Ответственность саморегулируемых организаций в сфере
строительства по деликтным обязательствам их членов может остаться
субсидиарной
На рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона N 262137-6
"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект). В
соответствии с ним планируется изменить вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
положения об ответственности саморегулируемых организаций в сфере
строительства (далее - СРО) по деликтным обязательствам своих членов.
Напомним, что в настоящее время вред, причиненный вследствие недостатков
работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству, реконструкции
или капитальному ремонту (далее - работы), должно возместить лицо,
выполнившее данные работы. Согласно ст. 55.16 ГрК РФ субсидиарную
ответственность по обязательствам, возникшим в связи с причинением вреда,
несет СРО, выдавшая указанному лицу свидетельство о допуске к
соответствующим работам. Однако при предъявлении требований о возмещении
вреда нередко возникают трудности, в том числе связанные с отсутствием
информации о лицах, выполнивших работы, особенно если к их осуществлению
привлекаются субподрядчики или субсубподрядчики. В судебной практике
существует подход, согласно которому ответственность за причиненный вред
несет генеральный подрядчик (см., например, Определение Московского
городского суда от 02.02.2011 по делу N 33-1334, Апелляционное определение
Верховного суда Республики Татарстан от 10.05.2012 по делу N
33-4211/2012).
С целью решения изложенной проблемы и повышения безопасности эксплуатации
зданий и сооружений принят Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О
внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N
337-ФЗ). С 1 июля 2013 г. должны вступить в силу нормы данного Закона,
согласно которым порядок возмещения вреда, причиненного лицу вследствие
разрушения или повреждения здания (сооружения), изменится. С указанной даты
такой вред будет возмещать собственник здания, застройщик, технический
заказчик или концессионер. Кроме того, в случаях, определенных Законом N
337-ФЗ, данные лица будут выплачивать потерпевшему дополнительную
компенсацию. После выплаты соответствующей суммы они получат право обратного
требования (регресса) к ряду лиц, в том числе к лицу, некачественно
выполнившему работы, и к СРО, выдавшей свидетельство о допуске к таким
работам, в размере возмещения вреда и выплаты дополнительной компенсации.
При этом лица, к которым могут предъявляться регрессные требования, будут
нести не субсидиарную, а солидарную ответственность. Как и в настоящее
время, ответственность СРО будет ограничена выплатой средств в пределах
компенсационного фонда.
Однако, как указывают разработчики законопроекта, привлечение к
солидарной ответственности СРО является необоснованным, поскольку последняя
не может постоянно контролировать соблюдение норм и правил всеми ее членами.
В связи с этим предлагается изменить нормы Закона N 337-ФЗ до вступления в
силу, сохранив в качестве общего правила субсидиарную ответственность СРО по
деликтным обязательствам ее членов. Таким образом, если законопроект будет
принят, то с 1 июля 2013 г. собственник здания (сооружения), застройщик,
технический заказчик или концессионер, возместивший вред потерпевшему,
вправе обратиться с регрессным требованием к организации, некачественно
выполнившей работы. Предъявить требования к СРО как к субсидиарному
ответчику лицо, возместившее вред, сможет только в случае, если основной
должник откажет ему в возмещении соответствующей суммы.
Вместе с тем предполагается, что СРО, ее члены, а также организации,
проводившие экспертизу проектной документации и инженерных изысканий, будут
нести солидарную ответственность за вред, причиненный в результате
разрушения или повреждения многоквартирного дома. В таком случае потерпевший
сможет предъявить требование о возмещении вреда ко всем указанным лицам либо
к одному из них.
Верховный Суд РФ предлагает установить процессуальный
порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан
На рассмотрении Госдумы находится внесенный Верховным Судом РФ проект
Федерального закона N 263730-6 "О внесении изменений в Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект о
поправках в ГПК РФ). Данным документом предложено установить процессуальный
порядок рассмотрения дел о признании гражданина, не являющегося
индивидуальным предпринимателем (далее - гражданин), несостоятельным
(банкротом).
Предполагается, что в случае принятия законопроекта о поправках в ГПК РФ,
его положения начнут действовать со дня вступления в силу изменений и
дополнений в федеральном законодательстве, которые затрагивают процедуры
банкротства граждан. Такие процедуры могут быть установлены, в частности,
после принятия внесенного Правительством РФ проекта Федерального закона N
105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О
несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур,
применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект о
банкротстве граждан). Данным законопроектом регламентирован в том числе
порядок инициирования и рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)
граждан, а также меры, принимаемые для восстановления платежеспособности
должника. Напомним, что в ноябре 2012 г. законопроект о банкротстве граждан
был принят в первом чтении, однако дата его рассмотрения во втором чтении
пока неизвестна.
Разработчики законопроекта о поправках в ГПК РФ предлагают передать дела
о несостоятельности (банкротстве) граждан в ведение суда общей юрисдикции.
Для этого Подраздел IV ГПК РФ будет дополнен новой главой 32.1
"Признание гражданина несостоятельным (банкротом)". Обратим
внимание, что в настоящее время § 1 гл. X Федерального закона от
26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", положения
которого, касающиеся банкротства граждан, пока не вступили в силу,
предусматривает рассмотрение дел о банкротстве граждан арбитражным судом.
Законопроект о банкротстве граждан также предполагает подсудность таких дел
арбитражным судам. В случае принятия законопроекта о поправках в ГПК РФ
названные положения, вероятно, потребуют изменения, однако прямого указания
на это документ не содержит.
В отношении дел о банкротстве граждан суды должны будут руководствоваться
общими правилами особого производства. Так, при наличии спора о праве на
стадии подачи заявления или в ходе рассмотрения дела заявление о признании
гражданина банкротом должно быть оставлено судом без рассмотрения. Таким
образом, по смыслу законопроекта о поправках в ГПК РФ требования,
предъявленные к должнику в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), в
случае наличия спора о праве суд будет рассматривать в рамках отдельного
искового производства.
Дела о банкротстве гражданина будут разбираться по месту жительства
должника. Ситуация, когда оно неизвестно, в проекте не учтена. Вполне
вероятно, что в таком случае можно по аналогии применять нормы ст. 29 ГПК РФ
и подавать заявление в суд по месту нахождения имущества должника или по его
последнему известному месту жительства в РФ.
Согласно законопроекту о поправках в ГПК РФ в заявлении о признании
гражданина банкротом должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие
о неплатежеспособности гражданина. Предусмотренные законодательством
документы, подтверждающие эти обстоятельства, прилагаются к
заявлению.