Вопрос № 42899: Доброе время суток! В одной из газет прошла информация, что ...по нынешнему законодательству изготовитель или продавец имеет право давать гарантию на товар или не давать её. Подскажите мне ссылку на документ, регламентирующий этот вопрос. Все мы врем...
Вопрос № 42.899
Доброе время суток! В одной из газет прошла информация, что ...по нынешнему законодательству изготовитель или продавец имеет право давать гарантию на товар или не давать её. Подскажите мне ссылку на документ, регламентирующий этот вопрос. Все мы время от времени можем быть или продавцами или покупателями. Заранее благодарен за ответ= Владимир-
Отправлен: 12.05.2006, 22:35
Вопрос задал: Voldemaras (статус: Посетитель)
Всего ответов: 2 Мини-форум вопроса >>> (сообщений: 0)
Отвечает: before
Здравствуйте, Voldemaras!
Согласно п. 6 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" (далее - Закон):
"Изготовитель (исполнитель) ВПРАВЕ устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона".
П. 7 ст. 5 Закона гласит:
"Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем".
Таким образом, установление гарантийного срока (а равно его продолжительности) является правом изготовителя и продавца, но не обязанностью.
Это однако не означает бесправности потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Если на товар не установлен гарантийный срок, однако потребитель обнаружил какие-либо недостатки, то наступают следующие последствия:
1. Происходит перераспределение бремени доказывания:
Продавец или изготовитель отвечают за недостатки только при условии, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (абз. 1 п. 6 ст. 18 Закона).
Если бы гарантийный срок был установлен, и недостатки были бы обнаружены в пределах этого срока, то бремя доказывания лежало бы на продавце: он отвечает, если не докажет, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы (абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона).
2. Если гарантийный срок установлен, то потребитель вправе предъявить требование в пределах этого срока ничего не доказывая. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец отвечает за недостатки, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 19 Закона).
Если же на товар вовсе не установлен гарантийный срок, то требование потребиля может быть предъявлено в пределах разумного срока (а он будет различен в отношении различного рода товаров), но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Но при этом, как мы уже определились, бремя доказывания будет лежать на потребителе.
Рассмотренный здесь разумный срок (но не более 2 лет) для обнаружения недостатков называется законной гарантией. То есть гарантий качества на товар установлена всегда: либо договором (тогда потребителю легче, ибо ничего доказывать не нужно); либо законом (тогда бремя доказывания лежит на потребителе).
3. Не стоит также забывать и о следующем правиле п. 6 ст. 19 Закона.
В случае выявления СУЩЕСТВЕННЫХ (и больше никаких - это обязательное условие) недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, НО НЕ ПРОДАВЦУ) требование О БЕЗВОЗМЕЗДНОМ УСТРАНЕНИИ ТАКИХ НЕДОСТАТКОВ (и больше никакое - ни замена, ни возврат денег не пройдут), если ДОКАЖЕТ (то есть бремя на нем), что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование
может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар СРОКА СЛУЖБЫ или в течение ДЕСЯТИ ЛЕТ со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение ДВЕННАДЦАТИ ДНЕЙ со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявит
ь изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
То есть потребитель вправе предъвить указанное требование при наличии отмеченных нами условий:
- только существенный недостаток (см. понятие "существенный" в преамбуле Закона);
- требование предъявляется только изготовителю или уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру;
- только одно требование - о безвозмездном устранении недостатков, и никакое другое (а другие - если недостаток неустраним или требвоание не выполнено в течение 12 дней);
- срок для предъявления требования - срок службы или 10 лет.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить следующее:
продавец и изготовитель, действительно, могут не устанавливать гарантийный срок. Однако при этом тем не менее потребитель обладает целым набором защитных средств - он не остается бесправным. Единственное для него бремя - это бремя доказывания (по сути - бремя проведения экспертизы, которую при наличии гарантийного срока обязан проводить продавец).
С уважением, before.
Ответ отправил: before (статус: *Мастер-Эксперт)
Ответ отправлен: 13.05.2006, 05:58
Отвечает: I-a-i
Здравствуйте, Voldemaras!
Закон "О защите прав потребителей", статья 5.
http://potrebitel.net/zakon_zpp/zakon.shtml
Действительно, производитель именно "имеет право" давать гарантию. Закон не обязывает
его к этому. Если производителем установлен гарантийный срок, то продавец не &
#1080;меет права устанавливать гарантийный срок меньшей продолжительности.
Однако тут есть много "НО". Например, гарантия производителя может быть ограниченной
территориально (действовать только на территории определенной страны) или фу
085;кционально (производитель может понимать под гарантией не то, что понимает наше законодательство
- например только ремонт). в этом случае, если продавец откажется уl
9;тановить гарантийный срок или установит его меньшей продолжительности, чем продавец,
то он, ИМХО, будет в своем праве.
В общем каждый спорный случай надо рассматривать отдельно.
Ответ отправил: I-a-i (статус: 7-ой класс)
Ответ отправлен: 13.05.2006, 09:50