выбрать только один из предусмотренных ТК ТС способов обеспечения: денежные средства (деньги), банковская гарантия, поручительство, залог имущества. Если поправка будет внесена в Кодекс, то плательщик сможет предоставить обеспечение по одному обязательству одновременно, например, денежными средствами и залогом имущества.

Кроме того, в соответствии с поправкой к указанному пункту один способ обеспечения может быть заменен другим при соблюдении условия, предусмотренного п. 3 ст. 86 ТК ТС, если на заменяемое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не обращено взыскание. Таким образом, может появиться возможность замены способа обеспечения даже после того, как обеспечение принято таможенным органом. Данная поправка согласуется по смыслу с п. 2 ст. 86 ТК ТС: если способ выбирает плательщик, а не таможенный орган, то почему бы не предоставить ему право замены способа обеспечения?

В связи с рассмотренной поправкой планируется уточнить также п. 3 ст. 86 ТК ТС. Согласно предлагаемой редакции, срок действия предоставляемого обеспечения, в том числе взамен ранее принятого, должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом лицу, обеспечившему исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, требования об исполнении принятых обязательств.

Кроме того, у таможенного представителя может появиться право предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в тех случаях, когда он несет солидарную с представляемым лицом обязанность по их уплате. Сейчас данное право не закреплено в ТК ТС, таможенный представитель может внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, если такое условие содержится непосредственно в договоре с представляемым им лицом. Также данная поправка тесно связана с планируемым изменением ст. 16 ТК ТС, в соответствии с которым будут определены случаи, когда представитель не несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при совершении таможенных операций (см. раздел Таможенный представитель >>>).

 

5. Таможенный контроль

 

Статью 98 ТК ТС предлагается дополнить пунктом, согласно которому таможенные органы смогут запрашивать госорганы, а также иные организации и получать от них сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в порядке, предусмотренном законодательством государств ТС. Сейчас редакцией ст. 98 ТК ТС не установлено право запрашивать у госорганов и получать от них необходимую информацию и документы. Кроме того, новый пункт наделяет таможенные органы правом запрашивать документы и в негосударственных органах и организациях, например испытательных лабораториях или органах сертификации.

Согласно Проекту некоторые полномочия таможенных органов по проведению отдельных форм таможенного контроля и по совершению с ними таможенных операций в местах перемещения товаров через границу, где таможенные органы отсутствуют, могут быть возложены на другие контролирующие госорганы (в РФ таким органом может являться, например, Пограничная служба ФСБ России). Однако это положение коснется только товаров для личного пользования. Данная поправка может быть внесена отдельной частью в п. 1 ст. 95 ТК ТС.

В пп. 4 п. 2 ст. 105 ТК ТС могут быть внесены изменения, касающиеся освобождения от таможенного досмотра личного багажа отдельных лиц государств ТС. По сути в указанный подпункт полностью вошла ст. 2 Соглашения об освобождении от применения таможенными органами государств - членов Таможенного союза определенных форм таможенного контроля (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010), в результате чего были исключены бланкетные нормы. Если Проект будет принят в такой редакции, то с даты вступления в силу Протокола это Соглашение прекратит действовать.

Кроме того, согласно Проекту таможенный орган сможет при проведении таможенного контроля запросить в электронной форме документы и сведения для проверки информации, которая содержится в таможенных документах. Действующая редакция ТК ТС предусматривает исключительно письменную форму.

При необходимости вызова лица для получения объяснений таможенный орган оформляет уведомление в письменной форме. В соответствии с Проектом он сможет не только вручить данное уведомление вызываемому лицу, но и направить ему.

 

5.1. Выездная таможенная проверка

Проектом вносятся значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки (ст. 132 ТК ТС). В частности, планируется закрепить в Кодексе состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Форма такого решения, как и сейчас, будет определяться национальным законодательством стран ТС (см. Приказ ФТС России от 30.12.2010 N 2713).

Также планируется включить в ТК ТС уточняющие положения по организации выездной проверки. В Проекте очень подробно описано, какие сведения должны содержаться в документе, оформленном по результатам выездной таможенной проверки. Напомним, что таким документом является акт выездной таможенной проверки.

Что касается сроков, то Проект предлагает именно в Кодексе (в ч. 3 п. 12 ст. 132) закрепить, что срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать девяти месяцев. Сейчас этот срок регулируется ч. 3 ст. 180 Закона. По общему правилу он не может превышать шести месяцев, а в исключительных случаях может быть увеличен еще на три месяца.

Второй экземпляр акта выездной таможенной проверки должен быть вручен или направлен по почте не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения. Сейчас этот срок может быть короче пяти дней, так как включает и выходные дни.

