КонсультантПлюс: российское законодательство ежедневно Выпуск от 07.08.2015
Изменения в НК РФ – 2016: обзор от КонсультантПлюс
Узнать о том, что меняется в НК РФ в следующем году, можно уже сейчас. Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор главных изменений налогового законодательства в 2016 г. В их числе ежеквартальные отчеты по НДФЛ, рост ставок акцизов, новые правила предоставления социальных вычетов и др. В обзоре есть краткие пояснения по нововведениям, ссылки на законы и разъяснения.
КонсультантПлюс
Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 07.08.2015
Расширены полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, создаваемых высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ
Комиссиям предоставлена возможность осуществлять свою деятельность на территории муниципальных образований, входящих в состав данных субъектов РФ. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют свою деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов РФ.
Уточнены также полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части принятия решений о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость.
Разработан порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на сейсмоусиление существующих и строительство новых сейсмостойких объектов
Порядок разработан в целях обеспечения реализации федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" и проведения государственным заказчиком - координатором Программы отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий.
Отбор осуществляется Комиссией, образуемой приказом Минстроя России. Решение о начале проведения отбора принимается Минстроем России и оформляется в виде его приказа, который в течение 3 дней публикуется на официальном сайте Минстроя России в сети "Интернет" и доводится до сведения всех субъектов РФ, имеющих право участвовать в Программе, телеграммой.
Для участия в отборе субъектом РФ в Минстрой России направляется заявка, порядок предоставления и содержание которой определены в Приказе.
Установлены критерии допуска участника к отбору, а также критерии дисквалификации участника и порядок принятия решения комиссией.
В приложениях к Приказу приведены форма заявки на участие в отборе, информационная карта объекта (мероприятия) капитального строительства, информация об использовании субсидии и реестр объектов капитального строительства, по которым предусматриваются мероприятия по строительству (сейсмоусилению).
Предлагается установить конкурентные процедуры отбора подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капремонту в многоквартирных домах
К таким процедурам предлагается отнести предварительный отбор, дополнительный предварительный отбор, конкурс на выполнение работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме и открытый конкурс. Подробно регламентируется порядок проведения каждой из указанных процедур. Также определяется порядок заключения договора на оказание услуг (выполнение работ) по капремонту, на оказание (выполнение) дополнительных услуг (работ), и обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по предварительному
отбору, конкурсной комиссии, ее членов.
Информация о проведении конкурентной процедуры и ее результатах доводится до всеобщего сведения заказчиком на официальном сайте, определенном нормативно-правовым актом субъекта РФ.
Определены принципы проведения конкурентных процедур, в том числе:
создание равных условий для участников конкурентной процедуры;
добросовестная конкуренция участников конкурентной процедуры;
создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей в работах и услугах с требуемыми показателями цены, качества и надежности, необходимых для целей обеспечения организации и своевременного проведения капремонта;
доступность информации о проведении конкурентной процедуры и обеспечения открытости ее проведения.
Также устанавливается, что закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта, осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках.
Определены правила предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов работодателю, принимающему участие в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов
Сертификат удостоверяет право на получение финансовой поддержки и предоставляется при соблюдении работодателем следующих условий:
- заключения с уполномоченными органами исполнительной власти субъекта РФ в области содействия занятости населения соглашения об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов;
- привлечения граждан для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 г. N 696-р (далее - Перечень);
- отсутствия просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты, а также задолженности по выплате заработной платы;
- заключения с работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта Российской Федерации в субъект Российской Федерации, включенный в Перечень, трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора продолжительностью не менее трех лет.
Предоставление сертификата осуществляется уполномоченным органом в течение 5 дней со дня предоставления работодателем копии заключенного с работником трудового договора, заверенного подписью и печатью работодателя для каждого работника.
В приложении приводится форма сертификата на привлечение трудовых ресурсов.
ФНС России обращает внимание территориальных налоговых органов на недопустимость требования ими от физических лиц направления отчетов о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами РФ
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" физические лица-резиденты обязаны предоставлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами. Вместе с тем порядок предоставления таких отчетов в настоящее время не утвержден. Таким образом, направление подобных требований является
нарушением прав физических лиц-резидентов.
Сообщается, кроме того, что информация о ходе разработки проекта постановления Правительства РФ об утверждении такого порядка в настоящий момент разрабатывается и размещена на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
У индивидуального предпринимателя, применяющего ПСН, численность работников по всем видам деятельности не должна превышать 15 человек
В случае превышения указанной численности работников ИП утрачивает право на применение ПСН.
Обращено внимание на то, что индивидуальный предприниматель, совмещающий применение ПСН с иными режимами налогообложения - УСН и (или) ЕНВД, при определении средней численности работников должен учитывать всех работников, в том числе занятых в видах деятельности, облагаемых в рамках УСН и ЕНВД.
ФНС России даны рекомендации по заполнению декларации по акцизам налогоплательщиками, применяющими освобождение от уплаты акцизов по экспортным операциям без предоставления банковской гарантии
С 1 июля 2015 года применяются поправки в НК РФ, предусматривающие освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности представлять банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты акциза при реализации произведенных ими подакцизных товаров на экспорт.
