КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 10.04.2013
Новые материалы по кадровым вопросам
и трудовым спорам в системе КонсультантПлюс
Специалистам, чья работа связана с кадровыми вопросами, теперь доступно
еще больше информации в системе КонсультантПлюс. В уникальные Путеводители
по кадровой тематике - "Путеводитель по трудовым спорам"
(адресован юристам) и "Путеводитель по кадровым вопросам"
(адресован кадровикам и бухгалтерам) - добавлены новые темы, спорные
ситуации, образцы заполнения форм, ситуации из практики.
Установлены новые значения максимальной платы, которую
держатели реестров владельцев ценных бумаг вправе взимать за совершение
операций в реестре
9 апреля 2013 г. вступил в силу Приказ ФСФР России от 25.12.2012 N
12-111/пз-н "О максимальной плате, взимаемой держателем реестра с
зарегистрированных лиц за проведение в реестре операций, и порядке ее
определения" (далее - Приказ).
В соответствии с Приказом для держателей реестров установлены новые
значения максимальной платы за совершение операций в реестре, указанных в
Приказе.
В настоящее время размеры данной платы и правила ее исчисления также
определены в пп. 10.1 - 10.12 Положения о лицензировании деятельности по
ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного
Постановлением ФКЦБ России от 19.06.1998 N 24 (далее - Положение). Отметим,
что Приказом не отменяются ни Положение в целом, ни отдельные его нормы.
Однако практически за все операции, перечисленные в пп. 10.1 - 10.9
Положения, Приказом установлены иные значения максимально возможной
взимаемой платы.
Полагаем, что в отношении совпадающих операций подлежат применению
нормы Приказа, как более позднего нормативного акта.
В свою очередь, нормы Положения должны применяться в отношении лиц,
на которых действие Приказа не распространяется, а также в отношении видов
операций, не урегулированных Приказом. Так, действие Приказа не
распространяется на следующие категории лиц:
- на держателей реестров - эмитентов;
- на лиц, осуществляющих ведение реестра владельцев инвестиционных
паев;
- на лиц, осуществляющих ведение реестра владельцев ипотечных
сертификатов участия.
В Приказ не вошли нормы, регулирующие максимальную плату за внесение
записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг в результате их
купли-продажи. Согласно Положению регистратор имеет право устанавливать
минимальный размер оплаты совершения указанных операций, который не может
быть более 0.2 минимального размера оплаты труда (сейчас эта сумма
составляет 20 руб.).
Также Приказ не содержит норм, регулирующих плату за конвертацию в
отношении ценных бумаг (пп. 10.6 Положения) и в отношении всего выпуска
ценных бумаг (пп. 10.7 Положения).
Все остальные операции, плата за которые урегулирована Положением
(открытие лицевого счета, блокирование операций по лицевому счету,
предоставление выписки из реестра и др.), в Приказе отражены. Плата за
совершение данных операций выросла в несколько раз: в некоторых случаях в
пять, а в некоторых - в пятьдесят. Например, плата за открытие лицевого
счета ранее составляла 10 руб., а теперь увеличена до 100 руб. для физлиц и
до 500 руб. для юрлиц.
Для ряда операций Приказом установлено правило, согласно которому
максимальная плата за их совершение будет ниже на 50 процентов, если они
проводятся с использованием систем электронного документооборота. К таким
операциям отнесены:
- предоставление выписки из реестра;
- предоставление справки о наличии на счете определенного количества
ценных бумаг;
- выдача по распоряжению зарегистрированного лица уведомления о
проведенной операции;
- предоставление справки об операциях, проведенных по лицевому счету
за период ведения реестра регистратором.
Самый низкий размер (10 процентов от максимального размера оплаты)
предусмотрен для платы за предоставление справки по лицевому счету
номинального держателя в целях проведения сверки в соответствии с
требованиями ст. 8.5 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг", если эта операция осуществляется с помощью электронного
документооборота. С 1 января 2014 г. указанная справка будет предоставляться
бесплатно.
Могут быть изменены основания прекращения права банков на
привлечение денежных средств физлиц во вклады
Правительство РФ внесло в Госдуму проект Федерального закона N 252477-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов
физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - законопроект).
Авторы документа предлагают изменить основания прекращения прав банков на
привлечение денежных средств физлиц во вклады, а также на открытие и ведение
счетов физлиц. Кроме того, планируется уточнить требования, предъявляемые к
банкам для их участия в системе страхования вкладов. Например, в качестве
отдельного требования предлагается установить соблюдение банком порядка
раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих
существенное влияние на решения, которые принимают органы управления данным
банком. Пунктом 6 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации" (далее - Закон N 177-ФЗ) предусмотрено, что соблюдение
банком этого порядка учитывается при оценке его финансовой устойчивости.
Согласно законопроекту отдельным показателем такой устойчивости будет
прозрачность структуры собственности, учитываемая в настоящее время как
показатель оценки качества управления банком.
Напомним, что в соответствии со ст. 48 Закона N 177-ФЗ право на
привлечение денежных средств физлиц во вклады подлежит прекращению по
ходатайству банка, направляемому согласно требованию Банка России в случаях,
исчерпывающий перечень которых установлен ч. 3 и 3.1 указанной статьи.
Разработчики законопроекта планируют изменить данный перечень. Так, права
банков на привлечение средств физлиц во вклады, открытие и ведение их счетов
будут прекращаться, если отчетность банка будет признана недостоверной
неоднократно в течение года, а не по итогам трех месяцев подряд, как
установлено на сегодняшний день.
Для банков, не выполняющих в течение шести месяцев подряд один и тот же
обязательный норматив, планируется установить исключение. Разработчики
законопроекта предлагают не прекращать право банка на осуществление операций
в отношении вкладов и счетов физлиц, если невыполнение норматива вызвано
изменениями методики его расчета в течение шести месяцев, предшествующих
такому невыполнению.
Согласно законопроекту право банка на совершение указанных операций может
прекратиться в следующих случаях:
- оценка показателей прозрачности структуры собственности банка либо
качества управления банком в течение трех месяцев подряд является
неудовлетворительной;
- установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц
информации о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, которые
принимают органы управления банком, не соблюдается в течение трех месяцев
подряд.
Предлагается исключить такое основание для лишения банка соответствующих
прав, как недостаточная финансовая устойчивость. Отметим, что последняя
определяется, в частности, на основании групп показателей собственных
средств, активов (включая показатели, характеризующие качество ссуд), а
также доходности и ликвидности. Следовательно, если законопроект будет
принят, то право банка привлекать во вклады средства физлиц не будет
прекращаться даже при неудовлетворительной оценке этих показателей.
Кроме того, указанные права банка предлагается не прекращать в случае
непрерывного действия запрета на осуществление отдельных операций.
Согласно законопроекту при выявлении оснований для прекращения права
банка на привлечение средств физлиц во вклады Банк России будет обязан
направить ему требование о представлении ходатайства о прекращении прав на
привлечение денежных средств физлиц и на открытие и ведение их счетов, а
также ввести запрет на осуществление банком данных операций. Предполагается,
что запрет будет действовать до дня признания лицензии на привлечение во
вклады денежных средств физлиц, открытие и ведение их банковских счетов
утратившей силу либо до момента отзыва лицензии на осуществление банковских
операций. В соответствии с ч. 3.4 ст. 48 Закона N 177-ФЗ Банк России в
некоторых случаях вправе принимать указанные меры. Разработчики
законопроекта предлагают данную норму исключить, оставив только
соответствующую обязанность.
Планируется установить случай, когда Банк России не будет обязан
проводить тематическую инспекционную проверку в отношении банка,
ходатайствующего о выдаче разрешения на привлечение средств физлиц во
вклады. По мнению авторов законопроекта, такая проверка проводиться не
должна, если подлежащие исследованию вопросы были рассмотрены в рамках
проверок, завершенных не ранее чем за три месяца до представления данного
ходатайства.