 

5.2. Права и обязанности таможенных органов, а также проверяемых лиц при проведении проверки

Согласно Проекту планируется существенно расширить права должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки, установленные в ст. 134 ТК ТС. Например, таким должностным лицам предлагается разрешить:

- истребовать от контрагентов проверяемого лица копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым лицом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные выездные таможенные проверки;

- получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица;

- требовать и получать от проверяемого лица в рамках вопросов, подлежащих проверке, необходимые документы (их копии), иную информацию, в том числе в электроном виде, касающуюся его деятельности и имущества.

Поскольку указанные формулировки могут иметь достаточно широкое толкование, то должностные лица таможенных органов получат практически неограниченные полномочия при проведении проверок. Соответствующие подпункты могут появиться в п. 1 ст. 134 ТК ТС.

Что же касается обязанностей, то тут, напротив, изменения не так значительны. Предлагается закрепить в Кодексе положение, согласно которому должностные лица таможенных органов обязаны информировать проверяемое лицо о его правах и обязанностях при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе при проведении таможенной экспертизы, при отборе проб и образцов, предъявлять служебное удостоверение и решение (предписание) о проведении выездной проверки, соблюдать служебную этику.

К правам проверяемого лица планируется отнести право требовать предъявления удостоверения и решения о проведении проверки, присутствовать при ее проведении, получить копию такого решения. В обязанности проверяемого лица может войти также обеспечение проведения инвентаризации, возможности осуществления отбора проб и образцов в случае принятия решения о назначении экспертизы, по требованию дача письменных и устных пояснений по вопросам деятельности проверяемого лица, представление справок, расчетов.

Согласно Проекту банки и другие кредитные организации обязаны по запросу таможенных органов представлять сведения о наличии и номерах банковских счетов организаций, об остатках и о движении денежных средств на них. По сути, банки и кредитные организации и сейчас предоставляют данную информацию (см. Приказ ФТС России от 30.06.2011 N 1388), однако теперь эту обязанность могут закрепить в ТК ТС.

Кроме того, согласно поправке к п. 2 ст. 149 ТК ТС с трех месяцев до трех лет предлагается увеличить срок, в течение которого декларант или собственник реализованного товара может обратиться за возвращением ему средств, полученных от такой реализации. Напомним, что согласно п. 1 ст. 148 ТК ТС товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в ст. 147 ТК ТС, могут быть реализованы. После всех удержаний из этих сумм (таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления, расходов по транспортировке и т.д.) оставшаяся сумма возвращается декларантам, а если декларирование товаров не производилось - собственникам товаров при условии, что они обратятся за этим в таможенные органы. Согласно Проекту указанные лица смогут обратиться в течение трех лет со дня, следующего за днем поступления денежных средств от реализации. Таким образом, данный срок в Проекте приравнивается к общему сроку исковой давности.

 

6. Декларант и таможенное декларирование товаров

 

В Проекте несколько пересмотрено отношение к лицам, которые могут являться декларантами, в связи с чем планируется внести соответствующие изменения в ст. 186 ТК ТС. В частности, декларантами будут считаться филиалы и представительства иностранных компаний, созданные на территории государства ТС, при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд указанных лиц. Таким образом, иностранные организации, имеющие представительства на территории государства ТС, смогут заявлять не только установленные сейчас три процедуры в отношении товаров для нужд таких организаций, но и другие. Кроме того, декларантами также смогут являться и филиалы указанных организаций.

Важное изменение планируется внести в п. 3 ст. 190 ТК ТС: в соответствии с ним наполовину (с двух до одного часа) сокращается время, отведенное таможенному органу на регистрацию или отказ в регистрации таможенной декларации. Время отсчитывается с момента подачи таможенной декларации.

Планируется исключить п. 8 ст. 190 ТК ТС, согласно которому положения п. п. 2 и 3 ст. 190 ТК ТС не применяются при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Напомним, что согласно указанным пунктам таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в течение указанного выше времени, а также фиксирует дату и время подачи декларации. В действующей редакции Кодекса п. 8 ст. 190 противоречит п. 6 ст. 182, которым определено, что транзитная декларация регистрируется таможенным органом.

В обращении в таможенный орган об отзыве декларации в отношении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередач, не обязательно будет указывать их местонахождение. Такую поправку планируется внести в ч. 2 п. 2 ст. 192 ТК ТС. Согласно действующей редакции при отзыве декларации требуется представлять такие сведения, однако зачастую это крайне затруднительно в случае перемещения товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач с применением временного периодического декларирования.

Кроме того, Кодекс планируется дополнить новой ст. 174.1 ТК ТС, касающейся соблюдения запретов и ограничений, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при помещении товаров под таможенную процедуру. Согласно п. 1 данной статьи при помещении товаров под таможенную процедуру соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях, предусмотренных международными договорами стран ТС, решениями ЕЭК и нормативными правовыми актами стран ТС.

 

6.1. Неполное и периодическое таможенное декларирование товаров

В Проекте предлагается урегулировать на уровне Кодекса неполное и периодическое таможенное декларирование товаров. В связи с этим ТК ТС планируется дополнить двумя новыми статьями - 193.1 и 193.2. В настоящее время в России данные вопросы регулируются гл. 24 Закона. Проект не только переносит эти нормы в международный акт, но и, по всей видимости, унифицирует их с национальным законодательством других стран ТС. Отметим некоторые нововведения в сравнении с российским таможенным законодательством.

В частности, при применении неполного декларирования декларант обязан представить недостающие сведения путем внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров. По Закону (ч. 2 ст. 212) срок представления таких сведений для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня регистрации неполной декларации таможенным органом. В соответствии с п. 3 ст. 193.1 ТК ТС в редакции Проекта срок для ввозимых иностранных товаров составит не более 30 календарных дней, а для вывозимых товаров ТС - не более восьми месяцев со дня регистрации таможенным органом неполной декларации.

Одним из условий применения периодического таможенного декларирования товаров является то, что товары регулярно перемещаются через таможенную границу в рамках одной партии в течение периода поставки. Согласно п. 1 ст. 213 Закона этот период поставки не должен превышать 30 календарных дней, а в силу пп. 1 п. 1 ст. 193.2 ТК ТС в редакции Проекта - календарного месяца.

Согласно Проекту периодическое таможенное декларирование производится путем подачи таможенному органу декларации на товары на одну товарную партию до начала заявляемого периода поставки. Таким образом, планируется снять ограничение, установленное п. 8 ст. 213 Закона, в соответствии с которым такая декларация подается не ранее чем за 15 дней до начала заявляемого периода поставки. В Проекте подобный срок не предусмотрен.

 

7. Выпуск товаров

 

7.1. Порядок выпуска товаров

В Проекте предлагается новая редакция п. 4 ст. 195 ТК ТС, регулирующего порядок выпуска товаров. В ней акцент делается на электронное декларирование, поскольку это приоритетная форма декларирования в отличие от письменной формы. Однако новая редакция содержит и положения о порядке выпуска товаров путем проставления таможенным органом соответствующих отметок на поданных в письменном виде декларации и прочих документах. Если учесть, что поправок к п. 3 ст. 179 ТК ТС Проектом не предусмотрено, можно сделать вывод, что законодательство ТС пока не пойдет по пути полного отказа от письменного декларирования в пользу электронного.

Напомним, что п. 3 ст. 179 ТК ТС предусматривает как письменную, так и электронную форму таможенного декларирования. В этой части в некоторую конкуренцию с указанной нормой вступают положения внутреннего российского законодательства, а именно - ч. 1 ст. 204 Закона, согласно которой декларация на товары подается в электронной форме. В соответствии с переходными положениями Закона (ч. 4 ст. 322) до 1 января 2014 г. по выбору декларанта таможенное декларирование производится в письменной или электронной форме с использованием таможенной декларации. Таким образом, российское законодательство предполагает полный переход на электронное декларирование с 1 января 2014 г., тогда как ТК ТС, что усматривается также и из Проекта, допускает подачу таможенной декларации и в письменном виде.

 

7.2. Сроки выпуска товаров

Проект содержит поправки к нормам, отвечающим за сроки выпуска товаров. Так, п. 2 ст. 196 ТК ТС планируется дополнить положением, согласно которому при применении предварительного декларирования можно предъявлять товар не только таможенному органу, который зарегистрировал декларацию, но и другому таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством страны ТС.

Представим сравнение редакций данной нормы в виде таблицы.

 
 

 

Пункт 2 ст. 196 ТК ТС в действующей редакции

 

 

Пункт 2 ст. 196 ТК ТС в редакции Проекта

 

 

При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию

 

 

 

При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 настоящего Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, с учетом возможности его продления в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

 

 

Данная поправка является достаточно прогрессивной, нацеленной на возможность использования технологии удаленного выпуска товаров при предварительном декларировании товаров. Принцип удаленного выпуска достаточно прост. Он предоставляет возможность подать декларацию на товары во внутренний таможенный орган страны, в то время как груз выпускается в таможенном органе, находящемся на границе, и в отношении этого груза проводится таможенный контроль и т.д. Другими словами, можно подать декларацию на один таможенный пост, а декларируемый товар может находиться на другом таможенном посту. Таким образом, при применении предварительного таможенного декларирования выпуск товаров должен будет завершаться в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему декларацию, или иному таможенному органу.

Кроме того, положения ст. 196 ТК ТС приводятся в соответствие с п. 6 ст. 193 ТК ТС, в котором установлено, что товары могут быть предъявлены не только таможенному органу, который зарегистрировал декларацию, но и иному таможенному органу, определенному согласно законодательству государства ТС.

Также ст. 196 ТК ТС предлагается дополнить пунктом, предусматривающим, что сроки выпуска товаров могут быть продолжительнее тех, которые установлены в п. 4 ст. 196 Кодекса, если это требуется для проведения или завершения форм таможенного контроля при назначении таможенной экспертизы. Иными словами, срок может быть еще продлен сверх установленного п. 4 ст. 196 Кодекса, поскольку на практике 10-дневного срока не всегда бывает достаточно для получения заключения таможенного эксперта. Отметим, что срок с учетом такого продления не может быть продолжительнее срока, установленного для проведения таможенной экспертизы (ст. 139 ТК ТС).

Напомним, что отдельные категории товаров могут быть выпущены до подачи таможенной декларации при выполнении ряда условий, одним из которых является предоставление декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и о представлении в установленные сроки необходимых документов, которые должны содержать сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары (ч. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС). Проектом предусматривается возможность предоставлять указанное обязательство и документы в электронном виде.

Согласно Проекту таможенный орган сможет отказывать в выпуске товаров не только в письменной, но и в электронной форме (в случае электронного декларирования). Действующая же редакция ст. 201 ТК ТС предусматривает исключительно письменную форму такого отказа.

 

8. Таможенные процедуры

 

8.1. Выпуск для внутреннего потребления

Проект предусматривает внесение изменений в п. 1 ст. 210 ТК ТС, содержащий перечень условий, при соблюдении которых товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Предлагаемые дополнения касаются главным образом специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Согласно Проекту одним из условий помещения товара под указанную процедуру является также уплата установленных в отношении отдельных видов товаров специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Кроме того, уточнен подпункт, касающийся необходимости представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В редакции Проекта данный подпункт сформулирован следующим образом: "представление документов, подтверждающих соблюдение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины". Данное уточнение потребовалось в связи с тем, что указанные меры могут вводиться не только в виде пошлин, например специальная защитная мера может быть введена посредством установления импортной квоты.

Помимо прочего, одним из условий помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления сейчас является соблюдение запретов и ограничений. В Проекте предлагается подтверждать соблюдение запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 ТК ТС (см. Декларант и таможенное декларирование товаров >>>)

Представим сравнение редакций данной нормы в виде таблицы.

 
 

 

Пункт 1 ст. 210 ТК ТС в действующей редакции

 

 

Пункт 1 ст. 210 ТК ТС в редакции Проекта

 

 

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) соблюдения запретов и ограничений;

3) представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер

 

 

 

Товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий:

1) уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

2) уплата установленных в отношении отдельных видов товаров специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

3) подтверждение соблюдения запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 настоящего Кодекса;

4) представление документов, подтверждающих соблюдение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины

 

 

8.2. Таможенная процедура таможенного транзита

Отметим, что в Проекте переработана ст. 215 ТК ТС. Сейчас она называется "Общие положения о таможенном транзите", в Проекте предлагается "Содержание таможенной процедуры таможенного транзита". Последний вариант выглядит более целесообразным с точки зрения структуры Кодекса и приведения ее к единообразию. Если обратить внимание на первые статьи остальных глав ТК ТС, регулирующих таможенные процедуры, можно увидеть, что в их заглавиях указывается "содержание" определенной таможенной процедуры, а не "общие положения".

Понятие таможенного транзита также может претерпеть изменения. Согласно предлагаемой Проектом редакции при таможенном транзите товары перевозятся без уплаты таможенных пошлин, налогов, в том числе специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

 

8.2.1. Меры обеспечения соблюдения процедуры таможенного транзита

 

Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов

Наиболее важные изменения в отношении таможенного транзита планируется внести в ст. 216 ТК ТС, а именно - дополнить ее двумя пунктами. Согласно п. 5.1 условием помещения под эту процедуру товаров ТС, перемещаемых между таможенными органами через территорию не являющегося членом ТС государства, может стать предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин в соответствии со ст. 217 Кодекса. Такое обеспечение может потребоваться, если в стране ТС, на территории которой они помещаются под процедуру транзита, в отношении товаров установлены ставки ввозных таможенных пошлин. Следует учитывать, что положения п. 2 ст. 217 ТК ТС содержат перечень случаев, когда обеспечение не требуется, например если декларантом выступает таможенный перевозчик или УЭО, товары перемещаются железнодорожным или трубопроводным транспортом или по линиям электропередач.

