Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 18.09.2013


Эффективная договорная работа: актуальные вопросы реформы ГК РФ и судебной практики
Семинар в Москве, 14.10.13-18.10.13
Юридический институт "М-Логос"

Программа настоящего семинара составлена с целью концентрированного изложения основных юридических вопросов и актуальных проблем, возникающих при заключении, исполнении и расторжении договоров, в свете современной судебной практики и идущей реформы ГК РФ.
Лекторы: Витрянский В.В., Сарбаш С.В., Маковская А.А., Егоров А.В., Бевзенко Р.С. и др.

Подробнее

Правовые новости. Коротко о важном от 18.09.2013

∙ ЭКОНОМИКА

Проект Федерального закона N 451173-5
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 26.04.2013)

Большинству работодателей могут запретить направлять своих сотрудников работать под управлением и контролем иных лиц

20 сентября 2013 г. Госдума планирует рассмотреть в третьем чтении законопроект, который запрещает работодателям по общему правилу использовать заемный труд (далее - Законопроект). Это означает, что работодатели не смогут направлять своих работников выполнять работы в интересах, под управлением и контролем иных лиц. Данное правило не будет распространяться на работников компании внутри одного холдинга, а также на работников, направленных аккредитованными кадровыми агентствами. Кроме того, планируется запретить заключать гражданско-правовые договоры, фактически регулирующие трудовые отношения.

Если Законопроект будет одобрен, то его положения вступят в силу с 1 июля 2014 г.

Работать под контролем иных лиц сотрудники смогут только в рамках одного холдинга либо по направлению аккредитованных кадровых агентств

Согласно Законопроекту планируется закрепить новый институт - предоставление труда работников (персонала) по соответствующему договору и одновременно установить запрет заемного труда. Предполагается, что такое предоставление будет возможно при соблюдении указанных в Законопроекте ограничений. Так, договор о предоставлении труда работников смогут заключать только аккредитованные частные агентства занятости, а также работодатели-организации, направляющие своих работников на работу в другую компанию, если одна из них осуществляет прямой или косвенный контроль над другой. При заключении подобного договора иными лицами данный договор будет подпадать под понятие заемного труда.

Отметим, что специальная ответственность за предоставление или использование заемного труда Законопроектом не предусмотрена. В случае принятия Законопроекта договор о заемном труде будет ничтожен в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ и не будет влечь правовых последствий ни для сторон договора, ни для работников, направляемых по такому договору. Кроме того, работодателей, заключивших договор о заемном труде, можно будет привлечь к ответственности за нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ). За совершение правонарушения, предусмотренного данной статьей, на работодателей-организации может быть наложен штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. либо их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Представляется, что если Законопроект будет принят, то договоры о заемном труде, заключенные до вступления в силу новых правил, будут действительны и после их вступления в силу (ст. 422 ГК РФ).

В случае принятия Законопроекта на практике может возникнуть вопрос о соотношении договоров, предусматривающих заемный труд, и иных гражданско-правовых договоров, по которым работники одной организации выполняют работы на территории и под контролем другой. Например, такая ситуация может возникнуть, когда по договору подряда выполнение работ сотрудниками подрядчика фактически контролирует заказчик и он же проводит инструктаж. В настоящий момент в судебной практике не сложилось единой позиции о квалификации таких договоров. Подробнее об этом см. Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения >>> Вероятно, при наличии указанных выше условий о выполнении работ под управлением и контролем заказчика в договоре подряда работы по такому договору могут быть признаны заемным трудом.

За заключение гражданских договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, предлагается установить административную ответственность

Разработчики Законопроекта предлагают установить императивный запрет на заключение договоров гражданско-правового характера, регулирующих отношения, которые фактически являются трудовыми. За нарушение данного запрета на работодателей-юрлиц предлагается накладывать административный штраф в размере от 50 до 100 тыс. руб.

Напомним: в соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ, если суд установит, что гражданским договором фактически регулируются трудовые отношения, к ним применяются нормы трудового права. Однако запрета на заключение таких договоров в действующем законодательстве не содержится.

В то же время договоры, заключенные до вступления в силу новых правил, будут действительны и после их вступления в силу (ст. 422 ГК РФ).

Обратим внимание, что в соответствии с позицией Конституционного Суда РФ в случае признания сложившихся отношений трудовыми или гражданско-правовыми суды должны устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, перечисленные в ст. ст. 15 и 56 ТК РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 597-О-О). Согласно данной позиции наличие трудовых отношений может быть подтверждено ссылками на тарифно-квалификационные характеристики работы, должностные инструкции, а также любым документальным или иным указанием на конкретную профессию, специальность, вид поручаемой работы.

Представляется, что в случае принятия Законопроекта суды будут руководствоваться сходными критериями при решении вопроса о привлечении к административной ответственности.

∙ ГОСУДАРСТВО

Проект Федерального закона N 47538-6/6
"О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации"
(ред., подготовленная ГД ФС РФ ко II чтению 10.09.2013)

Стороны смогут оформить сделку в соответствии с нормами права страны, которыми регулируется сделка

17 сентября Госдума приняла во втором чтении проект Федерального закона N 47538-6/6, который содержит ряд существенных изменений, касающихся международного частного права (далее - Законопроект). Данные поправки могут затронуть, например, лиц, совершающих сделки с иностранными гражданами или организациями на территории России либо за границей. В случае принятия Законопроекта новые правила вступят в силу с 1 ноября 2013 г. В материале использован текст Законопроекта ко второму чтению.

В частности, в Законопроекте предлагается изменить подход к определению того, право какой страны применимо к форме сделки. Предполагается, что для соблюдения формы сделки необходимо будет руководствоваться правом страны, которому подчинена сделка. При этом стороны смогут отступить от этого общего правила и оформить ее в соответствии с нормами права страны места совершения сделки. В таком случае негативные последствия для сторон в виде риска признания сделки недействительной из-за несоблюдения ее формы не наступят.

Для указанных положений предусмотрено несколько исключений. Так, планируется установить императивное правило, согласно которому если сама сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежат в России обязательной государственной регистрации, то форма такой сделки подчиняется российскому праву. Если одной из сторон по сделке является потребитель, то он может по своему усмотрению избрать в качестве права, применимого к форме сделки, право страны места своего жительства.

В соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 1209 ГК РФ форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Возможность подчинить ее праву, регулирующему саму сделку, либо праву иной страны в законодательстве отсутствует. При этом сделку, совершенную за границей, нельзя признать недействительной из-за несоблюдения формы, если она отвечает требованиям российского права к форме такой сделки. В случае принятия Законопроекта последнее правило будет распространяться только на ситуации, когда одной из сторон по сделке выступает лицо, чьим личным законом является российское право. Отметим, что данное положение не лишает возможности применить к таким сделкам иные, кроме недействительности, последствия несоблюдения формы сделки.

Также среди новшеств, предлагаемых Законопроектом, можно отметить включение в часть третью Гражданского кодекса РФ новой ст. 1217.1, которая будет регулировать вопросы определения права, подлежащего применению к отношениям представительства. Например, в соответствии с этой нормой будут определены особенности установления применимого права в отношении отдельных видов представительства (представительство в сделке с недвижимостью, представительство в суде, в том числе третейском). Будет установлено, нормами права какой страны регулируются содержание, срок действия доверенности, объем правомочий представителя и др.

Кроме того, Законопроект уточняет положения Гражданского кодекса РФ об определении права, подлежащего применению к обязательствам, которые возникают вследствие недобросовестной конкуренции. Сейчас регулирование этого вопроса ограничивается лишь указанием на то, что к подобным обязательствам применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 1222 ГК РФ).

Согласно рассматриваемому документу для определения применимого права в данном случае может быть принята во внимание не только страна, рынок которой был затронут, но и страна, рынок которой лишь подвергается опасности быть затронутым недобросовестной конкуренцией. Аналогичное правило предполагается установить и для случаев ограничения конкуренции.

Указанные положения планируется сделать императивными: стороны не смогут выбрать применимое право к обязательствам, возникшим вследствие недобросовестной конкуренции или ее ограничения.

Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 N 776
"Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод"

Коммерческие потребители воды, если они осуществляют деятельность не в жилых домах, обязаны сообщать о водопотреблении в течение суток с начала месяца

17 сентября 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ N 776, в соответствии с которым вводятся новые правила коммерческого учета воды и сточных вод (далее - Правила). Применение Правил обязательно для лиц, которые участвуют в правоотношениях, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод. Действие этих Правил не распространяется на отношения по учету воды, подаваемой в многоквартирные дома и жилые дома, а также сточных вод, принимаемых из таких домов.

В Правилах предусмотрен порядок проектирования, ввода в эксплуатацию, ремонта и эксплуатации узлов учета, установлено, в каких случаях плата за водопользование определяется расчетным методом (т.е. не основывается на показаниях приборов учета).

Принятие данных Правил восполнило пробел в правовом регулировании, поскольку старые правила прекратили действовать 14 августа 2013 г. (с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644). В период с 14 августа по 17 сентября 2013 г. отношения по установке и эксплуатации приборов учета регулировались напрямую ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". В ней содержатся общие требования к коммерческому учету воды, однако не уточнены отдельные вопросы такого учета (требования к приборам учета, правила сообщения сведений о показаниях приборов учета и др.).

В соответствии с Правилами обязанность по установке приборов учета возлагается не только на абонентов, но и на организации, осуществляющие транспортировку воды (далее - транзитные организации). Для последних такой обязанности ранее предусмотрено не было. За ее нарушение транзитные организации будут отвечать так же, как и абоненты. Наиболее существенное из возможных последствий нарушения требований по установке приборов учета состоит в том, что для транзитных организаций объем транспортированной воды будет рассчитываться не на основании показаний приборов учета, а расчетным способом.

В Правилах определен срок, в течение которого абонент (транзитная организация) обязан сообщать о показаниях приборов учета в организацию, осуществляющую водоснабжение, водоотведение. Это довольно короткий срок, который равен одним суткам. Сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, должны передаваться абонентом или транзитной организацией до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным, если иной срок не установлен законодательством РФ. Способ уведомления может быть любым - почтовое отправление, телефонограмма, электронное сообщение, но он должен позволять удостовериться, что водоснабжающая организация получила сообщение.

Раньше стороны договоров водоснабжения и водоотведения имели возможность самостоятельно определять срок снятия показаний приборов учета и передачи их в организацию, осуществляющую водоснабжение (водоотведение).

В Правилах установлены последствия неоднократного нарушения сроков представления сведений о показаниях приборов учета. Если абонент или транзитная организация допустит нарушение сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, то количество отпущенной таким лицам воды и принятых у них сточных вод будет определяться не по показаниям приборов, а расчетным способом по методу учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

Это крайне невыгодно для абонентов и транзитных организаций, поскольку при таком расчете предполагается, что устройства и сооружения по приему воды работают круглосуточно на полное сечение и скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду. Объем сточной воды в таком случае принимается равным объему, поданному абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения либо договором с абонентом предусмотрен их прием. В соответствии с Правилами количество поданной воды определяется с помощью расчетного способа и в некоторых других ситуациях: при самовольном присоединении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, при неисправности приборов учета, при отсутствии приборов учета. Однако не во всех случаях в рамках расчетного способа количество воды рассчитывается по методу пропускной способности. Правила определяют случаи применения иных методов:

- расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

- гарантированного объема подачи воды;

- суммирования объемов воды.

Однако ни один из вышеперечисленных методов не может дать большее показание, чем метод пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения.

В старых правилах был предусмотрен только один случай расчета поданной и отведенной воды не в соответствии с приборами учета - если осуществлено самовольное присоединение и самовольное пользование системами водоснабжения и канализации. В таком случае количество поданной воды рассчитывалось по методу учета пропускной способности, а количество принятой воды равнялось количеству переданной.

Проект Федерального закона N 263552-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (ред., подготовленная ГД ФС РФ к I чтению 03.09.2013)

Планируется обязать организации самостоятельно следить за ходом исполнительного производства через сайт ФССП России

10 сентября Госдума приняла в первом чтении законопроект, разработчики которого предлагают существенно изменить правила уведомления судебными приставами-исполнителями организаций и граждан о совершении исполнительных действий и о применении мер принудительного исполнения (далее - Законопроект).

