КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 05.07.2016
Важные изменения июля
Что изменится в законодательстве в июле? В числе нововведений – электронные ОСАГО и ПТС, новые правила государственных проверок, введение национальных и профессиональных стандартов. Об этих и других изменениях можно узнать в новом "Правовом календаре на III квартал 2016 года", который включен в систему КонсультантПлюс (поисковый запрос - "правовой календарь").
Усовершенствовано законодательное регулирование функционирования и развития закрытых административно-территориальных образований
В Федеральном законе в том числе:
определено, что порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций или объектов в ЗАТО устанавливается Правительством РФ отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации или объекты, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, Госкорпорации "Росатом", Госкорпорации "Роскосмос";
указаны новые документы стратегического планирования ЗАТО - стратегия социально-экономического развития ЗАТО и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития ЗАТО;
установлено, что порядок и сроки согласования органами местного самоуправления ЗАТО документов стратегического планирования развития ЗАТО с соответствующим федеральным органом исполнительной власти или госкорпорацией определяются Правительством РФ;
определено, что глава ЗАТО избирается представительным органом ЗАТО из числа представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса кандидатов и возглавляет местную администрацию;
уточнен порядок согласования сделок по приобретению в собственность недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, с участием граждан, не являющихся постоянно проживающими или не получивших разрешение на постоянное проживание на территории ЗАТО либо не работающих на указанной территории на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок с организациями, по роду деятельности которых создано ЗАТО, а также с участием юридических лиц, расположенных и зарегистрированных не на
территории данного ЗАТО.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Новосибирская область будет переведена из пятой в шестую часовую зону (МСК+4, UTC+7) 24 июля 2016 года в 2 часа 00 минут
Отмечается, что перевод Новосибирской области в пятую часовую зону (UTC+6), который был осуществлен в октябре 2014 года в связи с установлением зимнего времени, негативно отразился на большинстве жителей региона. Потеря светлых часов при этом составляет около 200 часов в год.
В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами контроля и надзора будут осуществляться мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований правовых актов
Усовершенствованы нормы законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля.
Так, в частности, поправками, внесенными в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
определены порядок организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
введено понятие "индикаторы риска нарушения обязательных требований";
введено мероприятие по контролю - контрольная закупка.
Кроме того, Федеральным законом стратегия научно-технологического развития Российской Федерации отнесена к документам стратегического планирования. Определено, что порядок разработки и корректировки стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также порядок мониторинга ее реализации определяется Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг смогут получать господдержку в приоритетном порядке
Под исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является иностранным агентом и не имеет задолженностей по налогам.
В случае если некоммерческая организация соответствует указанным требованиям, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в соответствующий реестр на два года. По истечении указанного срока организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг.
Порядок принятия такого решения, а также перечень общественно полезных услуг устанавливаются Правительством РФ. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых с вышеуказанным требованиями, организация может быть исключена из реестра.
Организация и обеспечение деятельности региональных общественных палат осуществляются региональными органами власти самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ
Указанные полномочия относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств регионального бюджета, за исключением субвенций из федерального бюджета.
Данные положения применяются к правоотношениям, возникающим со дня формирования общественной палаты субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2016 N 183-ФЗ.
С 3-х месяцев до 1 года увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах
Данное изменение внесено в часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ. Уточнен состав указанного правонарушения (статья 19.7.7 КоАП РФ). Также по данной категории дел установлена возможность проведения административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ).
Установлен единый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дополнен новой статьей 29.2 "Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Установлено, например, что плановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно в соответствии с ежегодным сводным планом проверок, сформированным Генеральной прокуратурой РФ на основании ежегодных планов проверок по субъектам РФ, сформированных прокуратурами субъектов РФ. При этом плановая проверка деятельности одного и того же органа государственной власти субъекта РФ или должностного лица
органа государственной власти субъекта РФ осуществляется не чаще 1 раза в 2 года.
Внеплановые проверки деятельности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта РФ на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора), принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства, влекущих или могущих повлечь
возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Уточнен перечень кандидатов в члены Совета Федерации, на которых не распространяется требование о постоянном проживании на территории соответствующего субъекта РФ
Уточнено, что данное требование не распространяется на лицо, которое на день голосования является:
- членом Совфеда - представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта РФ;
- депутатом Госдумы, избранным по одномандатному округу на территории данного субъекта РФ либо входившим в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов, соответствующую данному субъекту РФ.
Ранее данное требование не распространялось на всех членов Совфеда и депутатов Госдумы.
Кроме того, установлено, что указанное требование не распространяется на кандидата в члены Совфеда, который в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению:
- являлся членом Совфеда - представителем от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
- замещает или замещал должности федеральной государственной гражданской службы на территории соответствующего субъекта РФ.
Установлены особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства или разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства
Также, в частности, установлены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является выполнение проектных или изыскательских работ, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по
контракту.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Упрощен порядок направления российских граждан на лечение за рубежом
Заключение контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей будет осуществляться путем закупки у единственного поставщика, а не путем запроса предложений.