Кроме того, условием помещения товаров под указанную процедуру может стать предоставление в отношении иностранных товаров обеспечения уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, определенных решениями ЕЭК. Такое предоставление планируется производить в порядке, определенном для обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Указанная поправка вызвала спор между странами ТС. Россия поддерживает позицию Белоруссии, которая заключается в том, что эта поправка необходима, поскольку направлена на устранение правового пробела, связанного с риском неуплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при недоставке товаров. Казахстан настаивает на исключении данной поправки из Проекта. Свою позицию он обосновывает тем, что сейчас не урегулирован вопрос расчета суммы обеспечения таможенных пошлин, налогов с учетом технических характеристик, производителя, необходимости классификации товара и определения страны происхождения товара при помещении товара под процедуру таможенного транзита.

 

Установление маршрута перевозки товаров

В действующей редакции Кодекса маршруту перевозки товаров как способу обеспечения соблюдения процедуры таможенного транзита отведено крайне малое место. По сути, кроме того, что маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений из транспортных (перевозочных) документов и что изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа, больше ничего не указано. В Проекте планируется выделить нормы о маршруте перевозки в отдельную ст. 218.1 ТК ТС. Из предлагаемых Проектом положений становится ясно, в каких случаях маршрут перевозки не будет устанавливаться (например, при перемещении товаров воздушным транспортом). Кроме того, разрешение таможенного органа на изменение перевозчиком маршрута может быть доведено до него в электронном виде. Сейчас предусмотрена только письменная форма.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с установлением, изменением и соблюдением маршрута, будет определяться решением ЕЭК.

 

8.2.2. Сроки

В соответствии с Проектом планируется сократить срок выдачи таможенным органом свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями. Сейчас оно выдается по заявлению заинтересованного лица не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления, согласно Проекту этот срок не может превышать одного рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления при представлении транспортного средства. Другими словами, срок выдачи свидетельства составит два дня со дня регистрации заявления. Такое изменение планируется внести в ч. 3 п. 3 ст. 221 ТК ТС.

Согласно поправкам к ст. 225 ТК ТС, предусмотренным Проектом, для завершения процедуры таможенного транзита таможенному органу назначения должны быть представлены транзитная декларация и другие документы. Сейчас в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, декларация и документы должны быть представлены в течение одного часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение двух часов с момента наступления времени начала работы этого органа. Проектом предлагается увеличить срок и в первом, и во втором случае до трех часов. Кроме того, ст. 225 ТК ТС в редакции Проекта предусматривается возможность представления транзитной декларации и других документов не только перевозчиком, но и другим лицом (декларантом процедуры таможенного транзита).

Проект содержит значительные поправки к п. 5 ст. 225 ТК ТС, касающемуся сроков завершения таможенным органом процедуры таможенного транзита. Согласно данным поправкам таможенный орган назначения будет завершать процедуру в возможно короткие сроки, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации подачи документов, если другое не предусмотрено Кодексом. Сейчас этот срок не должен превышать 24 часов после регистрации соответствующих документов. Кроме того, Проектом предусматривается продление этого срока в случае принятия таможенным органом решения о проведении таможенного досмотра на основе системы управления рисками. Срок может быть продлен на время, необходимое для проведения досмотра, но он не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации подачи документов в соответствии с п. 4 ст. 225 ТК ТС. В настоящее время в ТК ТС никак не учитываются случаи, когда процедура таможенного транзита не может быть завершена в указанный выше срок в связи с тем, что иногда необходимо провести таможенный контроль таких товаров.

Поправка, касающаяся продления срока завершения процедуры таможенного транзита, также вызвала разногласия между странами ТС. Россия считает, что ее необходимо исключить из Проекта, поскольку требуется дополнительная проработка норм в этой части. Другие две страны ТС поддерживают это поправку.

 

8.3. Таможенные процедуры переработки

 

8.3.1. Таможенная процедура переработки на таможенной территории

В настоящее время п. 2 ст. 241 ТК ТС содержит закрытый перечень операций, которые не являются операциями по переработке товаров на таможенной территории. Однако в перечне отсутствуют такие операции, как расфасовка, упаковка и сортировка товаров, при которых товары не теряют своих индивидуальных характеристик. Согласно Проекту планируется устранить этот недочет, соответствующим образом дополнив пп. 1 п. 2 ст. 241 ТК ТС. Также указанный перечень хозяйственных операций планируется сделать открытым, в него могут быть включены операции, предусмотренные решением ЕЭК. Введение данного изменения является целесообразным, поскольку действующий перечень охватывает далеко не все операции, которые не относятся к операциям по переработке, например получение электрической, тепловой энергии, добыча полезных ископаемых. Более того, в некоторых союзных странах на уровне национальных таможенных кодексов (напомним, что такие имеются в Белоруссии и Казахстане) этот перечень уже является открытым (см. пп. 2.5 п. 2 ст. 166 ТК Республики Беларусь). Аналогичные изменения Проектом предусматриваются и в отношении других двух процедур переработки.

Что касается разрешения на переработку, то тут Проектом также предусмотрено существенное изменение. Сейчас в п. 2 ст. 244 ТК ТС установлен перечень сведений, которые должен содержать документ об условиях переработки товаров на таможенной территории. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 244 ТК ТС к ним относятся сведения о наименовании, классификационном коде иностранных товаров и продуктов их переработки в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости. Проектом предлагается дополнить эту норму положением о том, что законодательством стран ТС может быть предусмотрена возможность указания сведений о классификационном коде товаров и продуктов их переработки на уровне товарной позиции ТН ВЭД, а также возможность не указывать сведения о стоимости товаров и продуктов их переработки.

Указанная поправка связана с тем, что более детальная классификация товара, например на уровне товарной субпозиции или подсубпозиции, может приводить к неточностям, поскольку на этапе получения разрешения на переработку не предъявляется сам товар и детально классифицировать его бывает трудно. Таким образом, возможность более широкой классификации товара на уровне товарной позиции представляется оправданной. Поправка, касающаяся сведений о стоимости, также является значимой, поскольку в силу специфики рассматриваемой процедуры не всегда имеется возможность указать точные сведения о стоимости товаров и продуктов их переработки, например в случаях, когда для готовой продукции комплектующие поставляются разными партиями на протяжении определенного времени. Отметим, что по российскому законодательству при отсутствии такой информации можно указать стоимостные диапазоны (ч. 2 ст. 248 Закона). Аналогичная поправка предусмотрена Проектом для таможенной процедуры переработки вне таможенной территории (к пп. 3 п. 2 ст. 257 ТК ТС) и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления (к пп. 3 п. 2 ст. 269 ТК ТС).

Также согласно Проекту пересмотрена ст. 249 ТК ТС, регулирующая завершение таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Изменения главным образом коснулись способов, которыми действие этой процедуры может быть завершено до истечения срока переработки. Указанные способы дополнены еще двумя:

- возобновление таможенной процедуры временного ввоза (допуска), приостановленной в соответствии с п. 3 ст. 281 ТК ТС;

- признание продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, не находящимся под таможенным контролем в соответствии с п. 3 ст. 96 ТК ТС.

Что касается возникновения и прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срока их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, то во всех случаях к этим нормам согласно Проекту добавлена уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

 

8.3.2. Таможенная процедура переработки вне таможенной территории

Согласно Проекту планируется расширить перечень условий, при выполнении которых допускается помещение товаров под процедуру переработки вне таможенной территории. Для этого нужно будет, во-первых, подтвердить соблюдение запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 ТК ТС, во-вторых, предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин в соответствии с гл. 12 ТК ТС. По какой-то причине последнее условие отсутствует в ст. 253 ТК ТС в качестве условия помещения товаров под эту процедуру, тогда как в пп. 3 п. 1 ст. 85 ТК ТС прямо указывается на необходимость его соблюдения. Согласно данной норме исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае помещения товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

В Проекте также предложена новая редакция ст. 259 ТК ТС, которая регулирует замену продуктов переработки иностранными товарами. Напомним, что такая замена допускается эквивалентными иностранными товарами с разрешения таможенного органа, если операцией по переработке является ремонт, а также если товары ТС перемещаются трубопроводным транспортом. Предлагаемая редакция статьи содержит разъяснение термина "эквивалентные иностранные товары". По вопросам порядка и условий замены продуктов переработки эквивалентными иностранными товарами дана отсылка к национальному законодательству. Отметим, что в России такие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1239.

Статья 260 ТК ТС, которая регулирует завершение действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории, также может быть изменена. В частности, согласно данной статье в редакции Проекта в качестве способа завершения этой процедуры до истечения срока переработки товаров (помимо способов, предусмотренных действующей редакцией) предлагается помещение продуктов переработки под процедуру экспорта, если это предусмотрено законодательством стран ТС. Напомним, что ч. 1 ст. 263 Закона предусматривает такой способ завершения процедуры до истечения срока переработки товаров. Исключение составляют случаи, когда по российскому законодательству товары подлежат обязательному обратному ввозу в РФ. Такое исключение также предусмотрено и Проектом, только вместо законодательства РФ указано внутригосударственное законодательство каждой страны ТС.

Кроме того, новые редакции предложены для ст. ст. 262 и 263 ТК ТС, которые регулируют особенности помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и особенности помещения товаров, не подвергшихся операциям по переработке, и продуктов переработки под таможенную процедуру экспорта.

