Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Выпуск Новостей Союза производителей нефтегазового оборудования от 8 ноября 2008 г.


8 ноября 2008 г.

Новости Союза производителей нефтегазового оборудования

Степан Сулакшин: в России, на удивление, инноваторством называют покупку новой техники за рубежом

В газете "Поиск" напечатано интервью с генеральным директором Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, доктором политических и физико-математических наук, членом Совета Союза производителей нефтегазового оборудования Степаном Сулакшиным. Ниже - текст беседы С.Сулакшина  - Что нужно сделать в нашей экономике, чтобы она стала инновационной, какие цели мы должны перед собой поставить? - Самое главное . понимать, что состояние российской экономики, ее тренды совершенно исключают саму мысль о переходе к инновационно-чувствительной наукоемкой модели экономики. На самом деле, несмотря на такого рода призывы, стратегия избрана и реализуется прямо противоположная. Это подтверждается тем, что структура ВВП в отраслевом измерении, как раньше говорили, или в структуре видов экономической деятельности, как говорят сейчас, имеет ярко выраженный сырьевой тип. Мы для количественной характеристики типа экономики . сырьевая она или интеллектуально емкая . ввели специальное понятие спектра ВВП. Кроме этого понятия, есть вспомогательные понятия - спектр инвестиций, спектр распределения фондов и т.п. Этот спектр, по аналогии с широко известными спектрами в физике, политике, качественно характеризует тип экономики, а его ширина позволяет количественно оценить, в какой мере она сырьевая и в какую сторону видоизменяется. Эти строгие замеры, опровергая оптимистические доклады, которыми, видимо, снабжают руководство страны, указывают на то, что в части инвестиций спектр сужается, сырьевая составляющая экономики не уменьшается, а растет. Можно понять руководство страны, которое подвергается сильнейшему лоббистскому давлению со стороны сырьевиков, но нельзя согласиться с тем, что эта стратегия никак не видоизменяется. Есть такой принцип госполитики, на котором мы настаиваем . власть должна думать о будущем страны за горизонтами ее собственного властвования. Мы должны сегодня ответить на вопрос, что будет со страной, нашими детьми и внуками, когда либо нефть закончится, либо закончится спрос на нее, либо цены на нее в связи с развитием альтернативных источников энергии станут смехотворными. В этой ситуации, похоже, государству безразлична структура экономики, в которой рентабельность сырьевых видов экономической деятельности и отраслей первых переделов 30-50 % и ничем не регулируется. И добро бы, если бы она перекачивалась в реинвестирование развития этих отраслей, но она перекачивается за рубеж на депозиты западных банков, а уровень инвестирования основных фондов по сравнению с зарубежными аналогами нефтедобывающих, газоразрабатывающих компаний отличается в разы. Удивительно, но в структуре мониторинга Росстата современных, инновационных видов деятельности, таких как, например, программирование, не существует. Они не обследуются, не измеряются. В этой ситуации диверсификацией российской экономики государство сегодня не управляет, несмотря на периодические призывы к экономике знаний и прочие лозунги. Игнорируется классический принцип целевой адресной системы амортизации, не формируется инновационный процесс. Причем, в России, на удивление, инноваторством называют покупку новой техники за рубежом, обновление основных фондов! Но мало того - этим занимаются всего 10-11% предприятий. Плохо то, что на уровне власти нет даже понимания процессного типа инновационного обновления. Дело в том, что купить новую технику и ее поставить . это вовсе не процесс инноватизации. Процесс включает в себя производство интеллектуального продукта (ученым, изобретателем, прикладником) - ноу-хау. Этот интеллектуальный продукт и есть самое ценное и самое нужное для экономики знаний. Затем он проходит циклическую цепочку, которая в России отсутствует - ее заменяют покупки техники за счет валютных возможностей от продажи сырья. А цепочка состоит из важных звеньев: ноу-хау передается бизнес-ангелу - коммерциализатору, который связывает изобретателя с бизнесом, т.е. с массовым производством продукции, содержащей ноу-хау. Здесь должна быть обратная связь: роялти . зависящая от объема продаж выплата, которая подпитывает изобретателя, позволяя ему генерировать идеи нового поколения. Это первая обратная связь, поддерживающая циклический саморазвивающийся процесс. Бизнес, выпуская новую продукцию, с новыми свойствами и качествами, сталкивается с потребителем. Но проблема стимулирования потребления и культуры потребления новой техники при обновлении свойств продуктов и услуг зависит от политики, которая проводится в государстве. Сегодня государство занизило и не желает увеличивать так называемую зарплатоемкость ВВП, попросту говоря, платежный спрос населения - основного потребителя и основного инвестиционного потребителя . экономических хозяйствующих субъектов. В процессе стерилизации из хозяйственного оборота страны изъято более 2 трлн. долларов, и они либо физически не существуют, в силу подавленной эмиссионной функции Центробанка России, либо перекачаны за рубеж, в ценные бумаги западных компаний и на депозиты западных банков. В этом случае подавленного спроса потребности на обновленный продуктовый ряд нет. Цепочка вновь разрывается. Причем здесь важны и мероприятия социопсихологического плана, социально-ценностные шкалы поведения. Уж если страна, как утверждается, сделала выбор в пользу свободной рыночной экономики, общества потребления, то соответствующую культуру надо воспитывать. Российский потребитель сегодня живет по принципу выживания, а не комфортного обустройства своей жизни и жизни своей семьи. Российский основной потребитель, исключая жителей бульварного кольца, ездит на 5-10-летних Жигулях, латает его и вполне доволен. На Западе же привыкли менять машину раз в 3 года. Это очень серьезный вопрос, который вновь, подтвердим, разрывает цепочку инновационного процесса. Ну и далее, само государство как крупномасштабный заказчик... Ведь не секрет, что на Западе ответственность за инновации в авиационных, аэрокосмических, биотехнологических, нанотехнологических областях, где высоки риски инвестирования, берет на себя государство. Наше государство этого не делает в принципе. Созданная псевдоструктура, под названием РОСНАНО, как показывают факты, занимается прокруткой временно свободных средств, и не случайно появление лучшего менеджера всех времен и народов во главе РОСНАНО. Ему на самом деле все равно, чем заниматься, прокручивать деньги в электроэнергетике, аэрофлоте, торговле, нанотехнологиях, деньги везде одинаковые. Но задачи развития нанотехнологий и инноватизации при таком подходе не ставятся. Верить словам в данном случае не приходится. Поэтому вместо создания замкнутой с двумя обратными связями процессной системы инноватизации, мы пока имеем пустые слова и закулисные махинации с государственным ресурсами. Это означает, что путь к экономике знаний у нас пока что еще очень долгий. Стоит вспомнить в этой связи и проблему с образованием. Достаточно взять процентную долю от ВВП средств, затрачиваемых национальным государством на образование, чтобы увидеть, что Россия сегодня по этому показателю, а очень часто и по показателю затрат в абсолютных цифрах на образование, превратилась в страну-изгой. Она позади практически всех государств мира за редчайшими исключениями, расположенными на африканском континенте. То же самое касается и науки: уровень финансирования ниже, чем в большинстве стран мира. Эти факты разоблачают и выдают действительные намерения государственной власти и руководства страны в управлении ее развитием. А призывы и правильные слова можно произносить с утра до вечера, но они, к несчастью, ничего не меняют. Поэтому проблема перехода к экономике знаний . глубинная, фундаментальная, и кроется она в самой структуре, в современных особенностях, не всегда лежащих на поверхности, в экономике . раз, системе государственного управления экономическим развитием . два, и, что самое печальное, . в стратегическом мировоззренческом позиционировании лиц, принимающих решения национального масштаба. Пока эти обстоятельства не будут скорректированы, всерьез говорить об инноватизации экономики России весьма затруднительно. - Не значит ли это, что власть не хочет решать все эти проблемы? Желает - не желает, может . не может госвласть решить указанные проблемы . вопрос абсолютно риторический. Множество стран мира показывают, как это делается. Предлагают классические технологии госуправления, которые уже апробированы. Существуют конкретные предложения российских ученых, занимающихся проектированием государственно-управленческих решений, которые уже переданы в госвласть. К несчастью, здесь тема распространяется еще и на политическую систему, на политические процессы. Все они взаимоувязаны. Мы, например, сделали не очень радостное открытие: в начале 2000 годов, когда была изменена система выборов, на фоне странных победительных реляций руководства страны качество региональной политики страны свелось к нулю. Координация инвестиций и субвенций на территорию исчезла. В результате пошли в разнос процессы, отражающие развитие регионов: ВВП на душу населения, безработица, инвестиции на душу населения, и другие показатели. То есть сформировался разрыв в развитости регионов, при том, что Конституция РФ требует обеспечения достойной жизни для всех граждан страны независимо от их проживания. Из этого примера с математической достоверностью следует, что непродуманные своекорыстные политические преобразования, связанные с ролью СМИ как обратных связей в обществе, государстве, с достоверностью информации, которой пользуется высокое руководство страны, с обратной связью, направленной от регионов к центру и превратившейся в комплиментарные искаженные доклады, - все это привело к тому, что управление теряет свою адекватность, и даже при благих пожеланиях и намерениях органов государственной власти результат все равно оказывается плачевным. То есть наряду с монетаризмом; сверхоткрытостью экономики, цену которой показал текущий финансовый кризис; сырьевым креном экономики, региональными разрывами экономической развитости, социальным расслоениям по доходам населения, которые никак не купируются, а напротив, усиливаются - принимается плоская подоходная ставка, которая усугубляет эти процессы - есть целый класс задач современной организации информационно-политических связей и сторон жизнедеятельности общества, государства и страны в целом. Без их системного оздоровления, выстраивания на современном уровне говорить о результативности инновационных процессов весьма трудно. - Изданный пятитомник называется очень оптимистично Государственная экономическая политика России. К умной и нравственной экономике. Существуют ли научные способы, пошаговые решения построения умной экономики? - Этот оптимизм вытекает из приверженности к методам и закономерностям, характерным для научной деятельности, для науки. Ведь настоящая наука не может быть подвержена ни идеологическому, ни политическому, ни лоббистскому давлению, ни интриганскому или коррупционному. Ученый . раб факта, формулы, модели, которая еще и протестирована с помощью критериев истины. Если эта культура, методология привносится в политическую и государственную деятельность, то соответственно поставленные цели будут достигнуты, а методы будут избраны и гуманистичные, т.е. щадящие население страны, и результативные относительно поставленных целей. В этом смысле Экономическая доктрина России действительно оптимистична. Проведена диагностика экономики и системы управления ею, не комплиментарная, а научно достоверная, с использованием математических методов моделирования, компаративного анализа, статистического анализа, которые дали четкую стартовую картину. Были установлены цели развития в трех периодах: текущем, средне- и долгосрочном, и затем определялось, какими методами, управленческо-ресурсными решениями эти цели могут быть достигнуты. Причем применялись алгоритмы проблемной декомпозиции, которые любому оппоненту позволяют увидеть управленческую связь между поставленной целью и избранными предложенными решениями. В каком-то смысле авторскому коллективу под руководством доктора политических наук В.И. Якунина удалось привнести в слабоформализуемую государственно-управленческую деятельность, в сферу экономики методы точных наук, технических наук. Почему-то каждый соглашается, что для выплавки качественного чугуна нужна технологическая карта, какую шихту подготовить, до каких температур разогреть, как их распределить во времени, какие пробы сделать и как корректировать состав сплава. И если эта карта будет не выполнена, чугун будет не качественный: рельсы растрескаются, паровоз сойдет с путей и т.д. Но отчего-то полагают, что управлять государством, несоизмеримо более сложной социально-экономической и политической системой, можно, не учитывая законов управления этой сложной системы. Если водителя автомобиля тестируют, дают ему права на управление, то депутата парламента, министра и выше . никто экзаменов сдавать не просит. В особенности в революционное и постреволюционное время кадровый процесс отягощен случайностями: люди с улицы, совершенно не подготовленные ни по образованию, ни по опыту жизни, ни по ментальным склонностям, попадают в высокие кресла и полагают, что они могут управлять страной. Мы слышим супертезис, который, очевидно, призван запустить развитие страны по очередному циклу: Свобода . лучше, чем несвобода. Задам несколько простеньких вопросов: а свобода для педофила . это лучше, чем несвобода? А свобода для СМИ, отвязанных, освобожденных от нравственных ограничителей, от понятий об общественном благе . это лучше, чем ограничение для подобных информационных потоков в стране? А свобода для сырьевых отраслей, которые задирают свою рентабельность, при этом занижая оплату труда населения, что является одним из факторов вымирания населения страны, стагнации наукоемких отраслей и процессов инноватизации . это лучше, чем государственное регулирование отношений применительно к рентабельности, к структуре экономики? Поэтому упрощенные, дилетантские подходы к проблеме госуправления . вещь слишком ответственная. И наши попытки предложить системе госуправления научные методы, настаивать на научности госуправления мне кажутся обоснованными. Это гарантии эффективности, соответствия результатов управления публично объявленным целям и нравственность этого управления. В конце концов и государство, и чиновник, и госрегулирование . они ведь существуют не сами по себе, а во имя здоровья, счастья, психологического комфорта, уверенности в будущем людей, населения. А покуда мы видим обратное: 500 и более тысяч человеческих душ . ежегодная плата за неэффективность госуправления в нашей стране. Если кто-то скажет, что невозможно управлять демографическим итогом, то приведем наши научно-управленческие результаты. Мы попросим ознакомиться с разработанной теорией вариативного развития социально-экономических систем. Из этой теории следует, что рукотворные вариации демографического развития могут быть как с большой амплитудой в минус, например, развал СССР 1991-го года, дефолт 1998-го года, так и в плюс, и тоже значимой амплитуды, например,1985 год - ветры надежд, связанные с перестройкой, результаты сухого закона... Более современный пример флуктуационного исправления некоторых демографических показателей на рубеже 2000-х годов, когда Путин и его команда существенно скорректировали ряд политических и управленческих решений, характерных для 90-х годов. К сожалению, пока системности, последовательности и научной обоснованности в этих усилиях недостаточно, но позитивны попытки, которые делаются в этом направлении. Отсюда еще раз тезис: научность госуправления, как и в любой сфере человеческой деятельности, . это самый эффективный путь для получения желаемых результатов. Но это путь к увеличению эффективности интеллектуальных усилителей власти, которые в мире широко известны и эффективно работают и необходимы в практике российского госуправления. На сегодня перечислить в этом эшелоне можно только, по традиции 90-х годов, Институт Гайдара, ВШЭ, систему экспертных центров, выращенных на западные гранты со всеми их ограничениями в виде неолиберальных догм и монетаристких теорий, которые в мире и России показали совою тупиковость и безысходность. Но отказаться от этих догм они не могут, а госвласть по-прежнему пользуется только данными рекомендациями. Причем, поразительным является то, что на общий курс не влияют даже такие масштабные провалы, показывающие, что финансово-экономический блок правительства, Центробанк страны шли тупиковым путем, тормозящим развитие страны, не способным справиться с инфляцией, хотя это объявлялось за императивную цель . в виде текущего финансового кризиса. Ведь уже десятки лет, стерилизуя, изымая финансовые средства из оборота страны, ставя бизнес в положение безысходности и необходимости кредитоваться за рубежом, насыщая созданный финансовый дефицит западным капиталом, была подготовлена ситуация, в которой по команде западный капитал ушел с финансового рынка России, и банковская система, финансовые рынки и . неизбежно . реальный сектор лишились полностью оборотных средств. Причем, сумма дефицита, который создали Минфин и Центробанк, превышает 2 трлн. долларов. Такого масштаба диверсия против национальной экономики и экономического суверенитета страны была осуществлена. И не надо удивляться, что экономика, банки, рынки рухнули после ухода западного капитала. Слава Богу, что правительство вынуждено возвращать финансовый оборот в национально контролируемые финансы. Центробанк, ВТБ кредитуют, но беда в том, что опять это делается без понимания, без системного строительства этой процедуры, а как пожарная, вынужденная мера. Не дай Бог, когда все успокоится, опять все продолжится: сырье . за рубеж, валютную выручку . за рубеж, а рублевая эмиссия Центробанка связана только с углеводородным экспортом, как будто нет потребностей всей остальной экономики в финансовом хозобороте. Цена заблуждений, которые не выдерживают научной верификации госуправления, но маниакально воспроизводятся годами, измеряется лихорадкой, которую сегодня переживает страна. Поэтому научность госуправления . вещь слишком ответственная и серьезная, чтобы ее продолжать манкировать. - Будут ли Ваши идеи услышаны, какова вероятность этого? Что нужно делать, чтобы изменить ситуацию? - Есть классический принцип, который напоминает множество принципов, выведенных Салтыковым-Щедриным, в данном случае принцип власти я начальник . ты дурак. Почему-то многие руководители считают, что уже сама их должность дает право быть более умным, профессиональным, стратегичным, эффективным, чем специалисты в соответствующих сферах. Эту традицию нужно нарушить. Каким образом? Конечно, это просветительство. Чем больше в политических, общественных и научно-экспертных кругах ознакомятся с результатами такой специфической госуправленческой науки, тем выше будет шанс, что эти идеи, технологии, государственно-управленческие решения в виде проектов указов, федеральных законов, программ, прогнозов найдут путь к реализации. Поэтому наши усилия как разработчиков и тех, кто поддерживает эти подходы, прежде всего заключаются в просветительстве. Второе . это особенности российского элитарного пространства, в котором механизмы принятия решений отнюдь не прозрачны и отнюдь не следуют конституционным предписаниям. Приведу один удивительный факт (их гораздо больше): депутат Госдумы, имея по конституции право законодательной инициативы и входя в крупнейшую фракцию, этого права лишен. Его законопроект может быть внесен только после согласования в руководстве фракции. Руководство . это, в свою очередь, закрытый клуб, который принимает решение только после консультации с администрацией Президента и Правительства. И конституционная система разделения властей, сдержек и противовесов, конкуренции в поиске наиболее оптимальных национальных решений исчезает при такой фактической организации дел. Поэтому это тоже научная задача . как соединить механизмы принятия научно обоснованных национальных решений с практикующими властными институтами. Задача очень нетривиальная, включает в себя и открытые и полузакрытые рекомендации, которые вслух произносить не рекомендуется, ибо это приведет к прямо противоположному результату. Но передача материалов ключевым руководителям, попытки организовать консультации, на которых разъясняются эти материалы, попытки создания научно-интеллектуальной вертикали . все это в ряду рекомендаций. При этом надо понимать, что уже скоро 20 лет, в течение которых в пирамиде госвласти страны готовились и рассаживались крупные специалисты, прошедшие обучение в Лондоне, Вашингтоне, известны адреса, где им промывали мозги, известны гонорары, которые они получали за проведение политики, связанной с национальными интересами и безопасностью, но не нашего государства. Это явление крупномасштабное, оно до конца не