Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 6 ноября 2008 г.


6 ноября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

В первую очередь кризисные тенденции на рынке труда появились в области топ-менеджмента

В первую очередь кризисные тенденции на рынке труда появились в области топ-менеджмента. Это самые дорогие специалисты, нанять которых сегодня не может позволить себе ни одна компания. В Москве в сфере высшего менеджмента за сентябрь число вакансий сократилось на 31,5%, а в Санкт-Петербурге на 34,3%. В период кризиса менее других стали востребованы руководители юридических и консультационных компаний, пострадают также топ-менеджеры в сфере маркетинга, туризма и ресторанного бизнеса.
Сокращение позиций характерно и для сферы среднего менеджмента. Явственнее всего кризис проявляется в банковском, финансовом, производственном и строительном секторах экономики. В зависимости от размера компании сокращение в этих сферах составляет 10-50%. Первыми на рынке оказались банковские клерки, экономисты, финансовые менеджеры, аналитики и руководители проектов. Из компаний, находящихся в критической ситуации, ушли как менеджеры, так и высшие руководители. Самое незавидное положение сегодня досталось сотрудникам, не являющимся основным добывающим звеном фирмы: офисным работникам, а также тем, чьи функции можно разделить между другими работниками. Снизилась численность дублирующих специалистов, сильно пострадали ассистенты и замы: вместо трех маркетологов сейчас оставляют одного директора и низкооплачиваемого ассистента, вместо двух сейлз-менеджеров остается один.
В наступившем кризисе можно найти и положительные стороны. Некоторые активно растущие компании, в особенности в банковско-финансовой сфере, вынуждены урезать штат и менять стратегию. Одновременно с этим они дают возможность другим компаниям привлекать попавших под сокращение хороших специалистов. Отечественные компании получили неплохой шанс занять освободившуюся нишу рынка. Помимо этого кризис окажет оздоравливающее действие на рынок. В частности, руководители высшего звена будут вынуждены отказаться от завышенных компенсационных пакетов, на которые претендовали ранее, а это на руку работодателю. Положительным явлением является кризис для студентов, так как фирмы охотнее будут принимать на работу более дешевых молодых сотрудников. Но, конечно же, студентам придется снизить свои ожидания в области заработной платы. Вместе с тем это спорное утверждение, потому как студенты вряд ли смогут составить конкуренцию подешевевшим специалистам.
Впрочем, сейчас еще рано оценивать положительное влияние кризиса на рынок труда, нужно думать о текущей ситуации. Рекрутинговые компании оказались под ударом: сокращается число вакансий, то есть ощутимо снижается количество заказов от клиентов. Имеющиеся в наличии вакансии, набор которых неизбежен, они предпочитают закрывать самостоятельно. В ситуации, когда рынок позволил работодателю выбирать лучших из лучших , впору брать деньги с соискателей. Сложившаяся ситуация невыгодна работникам, но хороша для работодателей, ведь они могут позволить себе покупку высококлассных специалистов по вполне приемлемой цене.
Анализируя динамику сокращения штатов можно прогнозировать дальнейшее уменьшение числа рабочих мест к 2009 году на 15-20%. Многие компании полностью еще не оценили опасность. Недавно никто не верил, что пострадает розничная торговля, но сокращение персонала идет уже и в этой сфере. Так или иначе, пострадают почти все. До конца года ситуация будет только ухудшаться, но в марте будущего года уже возможна относительная стабилизация. Выбраться из кризиса мы сможем только года через полтора.
В погоне за финансовой стабильностью работодатели планируют снизить расходы на персонал в среднем на 14%, а каждый второй руководитель намеревается сократить до 10% работников. Эти меры не считаются слишком жесткими. Если ранее оптимизация кадровой системы для многих предприятий была желательна, то сегодня она им просто необходима.
Кто же почувствует на себе отрицательное влияние кризиса? Значительные проблемы ожидаются в сфере розничной торговли. Явного сокращения штата пока не происходит, но работники розницы, следующие в очереди. Например, компания Евросеть отказалась от офисных сотрудников, но не тронула продавцов. Объясняется это очень просто: в преддверии новогодних праздников возможно сезонное повышение уровня продаж, а, соответственно, ощутимый рост выручки. Кризис даст знать о себе только в январе. Под ударом также сфера услуг. Снижение потребления уже отражается на консультантах, менеджерах по продажам, продавцах luxury-товаров, дизайнерах. Сократился спрос крупных фирм на страховых агентов. Одновременно с этим спад еще не затронул мелких и средних страховых брокеров, потому как они заполняют вакансии согласно штатного расписания и не предлагают введения новых рабочих мест.
