КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 09.10.2015
Реформа норм договорного права Гражданского кодекса РФ 2015 года
Цель семинара - анализ основных законодательных новелл ГК РФ, изучение возможных «подводных камей», а также поиск решений возникающих проблем, оценка перспектив применения нового законодательства.
Предлагается ужесточить ответственность за
необеспечение безопасности при автомобильных перевозках
В целях недопущения нарушений обязательных требований законодательства в сфере труда, транспорта и дорожного движения проектом в числе прочего предлагается:
в пункте 24 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исключить положения, предусматривающие ограничения по распространению лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;
в "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" ввести запрет на перевозку в ночное время пассажиров автомобильным транспортом, не оснащенным техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, режиме труда и отдыха водителя транспортного средства;
в Федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установить дополнительные обоснования для повышения коэффициентов страховых тарифов по обязательному страхованию. Обоснованием повышения коэффициентов страховых тарифов будет служить наличие в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности установленных фактов несоблюдения режима труда и отдыха работников, надлежащей организации
эксплуатации транспортного средства, в т.ч. времени его эксплуатации и других требований законодательства;
дополнить Уголовный кодекс РФ статьей 264.2, предусматривающей уголовную ответственность в отношении должностных лиц организаций, работодателей - физических лиц за нарушение режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть;
статью 11.23 КоАП РФ дополнить частью 3, предусматривающей ответственность за необеспечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей;
статью 11.14.2 КоАП РФ дополнить частью 5, содержащей ответственность должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за выпуск на линию неисправного транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров, а также с нарушением правил экипировки транспортного средства.
Экологический сбор за 9 месяцев 2015 года должен быть уплачен до 15 октября 2015 года
Правительством РФ установлен порядок взимания экологического сбора и сроки его уплаты.
На основании закона об отходах производства и потребления в 2015 году экологический сбор уплачивается за 9 месяце до 15 октября 2015 года; за октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года - до 1 февраля 2016 года.
Начиная с 2017 года сбор должен уплачиваться ежегодно - до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации.
Сбор рассчитывается путем умножения ставки экологического сбора на массу готового товара или на количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории РФ, либо на массу упаковки, использованной для производства такого товара, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.
Сбор уплачивается на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Установлены государственные нормативные требования охраны труда при работе с устройствами,
механизмами и иными средствами труда, используемыми для воздействия на предмет труда и его изменения
Требования правил обязательны для исполнения работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, а также работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющими работы с применением инструментов и приспособлений следующих видов:
- ручного;
- механизированного;
- электрифицированного;
- абразивного и эльборового;
- пневматического;
- инструмента с приводом от двигателя внутреннего сгорания;
- гидравлического;
- ручного пиротехнического.
Документом утверждены:
- требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);
- требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам);
- требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации инструмента и приспособлений;
Федеральный государственный надзор за соблюдением требований принятых правил осуществляют должностные лица Роструда и ее территориальных органов (государственные инспекции труда в субъектах РФ).
В приложениях к приказу утвержден рекомендуемый образец наряда-допуска на производство работ повышенной опасности.
Установлено также, что приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
Предлагается сохранить на период до 2018 года включительно размер тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2015 - 2017 годов
Данная мера позволит поддержать тариф страховых взносов на приемлемом для субъектов экономической деятельности уровне.
Так, для основной массы плательщиков тариф страховых взносов составляет 30 процентов (ПФР - 22 процента, ФСС РФ - 2,9 процента, ФФОМС - 5,1 процента) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10 процентов в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.
Установлены государственные нормативные требования по охране труда при эксплуатации тепловых
установок
Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и физическими лицами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), осуществляющих эксплуатацию тепловых установок, в том числе работающих под давлением, и не распространяются на тепловые энергоустановки тепловых электростанций, морских и речных плавучих средств, подвижного состава железнодорожного и автомобильного транспорта.
Документом утверждены:
- требования охраны труда при организации проведения работ (производственных процессов);
- требования охраны труда, предъявляемые к производственным помещениям (производственным площадкам) и организации рабочих мест;
- требования охраны труда при осуществлении производственных процессов и эксплуатации тепловых энергоустановок;
При эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - ТЭ) работодатель обязан обеспечить:
- содержание ТЭ в исправном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил и технической документации организации-изготовителя;
- обучение работников по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками требований утвержденных правил и инструкций по охране труда.