До внесения необходимых изменений в декларацию рекомендовано:
при отражении операций по реализации в налоговом периоде подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории РФ применять код показателя 20001;
при представлении указанными налогоплательщиками в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ (в срок не позднее 180 календарных дней со дня реализации подакцизных товаров, на экспорт), указывать код показателя 50003.
Освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии распространяется на операции, осуществляемые с 1 июля 2015 года
С указанной даты вступили в силу изменения, внесенные в пункт 2 статьи 184 НК РФ, предусматривающие право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 НК РФ без представления банковской гарантии. Условия предоставления данного освобождения установлены пунктом 2.1 статьи 184 НК РФ (в том числе уплата за три предшествующих года совокупной суммы налогов не менее 10 млрд. рублей).
В целях уплаты торгового сбора к торговой деятельности приравнивается деятельность по организации розничных рынков
Сообщается, что плательщиком торгового сбора является хозяйствующий субъект, осуществляющий торговлю с использованием объектов движимого или недвижимого имущества, признаваемых объектом торговли, независимо от количества таких объектов.
Лица, оказывающие бытовые услуги населению и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, не признаются плательщиками торгового сбора
Разъяснения касаются организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих, в частности, ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.
Сообщается, что указанные лица в отношении реализации сопутствующих товаров плательщиками торгового сбора не являются.
Торговый сбор не может быть установлен в отношении реализации продукции собственного производства организациями, не имеющими объектов осуществления торговли
При этом отмечено, что если лицо осуществляет торговую деятельность (включая торговлю товарами собственного производства, покупными и другими товарами) через объекты осуществления торговли (включая торговые объекты, являющиеся его филиалами или обособленными подразделениями), то в отношении такой деятельности может быть установлен торговый сбор.
Лица, осуществляющие реализацию изготовленной кулинарной продукции через объекты общественного питания, не признаются плательщиками торгового сбора
Соответствующие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962, направленном для использования в работе налоговых органов.
Указано, в частности, что объекты организации общественного питания, используемые исключительно для оказания таких услуг, не признаются объектами торговли в целях уплаты торгового сбора.
Разъяснен порядок бухгалтерского учета в кредитных организациях ОФЗ с индексируемым номиналом
Для целей бухгалтерского учета условие об индексации номинала облигаций федерального займа в соответствии с индексом потребительских цен на товары и услуги следует рассматривать как встроенный производный инструмент, неотделяемый от основного договора (далее НВПИ).
Если производный инструмент, встроенный в финансовый актив, не является независимым, то в финансовой отчетности необходимо отражать весь инструмент целиком (основной договор и встроенный производный инструмент) по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка.
При переоценке таких ценных бумаг по справедливой стоимости из суммы изменения справедливой стоимости организации вправе не выделять доходы или расходы от применения НВПИ.
Установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства в запретных зонах в определенных случаях
Пользователи воздушного пространства обязаны уведомить ФСО России об использовании воздушного пространства в случаях выполнения полетов на перехват воздушных судов-нарушителей, выполнения других оперативных заданий в интересах государства, в целях проведения поисково-спасательных работ и работ по оказанию помощи при ЧС, и в соответствии со специальными международными договорами, в запретных зонах, установленных в интересах ФСО России, за исключением случаев использования воздушного пространства,
направленных на защиту государства от угроз военного или террористического характера.
Почтовые адреса, телефоны, частоты радиосвязи авиационного диапазона лиц, наделенных полномочиями по приему уведомлений об использовании воздушного пространства таких зон, предоставляются пользователям воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.
Утверждены формы карты-плана территории и акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, а также требования к их подготовке
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" карта-план территории является результатом комплексных кадастровых работ и подготавливается как в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, так и в форме документа на бумажном носителе.
Установлены требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения
Утвержденные Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением, в частности:
пунктов хранения ядерных материалов;
радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;
радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;
комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;
загрязненных радионуклидами территорий;
радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований.
Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом, им уполномоченным, должна быть создана система физической защиты радиационных объектов.
Система физической защиты должна обеспечивать в том числе предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды, хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода
(проезда) в защищенную зону и на радиационный объект, проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты.
∙ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным образовательным организациям приведены в соответствие с решением Верховного Суда РФ
Решением Верховного Суда РФ от 04.04.2014 N АКПИ14-281 был признан недействующим пункт 1.9 СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26, в части, определяющей установленные в этом пункте нормативы исходя из площади (групповой) игровой комнаты на одного ребенка, фактически находящегося в
группе.
Суд отметил, что предусмотренное этим пунктом положение не позволяет установить, на какой момент и по каким критериям определять количество детей, фактически находящихся в группе.
Во исполнение Решения Верховного Суда РФ слова "фактически находящегося в группе" исключены из пункта 1.9 СанПин. При этом действие Постановления распространено на правоотношения, возникшие со дня вступления в законную силу указанного Решения Верховного Суда РФ (с 9 мая 2014 года).
Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путем отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за ее территорией.
В законопроекте определяются основные понятия, в том числе, "иностранное государство", "имущество иностранного государства", "юрисдикционный иммунитет иностранного государства", "судебный иммунитет", "иммунитет в отношении исполнения судебного решения". Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве).
Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:
связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
касающимся прав на имущество;
о возмещении вреда;
касающимся интеллектуальной собственности;
связанным с эксплуатацией судна.
Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.