КонсультантПлюс: "горячие" документы Выпуск от 07.04.2015
Новеллы Земельного кодекса РФ в разъяснениях экспертов. Регулирование в 2015 г.
На семинаре - комментарий новелл «пакета земельной реформы» от разработчиков. Поправки затронули аренду, инвестиционную деятельность, порядок предоставления и изъятия земельных участков, права строительства.
Семинар проводит ИРСОТ 21-22 апреля 2015 г.
«КонсультантПлюс» – информационный партнер.
Суммы НДС, полученные плательщиками ЕСХН и УСН в связи с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога,
не подлежат включению в налоговую базу
Законом вносятся изменения в порядок определения доходов и расходов при определении налоговой базы по налогам, уплачиваемым в связи с применением ЕСХН и УСН, с целью устранения двойного налогообложения.
До внесения поправок сумма НДС, указанная в счете-фактуре, выставленном лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, уплачивалась в бюджет, и эта же сумма включалась в доходы от реализации и облагалась единым сельскохозяйственным налогом (налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН).
Теперь такие суммы НДС не учитываются при формировании налоговой базы указанными налогоплательщиками.
Кроме того, отменяется запрет на применение УСН для организаций, имеющих представительства.
До 1 января 2016 года приостановлено действие положений законодательства в части порядка индексации окладов денежног
о содержания госслужащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций
Положения ряда законодательных актов по указанным вопросам приведены в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
При заполнении формы РСВ-1 за I квартал 2015 года необходимо учитывать изменения порядка уплаты страховых взносов с 1 января
2015 года
ПФР напоминает, что с 2015 года, в частности:
отменены пониженные тарифы для некоторых категорий плательщиков страховых взносов;
отменена предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
введена обязанность уплаты страховых взносов с вознаграждений иностранным работникам независимо от срока заключения договора;
увеличен срок представления отчетности в электронном виде (последними датами сдачи отчетности в бумажном виде в 2015 году являются 15 мая, 17 августа, 16 ноября, а при подаче отчетности в электронном виде - 20 мая, 20 августа, 20 ноября).
Программы для подготовки и проверки отчетности размещены в свободном доступе на сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru в разделе "Электронные сервисы".
Услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа будут облагаться НДС по льготной налоговой ставке 10 процентов
Действие данной льготы распространено на период с 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость до 31 декабря 2017 года.
Уточнен также порядок налогообложения НДС услуг по перевозке пассажиров пригородными электричками.
Вместо освобождения от обложения НДС предусматривается обложение данных услуг НДС по ставке 0 процентов. Данная мера позволит железнодорожным компаниям предъявлять к вычету суммы НДС, предъявленные им поставщиками и подрядчиками. Это в свою очередь снизит убытки перевозчиков и позволит сократить бюджетное субсидирование.
Соответствующие положения Закона применяются в отношении услуг по перевозкам, оказанным в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года.
Объекты интеллектуальной собственности будут включаться в соответствующий таможенный реестр при условии,
что правообладателем застрахован риск ответственности за причинение вреда в пользу заинтересованных лиц
При непредставлении правообладателем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, договора страхования (страхового полиса) риска ответственности за причинение вреда в пользу лиц, указанных в части 5 статьи 306 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в числе которых декларант, собственник, получатель товаров или иные лица, в течение одного месяца со дня направления уведомления о принятом решении о принятии мер,
связанных с приостановлением выпуска товаров, указанный федеральный орган принимает решение об отказе во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.
Отчетность
владельцев СВХ должна представляться в таможенные органы исключительно в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
Кроме того, Федеральным законом уточняются положения, касающиеся оснований отказа таможенным органом в выдаче разрешения на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, а также устанавливается возможность размещения задержанных и изъятых товаров на складах временного хранения таможенных органов.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
С 1 мая 2015 года утверждена
форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения
В такое предложение должны включаться, в частности, сведения о соответствии заявителя установленным требованиям и сведения, подтверждающие соответствие инициативы заявителя программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Российские эмитенты вправе
размещать ценные бумаги за пределами РФ по разрешению Банка России
Определен порядок выдачи Банком России разрешения на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ (Положение Банка России заменит собой Приказ ФСФР РФ от 10.06.2009 N 09-21/пз-н, регламентирующий аналогичные вопросы).
Скорректирован перечень документов, представляемых заявителями для получения разрешения (в частности, в него включен документ, подтверждающий открытие иностранному эмитенту счета депо депозитарных программ для учета ценных бумаг российского эмитента), а также уточнены требования к составу сведений, указываемых в заявлении на получение разрешения.
Разрешение выдается не позднее 30 дней с даты представления пакета документов.
Из группы показателей оценки капитала банков исключен
показатель общей достаточности капитала
Теперь такая оценка будет осуществляется по результатам оценок показателей достаточности собственных средств (капитала) и оценки качества капитала банка.
При этом показатель оценки качества капитала будет определяться в порядке, ранее предусмотренном для показателя общей достаточности капитала, т.е. как процентное отношение собственных средств (капитала) к активам банка, в объем которых не включаются активы, имеющие нулевой коэффициент риска.