Данная поправка внесена в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Разграничены полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений
В соответствии с поправками в Земельный кодекс РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в том числе в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.
Исключение составляют случаи, когда данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений в соответствии с законом субъекта РФ.
Нормы ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах и наследовании выморочного имущества распространены на г. Севастополь
Ранее в статьях 225 и 1151 ГК РФ содержалось указание только на города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Теперь в указанных статьях упоминается также г. Севастополь.
Правления садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан должны будут создать реестры членов таких объединений до 1 июня 2017 года
Установлено также, что не позднее одного месяца со дня государственной регистрации нового объединения председателем его правления или иным уполномоченным членом правления создается и осуществляется ведение реестра членов объединения, который должен содержать: ФИО члена объединения, его почтовый адрес или адрес электронной почты, кадастровый (условный) номер его земельного участка и иную информацию, предусмотренную уставом такого объединения. Член объединения обязан предоставлять достоверные и
необходимые для ведения реестра сведения и своевременно информировать правление об их изменении. Член объединения обязан в течение десяти дней со дня прекращения прав на принадлежащий ему земельный участок в письменной форме уведомлять об этом правление объединения.
Кроме того, определено, что в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается порядок установления размера членских взносов, который может предусматривать в том числе установление размера взноса в зависимости от площади земельного участка и (или) общей площади расположенных на участке объектов недвижимости. Уточнено также, что членские взносы могут быть использованы на содержание имущества общего пользования.
Установлено, что членам объединения и гражданам, ведущим хозяйство в индивидуальном порядке на территории объединения, по их требованию должны предоставляться для ознакомления:
- устав объединения, свидетельство о его регистрации;
- бухгалтерская (финансовая) отчетность объединения, приходно-расходная смета объединения, отчет об исполнении этой сметы;
- протоколы общих собраний, заседаний правления, ревизионной комиссии (ревизора) объединения, комиссии объединения по контролю за соблюдением законодательства;
- документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование, а также решения членов объединения при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
- правоустанавливающие документы на имущество общего пользования;
- иные предусмотренные уставом объединения и решениями общего собрания внутренние документы.
Уставы объединений граждан подлежат приведению в соответствие с указанными положениями при первом изменении их учредительных документов.
Соответствующая поправка внесена в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, более не должен осуществляться в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества
Соответствующее положение исключено из закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Правительство РФ уполномочено устанавливать порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби.
До 1 января 2017 года приостановлена возможность проведения общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ
Кроме того, Федеральным законом уточнена отсылочная норма ГК РФ, касающаяся порядка удостоверения доверенности представителя собственника помещения в многоквартирном доме, действующего на общем собрании собственников.
Из структуры платы за содержание жилого помещения исключена плата за тепловую энергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме (в настоящее время потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды - пункт 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Расширен перечень объектов концессионных соглашений
Так, к ним отнесены в том числе объекты, на которых осуществляются обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты газоснабжения, объекты социального обслуживания граждан.
Определены особенности регулирования отношений, возникающих в связи с заключением концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.
Так, установлено, в частности, что по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия
по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Также определены, в частности:
условия концессионного соглашения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и/или водоотведения, его стороны, размер платы по концессионному соглашению;
особенности изменения такого концессионного соглашения, особенности конкурсной документации, необходимой для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения;
критерии конкурса на право заключения концессионного соглашения;
особенности заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, осуществления государственной регистрации прав собственности на создаваемые объекты недвижимого имущества и на объекты незавершенного строительства, предусмотренные концессионным соглашением.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций
Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных
служащих.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.
Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального
экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в
целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и
профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
В Трудовом кодексе закреплены гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на прохождение независимой оценки квалификации
Определено, что при направлении работника на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. При этом работникам, направляемым с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Увеличен штраф за задержку зарплаты и иных выплат, причитающихся работнику
Статья 5.27 КоАП РФ дополнена положением, в соответствии с которым за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, предусмотрен, в том числе, штраф в следующих размерах:
на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, при повторном привлечении к ответственности - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Возможна также дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
на ИП - от одной тысячи до пяти тысяч рублей (повторно - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
на ЮЛ - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (повторно - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей).
В Трудовом кодексе РФ увеличен размер материальной ответственности работодателя за нарушение срока выплат. Теперь денежная компенсация должна выплачиваться в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Гражданских служащих будут отстранять от замещаемой должности по требованию уполномоченных органов или должностных лиц
Новыми поправками в закон о государственной гражданской службе установлено, что представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Служебное жилье в Москве, предоставляемое членам Совфеда и депутатам Госдумы на период осуществления ими своих полномочий, должно быть укомплектовано всем необходимым для проживания
Перечень необходимых для проживания предметов устанавливается органом, образованным (определенным) в соответствии с регламентом соответствующей палаты Федерального Собрания РФ для рассмотрения вопросов организации деятельности палаты, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим социально-бытовое обслуживание членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.
Установлено также, что срочные служебные контракты с помощниками члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания. Прием на работу иных помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.