Для юрлиц планируется установить обязанность самостоятельно отслеживать информацию о движении исполнительного производства после того, как это юрлицо надлежащим образом будет уведомлено о его возбуждении.

В настоящее время обязанность информировать участников исполнительного производства о совершении исполнительных действий целиком лежит на судебном приставе-исполнителе. Он направляет извещения лицам, участвующим в исполнительном производстве. Если извещения не доходят до адресата, последний может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя, совершенные без надлежащего уведомления (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 по делу N А43-25498/2011).

Разработчики Законопроекта предлагают изменить данное правило в отношении организаций. Предполагается, что у юрлиц будет возниканть обязанность следить за ходом исполнительного производства после получения хотя бы одного из двух документов, перечисленных в Законопроекте:

- постановления о возбуждении исполнительного производства;

- постановления о замене стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Для того чтобы организации могли узнавать о движении исполнительного производства, судебные приставы-исполнители будут размещать на официальном сайте ФССП России информацию о совершении исполнительных действий и о применении мер принудительного исполнения.

Согласно Законопроекту организация, участвующая в исполнительном производстве, будет нести риск наступления неблагоприятных последствий, если не примет меры по получению информации о движении исполнительного производства. Такой риск будет возникать у организации при наличии одновременно двух обстоятельств:

- указанная информация своевременно размещена в сети Интернет;

- судебный пристав-исполнитель располагает информацией о том, что соответствующая организация надлежащим образом извещена о возбуждении исполнительного производства.

Введение данного правила не снимет с судебных приставов-исполнителей обязанность направлять извещения о ходе исполнительного производства всем его участникам, однако получение или неполучение организациями указанных извещений уже не будет иметь решающего значения для совершения исполнительных действий.

Отметим, что в случае одобрения Законопроекта порядок отслеживания хода исполнительного производства для юрлиц будет приближен к порядку отслеживания производства по делам в арбитражных судах (ч. 6 ст. 121 АПК РФ). Отличия состоят в том, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ обязывает любых участников арбитражного процесса, а не только юрлиц, самостоятельно отслеживать информацию о ходе дела.

В Законопроекте не уточнено, какие "неблагоприятные последствия" могут наступить у лица, не принявшего меры по выяснению информации о движении исполнительного производства. Нет такого разъяснения и в Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Арбитражные суды трактуют положения ч. 6 ст. 121 АПК РФ следующим образом. Если информация о ходе дела своевременно размещена на официальном интернет-сайте суда и участник дела извещен о начавшемся процессе, то суд при рассмотрении жалоб этого участника не принимает его доводы о ненадлежащем извещении о дате, времени и месте совершения судом различных действий (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 24.09.2012 по делу N А40-116323/11-2-792, ФАС Поволжского округа от 25.09.2012 по делу N А57-16396/2008).

Представляется, что согласно Законопроекту неблагоприятные последствия в результате неполучения сведений о каких-либо действиях судебного пристава-исполнителя могут наступить как для должников, так и для лиц, в чью пользу взыскивается задолженность.

В частности, организация может пропустить десятидневный срок обжалования действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, осуществленных в ходе исполнительного производства. Встречаются случаи, когда лица, в чью пользу осуществляется взыскание, узнают о действиях (бездействии) судебных приставов-исполнителей уже по истечении нескольких месяцев после окончания исполнительного производства, например, в результате ознакомления с его материалами.

Сейчас в таких ситуациях суды признают право указанных лиц на обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в течение 10 дней с момента обнаружения (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 12.07.2011 по делу N А57-14758/2010). В случае принятия Законопроекта, вероятнее всего, суды в подобных случаях будут отказывать в удовлетворении жалобы на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей по причине пропуска срока обжалования со ссылкой на норму об обязанности самостоятельно отслеживать ход исполнительного производства.

Таким образом, если Законопроект не претерпит изменений в последующих чтениях и будет одобрен в существующей редакции, то любым участвующим в исполнительном производстве юрлицам следует организовывать работу по мониторингу сайта ФССП России во избежание наступления неблагоприятных последствий.

Ознакомиться с текстом Законопроекта можно на официальном сайте Госдумы.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное