КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 17.03.2016
Таможня 2016: актуальные правовые вопросы ВЭД
Среди ключевых вопросов конференции - развитие интеграционных процессов в СНГ, их влияние на бизнес в России, изменения таможенного законодательства Таможенного союза, электронное декларирование и ведение единого лицевого счета, комплексная модель таможенного контроля и другие.
Планируется утвердить формы реестров счетов-фактур, выставляемых при совершении операций с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, а также авиационным керосином
С 1 января 2015 года в перечень подакцизных товаров включены бензол, параксилол и ортоксилол, а также авиационный керосин.
В целях реализации права плательщиков акцизов на получение вычетов предлагается утвердить новые формы реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы.
Проект приказа содержит обновленные формы реестров счетов-фактур, выставляемых при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом и прямогонным бензином, а также новые формы:
реестров счетов-фактур, выставленных лицами, имеющими свидетельство на переработку прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом, налогоплательщику (собственнику прямогонного бензина), имеющему свидетельство на производство прямогонного бензина и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
реестров счетов фактур, выставленных поставщиками бензола, параксилола или ортоксилола налогоплательщику, имеющему свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с бензолом, параксилолом или ортоксилолом;
реестров счетов-фактур, выставленных российскими поставщиками авиационного керосина налогоплательщику, включенному в Реестр эксплуатантов гражданской авиации РФ и имеющему сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Проектом предусмотрены также новые требования к порядку заполнения реестров счетов-фактур и их представлению в налоговые органы.
Форму расчета 4-ФСС предлагается дополнить таблицей для заполнения страхователями, которые направляют свой персонал для работы в других организациях или у ИП
Согласно проекту приказа в приложении 1 раздела II формы расчета появится таблица 6.1 для отражения сведений необходимых для исчисления страховых взносов на ОСС в отношении таких работников.
В таблице указываются следующие сведения: о принимающих юрлицах и ИП (регистрационный номер в ФСС РФ, ИНН, ОКВЭД); общая численность предоставленных работников по каждому ЮЛ и ИП; сведения о произведенных им выплатах и применяемых страховых тарифах.
Минздравом России утверждена новая процедура
проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Утверждены порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), форма акта медицинского освидетельствования, а также форма журнала регистрации медицинских освидетельствований.
Освидетельствование проводится в том числе в отношении:
лица, которое управляет транспортным средством;
лица, совершившего административное правонарушение;
работника, появившегося на работе с признаками опьянения;
несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения.
Медицинское освидетельствование включает в себя осмотры врачами-специалистами, инструментальное и лабораторные исследования, а именно: осмотр врачом-специалистом (фельдшером), исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, определение наличия психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в моче, исследование уровня психоактивных веществ в крови. Регламентирован порядок проведения освидетельствования и оформления его результатов.
Форма акта медицинского освидетельствования вводится в действие с 1 июня 2016 года. С этой же даты признана утратившей силу учетная форма N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством".
Кроме того, признаны утратившими силу утвержденные Приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308:
Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у;
Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование;
Требования к передвижному пункту (автомобилю) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами.
Верховным Судом РФ
обобщена практика рассмотрения дел о защите конкуренции, а также об административных правонарушениях в области антимонопольного законодательства
Установлено, в частности, следующее:
акт проверки, составленный антимонопольным органом, закрепляя результат ее проведения, сам по себе не порождает прав и обязанностей лица, поскольку не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства, не содержит обязательного для исполнения требования, а лишь фиксирует признаки выявленных нарушений, в связи с чем не подлежит оспариванию в судебном порядке;
решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит обжалованию только в арбитражном суде;
управляющая организация не может быть признана занимающей доминирующее положение на рынке оказания услуг по управлению многоквартирным домом в отношении лиц, с которыми заключен договор управления многоквартирным домом, лишь по причине заключения данного договора;
включение в положение о закупке условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, нарушает положение статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции";
под доходом, подлежащим взысканию в федеральный бюджет с лица, чьи действия (бездействия) признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, следует понимать доход, полученный от таких противоправных действий (бездействия);
предписание антимонопольного органа, обязывающее хозяйствующего субъекта провести открытый конкурс (аукцион) на право заключения договора, незаконно, поскольку является вмешательством в хозяйственную деятельность организации.
Верховным Судом
РФ проведено обобщение судебной практики по вопросам, связанным с разрешением споров о защите избирательных прав и правом граждан РФ на участие в референдуме
Сообщается, что в производстве Судебной коллегии по административным делам ВС РФ находились следующие категории дел:
об отмене регистрации кандидата;
об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов;
об отмене регистрации списка кандидатов;
об отмене решения избирательной комиссии.
По итогам рассмотрения указанной категории дел отмечается, в частности, следующее:
неуказание сведений о судимости является основанием для отказа в регистрации кандидата;
обязанность уведомления избирательной комиссии о наличии судимости возникает у кандидата после вступления в законную силу постановленного в отношении его приговора суда и сохраняется вплоть до дня голосования;
непредставление имеющихся подтверждающих документов о роде занятий влечет отказ в регистрации кандидата;
ненадлежащее оформление сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей за пределами территории РФ влечет отмену решения о регистрации кандидата;
регистрация кандидата не может быть отменена по основанию неоднократного использования им своего служебного положения, если не подтвержден факт такого использования;
несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными;
нарушение избирательной комиссией порядка принятия ее решений при регистрации кандидата может являться основанием для отмены решения о регистрации кандидата;
размещение в агитационных материалах изображений и фотографий безусловно не свидетельствует о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности;
проведение кандидатом публичных мероприятий - встреч с избирателями и лекций, в ходе которых соблюдаются требования избирательного законодательства, не может быть расценено как подкуп избирателей;
пропуск установленного законом срока для обжалования в суд решения избирательной комиссии влечет отказ в удовлетворении заявления без рассмотрения требований по существу.
Верховный Суд РФ признал не действующими с 1 января 2016 года отдельные положения письма Росприроднадзора "О плате за размещение отходов"
Верховный Суд РФ указал, в частности, следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 января 2016 года, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы
загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ дополнен статьей 16.1, введенной в действие с 1 января 2016 года
Согласно указанной норме плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную
деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовывались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с
твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1).
По смыслу приведенного предписания обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы, за исключением твердых коммунальных отходов; региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по их размещению. При этом от исполнения подобной
обязанности освобождены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
В отличие от названных законоположений оспариваемые второй, седьмой, восьмой и тринадцатый абзацы Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года N ВК-06-01-36/7676 "О плате за размещение отходов" определяют в качестве плательщиков данного публично-правового платежа только собственников отходов, не делают исключения в исполнении такой обязанности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV
категории; не выделяют из числа отходов твердые коммунальные отходы; разъясняя, что платным является само негативное воздействие на окружающую среду, а не хозяйственная деятельность, исключают из числа плательщиков специализированные организации - региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Анализ указанного Письма позволяет сделать вывод о том, что оно, формально не являясь нормативным правовым актом, фактически в оспариваемых абзацах содержит нормативные предписания, рассчитанные на многократное применение, которые приобретают обязательный характер для неограниченного круга лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за размещение отходов, через правоприменительную деятельность территориальных органов Росприроднадзора.
Таким образом, абзацы второй, седьмой, восьмой и тринадцатый Письма Росприроднадзора от 3 июня 2013 года N ВК-06-01-36/7676 "О плате за размещение отходов" противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что влечет признание их не действующими со дня вступления в силу изменений, внесенных в нормативное правовое регулирование правоотношений, возникающих в связи с взиманием платы за негативное воздействие на окружающую среду, а именно с 1 января 2016 года.
Расчет размера средств пенсионных накоплений в НПФ, осуществляющем обязательное
пенсионное страхование, производится в соответствии с новым порядком
Новый порядок заменит собой ранее применявшийся порядок, предусмотренный Указанием Банка России от 09.07.2015 N 3720-У "О порядке расчета размера средств пенсионных накоплений".
пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионном счете по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с НПФ;
пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионном счете по состоянию на 31 декабря года по истечении пяти лет с даты, по состоянию на которую были отражены средства пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 1 статьи 36.2-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";
пенсионных накоплений, подлежащих отражению на пенсионном счете по состоянию на 31 декабря года по истечении каждых пяти лет с даты, по состоянию на которую были отражены средства пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 2 статьи 36.2-1 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах";
пенсионных накоплений, отражающий результат их инвестирования по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году удовлетворения заявления застрахованного лица о переходе (заявления застрахованного лица о досрочном переходе);
пенсионных накоплений, отражающий результат их инвестирования по состоянию на дату назначения накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты.
До сведения кредитных организаций доведена информация о методике и моделях, используемых Банком России при определении величины национальной антициклической надбавки
Национальная антициклическая надбавка участвует в расчете антициклической надбавки к нормативам достаточности капитала банков, введенной Банком России с 1 января 2016 года.
В качестве основного индикатора определения величины национальной антициклической надбавки Банк России предполагает использовать кредитный гэп - разницу между отношением объема кредитного предложения к ВВП и долгосрочным трендом этого отношения, определенным в соответствии с методикой, предложенной Базельским комитетом по банковскому надзору.
Для оценки долгосрочного тренда кредитного гэпа Банк России также предполагает использовать вспомогательные модели, такие как: модель долгосрочного равновесного уровня кредитования, модель оценки длины кредитного цикла, модель факторов спроса и предложения кредита.
Решение по установлению национальной антициклической надбавки будет публиковаться на сайте Банка России в диапазоне от 6 до 12 месяцев до даты введения нового значения национальной антициклической надбавки, в зависимости от динамики индикаторов, принимаемых во внимание при ее установлении.
Российские банки и "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" должны подать заявки на получение субсидий для возмещения недополученных доходов, связанных с выдачей субсидируемой ипотеки, до конца марта 2016 года
С 1 марта 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.02.2016 N 150, согласно которому период выдачи ипотечных кредитов с субсидированной процентной ставкой продлен до 1 января 2017 года. Ранее было предусмотрено, что такой период закончится 1 марта 2016 года.
В связи с этим, российские кредитные организации и "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" вправе предоставить в Минфин России заявку на предоставление субсидии с приложением необходимых документов в течение 30 дней со дня вступления в силу указанного постановления.
В случае непредставления необходимых документов в течение установленного срока субсидии по кредитам, выданным с 1 марта 2016 года российскими кредитными организациями и "АИЖК", не предоставляются.
Автовокзалы и автостанции станут более комфортными
Обновлены требования к оборудованию автовокзалов и автостанций. Требования обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании. Установлено, что на территории автостанции должны размещаться билетная касса и автоматы для продажи билетов (с 1 июля 2017 года), зал ожидания (с 1 июля 2017 года), туалет, здравпункт (с 1 июля 2017 года), комната отдыха водителей с местами
для сидения (с 1 июля 2017 года). На территории автовокзала помимо помещений, обязательных для размещения на территории автостанции, также размещаются комната матери и ребенка, камера хранения вещей или места для хранения вещей (с 1 июля 2017 года), пункт общественного питания, зал ожидания. В здании и (или) на территории автовокзала могут размещаться и иные объекты, при условии выполнения требований, предусмотренных приложением к настоящим Правилам.
Кроме того, установлены требования к перронам (площадкам) для посадки (высадки) пассажиров, площадкам для стоянки автобусов, техническим средствам организации дорожного движения для транспортных средств и пассажиров. На территории автовокзала (автостанции) должны обеспечиваться условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом) и иных услуг наравне с другими пассажирами.
Признается утратившим силу Приказ Минтранса России от 1 ноября 2010 года N 234, которым были утверждены требования к оборудованию автовокзалов.
Минздравом России утверждены
квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием
Требования содержат необходимые уровни профессионального образования и дополнительного образования, а также соответсвующие наименования должностей по различным медицинским и фармацевтическим специальностям.
Регламентирован порядок осуществления государственной регистрации сделок, предусматривающих использование единых технологий гражданского назначения на территориях иностранных государств
Заявление о государственной регистрации сделки подается лицами, обладающими правом на единую технологию. Ведение дел в Роспатенте может осуществляться лично, через патентного поверенного или иного представителя. Результатом предоставления государственной услуги является государственная регистрация сделки, внесение в соответствующий реестр сведений о государственной регистрации сделки либо отказ в осуществлении государственной регистрации сделки.
Регламентом установлены, в частности:
- срок предоставления государственной услуги (как правило, 58 рабочих дней со дня поступления в Роспатент документов;
- исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов;
- исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;
- порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения;
- порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок качества и полноты оказания государственной услуги;
- ответственность должностных лиц Роспатента за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе предоставления государственной услуги;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) Роспатента и его должностных лиц.
В приложении приведены форма заявления о государственной регистрации заключенной сделки, предусматривающей использование единой технологии гражданского назначения за пределами РФ; форма заявления о государственной регистрации изменений зарегистрированной сделки, предусматривающей использование единой технологии гражданского назначения за пределами РФ; форма заявления о государственной регистрации расторжения зарегистрированной сделки, предусматривающей использование единой технологии гражданского
назначения за пределами РФ.