Уточнен также порядок приема на работу помощников члена Совета Федерации и депутата Госдумы.
В Трудовой кодекс РФ введено понятие "предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы"
Устанавливается обязанность определения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы их работников.
Несоблюдение предельного уровня соотношения зарплат может стать основанием для расторжения трудового договора с руководителем организации.
Правительству РФ, органам госвласти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать перечни организаций, на которые не будут распространяться указанные выше предельные уровни.
Трудовой кодекс РФ дополнен также положением, согласно которому информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов, учреждений и унитарных предприятий размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующих сайтах госорганов, фондов, учреждений и предприятий.
Подписан закон, направленный на сохранение пенсионных прав граждан Крыма, работавших в организациях, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ
Речь идет о гражданах, проживающих на территории Республики Крым и города Севастополя при назначении им страховой пенсии в тех случаях, когда трудовая деятельность осуществлялась в организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, религиозных организациях на названных территориях, и данные организации не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц.
На данные категории граждан распространены положения Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Определены особенности подтверждения периодов работы и/или иной деятельности и заработка. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии будет определяться исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в
Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемых на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24245 рублей 70 копеек.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования.
ФНС России наделена полномочиями по администрированию уплаты страховых взносов
Налоговый кодекс РФ дополнен положениями, устанавливающими нормативно-правовое регулирование правил исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, а также осуществления функций по администрированию налоговыми органами указанных платежей.
Устанавливаются понятие страховых взносов, права и обязанности плательщиков, вводится раздел XI "Страховые взносы", определяющий элементы обложения страховыми взносами, льготы и особенности уплаты страховых взносов отдельными категориями плательщиков.
Также в частности, согласно поправкам, вносимым в порядок применения УСН, организациям предоставляется право применять данный режим налогообложения в случае, если по итогам налогового периода их доходы не превысили 120 млн рублей.
От НДФЛ освобождены единовременные выплаты дополнительного поощрения за призовое место на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх
Речь идет о выплатах в денежной и натуральной формах, получаемых спортсменами, тренерами и иными специалистами в области физической культуры и спорта от некоммерческих организаций, уставной целью деятельности которых является поддержка проектов и программ в области спорта высших достижений.
Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ.
В Налоговый кодекс РФ вносятся изменения, связанные с переходом на новые общероссийские классификаторы
С 1 января 2017 года вступают в силу новые редакции Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) с отменой ряда действующих в настоящее время общероссийских классификаторов, в том числе (ОКДП) ОК 004-93, (ОКУН) ОК002-93, (ОКП) ОК 005-93.
Помимо замены наименований классификаторов Законом уточняется также понятие "бытовые услуги", используемое в специальных налоговых режимах.
Владельцам транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн предоставлена налоговая льгота
Льгота предоставляется в сумме исчисленного транспортного налога, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога.
Если сумма платы меньше, чем исчисленная сумма транспортного налога, налогоплательщик вправе уменьшить налог на сумму платы.
При этом в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (единого налога при применении ЕСХН, УСН) можно будет учесть только часть суммы платы в счет возмещения вреда автомобильным дорогам, превышающую сумму транспортного налога.
В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены изменения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов передаются налоговым органам.
В связи с этим приняты поправки в ряд законодательных актов, в том числе: Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования"; Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Затраты на проведение независимой оценки квалификации работников на соответствие профстандартам могут учитываться в расходах при налогообложении
Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены в целях стимулирования проведения независимой оценки квалификации работников.
Прохождение независимой оценки будет являться добровольным и осуществляться за счет средств физлица или за счет средств работодателя (если инициатором ее проведения будет работодатель).
Принятым законом предлагается затраты на оценку квалификации при исчислении налога на прибыль (единого налога при применении ЕСХН и УСН) относить к расходам, уменьшающим налоговую базу. Для граждан будут предоставляться социальные налоговые вычеты по НДФЛ в сумме фактических произведенных ими расходов на проведение такой оценки.
Увеличена до 40 000 рублей предельная сумма обменной операции с иностранной валютой, при которой банк вправе не идентифицировать клиента - физическое лицо
До поправок такая сумма составляла 15 000 рублей.
Закон предусматривает также возможность проведения упрощенной идентификации клиента - физического лица при осуществлении операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 100 000 рублей (либо в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей).
В Бюджетном кодексе РФ закреплены основания предоставления субсидий из бюджета ФФОМС на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС
В статью 78.1 БК РФ внесено дополнение, согласно которому в бюджете ФФОМС предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых функции и полномочия учредителей осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на финансовое обеспечение выполнения этими учреждениями государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В Бюджетный кодекс РФ внесены изменения, связанные с передачей функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере Федеральному казначейству
Это обусловлено упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и передачей соответствующих полномочий Федеральному казначейству.
Полномочия по утверждению стандартов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля закреплены соответственно за Минфином России, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
Также, в частности, дополнены основания внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" (в целях увеличения дотаций на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ).
Из Бюджетного кодекса РФ исключены положения, касающиеся администрирования ПФР страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
Уточнение положений Бюджетного кодекса РФ обусловлено передачей налоговым органам функций по администрированию уплаты страховых взносов.
Расширен перечень случаев, на которые не распространяются установленные Банком России минимальные (стандартные) требования к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования
Требования, предусмотренные Указанием Банка России от 20 ноября 2015 года N 3854-У, не распространяются на осуществление добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Изменена на ежемесячную периодичность представления отчета банков по форме 0409345 и уточнен порядок формирования показателей отдельных форм отчетности
Изменение периодичности составления и представления отчетности по форме 0409345 "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады" с квартальной на месячную направлено на усиление контроля в части учета обязательств кредитных организаций перед вкладчиками - физическими лицами.
В новой редакции изложены некоторые формы отчетов и скорректирован порядок их составления и представления, в том числе:
Форма 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)";
Форма 0409250 "Сведения об операциях с использованием платежных карт и инфраструктуре, предназначенной для совершения с использованием и без использования платежных карт...";
Форма 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности, операции неторгового характера...".
Дополнена новыми строками форма отчетности 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации", а также внесены иные изменения и уточнения.
Принят закон, направленный на расширение возможностей по докапитализации акционерных обществ, являющихся кредитными организациями, и иных акционерных обществ с доминирующим участием РФ
Согласно поправкам, внесенным в статью 41 Федерального закона "Об акционерных обществах", если цена размещения или порядок ее определения установлены решением, являющимся основанием для размещения акционерным обществом путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, с их оплатой деньгами, и информация, содержащаяся в уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, срок действия преимущественного права
не может быть менее 12 рабочих дней с момента раскрытия такой информации.
Также установлено, что лицо, которое являлось единственным акционером реорганизуемого в форме слияния либо присоединения публичного общества и в результате реорганизации стало владельцем более 95 процентов акций публичного общества, созданного путем реорганизации в форме слияния, или публичного общества, реорганизованного в форме присоединения, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение пяти лет с момента такой реорганизации вправе направить в публичное общество
добровольное предложение о приобретении ценных бумаг публичного общества, предусмотренных пунктом 1 статьи 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах". Это лицо вправе направить в публичное общество требование о выкупе таких ценных бумаг в течение шести месяцев с момента истечения срока принятия добровольного предложения, если в результате его принятия было приобретено не менее чем 50 процентов от общего количества акций публичного общества, указанных в пункте 1
статьи 84.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", не принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
ФТС России и ФНС России исключены из числа агентов валютного контроля
Соответствующие изменения, внесенные в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", связаны с передачей указанным службам функции органа валютного контроля упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Кроме того, установлено, что Банк России контролирует осуществление валютных операций некредитными финансовыми организациями, виды деятельности которых указаны в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Установлены сроки представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности, а также требования по ее раскрытию и обеспечению достоверности
Законом сохранены требования по представлению промежуточной консолидированной финансовой отчетности в случаях, установленных Банком России, а также если представление этой отчетности предусмотрено учредительными документами организации.
Устанавливается срок представления промежуточной консолидированной финансовой отчетности - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который она составлена.
Сроки представления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности отдельных организаций, являющихся головными организациями банковских холдингов, устанавливаются Центральным банком РФ.
В целях подтверждения достоверности промежуточной консолидированной финансовой отчетности вводится требование проведения ее аудита либо проведения проверки, вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.
Закрепляется обязанность раскрытия такой отчетности в системах общего пользования или СМИ и обеспечения ее доступности в течение трех лет с даты размещения.
Законом для отдельных его положений предусмотрен переходный период, необходимый организациям для осуществления дополнительных мероприятий организационного характера с целью обеспечения установленных требований.
Усовершенствованы нормы законодательства РФ в области безопасности гидротехнических сооружений
Так, уточнены положения Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений" о российском регистре гидротехнических сооружений.
Кроме того, поправками, внесенными в вышеуказанный Закон, установлено, что проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, осуществляется со следующей периодичностью:
в отношении гидротехнических сооружений I или II класса - не чаще чем один раз в течение одного года;
в отношении гидротехнических сооружений III класса - не чаще чем один раз в течение трех лет.
В отношении гидротехнических сооружений IV класса плановые проверки не проводятся.
Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Устранено противоречие норм "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля..."
В соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридически лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" контролирующие органы имеют право проверять исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений в рамках внеплановых проверок.
Федеральным законом аналогичная норма в отношении видов деятельности, не подлежащих лицензированию, закреплена в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
Подписан закон, направленный на создание благоприятных условий для развития виноградарской и винодельческой отрасли в Крыму
В частности, установлено, что до 1 января 2018 года для лицензиатов, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ, а также лицензиатов, которые были созданы в Крыму до 1 января 2015 года и имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или участником которых является публично-правовое образование, или которые используют на праве аренды основное технологическое оборудование, находящееся в собственности публично-правового образования, допускается производство ликерного вина с защищенным
географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения, которые произведены с добавлением ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино), с содержанием этилового спирта от 12,5 процента до 22 процентов объема готовой алкогольной продукции.
До 1 января 2017 года юридические лица, соответствующие вышеуказанным требованиям, вправе осуществлять в Крыму розничную продажу произведенной ими такой винодельческой продукции в розлив в стационарных торговых объектах, принадлежащих им на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на праве аренды, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, и/или при оказании ими услуг общественного питания в местах оказания таких услуг. С 1 января 2017 года до
1 января 2018 года указанные юридические лица вправе осуществлять в Крыму розничную продажу произведенных ими вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения, ликерного вина с защищенным географическим указанием (специальное вино), ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения (специальное вино) в розлив исключительно при оказании ими услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Введено лицензирование розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания
Подписан Закон, направленный на обеспечение учета фактического объема производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания.
Федеральным законом, в частности:
в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" введены понятия "спиртосодержащие лекарственные препараты" и "спиртосодержащие медицинские изделия", а также "фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)";
определен порядок государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта с производственной мощностью более 4000 декалитров;
установлены основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок;
установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
определен перечень документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
уточнены основания для приостановления и прекращения действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установлен порядок осуществления государственного надзора за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации;
предусмотрена административная ответственность, в том числе за использование и/или владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством порядке, а также за использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том
числе денатурата.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Подписан закон, направленный на стимулирование использования торфа в энергетике аналогично другим возобновляемым источникам энергии
С этой целью внесены соответствующие поправки в Федеральный закон "Об электроэнергетике".
Уточнено, что Правительство РФ, в том числе:
осуществляет поддержку использования возобновляемых источников энергии или торфа и стимулирование использования энергетических эффективных технологий в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
утверждает критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности либо ином законном основании.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
До 1 января 2019 года продлен срок обязательного оснащения приборами учета потребления газа объектов, на которых природный газ используется для бытовых нужд
Данное уточнение внесено в часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Установлен порядок осуществления общественного контроля в области промышленной безопасности
Определено, что общественный контроль в области промышленной безопасности осуществляется на добровольной основе общественными инспекторами федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, привлекаемыми федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности из числа профсоюзных инспекторов труда.
Установлены права и обязанности общественного инспектора в области промышленной безопасности.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Введена обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации
Обязательная аттестация специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации будет проводиться уполномоченным органом в области оборонной промышленности с участием организаций экспериментальной авиации. Порядок проведения обязательной аттестации авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.
Также Федеральным законом, в частности, уточнено, что беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Принят закон, направленный на повышение эффективности исполнения заданий государственного оборонного заказа
В Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" внесены дополнения, предусматривающие, в частности:
обязательность заключения контракта хозяйствующим субъектом, занимающим в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, при отсутствии у него обоснованных экономических или технологических причин для отказа от заключения контракта и введение административной ответственности за отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения указанного контракта;
возможность возмещения (компенсации) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа.
∙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Уточнены правовые основы государственной поддержки опережающего социально-экономического развития регионов РФ
Федеральным законом установлено, в частности, что решения Правительства РФ о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, и монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов) со стабильной социально-экономической ситуацией, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, принимаются на основании критериев, устанавливаемых
Правительством РФ, и должны содержать обоснования целесообразности их создания с учетом действующих льготных режимов на территориях указанных монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов). Такие территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться начиная с 1 января 2017 года.
Кроме того, правовой режим свободного порта Владивосток распространен на территорию всего Дальневосточного федерального округа.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Установлен переходный период применения законодательства об отходах производства и потребления для объектов размещения отходов, созданных в Крыму до его принятия в состав РФ
Предусмотрено, что до 1 января 2020 года запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, не распространяется на объекты размещения отходов, созданные в Крыму до его принятия в состав РФ. Эксплуатация указанных объектов допускается в границах населенных пунктов на территории Республики Крым и в границах города федерального значения Севастополя.
В Федеральный закон "Об охране окружающей среды" включены понятия "накопленный вред окружающей среде", "объекты накопленного вреда окружающей среде". Установлен порядок ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Также установлено, что в соответствии с решениями Правительства РФ биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных заповедников.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.
Особенности заключения охотхозяйственных соглашений на территории Крыма определены новым федеральным законом
Установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства в Крыму, которым охотничьи угодья предоставлены во временное долгосрочное пользование до дня вступления в силу закона о принятии Крыма в Россию на основании документов, действующих на день принятия Крыма в РФ, вправе заключить до 1 января 2017 года охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в таких документах, без проведения аукциона.
Лица, осуществляющие деятельность в сфере охотничьего хозяйства в Крыму, которым охотничьи угодья предоставлены во временное долгосрочное пользование в период с 18 марта 2014 года и до окончания переходного периода, предусмотренного законом о принятии Крыма в Россию (до 1 января 2015 года), на основании постановлений Государственного Совета Республики Крым, вправе заключить до 1 января 2017 года охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в таких постановлениях, без
проведения аукциона.
Установлено, что Глава Республики Крым до 1 декабря 2016 года утверждает схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Крыма, на которой указываются границы и площадь охотничьих угодий, предоставленных во временное долгосрочное пользование указанным лицам.
