Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нефтегазовое оборудование и нефтесервисные услуги Выпуск от 28/11/2008


28 ноября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Минпромторг подготовил доклад об основных направлениях работы в 2009-2011 годах

 
 
 
 
ДОКЛАД О РЕЗУЛЬТАТАХ И ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009-2011 ГОДЫ
 

Введение Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования (далее . Доклад) подготовлен в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004 838).

Доклад разработан с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 

Раздел 1. Цели, задачи, показатели деятельности Деятельность Минпромторга России как субъекта управления направлена на обеспечение достижения ряда стратегических целей страны. В соответствии со структурой целей, предусмотренной Сводным докладом Правительства Российской Федерации,

Деятельность Минпромторга России, как субъекта управления способствует достижению таких стратегических целей (предусмотренных Сводным докладом Правительства Российской Федерации), как повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности и обеспечение динамичного и устойчивого экономического развития. Результаты анализа влияния деятельности Минпромторга России на достижение этих целей представлены в Приложении 2.
С другой стороны, в соответствии со структурой целей, предусмотренной Методическими рекомендациями по подготовке ДРОНД СБП (письмо Минфина России от 27 июня 2005 г. N 02-АЛ/2008), цели Минпромторга России вносят вклад в достижение таких целей, как повышение уровня и качества жизни населения, повышение уровня национальной безопасности, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста и создание потенциала для будущего развития. Результаты анализа взаимосвязей и вклада целей Минпромторга России в достижение названных целей представлены в Приложении 3.
Полномочия Минпромторга России как субъекта бюджетного планирования по достижению целей Правительства Российской Федерации определяются положениями о Министерстве и подведомственного ему Федерального агентства (утверждены Постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 и от 17 июня 2004 г. 294 соответственно).
Особенностью работы Минпромторга России по достижению поставленных целей и задач с точки зрения оценки результативности и бюджетной эффективности исполнения поставленных целей и задач является создание значительных внешних эффектов в результате бюджетных расходов.
Например, разработка Минпромторгом России в пределах текущего финансирования на исполнение своих полномочий такого инструмента как инвестиционное соглашение в сфере лесного комплекса позволило привлечь в отрасль в рамках 11 инвестиционных проектов 140,7 млрд. рублей по состоянию на апрель 2008 года, а в целом в 2008 году ожидается около 300 млрд. рублей. На проект SSJ Министерство за все время реализации проекта направляет около 12 млрд. рублей, но общий объем заключенных контрактов превышает 50 млрд. рублей, а по оценке иностранных партнеров стоимость проекта составляет 1,2 . 1,5 млрд. долларов США.
Минпромторг России как субъект бюджетного планирования осуществляет деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, профессиональным (экспертным) сообществом и саморегулируемыми организациями.
При определении целей и задач на очередной период планирования Минпромторга России рассматривает вопросы, отнесенные к его ведению, направления деятельности, закрепленные за Министерством в Сводном докладе Правительства Российской Федерации, и задачи других субъектов бюджетного планирования. Таким образом, для постановки задач и определения целевых значений показателей результативности Минпромторга России необходимо оперативно получать информацию о принимаемых решениях и намерениях субъектов бюджетного планирования, решающих смежные (сопряженные) задачи. В свою очередь, Министерство готово формулировать задачи для других субъектов бюджетного планирования . в вопросах, требующих межведомственной координации при выполнении задач Правительства Российской Федерации.