В любом случае, имеющиеся сокращения . это только начало. Скоро избавляться от лишних работников будут и те компании, которые пока держатся на плаву. Все организации можно разделить на два вида: одни увольняют работников, другие снижают зарплату и убирают бонусы. Но остались еще люди, которые хорошо себя чувствуют. Это сильные профессионалы, которые могут заменить одновременно нескольких работников, выиграв при этом в заработной плате. Так проявляется популярный ныне термин оптимизация. Если раньше работодатели могли набрать 100 сотрудников, то сегодня оставляют лишь 20, нагружая их тем же самым объемом работы. В выигрыше останутся только те компании, которые при помощи кризиса смогут оперативно решить кадровые вопросы: уволить слабых и набрать новых сильных сотрудников. Кризис проведет профессиональную проверку работников, а планы и цели компаний станут реалистичнее. Это очевидно для холдингов и акционеров крупных фирм. Некоторые из них и без кризиса решили заняться кадровыми вопросами. Например, в крупных банках одни отделы усиливаются, другие расформировываются. Не проводится никакого сокращения штата. Ненужных банкам людей просто вынуждают уйти, выполнив, правда, все обязательства: выдав премию и оклад. Складывается ощущение, что некоторые банки защищены от кризиса, а оптимизация кадрового состава просто плановая процедура. Сокращение штата, увольнение сотрудников по собственному желанию, снижение окладов . вот средства, к которым прибегают все корпорации.
Все компании заняты экономией. Их владельцы хотят знать, сколько смогут продержаться без значительных убытков и чем ради этого придется пожертвовать. Если кризисная тенденция укрепится, многие компании должны будут снижать уровень заработной платы, сокращать штат, отправлять работников в неоплачиваемые отпуска. В лучшем случае у сотрудников будет работа и более низкая зарплата, в худшем . они окажутся на рынке труда, где число хороших мест будет небольшим, а предлагаемый уровень дохода значительно ниже, чем раньше. О том, что многим офисным работникам, не производящим никаких продуктов, придется радоваться тому малому, что им предложат, говорят все.
Возросшее число резюме наряду с сокращением вакансий . пугающая тенденция. Но нужно не поддаваться панике, а принять за аксиому то, что 60% объявлений о поиске работы разместили не сокращенные сотрудники, а те, кто хочет заранее понять конъюнктуру рынка. В некоторой безопасности находятся обладатели дефицитных специальностей и те, чьи умения и знания наиболее актуальны в период финансовой нестабильности. К последним относятся антикризисные управляющие, аудиторы, риск-менеджеры, специалисты по оффшорам и оптимизации численности персонала. Сюда же можно добавить несколько профессий из IT-сферы: это пишущие программисты и самые востребованные управленцы среднего звена в сфере информационных технологий. Кроме того, слабое влияние окажет кризис и на людей, занятых в сфере продаж и производства товаров повседневного потребления.
Очень сложно что-либо прогнозировать, многое зависит от опыта и специализации работника, а также ситуации в конкретной компании. Например, сложно найти работу в сфере строительства, но можно устроиться в проектное бюро. На рынке архитектурных услуг застоя пока не наблюдается. На первый взгляд, кажется, что в невыгодном положении оказались специалисты в области рекламы и PR и маркетологи. Очевидно, что компаниям сейчас не до имиджевых затрат. Но одновременно с этим наиболее стабильные компании, воспользовавшись всеобщим замешательством, не отказываются от рекламных акций, надеясь на то, что к окончанию кризиса окажутся первыми в рейтингах узнаваемости. Сокращение персонала в данных областях неизбежно, но как показывает опыт уже попавших под сокращение специалистов, дела с поиском работы обстоят неплохо. Не страшны сокращения работникам недорогих увеселительных заведений: кинотеатров и кафе. От самых доступных развлечений россияне откажутся в последнюю очередь. Неизменчивым останется спрос на образовательные и медицинские услуги. Людям, занятым в этих сферах нет смысла беспокоиться, равно как и тем, кто приносит компании реальную прибыль.
Проблема сокращения штата и изменения структуры затрат коснулась и нефтяных компаний. Для обсуждения сложившейся ситуации и стратегии кадровой работы 18 ноября будет проведена конференция Кадры для нефтегазового комплекса. На встрече соберутся кадровики нефтяных компаний и консалтинговых структур.


Выскажите свое мнение


В избранное