С учетом этого скорректирован порядок определения обобщающего результата по группе показателей оценки капитала (РГК).
Актуализированы правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях с учетом новых принципов и порядка определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода
С 1 января 2016 года вступит в силу Положение Банка России, устанавливающее для кредитных организаций принципы и порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного (за исключением эмиссионного) дохода, отражаемых в бухучете на счетах по учету финансового результата и добавочного капитала. Положение подготовлено с учетом требований МСФО.
В этой связи с указанной даты утратят силу приложения 3 и 4 к Положению Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях...", предусматривающие соответственно:
порядок определения доходов, расходов, финансовых результатов и их отражения в бухгалтерском учете;
форму отчета о финансовых результатах.
Кроме того Положение дополняется отсылочными нормами, указывающими на новый порядок определения доходов и расходов кредитными организациями.
Разъяснен порядок аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг по инициативе
лицензиата
Сообщается, в частности, что нарушение лицензионных требований и условий является основанием для аннулирования выданных лицензиату лицензий, в связи с чем единоличный исполнительный орган и контролер лицензиата могут быть лишены возможности в течение трех лет занимать руководящие (контролирующие) должности в профессиональном участнике рынка ценных бумаг, а их квалификационные аттестаты могут быть аннулированы.
Лицензиат, не осуществляющий профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в рамках имеющейся лицензии или не предполагающий ее осуществление в дальнейшем, вправе направить в Банк России заявление об аннулировании соответствующей лицензии по собственной инициативе. В случае отказа от лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг по инициативе лицензиата указанные выше последствия для его должностных лиц не наступают.
Рассмотрение заявлений об аннулировании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг по собственной инициативе и подготовку решений Банка России об аннулировании лицензии по инициативе лицензиата осуществляет Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка Банка России.
За консультациями по вопросам аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг по инициативе лицензиата, в том числе перечня предоставляемых в Банк России документов для аннулирования лицензии и требований к ним, можно обратиться в Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка.
Росфинмониторингом приведен перечень критериев выявления признаков необычных сделок в целях ПОД/ФТ, основанных на стране регистрации, месте жительства (нахождения) клиента
Такими критериями для выявления и определения признаков необычных сделок могут в частности являться:
применение в отношении государства международных санкций, одобренных Российской Федерацией;
включение в перечень государств (территорий), которые не выполняют рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ);
государство отнесено к числу финансирующих или поддерживающих террористическую деятельность (используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет).
При разработке правил внутреннего контроля организации и ИП вправе определить дополнительные факторы.
Обновлены форматы документов, применяемых при расчетах по НДС
Взамен форматов, утвержденных Приказом ФНС России от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@, вводятся форматы следующих документов в электронной форме: счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры; журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур; книги покупок; дополнительного листа книги покупок; книги продаж; дополнительного листа книги продаж.
Утверждение новых форматов обусловлено внесением изменений в постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", а также необходимостью доработки действующих форматов.
Разъяснен
порядок налогообложения расходов в виде бонусов (премий) за выполнение условий договора поставки товаров, выплачиваемых резидентам Украины и Республики Казахстан
Сообщается, что налогообложение таких платежей должно осуществляться в соответствии с положениями статей 7 российско-украинского Соглашения об избежании двойного налогообложения и Конвенции между Правительствами России и Казахстана об избежании двойного налогообложения.
В случаях, когда у резидентов Украины и Республики Казахстан отсутствует постоянное представительство на территории Российской Федерации, налогообложение этих платежей на территории Российской Федерации не осуществляется.
Аналогичный порядок налогообложения доходов в виде премий за выполнение условий договора применяется в отношении любого другого иностранного государства.
В Правилах дорожного движения закреплены отдельные новые обозначения, знаки и технические средства
В Правила внесены поправки, которыми:
введено понятие "Островок безопасности" - это элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения противоположных направлений (в том числе и полосы для велосипедистов), конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги (к островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный
переход);
введены светофоры с контуром красного цвета дополнительной секции (в целях улучшения видимости дополнительной секции светофора);
предусмотрено, что на регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки, обозначающей такой пешеходный переход;
определены линии горизонтальной разметки, применяемые для разметки зоны парковки;
определены дорожные знаки и таблички, указывающие способ постановки транспортного средства на парковке и позволяющие парковаться под углом к проезжей части;
установлена возможность использования велосипедистами полосы для маршрутных транспортных средств;
введен новый дорожный знак "Полоса для велосипедистов", а также знак "Стоянка только для владельцев парковочных разрешений", указывающий, что на парковке, обозначенной знаком "Парковка (парковочное место)", могут размещаться только транспортные средства, владельцы которых имеют разрешение на парковку, полученное в установленном органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления порядке и действующее в пределах территории, границы которой
установлены соответствующими органами исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.