Надлежащее использование земельного участка будет подтверждаться на основании данных государственного земельного надзора
В Законе об обороте сельхозземель, в частности, установлено, что надлежащее использование находящегося в государственной собственности сельскохозяйственного земельного участка, являющееся условием его продажи арендатору без торгов, будет подтверждаться отсутствием у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при его использовании.
Ранее было предусмотрено, что подтверждать надлежащее использование необходимо с помощью документов, согласно перечню, установленному в соответствии с законом об обороте земель сельхозназначения.
Принят закон об обязательном хранении электронных копий печатных изданий и защищенных диссертаций
Установлено, что издатели в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют по Интернету по одному обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенному квалифицированной электронной подписью, в ИТАР-ТАСС и в Российскую государственную библиотеку.
Организации, на базе которых созданы диссертационные советы, в тридцатидневный срок со дня защиты диссертаций и присуждения ученой степени доставляют по Интернету обязательный экземпляр диссертаций в электронной форме, заверенный квалифицированной электронной подписью, в орган научно-технической информации, определяемый Правительством РФ.
Порядок доставки, хранения, учета указанных экземпляров, меры защиты при их доставке, порядок компьютерной обработки данных в целях их классификации и систематизации, а также требования к формату доставляемого файла устанавливаются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
В каждом субъекте РФ будет выбран один обязательный общедоступный региональный телеканал в порядке, установленном Правительством РФ
Обязательный общедоступный региональный телеканал транслируется оператором в эксплуатируемых им сетях связи на территории соответствующего субъекта РФ на 21 позиции. Такой канал выбирается из числа телеканалов, продукция которых содержит не менее 75 процентов национальной продукции СМИ и трансляция которых осуществляется на территории проживания не менее 50 процентов населения соответствующего субъекта РФ.
Под национальной продукцией СМИ понимается продукция на русском языке или других языках народов РФ либо на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского СМИ), которая произведена гражданами РФ или зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ организациями. В качестве национальной признается также продукция СМИ, созданного в соответствии с международными договорами РФ. Не признается производством национальной продукции СМИ деятельность по переводу,
дублированию, субтитрированию продукции зарубежного СМИ.
Порядок подтверждения соответствия национальной продукции СМИ указанным требованиям устанавливается Роскомнадзором.
Измерять рейтинги телевизионных программ смогут только компании, уполномоченные Роскомнадзором
Такое положение установлено новыми поправками в закон о СМИ.
Для отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) Роскомнадзором создается специальная комиссия.
Отбор уполномоченных организаций должен быть завершен Роскомнадзором до 1 января 2017 года. Количество уполномоченных организаций также определяется Роскомнадзором. Срок полномочий уполномоченной организации составляет три года. Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять в Роскомнадзор отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем сайте.
Иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное либо российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Не допускается также установление указанными лицами, иностранными гражданами, гражданами РФ, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над
уполномоченной организацией.
С 1 сентября 2017 года в случае размещения рекламы на телеканале на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории, рекламодатели обязаны будут использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными с уполномоченными организациями на проведение таких исследований.
ФАС России дал разъяснения по вопросу отнесения к рекламе информации, содержащей персональное обращение
Сообщается, что в случае направления посредством СМС-сообщения информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на
личное обращение в сообщении (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.
Перечень вступительных испытаний при приеме на бакалавриат и специалитет не подлежит изменению после 1 сентября года, предшествующего приему на обучение по указанным программам
Указанное ограничение также распространяется на:
- порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования;
- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования;
- перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний.
Срок получения крымскими образовательными организациями российских лицензий и аккредитаций продлен на два года
Ранее, законом об особенностях регулирования отношений в сфере образования в Крыму, было установлено, что крымские образовательные организации, имевшие в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на осуществление образовательной деятельности, признаются имеющими лицензию на осуществление такой деятельности, до получения ими лицензии в установленном порядке, но не позднее чем до 1 сентября 2016 года. Новыми поправками данный срок был передвинут на 1 сентября
2018 года.
Упомянутым законом также было установлено, что крымские образовательные организации, которые имели в соответствии с законодательством Украины по состоянию на 1 января 2014 года право на выдачу выпускникам документов об образовании, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины, признаются имеющими государственную аккредитацию по соответствующим основным образовательным программам, до получения ими аккредитации в установленном порядке, но не позднее чем до 1 сентября 2018 года. Данный срок
также передвинут на 1 сентября 2018 года.
Крымские выпускники в 2017 и 2018 годах по-прежнему смогут проходить государственную итоговую аттестацию по выбору в форме ЕГЭ или в форме выпускного экзамена
Установлено также, что лица, получившие в 2017 году или 2018 году в крымских образовательных организациях аттестат о среднем общем образовании по результатам государственной итоговой аттестации, вправе в год его получения поступать на бакалавриат и специалитет по своему выбору на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.
Государственная социальная стипендия с 1 января 2017 года будет выплачиваться студентам, получившим государственную социальную помощь
Уточнены категории получателей государственной социальной стипендии.
