КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 09.04.2013
Подпишитесь на бесплатную
рассылку КонсультантПлюс!
"Новое в федеральном законодательстве"
Обзор всех вышедших документов: законов, указов, ведомственных актов.
Полезная информация - оперативно и достоверно!
ФНС России разъяснены вопросы, касающиеся возмещения НДС,
заявленного в уточненной налоговой декларации, поданной по истечении
трехлетнего срока после окончания соответствующего налогового периода
На основании пункта
2 статьи 173 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму
НДС на установленные налоговые вычеты в случае, когда налоговая декларация с
заявленной суммой налога к возмещению подана в пределах трех лет после
окончания налогового периода.
Сообщается, что в случае, если в уточненной налоговой декларации,
представленной за пределами трехлетнего срока, отражены налоговые вычеты в
сумме, заявленной ранее (то есть размер налогового вычета не изменился), то
в целях применения указанной выше нормы
НК РФ считается, что налогоплательщиком соблюден срок заявления сумм НДС к
возмещению.
Данный вывод подтверждается сложившейся арбитражной практикой (постановление
Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.08.2012 по делу
А51-20223/2011, постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.03.2011 по делу
А40-75075/10-142-390).
Размер компенсации не подтвержденных документально
расходов работника, связанных с однодневной командировкой, не подлежащий
налогообложению НДФЛ, ограничен суммой 700 рублей (если командировка на
территории РФ) и 2500 рублей (если командировка за пределами РФ)
Согласно пункту
3 статьи 217 НК РФ компенсационные выплаты работнику в связи с
исполнением им трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных
расходов, не облагаются НДФЛ.
В письме
Минфина России, направленном для использования в работе налоговых органов,
сообщается, что на основании данной нормы только суточные не требуют
документального подтверждения их использования.
Со ссылкой на Постановление
Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 N 4357/12 указано, что все иные
командировочные расходы, компенсируемые работодателем, при отсутствии
документального подтверждения произведенных затрат, могут быть учтены в
доходах, не подлежащих налогообложению НДФЛ, в пределах, установленных абзацем
12 пункта 3 статьи 217 НК РФ: 700 руб. за день командировки на
территории России и 2500 руб. за день нахождения в заграничной
командировке.
ФНС России разъяснен порядок отражения в налоговой
декларации по НДС сумм корректировки налоговой базы в связи с применением
рыночных цен по сделкам между взаимозависимыми лицами
Если в течение налогового периода налогоплательщиком совершались
сделки между взаимозависимыми лицами с применением цен товаров (работ,
услуг), не соответствующих рыночным ценам, результатом чего явилось
занижение сумм налогов, налогоплательщик вправе самостоятельно по истечении
календарного года скорректировать налоговую базу и сумму соответствующего
налога.
Сообщается, что суммы корректировки отражаются в уточненных налоговых
декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение
цен. Сумма корректировки отражается по строкам
010 - 040
раздела 3 налоговой декларации.
Одновременно рекомендуется к декларации приложить пояснительную
записку, в которой следует сообщить сведения о контролируемых сделках, в
отношении которых произведена корректировка налоговой базы и суммы налога
(реквизиты договоров, сведения об участниках сделки и другую значимую
информацию).
Указано также, что сумма недоимки должна быть погашена в срок не
позднее даты уплаты налога на прибыль за соответствующий налоговый период.
При этом отмечено, что за период с даты возникновения недоимки до даты
истечения установленного срока ее погашения пени не начисляются.
Налогоплательщики, утратившие право на применение
упрощенной системы налогообложения на основе патента, вправе перейти на
патентную систему налогообложения, не дожидаясь истечения трехлетнего срока
С 1 января 2013 года утратили силу положения Налогового кодекса
РФ, регулирующие применение индивидуальными предпринимателями упрощенной
системы налогообложения на основе патента. Данными положениями
предусматривалось, в частности, что в случае утраты права на применение этой
системы налогообложения (в том числе при неоплате стоимости патента в
установленный срок), вновь перейти на УСН можно не ранее чем через три года.
Сообщается, что указанные положения не могут распространяться на
правоотношения, возникающие в связи с применением патентной системы
налогообложения.
ФНС России разъяснила какие суммы, полученные по договору
реализации товаров (работ, услуг), увеличивают налоговую базу по НДС
Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой
реализованных товаров (работ, услуг) (ст.
162 НК РФ).
Президиум ВАС РФ в Постановлении
от 05.02.2008 N 11144/07 указал, что суммы неустойки как ответственности за
просрочку исполнения обязательств, полученные от контрагента по договору, не
связаны с оплатой товара в смысле статьи
162 НК РФ, поэтому обложению НДС не подлежат.
Вместе с тем отмечено, что в случае, если полученные продавцами от
покупателей суммы по существу не являются неустойкой, обеспечивающей
исполнение обязательств по договору, а фактически относятся к элементу
ценообразования, то такие суммы увеличивают налоговую базу по НДС.
ФНС России сообщает применяемые при заполнении налоговой
декларации коды операций, освобождаемых с 1 января 2013 года от
налогообложения НДС
С указанной даты вступил в силу подпункт
12.2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в соответствии с которым от
налогообложения НДС освобождены отдельные виды услуг, оказываемых на рынке
ценных бумаг, товарных и валютных биржах.
До внесения необходимых изменений в Порядок
заполнения налоговой декларации в отношении соответствующих операций следует
указывать код 1010290. Отмечено также, что не является ошибкой указание кода
1010200.
Также сообщен код операций, предусмотренных подпунктом
30 пункта 3 статьи 149 НК РФ в редакции Федерального закона от
25.12.2012 N 271-ФЗ (в частности, с 2013 года от налогообложения НДС
освобождены услуги технического заказчика работ по капремонту в
многоквартирных домах). Для отражения соответствующих операций применяется
код 1010263.
Физическим лицам предоставлена возможность оплачивать
налоги через Интернет, не дожидаясь налогового уведомления, по адресу
service.nalog.ru/prepay.do
Данный сервис позволяет налогоплательщикам - физическим лицам
сформировать платежные документы на уплату авансом имущественных налогов,
налогов на доходы физических лиц, а также пеней и штрафов за несвоевременное
предоставление налоговых деклараций по форме
3-НДФЛ.
Для формирования платежного поручения пользователю достаточно выбрать
вид налога, ввести личные данные и адрес объекта налогообложения. Остальные
платежные реквизиты сформируются автоматически.
Сервис позволяет помимо формирования платежного документа
осуществлять оплату в режиме онлайн через один из банков-партнеров,
заключивших соглашение с ФНС России в рамках обмена сведениями о платежах
физических лиц.
Уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по
основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности оставлены без
изменения
Совет директоров Банка России 2 апреля 2013 года принял решение
оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок
по основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и снизить
с 3 апреля 2013 года на 0,25 процентного пункта процентные ставки по
отдельным операциям рефинансирования Банка России на более длительные сроки.
Напомним, что согласно Указанию
Банка России от 13 сентября 2012 года N 2873-У начиная с 14 сентября 2012
года ставка рефинансирования Банка России составляет 8,25 процента годовых.
Сообщается, что следующее заседание Совета директоров Банка России,
на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики,
предполагается провести в первой половине мая 2013 года.
Определены требования, предъявляемые к операторам
таможенных платежей
Установлено, в частности, что юридические лица, ответственные за
поступление на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный
международным договором государств - членов Таможенного союза, денежных
средств, уплаченных с использованием электронных терминалов, платежных
терминалов и банкоматов, а также обеспечивающие надлежащее исполнение
принимаемых на себя обязательств в соответствии с законодательством РФ путем
предоставления банковских гарантий и (или) внесения денежных средств (денег)
на счет Федерального казначейства:
- имеют на праве собственности или ином законном основании
программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий информационную совместимость
с программно-аппаратным комплексом федерального органа исполнительной
власти, уполномоченного в области таможенного дела, и достоверный
информационный обмен в процессе уплаты юридическими и физическими лицами
таможенных платежей, налогов, авансовых платежей, пеней, процентов и штрафов
через электронные терминалы, платежные терминалы и банкоматы;
- имеют лицензии на осуществление следующих видов деятельности:
- предоставляют обеспечение надлежащего исполнения принимаемых на
себя обязательств путем предоставления безотзывных и безусловных банковских
гарантий организаций, включенных в реестр банков, иных кредитных организаций
и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты
таможенных пошлин, налогов, бенефициаром по которым является федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, со
сроком действия не менее одного года, и (или) денежных средств, внесенных на
счет Федерального казначейства, в размере не менее 200 млн. рублей;
- не находятся в процессе ликвидации и не признаются банкротами
решением арбитражного суда с открытием конкурсного производства;
- не имеют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным
обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ.
Также утверждены Правила
организации взаимодействия между операторами таможенных платежей,
плательщиками таможенных пошлин, налогов - юридическими или физическими
лицами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области
таможенного дела.
Правительство РФ определило перечень месторождений нефти,
обладающей особыми физико-химическими характеристиками, вывоз которой
осуществляется с применением особых формул расчета ставок вывозных
таможенных пошлин
В соответствии с Законом
РФ "О таможенном тарифе" Правительство РФ вправе устанавливать особые
формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в отношении
нефти с определенными параметрами вязкости в пластовых условиях, а также
нефти с особыми физико-химическими характеристиками, добытой в определенных
районах Сибири, в Каспийском море, на дне внутренних морских вод,
территориальных вод и на континентальном шельфе Российской Федерации (и
определять перечень соответствующих месторождений).
России предложены три сценария социально-экономического
развития в долгосрочной перспективе - консервативный, инновационный и
целевой (форсированный)
Подготовленный Минэкономразвития России Прогноз долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030
года является одним из основных документов системы стратегического
планирования развития Российской Федерации. Он определяет направления и
ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе.
Сообщается, в частности, что в долгосрочной перспективе развитие
российской экономики будет определяться следующими основными тенденциями:
адаптацией к замедлению роста мировой экономики и спроса на
углеводороды;
усилением зависимости платежного баланса и экономического роста от
притока иностранного капитала и состояния инвестиционного климата;
исчерпанием имеющихся технологических заделов в ряде высоко- и
среднетехнологичных отраслей экономики при усилении потребности в
активизации инновационно-инвестиционной компоненты роста;
необходимостью преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях
(электроэнергетика, транспорт);
начавшимся сокращением населения в трудоспособном возрасте в
сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных
кадров;
усилением конкуренции как на внутренних, так и на внешних рынках при
значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ из-за опережающего
роста заработной платы, энергетических издержек.
С учетом этого основные варианты долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью
реализации следующих ключевых факторов:
степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской
экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других
сферах;
интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и
динамикой производительности труда;
модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитием институтов, определяющих предпринимательскую и
инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;
укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая
вопросы легитимности собственности;
интенсивностью повышения качества человеческого капитала и
формирования среднего класса;
интеграцией евразийского экономического пространства.
В зависимости от степени реализации этих факторов выделяются три
сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе -
консервативный, инновационный и целевой (форсированный).
Консервативный сценарий характеризуется умеренными долгосрочными
темпами роста экономики на основе активной модернизации
топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при
сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и
среднетехнологичных секторах. Модернизация экономики ориентируется в большей
степени на импортные технологии и знания.
Среднегодовые темпы роста ВВП оцениваются на уровне 3,0 - 3,2% в 2013
- 2030 годах. Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные
доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП
уменьшится с 3,8% в 2012 году до 3,6% в 2030 году.
Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной
направленности экономического роста. Сценарий опирается на создание
современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора
высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией
энерго-сырьевого комплекса.
Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий
источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности
человеческого капитала на рубеже 2020 - 2022 годов, что позволяет улучшить
социальные параметры развития.
Среднегодовые темпы роста российской экономики оцениваются на уровне
4,0 - 4,2% в 2013 - 2030 гг., что будет превышать рост мировой экономики и
позволит увеличить долю России в мировом ВВП до 4,3% к 2030 году.
Целевой (форсированный) сценарий разработан на базе инновационного
сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста,
повышенной нормой накопления частного бизнеса, созданием масштабного
несырьевого экспортного сектора и значительным притоком иностранного
капитала.
Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 5,0 - 5,4%, что повышает
вес российской экономики в мировом ВВП до 5,3% мирового ВВП к 2030 году.
Различие сценариев вытекает из внутренних факторов, разной модели
поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения
макроэкономической сбалансированности.
Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время
интересы в российской экономике и не предполагает полномасштабного перехода
к новой модели развития.
Инновационный и форсированный сценарии предполагают значительно более
сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Они связаны с
инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого
капитала с параметрами окупаемости, далеко выходящими за сложившиеся на
рынке среднесрочные пределы. Основные барьеры вызваны дефицитом
конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров как на
уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью
механизмов координации усилий.
Также Прогноз включает в себя положения, характеризующие, в
частности, вопросы развития человеческого капитала и уровня жизни населения,
развития науки, техники и инноваций, производственной инфраструктуры,
агропромышленного комплекса, рассматриваются вопросы территориального
развития, внешнеэкономической деятельности, развития малого
предпринимательства, приводится долгосрочный прогноз параметров развития
бюджетной системы.
Определены показатели, с учетом которых с 1 апреля 2013
года будет осуществлена индексация трудовых пенсий по старости, а также
инвалидности и потери кормильца
Согласно Федеральному закону
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" страховая часть трудовой пенсии
по старости, а также трудовые пенсии по инвалидности и потере кормильца
ежегодно индексируются.
В случае если годовой индекс роста среднемесячной заработной платы в
РФ превысит суммарный коэффициент произведенной индексации размеров
указанных видов пенсий за этот же год, с 1 апреля следующего года
производится дополнительное увеличение их размеров на разницу между годовым
индексом роста среднемесячной заработной платы и указанным коэффициентом.
При этом дополнительное увеличение не должно превышать индекс роста
доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера,
направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий по старости и
трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца. Указанные
индексы ежегодно определяются Правительством РФ.
Так, за 2012 год установлены следующие размеры названных показателей:
- индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ - 1,139;
- индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в расчете на
одного пенсионера, направляемых на выплату указанных пенсий, - 1,101.
Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала
застрахованных лиц в 2012 году установлен в размере 1,101
Расчетный пенсионный капитал представляет собой общую сумму страховых
взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и пенсионные права в
денежном выражении. Данная величина является базой для определения размера
страховой части трудовой пенсии, а также пенсии по инвалидности и трудовой
пенсии по случаю потери кормильца.
С 1 апреля 2013 года страховая часть пенсии по старости,
а также пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца будет
дополнительно увеличена на 3,3 процента
Указанные виды пенсий ежегодно индексируются с учетом инфляции. Кроме
того, в случае если годовой индекс роста среднемесячной зарплаты в России
превысит суммарный коэффициент индексации пенсий за этот же год, то с 1
апреля следующего года размеры пенсий дополнительно увеличиваются на разницу
между этими показателями.
Коэффициент дополнительной индексации в 2013 году определен в размере
1,033 (или 3,3 процента).
С 1 апреля 2013 года социальные пенсии будут
проиндексированы на 1,81 процента
Социальные пенсии ежегодно индексируются с учетом темпов роста
прожиточного минимума пенсионера в РФ за прошедший год. Коэффициент
индексации социальных пенсий определяется Правительством РФ.
С 1 апреля 2013 года коэффициент индексации установлен в размере
1,0181 (или 1,81 процента). В прошлом году коэффициент индексации был
установлен в размере 1,141 (14,1 процента).
Высшее должностное лицо субъекта РФ может избираться не
только гражданами, но и законодательным органом соответствующего субъекта РФ
Президент РФ подписал федеральный закон,
устанавливающий, что конституцией (уставом) или законом субъекта РФ может
быть предусмотрено, что высшее должностное лицо этого субъекта РФ
(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
РФ) избирается депутатами законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта РФ.
Кандидаты на должность высшего должностного лица представляются в
законодательный орган соответствующего субъекта РФ Президентом РФ по
предложениям политических партий, представленных в этом законодательном
органе, а также в Государственной Думе ФС РФ; политические партии до
внесения Президенту РФ предложений о кандидатурах обязаны провести
консультации по этому вопросу с политическими партиями, не представленными в
Госдуме и в законодательном органе субъекта РФ, но имеющими в этом субъекте
РФ свои региональные отделения.
Каждая политическая партия представляет Президенту РФ не более трех
кандидатур, которыми могут являться и члены других партий или беспартийные.
Установлен подробный перечень ограничений для выдвижения кандидатур (в
частности, наличие судимости за тяжкие преступления, факт наложения
административных наказаний за ряд правонарушений); установлен также
подробный перечень сведений о кандидатах, представляемый Президенту РФ, в
том числе о доходах и крупных расходах кандидата. На выдвинутое лицо
возложена обязанность к моменту внесения его кандидатуры Президенту РФ
закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств в
иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской
Федерации, и осуществить отчуждение ценных бумаг иностранных эмитентов.
Из предложенных кандидатур Президент РФ выбирает трех, которых
представляет для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ
в законодательный орган субъекта РФ.
Лица, замещающие государственные должности, должны
представить сведения о своих счетах, ценных бумагах и недвижимости за
рубежом
Установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера за 2012 год необходимо представить
до 1 июля 2013 года.
Указанные сведения включают в себя, в том числе, сведения:
о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных
банках, расположенных за пределами территории РФ;
о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и
акциях иных иностранных эмитентов;
о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ;
об обязательствах имущественного характера за пределами территории
РФ.
К справке о доходах, об имуществе, об обязательствах имущественного
характера, содержащей сведения о счетах (вкладах) и наличных денежных
средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ,
государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях
иных иностранных эмитентов, о недвижимом имуществе, находящемся за пределами
территории РФ, и обязательствах имущественного характера за пределами
территории РФ, представляемой в 2013 году, необходимо приложить справку с
указанием:
фамилии, имени и отчества лица, в отношении которого представляются
эти сведения;
предусмотренных законом оснований получения в собственность
государственных ценных бумаг иностранных государств, облигаций и акций иных
иностранных эмитентов и недвижимого имущества;
источников получения средств, за счет которых приобретены
государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных
иностранных эмитентов и недвижимое имущество (доход по основному месту
работы лица, представляющего сведения, и его супруги (супруга); доход от
иной разрешенной законом деятельности; доход от вкладов в банках и иных
кредитных организациях; накопления за предыдущие годы; наследство; дар;
заем; ипотека; доход от продажи имущества; иные кредитные обязательства;
другое), - в случае их приобретения на возмездной основе.
Также Указом
Президента РФ утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по
направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы,
осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и
сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия
коррупции.
Утверждена форма
справки, в соответствии с которой лица, замещающие государственные должности
РФ, будут отчитываться о своих расходах и об источниках получения средств на
совершение сделок
Установлено, что справка о расходах лица, замещающего государственную
должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению
земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства,
ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах
организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена
указанная сделка, подается, если сумма сделки превышает общий доход лица и
его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению
сделки, вместе со справками о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних
детей.
При осуществлении контроля за расходами проверка достоверности и
полноты сведений о расходах по каждой сделке и об источниках получения
средств, за счет которых совершена указанная сделка, будет осуществляться в
порядке, установленном Федеральным законом
от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным
законом
от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Указами
Президента РФ от 21 сентября 2009 года N
1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной
государственной службы, и федеральными государственными служащими, и
соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному
поведению" и от 21 сентября 2009 года N
1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых
гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской
Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской
Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные
должности Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами
РФ.