Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 26.04.2013


Подпишитесь на бесплатную рассылку КонсультантПлюс!

"Горячие" документы"
Ежедневная подборка наиболее важных документов федерального законодательства. Полезная информация - оперативно и достоверно!

Достаточно перейти по ссылке и ввести свой e-mail.

Правовые новости. Коротко о важном от 26.04.2013

∙ ГОСУДАРСТВО

Проект Федерального закона N 262137-6
"О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по деликтным обязательствам их членов может остаться субсидиарной

На рассмотрении Госдумы находится проект Федерального закона N 262137-6 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект). В соответствии с ним планируется изменить вступающие в силу с 1 июля 2013 г. положения об ответственности саморегулируемых организаций в сфере строительства (далее - СРО) по деликтным обязательствам своих членов.

Напомним, что в настоящее время вред, причиненный вследствие недостатков работ по проектированию, инженерным изысканиям, строительству, реконструкции или капитальному ремонту (далее - работы), должно возместить лицо, выполнившее данные работы. Согласно ст. 55.16 ГрК РФ субсидиарную ответственность по обязательствам, возникшим в связи с причинением вреда, несет СРО, выдавшая указанному лицу свидетельство о допуске к соответствующим работам. Однако при предъявлении требований о возмещении вреда нередко возникают трудности, в том числе связанные с отсутствием информации о лицах, выполнивших работы, особенно если к их осуществлению привлекаются субподрядчики или субсубподрядчики. В судебной практике существует подход, согласно которому ответственность за причиненный вред несет генеральный подрядчик (см., например, Определение Московского городского суда от 02.02.2011 по делу N 33-1334, Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 10.05.2012 по делу N 33-4211/2012).

С целью решения изложенной проблемы и повышения безопасности эксплуатации зданий и сооружений принят Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ФЗ). С 1 июля 2013 г. должны вступить в силу нормы данного Закона, согласно которым порядок возмещения вреда, причиненного лицу вследствие разрушения или повреждения здания (сооружения), изменится. С указанной даты такой вред будет возмещать собственник здания, застройщик, технический заказчик или концессионер. Кроме того, в случаях, определенных Законом N 337-ФЗ, данные лица будут выплачивать потерпевшему дополнительную компенсацию. После выплаты соответствующей суммы они получат право обратного требования (регресса) к ряду лиц, в том числе к лицу, некачественно выполнившему работы, и к СРО, выдавшей свидетельство о допуске к таким работам, в размере возмещения вреда и выплаты дополнительной компенсации. При этом лица, к которым могут предъявляться регрессные требования, будут нести не субсидиарную, а солидарную ответственность. Как и в настоящее время, ответственность СРО будет ограничена выплатой средств в пределах компенсационного фонда.

Однако, как указывают разработчики законопроекта, привлечение к солидарной ответственности СРО является необоснованным, поскольку последняя не может постоянно контролировать соблюдение норм и правил всеми ее членами. В связи с этим предлагается изменить нормы Закона N 337-ФЗ до вступления в силу, сохранив в качестве общего правила субсидиарную ответственность СРО по деликтным обязательствам ее членов. Таким образом, если законопроект будет принят, то с 1 июля 2013 г. собственник здания (сооружения), застройщик, технический заказчик или концессионер, возместивший вред потерпевшему, вправе обратиться с регрессным требованием к организации, некачественно выполнившей работы. Предъявить требования к СРО как к субсидиарному ответчику лицо, возместившее вред, сможет только в случае, если основной должник откажет ему в возмещении соответствующей суммы.

Вместе с тем предполагается, что СРО, ее члены, а также организации, проводившие экспертизу проектной документации и инженерных изысканий, будут нести солидарную ответственность за вред, причиненный в результате разрушения или повреждения многоквартирного дома. В таком случае потерпевший сможет предъявить требование о возмещении вреда ко всем указанным лицам либо к одному из них.

Проект Федерального закона N 263730-6
"О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"

Верховный Суд РФ предлагает установить процессуальный порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан

На рассмотрении Госдумы находится внесенный Верховным Судом РФ проект Федерального закона N 263730-6 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект о поправках в ГПК РФ). Данным документом предложено установить процессуальный порядок рассмотрения дел о признании гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем (далее - гражданин), несостоятельным (банкротом).

Предполагается, что в случае принятия законопроекта о поправках в ГПК РФ, его положения начнут действовать со дня вступления в силу изменений и дополнений в федеральном законодательстве, которые затрагивают процедуры банкротства граждан. Такие процедуры могут быть установлены, в частности, после принятия внесенного Правительством РФ проекта Федерального закона N 105976-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" (далее - законопроект о банкротстве граждан). Данным законопроектом регламентирован в том числе порядок инициирования и рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) граждан, а также меры, принимаемые для восстановления платежеспособности должника. Напомним, что в ноябре 2012 г. законопроект о банкротстве граждан был принят в первом чтении, однако дата его рассмотрения во втором чтении пока неизвестна.

Разработчики законопроекта о поправках в ГПК РФ предлагают передать дела о несостоятельности (банкротстве) граждан в ведение суда общей юрисдикции. Для этого Подраздел IV ГПК РФ будет дополнен новой главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)". Обратим внимание, что в настоящее время § 1 гл. X Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", положения которого, касающиеся банкротства граждан, пока не вступили в силу, предусматривает рассмотрение дел о банкротстве граждан арбитражным судом. Законопроект о банкротстве граждан также предполагает подсудность таких дел арбитражным судам. В случае принятия законопроекта о поправках в ГПК РФ названные положения, вероятно, потребуют изменения, однако прямого указания на это документ не содержит.

В отношении дел о банкротстве граждан суды должны будут руководствоваться общими правилами особого производства. Так, при наличии спора о праве на стадии подачи заявления или в ходе рассмотрения дела заявление о признании гражданина банкротом должно быть оставлено судом без рассмотрения. Таким образом, по смыслу законопроекта о поправках в ГПК РФ требования, предъявленные к должнику в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), в случае наличия спора о праве суд будет рассматривать в рамках отдельного искового производства.

Дела о банкротстве гражданина будут разбираться по месту жительства должника. Ситуация, когда оно неизвестно, в проекте не учтена. Вполне вероятно, что в таком случае можно по аналогии применять нормы ст. 29 ГПК РФ и подавать заявление в суд по месту нахождения имущества должника или по его последнему известному месту жительства в РФ.

Согласно законопроекту о поправках в ГПК РФ в заявлении о признании гражданина банкротом должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о неплатежеспособности гражданина. Предусмотренные законодательством документы, подтверждающие эти обстоятельства, прилагаются к заявлению.

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное