КонсультантПлюс: правовые новости Выпуск от 18.04.2013
Новые материалы по кадровым вопросам
и трудовым спорам в системе КонсультантПлюс
Специалистам, чья работа связана с кадровыми вопросами, теперь доступно
еще больше информации в системе КонсультантПлюс. В уникальные Путеводители
по кадровой тематике - "Путеводитель по трудовым спорам"
(адресован юристам) и "Путеводитель по кадровым вопросам"
(адресован кадровикам и бухгалтерам) - добавлены новые темы, спорные
ситуации, образцы заполнения форм, ситуации из практики.
Утверждено Положение о регистрации деклараций о
соответствии продукции требованиям техрегламентов Таможенного союза
15 апреля было опубликовано Решение Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 09.04.2013 N 76 (далее - Решение). Согласно данному документу
утверждено Положение о регистрации деклараций о соответствии продукции
требованиям технических регламентов Таможенного союза (далее -
Положение).
Напомним, что если в отношении продукции принят техрегламент Таможенного
союза (далее - ТС), то перед выпуском в обращение на рынок она должна пройти
процедуру оценки (подтверждения) соответствия требованиям этого
техрегламента. Одной из форм подтверждения безопасности продукции является
декларирование соответствия. Как правило, форма такого подтверждения
определяется в самом техрегламенте ТС, который содержит отдельную статью,
регулирующую эту сферу. Например, согласно ст. 7 технического регламента
Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)
подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) осуществляется в
форме декларирования соответствия по одной из схем, указанных в данном
документе. Принятие декларации о соответствии включает в себя ряд процедур,
одной из которых является регистрация.
Согласно Положению декларация о соответствии, составленная по единой
форме (утв. Решением Коллегии ЕЭК от 25.12.2012 N 293), должна быть
зарегистрирована в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и
зарегистрированных деклараций о соответствии. Регистрацию осуществляют
органы по сертификации, включенные в единый реестр таких органов и
испытательных лабораторий ТС, или уполномоченные органы стран ТС. Заявитель
по своему выбору направляет в один из указанных органов декларацию о
соответствии и перечисленные п. 5 Положения документы.
Заявителями могут выступать зарегистрированные на территории страны ТС
организации или индивидуальные предприниматели, являющиеся изготовителями
или продавцами либо выполняющие функции иностранного изготовителя на
основании договора с ним. В Положении подробным образом регламентирован
порядок рассмотрения органом по сертификации представленных документов и
регистрации деклараций о соответствии, а также указаны основания отказа в
регистрации и прекращения действия декларации о соответствии.
До принятия рассматриваемого Положения единый порядок регистрации
декларации о соответствии продукции техрегламентам ТС отсутствовал. Отметим,
что в России сейчас действует внутригосударственный порядок регистрации
деклараций о соответствии требованиям российских техрегламентов. Он
установлен Приказом Минэкономразвития России от 21.02.2012 N 76. Следует
учитывать, что некоторыми техрегламентами ТС предусмотрено требование о
проведении регистрации декларации о соответствии согласно законодательству
государств - членов ТС (например, технический регламент Таможенного союза
"О безопасности пиротехнических изделий"), а другие - согласно
законодательству ТС (например, технический регламент Таможенного союза
"О безопасности упаковки"). Напомним, что в настоящее время еще не
для всех видов продукции разработаны и вступили в силу техрегламенты ТС,
которые заменили бы обязательные требования, установленные национальным
законодательством стран ТС. В связи с этим в отношении некоторых товаров
по-прежнему действуют внутригосударственные техрегламенты.
Решение вступит в силу 15 мая 2013 г.
∙ ГОСУДАРСТВО
Проект Федерального закона "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Минюст России предлагает упорядочить проведение
интернет-трансляций судебных заседаний
Минюст России разработал проект Федерального закона "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее
- Проект). Цель предложенных поправок - установление во всех процессуальных
кодексах РФ (включая Кодекс РФ об административных правонарушениях)
единообразного регулирования порядка проведения фото- и киносъемки,
видеозаписи судебного заседания, а также его трансляции по радио,
телевидению и в сети Интернет.
Напомним, что в настоящее время фото- и киносъемка, видеозапись и
трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускается с
разрешения суда (ч. 7 ст. 10 ГПК РФ, ч. 7 ст. 11 АПК РФ, ч. 3 ст. 24.3 КоАП
РФ, ч. 5 ст. 241 УПК РФ). Однако действующим процессуальным
законодательством не определено, в каком порядке можно получить разрешение
на проведение съемки, записи или трансляции судебного заседания, а также
каким образом следует их проводить.
Отдельные аспекты осуществления указанных действий разъяснены Пленумом
ВАС РФ в Постановлении от 08.10.2012 N 61 "Об обеспечении гласности в
арбитражном процессе" (далее - Постановление N 61) и Пленумом ВС РФ в
Постановлении от 13.12.2012 N 35 "Об открытости и гласности
судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов" (далее
- Постановление N 35).
Разработчики Проекта предлагают ввести нормы, согласно которым для
проведения съемки, видеозаписи или трансляции судебного заседания
потребуется устное или письменное ходатайство заинтересованных лиц. Исходя
из ч. 1 ст. 41 АПК РФ, лица, участвующие в деле, смогут представлять
ходатайства и в электронном виде. Отметим, что в Проекте не определено,
какие лица могут быть отнесены к категории заинтересованных. Вероятно, к ним
могут относиться не только участвующие в деле, но и иные лица (например,
представители СМИ). Подобные разъяснения были даны Пленумом ВАС РФ в п. 4
Постановления N 61.
В ходатайстве о проведении трансляции судебного заседания необходимо
будет указать наименование СМИ или интернет-портала, посредством которого
будет осуществляться трансляция. Вероятно, данное ходатайство может быть
подано в предварительном судебном заседании или непосредственно в судебном
заседании. Суд будет обязан рассмотреть и разрешить это ходатайство с учетом
мнения сторон. Отметим, что согласно ст. 159 АПК РФ суд обязан разрешить
ходатайство после заслушивания мнений лиц, участвующих в деле.
Проект содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых суд должен
отказать в удовлетворении заявленного ходатайства. К таким случаям
предлагается отнести:
- проведение закрытого заседания;
- обоснованное возражение лица, ссылающегося на необходимость обеспечения
неприкосновенности частной жизни и защиты коммерческой или иной охраняемой
тайны;
- проведение съемки, записи или трансляции, если эта съемка, запись или
трансляция может привести к нарушению фундаментальных прав, свобод и
законных интересов человека.
В соответствии с Проектом суд должен будет вынести мотивированное
определение о разрешении на проведение фото- и киносъемки, видеозаписи,
трансляции судебного заседания. Объем, в котором могут быть осуществлены
такие мероприятия, будет устанавливаться судом.
Предполагается, что для проведения съемки, видеозаписи или трансляции
судебного заседания обязательно наличие в суде технической возможности.
Отметим, что действующим законодательством прямо не предусмотрена
возможность транслировать судебное заседание в сети Интернет. Однако Пленум
ВАС РФ в Постановлении N 61 указал, что по смыслу ч. 7 ст. 11 АПК РФ такая
трансляция допускается с разрешения председательствующего в судебном
заседании судьи. Применительно к гражданскому и уголовному процессу
аналогичные разъяснения были даны Пленумом ВС РФ в Постановлении N 35. Кроме
того, некоторые суды уже обеспечивают трансляции судебных заседаний в сети
Интернет. В случае принятия Проекта возможность транслировать судебные
заседания в Интернете будет установлена на законодательном уровне.
Помимо прочего, Проектом предусмотрена обязанность судов размещать на
своем официальном сайте сообщение о проведении трансляции судебного
заседания в сети Интернет со ссылкой на место ее размещения. Также
предполагается, что в сети Интернет будет размещаться протокол судебного
заседания (в том числе в форме аудиозаписи). Отметим, что Проект не содержит
положений, регулирующих сроки, в которые суд обязан размещать данные
материалы.
Разработчики Проекта предлагают отказаться от законодательного
закрепления права лиц, присутствующих в судебном заседании, делать заметки
по ходу судебного заседания и фиксировать его с помощью средств звукозаписи
без соответствующего разрешения суда. Это право планируется сохранить лишь в
Кодексе РФ об административных правонарушениях. Можно предположить, что если
Проект будет принят в существующей редакции, то для совершения указанных
действий, вероятно, также придется получать разрешение суда.
С текстом
Проекта можно ознакомиться на Едином портале раскрытия информации о
разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных
правовых актов и результатах их общественного обсуждения.