Для безбилетников на железнодорожном транспорте наступают тяжелые времена
Изменениями, внесенными в "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в частности, установлено следующее:
на безбилетное лицо возложена обязанность по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по оформлению билета в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
определен порядок взимания платы за проезд с безбилетного пассажира, а также наложения штрафа на безбилетных пассажиров при отказе оплачивать проезд;
предусмотрены размеры штрафов за отказ от приобретения проездного документа и от внесения платы за его оформление в поездах пригородного сообщения и дальнего следования.
Так, размеры штрафов составят:
в поезде пригородного сообщения - в 50-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 10 километров, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное физическое лицо;
в поезде дальнего следования - в 5-кратном размере тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 километров, применяемого для типа и класса вагона, места в вагоне и категории поезда, соответственно в котором и на котором обнаружено безбилетное физическое лицо.
Кроме того, признаны утратившими силу нормы КоАП РФ об административной ответственности за безбилетный проезд, в соответствии с которыми безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего следования влечет наложение штрафа в размере 100 и 200 рублей соответственно.
Туроператоры, работающие в сфере выездного туризма, должны перечислить взнос в
компенсационный фонд до 15 апреля
Ростуризм напоминает об обязанности туроператоров ежегодно перечислять в компенсационный фонд взнос в размере 0,1 процента денежных средств (но не менее 100 тысяч рублей), полученных от реализации туристского продукта по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года. Взнос подлежит перечислению ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования или представления бухгалтерской отчетности, но не позднее 15 апреля.
В случае неуплаты взноса в срок в установленном размере объединение туроператоров в сфере выездного туризма исключает туроператора из членов и уведомляет об этом Ростуризм, который исключает его из единого федерального реестра туроператоров.
Ростуризм также обращает внимание, что ряд страховых организаций включают в договоры страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта положения о прекращении действия договора в случае исключения туроператора (страхователя) из Реестра или из членов объединения туроператоров.
При обращении такого туроператора в Ростуризм о внесении заново сведений о нем в реестр ему необходимо получить новое финансовое обеспечение, либо представить в Ростуризм дополнительное соглашение со страховщиком об исключении из ранее представленного договора положений о прекращении действия договора в случаях, изложенных выше.
Туроператорам, не имеющим намерение осуществлять деятельность в сфере выездного туризма, необходимо обратиться в объединение туроператоров с заявлением о выходе из членов данного объединения. Одновременно необходимо направить в Ростуризм заявление о внесении соответствующих изменений в реестр. Скан-копия заявления может быть направлена на электронный адрес Ростуризма: rostourism2012@mail.ru с последующим направлением его оригинала по почте.
Ростуризм также напоминает туроператорам, применяющим общую систему налогообложения, о необходимости представления в Ростуризм бухгалтерской отчетности в срок не позднее 15 апреля 2015 года.
Верховным Судом РФ обобщена практика применения Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
Обобщение судебной практики показало, что после возбуждения производства по делу стороны используют медиацию по следующим категориям рассматриваемых судами общей юрисдикции споров:
возникающих из брачно-семейных отношений (о расторжении брака, разделе совместно нажитого имущества супругов, о признании брачного договора недействительным, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком, об оспаривании отцовства, о возврате ребенка);
возникающих из земельных правоотношений (об определении границ земельного участка, о выделе земельного участка, об устранении нарушения прав владельца земельного участка, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об установлении сервитута, об определении порядка пользования земельным участком);
жилищных (об определении порядка пользования жилым помещением, о выселении, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, о соразмерном уменьшении покупной цены квартиры, о выделе доли в натуре);
о защите прав потребителей;
о взыскании суммы по договору займа, кредитному договору;
о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло- и электроэнергию;
трудовых (об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате, о выплате суммы по трудовому договору, о восстановлении на работе);
иных (о возмещении материального ущерба, о взыскании задолженности по договору строительного подряда, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара, о признании, прекращении права собственности, о признании строения самовольной постройкой, о возмещении вреда здоровью, о компенсации морального вреда, о возмещении вреда, причиненного преступлением, о сносе самовольной постройки, о взыскании вреда, причиненного ДТП, о признании недействительным
договора дарения; об оспаривании сделок, об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
К числу рассматриваемых арбитражными судами категорий споров, в которых стороны использовали процедуру медиации после возбуждения производства по делу, относятся следующие споры:
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи, займа и кредита, возмездного оказания услуг, аренды, подряда и другим;
корпоративные;
о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения;
о защите деловой репутации;
земельные;
о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
о нарушении авторских и смежных прав;
о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.
Отмечается, что востребованность примирительных процедур и, следовательно, число урегулированных споров все еще остаются достаточно низкими. При этом за последние несколько лет число таких споров увеличилось.
По мнению судов, процессуальными препятствиями для более частого и эффективного использования института примирения в гражданском и арбитражном процессе являются короткие сроки рассмотрения дел, небольшие размеры государственной пошлины, уменьшение судами расходов на оплату услуг представителя, отсутствие института обязательной медиации, отсутствие у судей права направлять лиц, участвующих в деле, на обязательное прохождение процедуры медиации, неурегулированность процессуальным законодательством
вопроса о течении процессуальных сроков на период прохождения сторонами процедуры медиации.