В настоящее время такая стипендия назначается студентам, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
С указанной даты, в соответствии с поправками в Закон об образовании, такая стипендия будет назначаться студентам со дня представления в образовательную организацию документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения социальной помощи.
Образовательные организации при реализации образовательных программ должны обеспечивать наблюдение за состоянием здоровья обучающихся
Такое положение установлено новыми поправками в закон об образовании.
Определено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта и дополнительные предпрофессиональные образовательные программы в области искусств, осуществляется в образовательной
организации либо в случаях, установленных органами государственной власти субъектов РФ, в медицинской организации.
Расширен перечень источников финансирования негосударственных фондов развития библиотек
Установлено, что такими источниками являются взносы учредителей этих фондов, поступления от предприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений, а также другие не запрещенные законом поступления.
Указанные фонды могут создаваться в целях содействия материальному обеспечению деятельности библиотек.
Для сохранения исторического, научного и культурного достояния народов России и создания единого российского электронного пространства знаний Минкультуры России будет создана Национальная электронная библиотека
Объектами Национальной электронной библиотеки будут созданные в электронной форме копии книжных памятников; печатных и электронных изданий; неопубликованных документов, в том числе диссертаций; иных документов, представляемых в качестве обязательного экземпляра.
Одной из задач создания Национальной электронной библиотеки является координация деятельности по переводу в электронную форму за счет средств бюджетной системы РФ документов, отобранных для включения в библиотеку.
Методика отбора документов для их включения в библиотеку основывается на следующих критериях:
- научно-образовательная, культурная и историческая ценность;
- использование в программах общего образования и профессионального образования;
Национальная электронная библиотека включает в себя электронный каталог и реестр книжных памятников. Электронный каталог представляет собой реестр данных о наличии и месте нахождения объектов библиотеки, а также документов, отобранных для включения в библиотеку.
Положение о Национальной электронной библиотеке утверждается Правительством РФ.
Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Списки футбольных "хулиганов", в отношении которых судом установлен запрет на посещение спортивных соревнований, будут размещаться на сайтах органов внутренних дел
В соответствии с законом о спорте для лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение правил поведения зрителей при проведении спортивных соревнований, суд может установить административный запрет на посещение соревнований.
Новыми поправками в закон о спорте установлено, что ведение списка таких лиц и доступ к его сведениям будут осуществляться в соответствии с установленным КоАП РФ порядком исполнения постановления об административном запрете на посещение спортивных соревнований.
Сведения, содержащиеся в списке лиц (ФИО, дата и место рождения, дата и номер решения суда о запрете, даты начала и истечения срока административного наказания), являются открытыми для всеобщего ознакомления. Внесение сведений в список осуществляется органом внутренних дел не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о запрете. По истечении срока запрета исключение сведений из списка осуществляется органом внутренних дел не позднее трех рабочих дней,
следующих за днем истечения данного срока, или не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о запрете.
Кроме того, определено, что с 1 января 2017 года организаторы соревнований по согласованию с собственниками, пользователями объектов спорта вправе устанавливать требования к оформлению и контролю билетов, в том числе предусматривающие идентификацию личности зрителей по документам, удостоверяющим их личность. При входе в места проведения официальных спортивных соревнований, определенных решениями Правительства РФ, идентификация личности зрителей является обязательной.
Установлено также, что организаторы соревнований, при входе в места проведения которых идентификация зрителей является обязательной, не менее чем за три часа до начала проведения таких соревнований знакомятся со сведениями вышеуказанного списка и не допускают в места проведения соревнований лиц, указанных в списке. При этом стоимость входных билетов им не возвращается.
Оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, будет финансироваться из бюджета ФФОМС
Перечень федеральных государственных учреждений и медицинских организаций, в том числе частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, будет утверждаться соответственно Правительством РФ, уполномоченным органом власти.
Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, осуществляется с применением специализированной информационной системы.
Установлены требования к ведению Федерального регистра лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и Федерального регистра лиц, больных туберкулезом.
На военнослужащих, участвующих в выполнении специальных задач в Сирии, распространяется действие закона о ветеранах
В соответствии с принятыми поправками статус ветеранов боевых действий получают лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирии с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях на указанных территориях, распространяется действие статей 3 и 4 закона о ветеранах.
В частности, ветеранам боевых действий из числа указанных лиц предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
- преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
- использование ежегодного отпуска в удобное для них время.
К элементам обустройства автомобильных дорог отнесены средства фото- и видеофиксации нарушений ПДД
Также к ним отнесены специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Установлена обязанность владельцев железнодорожных путей оборудовать железнодорожные переезды работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений ПДД.
Кроме того, федеральным законом, в частности, определены понятия "сохранность автомобильной дороги", "обеспечение сохранности автомобильных дорог", "государственный надзор, муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Военная полиция Вооруженных Сил РФ наделена дополнительными полномочиями
Федеральным законом, в частности, уточнено, что изменение организации движения транспортных средств и пешеходов в неотложных случаях при возникновении реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел РФ, либо уполномоченными должностными лицами военной полиции Вооруженных Сил РФ по согласованию с органами внутренних дел РФ либо должностными лицами дорожных и коммунальных служб с последующим уведомлением
органов внутренних дел РФ.
Внесено изменение в Федеральный закон "Об обороне", которым установлено, что в состав военной полиции могут входить воинские части.
Увеличен с десяти до тридцати суток срок проведения разбирательства по фактам совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, дисциплинарных проступков (не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам).
В Федеральном законе "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что в случае обнаружения преступления командир (начальник) обязан незамедлительно уведомить военного прокурора, руководителя военного следственного органа СК России и органы военной полиции. Органы военной полиции уведомляются только командирами воинских частей (должностными лицами гарнизона) Вооруженных Сил РФ.
Законодательно закреплено определение понятия "аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий)"
В соответствии с дополнением, внесенным в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", "аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий)" - это участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.
Кроме того, закреплены обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также владельцев частных автомобильных дорог по организации ежегодного утверждения перечней аварийно-опасных участков автомобильных дорог и выработки первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Сотрудников органов внутренних дел обязали проходить периодическую проверку на профпригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия
Внесены изменения в отдельные законодательные акты, связанные с порядком прохождения службы в органах внутренних дел.
В частности, предусмотрено, что порядок присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел, имеющих квалификационные звания, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Установлено, что сотрудник органов внутренних дел, переведенный на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, соответствующую иному функциональному предназначению либо направлению деятельности, наряду с выполнением служебных обязанностей проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя.
Порядок организации индивидуального обучения сотрудника органов внутренних дел устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Кроме того, уточнено, что срок исполнения обязанностей по вакантной (не замещаемой другим сотрудником органов внутренних дел) должности в органах внутренних дел не может превышать в текущем году шесть месяцев.
Установлено, что права, обязанности и ответственность руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины, обязанности сотрудников органов внутренних дел по соблюдению и поддержанию служебной дисциплины, обязательность исполнения приказа руководителя (начальника), порядок наложения, исполнения и обжалования дисциплинарных взысканий, учет мер поощрения и дисциплинарных взысканий устанавливаются дисциплинарным уставом органов внутренних дел РФ, утверждаемым Президентом РФ.
Определено, что предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел для сотрудника органов внутренних дел, имеющего ученую степень доктора наук и замещающего должность в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, составляет 65 лет.
До 1 сентября 2018 года установлен переходный период при применении норм законодательства в области пожарной безопасности в отношении объектов защиты, расположенных в Крыму
Дополнением, внесенным в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до 1 января 2015 года, ранее действовавшие требования пожарной безопасности применяются до 1 сентября 2018 года.
Суду предоставлено право принять решение о соединении уголовных дел в одно производство
Согласно новой статье 239.2 УПК РФ суд при наличии оснований, предусмотренных настоящим кодексом и возникших после поступления уголовного дела в суд, вправе по ходатайству стороны принять решение о соединении уголовных дел в одно производство.
В Уголовном кодекс РФ расширено определение понятия "состояние опьянения"
Федеральным законом внесены поправки в статьи 23 ("Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения"), 63 ("Обстоятельства, отягчающие наказание") и 264 ("Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств") Уголовного кодекса РФ, которыми дополнено наименование веществ, вызывающих состояние опьянения, психотропными веществами, их аналогами и новыми потенциально опасными психоактивными веществами.
Усилена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов
Так, например, незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах будет наказываться штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ранее за данное деяние был установлен штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев.
Материальное и социальное обеспечение российских судей, назначенных в Суд ЕАЭС, Экономический суд СНГ и полномочия которых прекращены, будет осуществлять Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Указанное обеспечение осуществляется в части выплаты выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также предоставление иных гарантий, предусмотренных законодательством и международными договорами Российской Федерации с учетом стажа работы в должности судьи.
Порядок материального и социального обеспечения указанных судей устанавливается Президентом РФ.
Указанным судьям, которые имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с законом о статусе судей, по их выбору выплачивается либо ежемесячное пожизненное содержание как пребывающим в отставке судьям судов РФ, либо как прекратившим полномочия судьям Суда ЕАЭС и Экономического суда СНГ.
Законодательно установлены размеры должностных окладов судей Севастопольского городского суда и размеры их ежемесячного денежного поощрения
Размеры указанных выплат определены в процентном отношении к окладу председателя Верховного суда РФ и соответствуют выплатам, установленным для судей верховных судов республик, краевых, областных судов.
Подписан закон, регламентирующий вопросы круизного судоходства в территориальном море и внутренних морских водах РФ
Так, Федеральным законом установлено, что правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и/или пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением припасов, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и/или пункты,
расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ, прилегающих к территориям субъектов РФ, входящим в Арктическую зону РФ и/или ДФО, по перечню, утвержденному Правительством РФ в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ.
Также определены особенности плавания иностранных туристских судов во внутренних морских водах и в территориальном море.
Кроме того, внесены изменения в статью 359 Кодекса торгового мореплавания РФ в части увеличения суммы ограничения ответственности судовладельцев и спасателей в целях приведения положений статьи в соответствие с нормами международного права.