 

8.3.3. Таможенная процедура переработки для внутреннего потребления

Планируется изменить перечень условий помещения товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, дополнив п. 2 ст. 265 ТК ТС следующими подпунктами:

- уплата установленных в отношении отдельных товаров специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

- уплата налогов, если не установлены льготы по их уплате;

- представление документов, подтверждающих соблюдение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, установленных в ином виде, чем соответствующие пошлины;

- подтверждение соблюдения запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 ТК ТС.

Согласно изменениям предлагаемым к внесению в п. 2 ст. 269 ТК ТС, перечень сведений, которые должно содержать разрешение на переработку товаров для внутреннего потребления, может быть дополнен положением о невозможности восстановления продуктов переработки в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Для ст. 273 ТК ТС, регулирующей завершение действия таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления, Проектом предусмотрена новая редакция. В частности, действие рассматриваемой процедуры может быть завершено:

- до истечения срока переработки товаров помещением иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, отходов и остатков, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, под иную таможенную процедуру, за исключением процедуры транзита, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и (или) международными договорами стран ТС;

- признанием продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, отходов и остатков, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, не находящимися под таможенным контролем в соответствии с п. 3 ст. 96 Кодекса.

Также планируется расширить ст. 276 ТК ТС важным дополнением, согласно которому при помещении иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязанность по уплате налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин у декларанта не возникает.

 

8.4. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)

В определение понятия временного ввоза планируется добавить положение о том, что кроме прочего товары под этой процедурой используются и без уплаты специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Товары могут быть помещены под эту процедуру при соблюдении двух условий:

- возможность идентификации товаров, помещаемых под процедуру, при их последующем таможенном декларировании с целью завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска);

- подтверждение соблюдения запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 ТК ТС.

Сейчас п. 1 ст. 278 ТК ТС содержит только первое условие.

 

8.4.1. Завершение таможенной процедуры временного ввоза

Серьезные изменения, касающиеся этой процедуры, планируется внести в положения, регулирующие ее завершение (ст. 281 ТК ТС). Сейчас действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Согласно Проекту планируется добавить еще один случай, когда действие этой процедуры завершается признанием временно ввезенных товаров не находящимися под таможенным контролем в соответствии с п. 3 ст. 96 ТК ТС. Напомним, что речь идет о товарах, в отношении которых признан факт их уничтожения вследствие аварии или, например, действия непреодолимой силы и т.д.

Кроме того, расширен перечень случаев, когда действие этой процедуры может быть завершено до истечения срока временного ввоза. Согласно Проекту действие может быть завершено:

- помещением временно ввезенных товаров под процедуру, за исключением процедуры транзита, если иное не установлено настоящим пунктом, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и (или) международными договорами стран ТС;

- возобновлением действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, приостановленной на основании п. 2 ст. 249 ТК ТС;

- помещением временно ввезенных товаров под процедуру транзита, если временно ввезенные с полным условным освобождением от уплаты пошлин, налогов товары, в отношении которых решением ЕЭК установлены ограничения по их использованию на территории ТС, помещены под эту таможенную процедуру для перевозки с территории страны ТС (таможней которой они были помещены под процедуру временного ввоза) на территорию другого государства ТС.

Что касается второго из указанных случаев, то напомним, что Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории в случае помещения продуктов переработки под таможенные процедуры таможенного склада и временного ввоза установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375.

 

8.4.2. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов

Важные изменения предусмотрены Проектом в отношении полного условного и частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 282 ТК ТС).

Представим сравнение редакций данной нормы в виде таблицы.

 
 

 

Пункты 1 и 3 ст. 282 ТК ТС в действующей редакции

 

 

Пункты 1 и 3 ст. 282 ТК ТС в редакции Проекта

 

 

1. Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) решениями Комиссии таможенного союза.

 

3. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов

 

 

 

1. Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, условия такого освобождения, а также его предельные сроки определяются в соответствии с международными договорами и (или) решениями Комиссии.

 

3. В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов со дня помещения указанных товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) до ее завершения.

В отношении товаров, по которым истек предельный срок полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов со дня, следующего за днем истечения такого предельного срока, до завершения таможенной процедуры временного ввоза (допуска)

 

 

В действующей редакции ТК ТС срок полного условного освобождения включен в условия освобождения, и в случае истечения такого срока частичное освобождение устанавливается за весь период нахождения товаров на таможенной территории, а не после истечения срока полного условного освобождения. В Проекте предлагается внести в п. 1 ст. 282 ТК ТС и п. 3 указанной статьи изменения, согласно которым по истечении срока полного освобождения будет применяться частичное освобождение со дня, следующего за днем истечения такого предельного срока до завершения процедуры временного ввоза, а не со дня помещения товаров под процедуру, как сейчас.

Кроме того, к п. 3 ст. 282 ТК ТС предусмотрена еще одна поправка, согласно которой декларант может самостоятельно обратиться до истечения срока полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в таможенной орган с просьбой заменить его на частичное. Сейчас Кодексом не предусматривается такой добровольный порядок.