При подготовке настоящего Доклада для определения целей и постановки задач были определены следующие целевые группы Минпромторга России:
- партнеры России . правительства других стран, межправительственные организации;
- предприятия . производители продукции;
- предприятия и организации торговли;
- организации, обеспечивающие деятельность производства;
- инвесторы . отечественные и иностранные;
- граждане и организац! ии . потребители промышленной продукции;
- органы государственного управления и местного самоуправления.
В соответствии с установленными полномочиями и интересами перечисленных целевых групп деятельность Минпромторговли России как субъекта бюджетного планирования в рассматриваемом периоде будет направлена на достижение трех целей:
- повышение/сохранение конкурентоспособности продукции предприятий  российской обрабатывающей промышленности (имеется в виду организации, производящие продукцию в Российской Федерации или за её пределами, но при участии российского капитала);
- оптимизация издержек и рисков решения задач долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
- создание потенциала развития промы! шленности и товарных рынков.
Данный перечень целей отражает три принципиальных направления деятельности Министерства . управление действующим производством (своей сферой), содействие решению текущих задач других агентов и формирование задела для дальнейшего развития. Кроме того, данная постановка целей позволяет разделить рыночные меры регулирования и обеспечение гарантированного спроса со стороны государства.
Этот же перечень целей можно трактовать следующим образом. С одной стороны, Минпромторг России в пределах своей сферы ведения создает и поддерживает необходимые институты и формирует производственную инфраструктуру (в том числе и за счет прямых инвестиций) для решения задач. С другой стороны, Минпромторг России стимулирует возникновение инноваций, которые уже можно считать конечным продуктом, и инвестиций в дальнейшие инновации, формируя нормативно-правовую базу и финансируя отдельные исследования.
Данный перечень целей является универсальным и нейтральным по отношению к сфере управления.
При этом в отношении каждого проекта на разных стадиях его жизненного цикла должны ставиться разные цели. Другими словами, представленный в форме целевой программы проект по мере реализации может перемещаться в программной структуре расходов Минпромторга России как субъекта бюджетного планирования. И таким образом, одним из следствий работы по достижению каждой цели на разных этапах является постановка задач в рамках остальных целей. На уровне задач данный перечень целей раскладывается на разные этапы управления: принятие решения о необходимости той или иной деятельности, разработка стратегии, обеспечение условий для работы прочих экономических агентов, самостоятельная реализация отдельных видов деятельности. При таком разделении в отношении одного объекта (например, отрасли) в зависимости от этапа цикла управления в разные годы ставятся разные задачи, объект управления может переходить между задачами или в его отношении могут быть сформированы несколько ведомственных программ.
Результат анализа влияния деятельности Минпромторга России как субъекта бюджетного планирования в соответствии с названными целями на достижение целей Правительства РФ представлен в Приложениях 2 и 3.

Цель 1. Обеспечение конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности Стимулирование спроса на внутренних и внешних рыках и создание инновационного задела на будущее комплексно направленно на обеспечение национальной конкурентоспособности и создания наибольшей добавленной стоимости в отраслях и организациях, входящих в сферу ведения Министерства, а также формирование устойчивых позиций российской промышленной продукции и отечественного промышленного капитала на международных (внешних и внутренних) товарных рынках.

В условиях развивающегося мирового финансового кризиса и, как следствие, сжатия спроса, зарубежные производители и правительства будут лишь активизировать деятельность по защите собственных рынков и экспансии на рынки других стран. При отсутствии адекватных мер с нашей стороны, это приведет к еще большему росту импорта продукции на наши рынки и, как следствие, к сужению доли отечественной продукции. Это окажет серьезное негативное влияние на состояние национальной конкурентоспособности и приведет к тому, что на фазе последующего экономического роста и расширения рынков она уже не сможет восполнить потери, связанные с последствиями мирового финансового кризиса.
Сегодня необходимо прилагать особые усилия для опережающего наращивания отечественного предложения, как за счет стимулирования спроса, так и за счет мер по стабилизации финансово-экономического состояния предприятий. В условиях объективного сужения рынков, необходимо, как минимум, обеспечить расширение доли российских производителей на них. Кроме того, при адекватной государственной поддержке, сложившаяся ситуация предоставляет отложенную по времени возможность для экспансии и закрепления российских производителей на рынках других государств. Помимо этого, необходимо создать инновационный и инфраструктурный задел для того, чтобы на выходе из кризиса, при росте рынков, отечественные производители могли эту долю сохранить, увеличивая свое присутствие в абсолютных показателях.
Решение данных задач вносит вклад в экономическое развитие страны. Итоговым результатом деятельности Министерства станет увеличение объемов инвестиций и производства, снижение связанных с хозяйственной деятельностью рисков и издержек  (поскольку адекватные рациональные ожидания позволяют хозяйствующим субъектам планировать деятельность, заключать долгосрочные контракты) и как следствие расширение присутствия отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках.
Защита присутствия российской промышленной продукции и отечественного промышленного капитала на внутреннем рынке представляет собой  расширенную промышленную политику, так как включает в себя по большей части инструменты государственно-частного партнерства, финансирования из федерального бюджета, стимулирования спроса, модернизации производства, реструктуризации хозяйствующих субъектов и так далее. Решение данной задачи будет означать создание оптимальных условий для работы хозяйствующих субъектов.
На внешних рынках перечень инструментов несколько иной . позволяющий обеспечить паритет, или выравнивание условий входа в ту или иную отрасль или на рынок готовой продукции в разных странах. Российская Федерация должна определить свои позиции как продавца и как покупателя отдельных товарных групп продукции обрабатывающих отраслей. Соответственно, Минпромторгу России необходимо обеспечивать возникновение договоренностей с институциональными партнерами об условиях взаимодействия. Для позиционирования Российской Федерации на товарных рынках необходимо участвовать во всех возможных формах международной кооперации на правительственном и надправительственном уровнях, по профильной (отраслевой) тематике и по сопряженным вопросам, относящимся к компетенции других ведомств.
Конечным эффектом в случае успешной реализации поставленной цели является снижение издержек взаимодействия промышленных предприятий как хозяйствующих субъектов со своими контрагентами при увеличении оборота капитала и товаров. Несмотря на незначительную долю затрат на реализацию направленных на достижение рассматриваемой цели мероприятий в расходах субъекта бюджетного планирования, успешное их выполнение создает существенные положительные внешние эффекты.
Соответственно, задачи, обеспечивающие достижение данной цели, определены следующим образом:
1.1. Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке.
1.2. Продвижение товаров работающих в России компаний на международные рынки.
В число показателей результативности, используемых для оценки степени достижения цели и задач, включены интегральные показатели, некоторые из которых (например, Индекс промышленного производства) не позволяют сделать очевидный вывод о характере изменений в подведомственной Министерству сфере. Решение об использовании интегральных показателей принято с учетом требований Методических рекомендаций по подготовке ДРОНД СБП о минимизации числа показателей. Несмотря на то, что исходные показатели, формирующие интегральные показатели, не отражены в настоящем Докладе, Министерство ведет постоянную работу по оптимизации состава показателей, Росинформресурс ведет мониторинг значений принятых показателей . тем самым Министерство располагает необходимой для принятия решений информацией. Так, для упомянутого показателя Индекс промышленного производства формируются данные для промышленности в целом и для групп отраслей промышленности, в том числе в региональном разрезе.
Полный перечень показателей результативности с разделением на основные и дополнительные приведен в Приложении 1.
Для отражения идеи о формировании устойчивых позиций как российской промышленной продукции, так и отечественного промышленного капитала на международных (внешних и внутренних) товарных рынках разрабатывается показатель, отражающий паритет между валовым внутренним продуктом и валовым национальным продуктом по отраслям обрабатывающей промышленности.
Задача 1.1. Усиление конкурентных позиций российских компаний на внутреннем рынке.
Объектом решения данной задачи являются отрасли перерабатывающей промышленности, производящие готовую продукцию: авиастроение, двигателестроение, судостроение, транспортное машиностроение, деревообработка и другие, а также народные художественные промыслы.
Мероприятия по решению данной задачи представляют собой непосредственное участие в всесторонней поддержке отечественного товаропроизводителя, стимулировании импортозамещения и диверсификации производства путем:
 
1.     Стимулирования спроса . т.е. расширения доли российских производителей на сужающихся рынках:
-       Предоставление преференций отечественным товаропроизводителям и увеличение объемов авансирования при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для госнужд;
-       Увеличение  государственного резерва для формирования запасов стратегических материалов, включая цветные металлы;
-       Увеличение объемов авансирования платежей предприятиям ОПК при выполнении гособоронзаказа и мероприятий ФЦП;
-       Стимулирование закупок отечественных товаров естественными монополиями и другими компаниями со значительным государственным участием;
-       Государственная поддержка лизинговых компаний, осуществляющих операции с автомобильной техникой отечественного производства;
-       Более активное использование мер таможенно-тарифного регулирования защитного характера для стимулирования импортозамещения.
 
2.     Сохранение предложения . стабилизация финансово-экономического состояния предприятий
-       Поддержка стратегически важных предприятий реального сектора экономики через покупку акций допэмиссии;
-       Увеличение объемов кредитования системообразующих организа! ций отраслей промышленности;
-       Рефинансирование задолженности предприятий промшленности;
-       Снижение налоговой нагрузки путем отнесения затрат на себестоимость (торговля) и отсрочки перехода на ЕНВД (аптеки);
-       Предоставление госгарантий по кредитам, полученным предприятиями ОПК на производство продукции по гособоронзаказу, увеличение объемов субсидирования за счет федерального бюджета части затрат на уплату процентов по таким кредитам.
 
3.     Создания задела на будущее:
-       Приоритетная поддержка предприятий, реализующих ключевые инвестиционные проекты (Стан 5000 ! и другие) и проекты утвержденных отраслевых стратегий развития промышленности;
-       Поддержка инфраструктурных проектов (СОЧИ 2014, АТЭС 2012, магистральные трубопроводы, федеральные дороги, Национальные проекты);
-       Увеличение объемов государственного финансирования и расширения перечня НИОКР в промышленности, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства, закрепление результатов интеллектуальной деятельности, развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
-       Создание интегрированных структур в высокотехнологичном машиностроении, а также отдельные проекты . например, соглашения о промышленной сборке;
-    &nb! sp;  Субсидирование за счет бюджетных средств части затрат на упл ату процентов по кредитам, направляемым на техническое перевооружение и модернизацию производства для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе в лесной и легкой промышленности, транспортном и энергетическом машиностроении, трубной отрасли, автомобильной промышленности, ОПК;
-                 Разработка технических регламентов и других нормативных документов в области технического регулирования, гармонизированных с прогрессивными международными стандартами
 
Задача 1.2. Продвижение товаров работающих в России компаний на международные рынки.
В ходе решения данной задачи формируется выгодное Российской Федерации позиционирование продукции предприятий обрабатывающей промышленности на мировых товарных рынках. Для решения данной задачи Министерство использует широкий спектр инструментов . от проведения двусторонних и многосторонних переговоров на уровне правительств и глав государств до поддержки участников выставочно-ярмарочных мероприятий.
Мероприятия по взаимодействию с Группой восьми, структурами ООН, ЕС, СНГ и так далее отражены в соответствующем плане Министерства.
В соответствии с мировыми тенденциями развития технического регулирования Министерство как СБП проводит работу по подготовке соглашений о гармонизации технических регламентов при проведении переговоров по проектам международно-правовых документов в сфере технического регулирования, подготовленных в рамках Единого экономического пространства, Общего европейского экономического сообщества, ЕврАзЭС и СНГ.
Для создания механизма взаимодействия предприятий-производит! елей промышленной продукции с потребителями и оптимизации состава выставок и ярмарок разрабатывается проект утверждаемой ведомственной целевой программы Промышленный маркетинг.
Ключевым механизмом поддержки российских экспортеров является субсидирование части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Показатели, отражающие результат исполнения каждой задачи, приведены в Приложении 1.
 

Цель 2. Оптимизация издержек и рисков решения задач долгосрочного развития Российской Федерации Достижение данной цели будет означать своевременное обеспечение возможности реализации задач другими субъектами бюджетного планирования.

Данная цель направлена на создание механизма координации деятельности разных ведомств при решении задач Правительства Российской Федерации и межведомственного взаимодействия при постановке задач и формировании планов деятельности отдельных субъектов бюджетного планирования.
В данном случае Минпромторг России, обеспечивая производственную инфраструктуру для функционирования прочих отраслей народного хозяйства, вносит вклад в социально-экономическое развитие страны и в безопасность за счет снижения рисков невыполнения задач другими ведомствами.
Для Министерства наличие гарантированных (планируемых) объемов заказов для предприятий обрабатывающей промышленности является по сут! и еще одним инструментом регулирования подведомственной сферы и означает дополнительные возможности по снижению уровня неопределенности в действиях хозяйствующих субъектов.
Контрагентов Министерства как поставщика неких ресурсов можно разделить на три тематические группы:
- в вопросах обороны и безопасности заказчиком является Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации (Министерство обороны Российской Федерации);
- в вопросах социально-экономического развития заказчиком потенциально может стать любое ведомство, в настоящее время Министерство уже работает с Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, другими ведомствами;
- в вопросах метрологии . все экономические агенты, трансакционные издержки которых резко снижаются при наличии единой эталонн! ой базы.
Таким обра зом, в соответствии с описанными предметами определены три задачи Министерства, направленные на достижение заявленной цели:
2.1. Повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса.
2.2. Обеспечение производственной инфраструктуры решения задач социально-экономического развития страны.
2.3. Обеспечение единства измерений.
Показатели результативности, отражающие степень достижения цели, выбраны таким образом, чтобы отразить ее основную идею . создание и удовлетворение управляемого спроса со стороны государства. Поэтому все показатели имеют вид доля отечественной продукции в закупаемой. Далее, на уровне задач в показателях отражена отраслевая специфика деятельности.
Задача 2.1. Повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса.
В результате решения данной задачи оборонно-промышленный комплекс должен стать многопрофильным, диверсифицированным и интегрированным с гражданским сектором российской экономики, способным создавать и производить современные образцы вооружений, военной техники и высокотехнологического оборудования в соответствии с потребностями действующих и потенциальных заказчиков.
Для обеспечения высокого уровня национальной безопасности необходимо не только восстановить и нарастить научно-технологический и производственный потенциал российской оборонной промышленности, но и добиться наиболее эффективного его использования.
В рамках решения данной задачи реализуются мероприятия по обеспечению разработки и производства новых видов воору! жения и военной техники, по промышленной утилизации запасов устаревающего и отработавшего свой эксплуатационный срок вооружения и военной техники, по модернизации управления самой системой предприятий ОПК (в том числе путем формирования интегрированных структур).
Задача 2.2. Обеспечение производственной инфраструктуры решения задач социально-экономического развития страны.
При решении данной задачи формируется механизм согласования программ (направлений) и приоритетов развития основных субъектов экономики с точки зрения готовности отраслей обрабатывающей промышленности к решению среднесрочных и долгосрочных задач развития Российской Федерации.
Таким образом, Министерство позиционирует себя как площадку для управления издержками и рисками, которые возникают у других субъектов бюджетного планирования при постановке и решении их задач или задач межведомственного характера, в части обеспечения промышленной инфраструктуры. При наличии единого центра координации, аккумулирующего информацию как о стороне спроса, так и о стороне предложения, издержки на формирование и исполнение планов снижаются при повышении их качества и обоснованности.
Задача 2.3. Обеспечение единства измерений.
В ходе решения этой задачи предполагается выполнить комплекс мероприятий по обеспечению единства измерений, развитию эталонной базы, обеспечению признания эталонов Российской Федерации на международном уровне. Будут реализованы действия по совершенствованию нормативного правового обеспечения единства измерений, государственного метрологического надзора. В результате должны быть решены проблемы метрологического обеспечения высокотехнологичных производств, обороны, безопасности населения, медицины, здравоохранения и других сфер.
 
Показатели, отражающие результат исполнения каждой задачи, приведены в Приложении 1.

Цель 3. Создание потенциала развития промышленности и товарных рынков

Достижение данной цели будет означать формирование устойчивой тенденции к модернизации технологий производства, реализации готовой продукции и управления в отраслях обрабатывающей промышленности.
Минпромторг России при достижении данной цели должно управлять еще не созданным объектом . и задавать будущую реальность. Причем создание нового, или управление развитием, должно вестись по трем направлениям . обеспечение нормативной базы, создание институтов для реализации промышленной продукции традиционных отраслей и создание новых единиц управления (инновационный сектор).
Таким образом, для достижения поставленной цели были определены три задачи:
3.1. Формирование рациональных ожиданий у производителей и потребителей промышленной продукции.
3.2. Управление изменениями (развитие инновационного сектора);
3.3. Повышение доступности качественных и безопасных товаров и услуг;
3.4. Развитие кадрового потенциала.
 
Для оценки степени достижения цели предлагается использовать показатели, отражающие как итоговый результат (например, внедренные в производство новые технологии или объем инновационной продукции), так и процесс его создания (например, принятие нормативного акта или объем расходов на выполнение НИОКР).
Задача 1.1. Формирование рациональных ожиданий у производителей и потребителей промышленной продукции.
При решении данной задачи реализуется регулятивная функция Министерства. Ее решение будет означать наличие и постоянную актуализацию рациональных ожиданий у хозяйствующих субъектов.
В рамках этой задачи определяются приоритеты развития и точки роста, разрабатываются стратегии и программы развития отдельных отраслей промышленности.
Далее, на основе определенных направлений развития формируются предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и издаются ведомственные акты нормативного и методического характера.
Конкретное содержание работы при решении данной задачи может определяться решениями, принятыми в предыдущие периоды при решении задач, направленных на достижение других целей. Тем не менее, все мероприятия, выполняемые при решении данной задачи, направлены на создание правил или форм работы хозяйствующих субъектов или на компенсацию неоптимальности правил, созданных иными органами государственной власти.
Кроме того, в рамках решения данной задачи Минпромторг России формулирует задания для других субъектов бюджетного планирования, выступая заказчиком при решении межведомственных задач (например, при решении проблемы энергоэффективности или углубленной переработки сырья).
Для принятия решений в рамках данной задачи формируется долгосрочный прогноз развития промышленности и ведется мониторинг текущего состояния подведомственной сферы.
Задача 3.2. Повышение доступности качественных и безопасных товаров и услуг.
Данная задача направлена, в первую очередь, на создание современных институтов и форм организации торговли, обеспечивающих равный доступ к потребителям, товарам, ресурсам.
При решении данной задачи должны быть, в первую очередь, снижены административные барьеры в торговле и созданы механизмы предупреждения использования доминирующего положения.
Поддержка и создание необходимого нормативного обеспечения современных форм торговли (например, сетевой торговли) обеспечит мультипликативный эффект для всей экономики.
Кроме того, создание современных институтов торговли будет стимулировать появление на рынке инновационных товаров . за счет обеспечения соответствующей инфраструктуры сбыта.
Задача 3.3. Управление изменениями (развитие инновационного сектора).
В рамках данной задачи финансируются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в традиционных и новых секторах.
Тематика работ определяется на основе стратегических документов, принятых в ходе решения задач первой и второй целей. Таким образом, в рамках данной задачи реализуется научно-техническая политика, выполняются уже принятые решения.

В избранное