Установлено также, что контроль за выполнением требований правил осуществляют должностные лица Роструда и государственных инспекций труда в субъектах РФ.
В приложениях к приказу утверждены рекомендуемые образцы наряда-допуска на производство работ повышенной опасности и акт-допуск для производства работ на территории организации.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.
В Правила дорожного движения предлагается включить понятие "Опасное вождение"
Согласно проекту опасное вождение представляет собой создание водителем в процессе управления транспортным средством опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий, связанных с нарушением указанных Правил, а именно:
невыполнения при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения;
перестроения при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты;
несоблюдения безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
несоблюдения бокового интервала;
необоснованного резкого торможения;
препятствования обгону.
Опасное вождение характеризуется повышенной опасностью для движения, поскольку лишает других участников дорожного движения возможности спрогнозировать дальнейшее поведение такого водителя и адекватно среагировать на него во избежание создания аварийной ситуации.
Минимальные закупочные цены на этиловый спирт возросли до 49 рублей за 1 литр
Приказом Росалкогольрегулирования установлена цена (без учета акциза и налога на добавленную стоимость) на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья (за исключением денатурированного этилового спирта, головной фракции этилового спирта (отходов спиртового производства), спирта-сырца, дистиллятов винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового), не ниже которой осуществляется его закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта), в размере 49 рублей за
1 литр безводного спирта.
Признан утратившим силу Приказ Росалкогольрегулирования от 7 октября 2014 года N 305, согласно которому закупочная цена этилового спирта составляла не ниже 43 рублей за 1 литр безводного спирта.
ФНС России даны разъяснения по вопросу формирования микрофинансовыми организациями резерва сомнительных долгов и резерва на возможные потери по
займам
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения микрофинансовая организация формирует резервы на возможные потери по займам в соответствии с пунктом 3 Указаний Банка России от 14 июля 2014 г. N 3321, эти резервы покрывают сумму основного долга и все проценты, предусмотренные договором.
При этом резерв сомнительных долгов по процентам по такому займу не формируется, поскольку на основании статьи 266 НК РФ не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со статьей 297.3 НК РФ предусмотрено создание резервов на возможные потери по займам.
Банком России разъяснен порядок представления страховыми организациями отчетности по форме 0420001 "Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций" в электронном виде
Организации представляют отчет в виде набора файлов, упакованного в один zip-архив. Имя файла архива формируется следующим образом: XXXX_дд.мм.гггг_ods.zip, где XXXX - регистрационный номер записи по единому государственному реестру субъектов страхового дела (от одной до четырех цифр без лидирующих нулей); дд.мм.гггг - отчетная дата (день, месяц, год).
Набор файлов, представляемых в составе отчета, должен включать, в частности:
- файл описания с именем ods0.xml, содержащий описание субъекта страхового дела и сведения о представленном отчете;
- файл с именем ods1.xml, содержащий информацию об операциях, совершенных с использованием банковских счетов некредитной финансовой организации;
- файл с именем ods2.xml, содержащий информацию об операциях, проведенных через кассу некредитной финансовой организации;
Файл архива, содержащий набор файлов отчета, формируется с помощью средств интерактивного заполнения либо формируется организацией самостоятельно и присоединяется в качестве вложения к сообщению, направляемому в адрес Банка России через личный кабинет субъектов страхового дела. В строке "Тема" направляемого сообщения необходимо указать: "ODS" латинскими буквами и, через запятую, регистрационный номер записи по единому государственному реестру субъектов страхового дела (от одной
до четырех цифр без лидирующих нулей).
Банк России сообщил о неприменении мер воздействия к банкам при непредставлении отчетности по форме 0409122 "Расчет
показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")"
Норматив краткосрочной ликвидности "Базель III" планируется установить с 1 января 2016 года. До этой даты отчеты о расчете данного показателя представляются в Банк России в целях мониторинга.
Вследствие изложенного Банк России считает возможным не применять меры воздействия к банкам, не представившим отчетность по форме 0409122 "Расчет показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")", начиная с отчетности по состоянию на 1 ноября 2015 года и заканчивая отчетностью по состоянию на 1 января 2016 года включительно.
Установлены правила ознакомления с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец
Ознакомление с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдача копий таких документов осуществляются по ходатайству любого лица об ознакомлении с документами заявки и выдаче копий таких документов, представленному по форме, утвержденной приказом.
После поступления ходатайства в Роспатент проводится установление следующих обстоятельств:
1) уплачена государственная пошлина;
2) ходатайство подано в отношении документов заявки на несекретное изобретение;
3) ходатайство подано заявителем, не являющимся заявителем по заявке, после публикации сведений о заявке, которая не отозвана и не признана отозванной на дату публикации сведений о ней;
4) запрошенные для ознакомления документы имеются в документах заявки;
5) не истек срок хранения документов заявки.
В приложении приведена форма ходатайства об ознакомлении с документами заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец и выдаче копий таких документов.
Материалы и документы, регламентирующие информационное обеспечение госзакупок, доступны для изучения на сайте zakupki.gov.ru
Согласно закону о контрактной системе в сфере госзакупок, единая информационная система должна содержать в том числе материалы и документы, регламентирующие информационное обеспечение госзакупок.
При этом до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в ней, размещается в порядке, установленном Правительством РФ, на сайте www.zakupki.gov.ru.
Внесены многочисленные изменения в Решение Коллегии
ЕАЭС "О мерах нетарифного регулирования"
В частности:
расширен перечень положений, в соответствии с которыми реализуется разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с такой территории товаров;
перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и (или) вывоза с такой территории, дополнен разделами 1.4 "Средства защиты растений и другие стойкие органические загрязнители, запрещенные к ввозу" и 1.6 "Служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему, запрещенные к ввозу и (или) вывозу";
перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза, дополнен, в числе прочего, разделами 2.2 "Средства защиты растений (пестициды)", 2.4 "Коллекции и предметы коллекционирования по минералогии и палеонтологии, кости ископаемых животных", 2.9 "Драгоценные камни", 2.10 "Драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы", 2.16 "Радиоэлектронные средства и (или) высокочастотные устройства
гражданского назначения, в том числе встроенные либо входящие в состав других товаров";
уточнены, изменены, дополнены отдельные положения приложений 4, 8, 9.
Кроме того, приводится перечень Решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии, признанных утратившими силу.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Утверждена Методика определения и согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы
Методика предназначена для субъектов добычи и производства аффинированных драгоценных металлов, юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, которые используют драгоценные металлы и сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, в своей производственной деятельности, а также имеют в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза право осуществлять операции с драгоценными металлами и сырьевыми товарами,
содержащими драгоценные металлы, в случае, если операцией по переработке является ремонт товаров из драгоценных металлов (в том числе замена составных частей).
В целях определения норм выхода продуктов переработки заявителями в соответствии с Методикой согласовываются технологическая схема производственного процесса и технические условия изготовления продукции из драгоценных металлов со стороной внешнеторгового договора (контракта), а также рассчитывается норма выхода продуктов переработки.
Государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано руководствоваться данной Методикой при формировании актов, регламентирующих порядок определения и согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с такой территории для переработки драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы.
Утверждена Методика определения и согласования норм
выхода продуктов переработки драгоценных камней, в том числе природных алмазов
В целях определения норм выхода продуктов переработки заявителями, которые имеют право осуществлять огранку драгоценных камней, в том числе природных алмазов, в целях изготовления бриллиантов, согласовываются технологическая схема производственного процесса изготовления бриллиантов и технические условия (стандарты) изготовления бриллиантов со стороной внешнеторгового договора (контракта) на переработку природных алмазов в бриллианты, составляется прогноз изготовления бриллиантов (по
размерно-весовым подгруппам и (или) группам массы таких бриллиантов) в соответствии с ассортиментом, указанным в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора (контракта), а также рассчитываются нормы выхода продуктов переработки.
Государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано руководствоваться данной Методикой при формировании актов, регламентирующих порядок определения и согласования норм выхода продуктов переработки драгоценных камней при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с такой территории для переработки драгоценных камней.