изжито, хотя очень многое с начала 2000-х годов в этом отношении оздоровилось, но не до конца. - Какие конкретные шаги Вы предлагаете в сфере науки? - Это прежде всего финансирование госзаказа. Откуда взять деньги? Первое . профицит бюджета не обоснован никакой наукой и политикой, кроме единственной скрытой цели . торможение развития страны. Если раскрыть такие особенности, как избыточное накопление золотовалютных резервов, структура их в виде 3% монетарного золота, которое хранится на национальной территории и гарантировано для государства, остальное . это все валюта, хранящаяся на иностранных счетах, в том числе стран геополитических противников России, то становится понятным, что именно эти решения должны быть приняты с точностью до наоборот. Профицит бюджета за девять месяцев этого года достигает 4,6 трлн. рублей. Это оперативный резерв. Немногие представляют, что Центральный банк России превратился в отраслевой банк, обслуживающий сырьевой сектор страны. Об этом открыто говорит первый зампред Центробанка, когда объявляет, что рублевая эмиссия осуществляется для покрытия валютной выручки от углеводородного экспорта. А это означает, что Центробанк не выполняет функции, связанные с потребностями социально-экономического развития и ликвидностью банковской системы. Они должны быть видоизменены. Нужен закон о Центробанке. Для того чтобы вернуть или восстановить коэффициент монетизации экономики, вернуть изъятые средства в хозяйственно-финансовый оборот, в том числе в бюджетную процедуру, необходимо создание специального финансового института. Та попытка, которую сейчас делает правительство, несистемна, непрозрачна, не способна сетевым образом довести средства ни до отрасли, ни до регионов, ни до социальных страт, таких как строительство жилья для населения, развитие малого и среднего бизнеса, поддержка инициативных научно-исследовательских НИОКР проектов. Для этого нужны сетевые структуры. Разработан пакет нормативно-правовых актов, который может быть имплементирован в соответствующий целевой финансовый институт в виде государственного внебюджетного инвестиционно-кредитного фонда. Его идеология похожа на систему кредитования КФВ в Германии, она похожа на систему политического кредитования в Китае. Когда госбанки кредитуют проекты, в том числе венчурные, исходя не из коммерческой выгодности размещения средств, а из потребностей в развитии, в пропорциях этого развития. Если государству важно развитие новых технологий, прорывных, инновационных и наукоемких решений, то оно именно туда вкладывает деньги, и если обещает коммерческую выгоду, то в какой-то отдаленной перспективе. Бизнес этим не занимается, в особенности российский, у которого рентабельность и так запредельная и в разы превышает рентабельность аналогов за рубежом. Поэтому необходим возврат финансов в хозоборот, в бюджетную процедуру. Оценить его объемы возможно. 20 лет подряд, начиная с сегодняшнего дня, ежегодно можно инвестировать в венчурном режиме, применительно к НИОКРам около 100 млрд. долларов. Инфляционных последствий не будет, это рассчитано, потому что эти средства помечены маркером инвестиции и они в большей степени увеличивают предложение товаров и услуг, нежели чем платежеспособность населения. Такие расчеты выполнены и показано, что инфляция только упадет. Всего такого рода нормативно-правовых актов и административно-управленческих решений в виде проектов документов, разработанных в соответствии с требованиями реальных регламентов госуправления, более 550. Они касаются и корпоративных университетов - новой формы образования, и подготовки кадров, и образовательных стандартов в высшей школе. Мы очень критично относимся к болонскому процессу, основной смысл которого . облегчить и сделать комфортным и более массовым утечку мозгов на Запад, препятствием для которой сегодня является непризнание российских дипломов за рубежом. Очень трудно предположить, что западные специалисты по каким-то причинам поедут в Россию, а вот обратный процесс будет стимулирован интенсивно. Эти решения касаются закона о роялти и процессного типа инноватизации в стране. Это целая система из 35 экономических управленческих направлений, увязанных в единую госэкономическую политику, но в рамках