При частичном условном освобождении сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под процедуру временного ввоза по выбору декларанта за весь установленный период срока действия этой процедуры или периодически. Таким изменением, в частности, планируется дополнить п. 4 ст. 282 ТК ТС.

 

8.5. Другие таможенные процедуры

В отношении других таможенных процедур Проектом также предусмотрены изменения.

Как и в случае с рассмотренными выше таможенными процедурами, к действующим условиям помещения товаров под ту или иную таможенную процедуру планируется добавить условие о подтверждении соблюдения запретов и ограничений в соответствии с п. 1 ст. 174.1 Кодекса.

Например, точечные изменения планируется внести в положения о процедуре временного вывоза. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 289 ТК ТС действие этой процедуры может быть завершено до истечения срока временного вывоза помещением временно вывезенных товаров под таможенные процедуры экспорта, переработки вне таможенной территории или временного вывоза без фактического их предъявления таможенному органу, если в соответствии с законодательством стран ТС такие товары подлежат обязательному обратному ввозу на территорию ТС. Согласно Проекту планируется исключить возможность завершения действия процедуры помещением временно вывезенных товаров под процедуру временного вывоза без фактического предъявления их таможенному органу.

С целью приведения положений ТК ТС в соответствие с международными договорами ст. 292 Кодекса планируется дополнить новым пунктом. Согласно данному пункту допускается помещение под процедуру реимпорта товаров ТС в целях завершения таможенных процедур свободной таможенной зоны или свободного склада (см., например, п. 8 ст. 17 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны).

Проект содержит и другие изменения, касающиеся таможенных процедур.

 

9. Приостановление выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности

 

Проектом предусмотрено, что на уровне решения ЕЭК должны быть установлены:

- порядок оформления решений о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров;

- порядок оформления уведомления декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о принятых решениях о приостановлении выпуска товаров и о продлении срока приостановления выпуска товаров;

- порядок оформления отмены решения о приостановлении выпуска товаров;

- порядок предоставления декларанту, правообладателю или лицу, представляющему его интересы, информации о товарах, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска.

Соответствующие дополнения планируется внести в ст. ст. 331, 332, 333 ТК ТС. Данные изменения связаны с ведением единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. На момент подготовки материала зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности в едином реестре отсутствовали (http://www.eurasiancommission.org/ru/docs/Pages/intellectual.aspx).

 

10. Особенности перемещения товаров для личного пользования

 

Согласно Проекту предлагается практически целиком перенести в ТК ТС положения Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение о перемещении товаров физлицами). С этой целью планируется полностью пересмотреть редакцию гл. 49 ТК ТС. Однако в Кодекс не предполагается включать положения, которые содержатся в приложениях к указанному Соглашению, например, стоимостные, весовые, количественные нормы ввоза товаров без уплаты таможенных пошлин, налогов, и перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, а также перечень запрещенных или ограниченных к ввозу товаров для личного пользования и т.д.

Все эти нормы, которые сейчас содержатся в приложениях к Соглашению о перемещении товаров физлицами, планируется устанавливать отдельными решениями ЕЭК. Только когда Проект будет одобрен и указанные решения ЕЭК вступят в силу, прекратит свое действие Соглашение о перемещении товаров физлицами и Протокол от 19.10.2011, в соответствии с которым в это Соглашение были внесены изменения и дополнения. С даты вступления в силу изменений, которые содержит Проект, и до вступления в силу соответствующих решений ЕЭК Соглашение о перемещении товаров физлицами будет применяться в части, не противоречащей Договору.

Стоит отметить, что помимо переноса норм из одного международного акта в другой Проектом предлагается принять некоторые положения, касающиеся перемещения товаров физлицами для личного пользования, в измененной редакции. Так, ст. 352 ТК ТС планируется дополнить положением, согласно которому законодательством государства ТС могут быть установлены перечень товаров и количественные критерии в отношении товаров в целях отнесения их к товарам для личного пользования. Это прямо противоречит действующей сейчас редакции п. 3 ст. 352 ТК ТС, согласно которой критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств ТС.

По этой поправке у стран ТС также нет единого мнения. Казахстан считает, что изменение требуется в связи с необходимостью установления количественных критериев на уровне национального законодательства в целях соблюдения конституционных прав граждан. Две другие страны придерживаются мнения о противоречии данной нормы п. 3 ст. 352 ТК ТС.

 

До 1 сентября 2013 г. Проект должен был пройти внутригосударственное согласование в странах ТС, о результатах которого должна была быть проинформирована ЕЭК. С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте ЕЭК (http://www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg=0&ID=4445&print=1).

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное