КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 01.03.2016
XVI Форум по интеллектуальной собственности
Форум посвящен последним изменениям законодательства о конкуренции (4-й "антимонопольный пакет"). В программе форума – обсуждение практических стратегий защиты средств индивидуализации, охраны авторских прав, защиты аудиовизуальных произведений и многое другое.
Утверждены форма и порядок направления ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которым заключен государственный или муниципальный контракт либо которым
выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.
Приказом установлено, что отчет об осуществлении перевозок должен представляться ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В таком отчете должны указываться, в частности:
наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), представляющего отчет;
количество рейсов в соответствии с установленным расписанием;
количество фактически выполненных рейсов;
сведения о невыполненных рейсах.
Кроме того, в документе представлены рекомендации по заполнению граф утвержденной формы.
С 1 марта 2016 года снижен коэффициент к плате, взимаемой с большегрузов,
и пересмотрен порядок ее индексации
Установлено, что к размеру платы (3,73 рубля на километр пути) применяется коэффициент 0,41.
Ранее было предусмотрено, что коэффициент 0,41 к плате применяется до 29 февраля 2016 года включительно, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно его размер составит 0,82.
Кроме того, по 30 июня 2017 года к размеру платы ежегодная индексация в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен не применяется, а с 1 июля 2017 года к указанному размеру платы ежегодная индексация применяется исходя из фактического изменения с 15 ноября 2015 года индекса потребительских цен.
Постановление вступило в силу с 1 марта 2016 года.
Поддержка уровня жизни и благосостояния
российских граждан, выполнение социальных обязательств государства остаются приоритетными направлениями деятельности Правительства РФ в 2016 году
Утвержден План действий Правительства РФ, призванных обеспечить стабильное социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2016 году.
Планом предусмотрены также меры, направленные в том числе на недопущение необратимых кризисных явлений в секторах экономики, имеющих значительный эффект для развития смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство, лёгкая промышленность) и важных с точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельское хозяйство, оборот лекарственных средств).
Для структурной перестройки модели экономического развития будут использованы инструменты, обеспечивающие улучшение условий ведения бизнеса и регуляторной среды, поддержку малого и среднего предпринимательства, импортозамещения, экспорта несырьевой продукции.
Федеральным органам исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов РФ, Банка России и заинтересованных организаций поручено обеспечить выполнение плана в установленные сроки и ежемесячно представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе его реализации.
Важные изменения законодательства начиная с 1 апреля по 30 июня 2016 года
Обращаем ваше внимание, что с 1 апреля 2016 года существенно изменяется правовое регулирование. В частности,
с 1 апреля 2016 года:
- при производстве отдельных видов пищевой продукции требуется выполнение правил по охране труда, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.08.2015 N 550н;
- вводится новая форма отчетности в ПФР;
- социальные пенсии нетрудоспособных граждан повышаются на 4%;
15 апреля 2016 года российским перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств предоставляется возможность постоплаты в системе "Платон";
15 мая 2016 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ЕАЭС 035/2014);
27 мая 2016 года вводится форма журнала учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта и устанавливается порядок его заполнения.
О важных изменениях в другие даты смотрите в "Правовом календаре". Обращаем ваше внимание, что "Правовой календарь" регулярно обновляется по мере поступления информации о вступлении в силу документов. В календаре содержится информация о вступлении в силу важнейших нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне и выше (в рамках Евразийского экономического союза), а также об установлении ими новых прав и обязанностей, мер ответственности для физических и юридических лиц, в
том числе и таких, введение которых происходит с отсрочкой по времени от момента вступления в силу установившего их нормативного правового акта.
Минсельхозом России предлагается новый закон о мелиорации земель
Отмечается, что в действующий Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" было внесено 10 изменений, направленных на приведение его в соответствие с принимаемыми нормативными актами в смежных отраслях права (земельном законодательстве, законодательстве о безопасности гидротехнических сооружений и пр.), однако они не решали комплексно задачи, стоящие в настоящее время перед данной отраслью.
Проектом, в частности:
- четко разграничиваются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти в связи с созданием, эксплуатацией, владением мелиоративными системами и гидротехническими сооружениями, используемыми в целях мелиорации земель, проведением мелиоративных мероприятий;
- определен объем прав (включая право собственности, иные вещные права) и обязанностей владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, используемых в целях мелиорации земель, регламентирован порядок перехода прав;
- устанавливается правовой механизм взаимодействия водопотребителей и владельцев мелиоративных систем и гидротехнических сооружений в связи с водоснабжением и водоотведением с использованием мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.
Предполагается, что закон вступает в силу с 1 января 2017 года и будет обязателен для применения при планировании и проведении мелиоративных мероприятий юридическими и физическими лицами, при этом его действие не будет распространяться на отношения, связанные с использованием физическими лицами мелиоративных систем и гидротехнических сооружений либо с проведением физическими лицами мелиоративных мероприятий, если эти действия осуществляются исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с
извлечением прибыли.
Медицинские организации обязаны оказывать медицинскую помощь при
предъявлении полиса обязательного медицинского страхования в составе универсальной электронной карты
В связи с неоднократными жалобами граждан ФФОМС сообщает, что универсальная электронная карта, содержащая полис ОМС, должна приниматься к обслуживанию наравне с полисом обязательного медицинского страхования в бумажной или электронной форме.
Обновлен порядок пр
оведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
Также утверждены Требования к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кроме того, скорректированы правила формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также перечень сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Признан утратившим силу Приказ Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54.
ФНС России просит обеспечить представление необходимых для
внесения в справочник сведений о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
Для обеспечения возможности внесения в государственные реестры (ЕГРЮЛ, ЕГРИП) сведений о лицензиях, выданных лицензирующими органами юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ФНС России создан ведомственный справочник "Лицензируемые виды деятельности" (СЛВД).
Сообщается, что для внесения в справочник лицензируемого вида деятельности "Деятельность по управлению многоквартирными домами" лицензирующему органу необходимо представить сведения о названном виде деятельности в структуре указанного справочника с указанием реквизитов документа (федерального закона, постановления правительства или проч.) - основания для выдачи лицензии.
Рекомендовано в кратчайший срок обеспечить представление необходимых для внесения в справочник сведений о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведений о лицензиях, выданных органами государственного жилищного надзора субъектов РФ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в форме электронного документа.
Усредненное значение концентрации загрязняющего вещества должно рассчитываться только по тем выпускам, на которых зафиксировано
превышение концентраций
В противном случае может сложиться ситуация, когда усредненное значение концентрации будет соответствовать установленным требованиям, в то время как фактически требования нарушались.
Минстроем России разъяснены некоторые вопросы в части корректного расчета алгоритма платы за сброс сточных вод.
Сообщается, в частности, что действующая редакция пункта 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), регламентирует алгоритм платы за сброс сточных вод именно с нарушением требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, то есть за сброс сточных вод с нарушением требований, установленных приложением N 3 к Правилам N 644.
Соответственно, Правилами N 644 не предусмотрено усреднение всех фактических измеренных концентраций (показателей), включая показатели, соответствующие нормативному сбросу.
В пункте 123 Правил N 644 указывается, что размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества определяется по указанной в пункте 123 формуле. Одновременно, в определении условного обозначения "ФКi" также указано, что "при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi принимается усредненное
значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 Правил N 644 (то есть превышающее показатели, установленные в таблице приложения N 3 к Правилам N 644).
За величину ФКi принимается усредненное значение, превышающее требования, установленные Приложением N 3 к Правилам N 644, в противном случае размер начисленной платы будет равняться нулю.
Решение данного вопроса в действующем правовом регулировании должно осуществляться через корректное определение показателя "Q" (объем отведенных сточных вод). Применение в расчете платы по формуле, указанной в пункте 123 Правил N 644, значения общего объема водоотведения обоснованно для случаев отсутствия у абонента приборов учета объемов сточных вод на выпусках в централизованную систему канализации, что является дополнительным стимулом к установке прибора учета сточных вод. В
случае наличия на выпусках абонента приборов учета сточных вод расчет платы должен выполняться с использованием объемов водоотведения, зарегистрированных приборами учета сточных вод.
Усреднение значений концентраций загрязняющих веществ по выпускам, на которых были зафиксированы нарушения требований к составу и свойствам сточных вод, установленных Правилами N 644, возможно только в случае, если при сбросе сточных вод через эти выпуски оказывается негативное воздействие на одни и те же объекты одной централизованной системы водоотведения, эксплуатируемой одной организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Определены цели, задачи и целевые индикаторы развития внутреннего водного
транспорта на период до 2030 года
Утвержденной Стратегией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрен комплекс мер, направленных на качественное изменение состояния внутреннего водного транспорта, на создание основ для эффективного развития отрасли и обеспечение потенциала для реальной конкуренции с наземными видами транспорта.
Предусматриваются 2 этапа реализации данной Стратегии.
На первом этапе (до 2020 года) основными направлениями развития внутреннего водного транспорта являются устранение ряда участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов, реконструкция судоходных гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских
вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, строительство грузового и пассажирского флота.
На втором этапе (2021 - 2030 годы) ожидается динамичное развитие речных перевозок, в том числе в контейнерах.
Предполагается, что предусмотренная Стратегией реализация мер государственной поддержки российского судоходства и судостроения приведет к ускоренному обновлению грузового и пассажирского флота, повышению конкурентоспособности и рентабельности судоходного бизнеса.
Женщины, обвиняемые в убийствах с квалифицирующими признаками, имеют право на рассмотрение их уголовных дел судом присяжных
Признаны не соответствующими Конституции РФ отдельные положения УПК РФ (пункт 1 части третьей статьи 31), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 2 части второй статьи 30 УПК РФ, частью второй статьи 57 и частью второй статьи 59 УК РФ, ими исключается возможность рассмотрения судом в составе судьи верховного суда республики, краевого, областного или другого равного им по уровню суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей
уголовного дела по обвинению женщины в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 105 УК РФ, притом что уголовное дело по обвинению мужчины в совершении такого преступления при тех же условиях может быть рассмотрено судом в данном составе.
Федеральному законодателю предписано, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в Постановлении, внести в УПК РФ изменения, обеспечивающие женщинам реализацию права на рассмотрение их уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, как это право определено Конституцией РФ, на основе принципов юридического равенства и равноправия и без какой бы то ни было дискриминации.
Уголовные дела по обвинению женщин в совершении преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105 УК РФ, если судебные заседания по этим уголовным делам не назначены на момент вступления Постановления в силу, по ходатайству обвиняемых подлежат рассмотрению судом присяжных. Если на указанный момент судебные заседания по уголовным делам уже назначены к рассмотрению, подсудность и состав суда изменению не подлежат (за исключением уголовного дела заявительницы), в том числе в апелляционном,
кассационном и надзорном порядке.
Уточнены положения о применении социальной нормы потребления электрической
энергии (мощности)
Согласно ранее действовавшей норме, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, в котором не проводился пилотный проект по введению социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), должны были до 1 апреля 2016 года установить социальные нормы потребления электрической энергии (мощности). Принятым постановлением указанный срок отменяется.
Одновременно с этим устанавливается порядок введения социальной нормы потребления в указанных субъектах РФ по решению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Обновлены требования к
комплектациям лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи
Актуализируются, в частности, требования к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями:
укладки общепрофильной для оказания скорой медицинской помощи;
укладки специализированной (реанимационной) для оказания скорой медицинской помощи;
набора акушерского для оказания скорой медицинской помощи;
набора реанимационного (неонатального, педиатрического) для оказания скорой медицинской помощи.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2016 года.
Утратившим силу признается приказ Минздрава России от 07.08.2013 N 549н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи".
ФАС России определены особенности выявления и доказывания недопустимых соглашений и согласованных действий на товарных рынках
В частности, при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения (непосредственно соглашения, договоры в письменной форме, протоколы совещаний (собраний), переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде).
На практике к косвенным доказательствам обычно относятся в том числе:
отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения и др.
В качестве доказательств могут использоваться документы и материалы, полученные с соблюдением требований к порядку и оформлению их получения.
Одним из этапов доказывания нарушения антимонопольного законодательства является анализ состояния конкуренции на товарном рынке. Результаты проведенного анализа также являются доказательствами по делу.
Также одним из способов получения доказательств является проведение проверок антимонопольным органом. В рамках проведения проверки может проводиться осмотр территории, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица. Должностные лица антимонопольного органа, проводящие проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проведения проверки документы и информацию.
ФАС России разъяснены особенности применения
антимонопольного законодательства к соглашениям хозяйствующих субъектов в инновационных и высокотехнологичных сферах деятельности
В частности, Федеральный закон "О защите конкуренции" устанавливает безусловный запрет заключения соглашений хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Вместе с тем данным Законом определены исключения, в соответствии с которыми действия (бездействие), соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми.
Для признания действий (соглашений, сделок) допустимыми необходимо наличие ряда условий. Например, действия (соглашения, сделки) не должны создавать возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке и накладывать на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (соглашений).
Хозяйствующие субъекты могут рассчитывать на признание их действий (соглашений) допустимыми при обязательном установлении указанных условий и достижении (возможности достижения) результатов в совокупности. Таким образом, соглашения хозяйствующих субъектов в инновационных или высокотехнологичных сферах деятельности могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми согласно указанным исключениям.
Допускаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений между финансовыми организациями), доля каждого из которых на товарном рынке товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, не превышает двадцать процентов. Доли сторон такого соглашения определяются в отношении товара, являющегося предметом "вертикального" соглашения, на каждом из рынков, на которых осуществляется реализация, приобретение
и перепродажа такого товара сторонами данного соглашения.
Отдельные исключения в отношении соглашений между хозяйствующими субъектами утверждены постановлениями Правительства РФ.