каждой из которых поставлены ключевые цели от 3 до 5, каждая из которых генерирует спектр проблем, десятки проблем и получает свое госуправленческое решение. А управленческий акт . это нормативно-правовой акт. Сформирована программа законодательной поддержки такого оздоровления экономического процесса в стране, который занимает один из томов нашего пятитомника. - Создание такого труда, наверняка, требует особого подхода к кадрам? - Проблема специалистов для такого рода работ не проста. Коллектив . около 100 человек, и чтобы управлять таким коллективом, необходима специальная организация труда. Я столкнулся с удивительным отношением гуманитариев. Опыт масштабнейших проектов типа атомной, космической программы или крупных научно-технических проектов, куда вовлекаются десятки организаций, сотни специалистов, когда все подчинено решению единой задачи, достижению единой цели, - для гуманитариев неведом, он им чужд, он их пугает. Для них, если труд, то только за собственным единоличным авторством. Но ведь совершенно ясно, что крупные задачи науки, связанные с крупными социально-экономическими системами и проблемами один человек решить не в состоянии. Поэтому мы постарались перенести систему организации научно-исследовательской и проектной работы из точных наук, близких к практике, в такие неформализуемые сферы, как сфера гуманитаристики, сфера госуправления,. Это было непросто. Второе . сами по себе специалисты. Наша статистика показывает, что зачастую упреки российской гуманитарной науке вполне обоснованы: 90% умеют хорошо говорить, выступать, писать многотомные труды, но не понимают, что такое решать задачи. Они не способны воспринять извне поставленную задачу исследования, ее решить, найти методы, проинтерпретировать результаты и применить их к практическим рекомендациям на госуправление. Этот дефицит знаний, технологий и практики и опыта надо в России восполнять. За рубежом такой опыт известен. Это фабрики мысли типа Рэнд-корпорейшн, бюро технологических оценок. Их несколько десятков в ведущих странах мира. В России фундаментальную, прикладную, синтетическую управленческую науку, фабрику мысли, причем внештатную, не зависящую от принципа ты начальник . я дурак, которая с властями находится в паритетных взаимоотношениях, еще предстоит создавать. И тогда госуправленческий этаж сможет получать, пользуясь этой цепочкой, вполне кондиционные рекомендации, проекты документов, решений, программ . для повышения эффективности госуправления в стране. В нашей работе участвовало более 40 организаций, московских и региональных. За эти 2,5 года было выполнено 35 отдельных исследований, вылившихся в соответствующие пакеты, научные монографии, которые были изданы, распространены по стране, прошли верификацию. Проведено несколько всероссийских научных конференций совместно с институтами РАН, такими как Институт экономики, Центральный экономико-математический институт, Институт научной информации по общественным наукам, Институт географии, Институт государства и права РАН, региональные центры начиная от дальневосточного и заканчивая Кольским, дагестанским. Верификация результатов осуществлялась так: авторский коллектив был убежден, что самым жестким критиком, оппонентом мы должны быть сами себе. Выходить на публику можно только в случае абсолютной уверенности в достоверности и работоспособности разработок, и этом мы в первую очередь должны убедить сами себя. Десятки мозговых штурмов, монографий. Прочитайте сборник стенограмм Экономические беседы о модернизации экономики России! Около 2 тысяч человекочасов . продолжительность круглых столов и мозговых штурмов только внутри авторского коллектива. Можно без преувеличения сказать, что этот опыт показывает, насколько масштабны задачи оздоровления социально-экономического развития и управления им в нашей стране. И наш вывод оптимистичен . эти задачи решить возможно. - Кто финансировал Ваши исследования? - Практически никаких целевых заказов на эту работу не было. То, что Центр зарабатывал, выполняя договоры с различными организациями, было потрачено на исследовательские работы и издание 5-томника. Немало средств предстоит потратить на его рассылку и тиражирование.



Выскажите свое мнение


В избранное