Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Учитель написала на лбу второклассника.

Доброго времени суток, дорогие подписчики!

Учитель начальных классов 684-й школы Санкт-Петербурга написала слово
<<дурак>> на лбу ученика.

СМИ излагают такую последовательность событий. На перемене ученики 2-го
класса разрисовывали себе руки маркерами. Учитель сделала им замечание и
пригрозила: <<Кто еще раз на себе нарисует татуировку, тому на лбу напишу
"Дурак">>. Так и случилось: мальчику, который разукрашивание рук не
прекратил, учитель написала слово <<дурак>> на лбу шариковой ручкой.
Одноклассники, конечно, смеялись... Мама восьмилетнего ученика узнала о
произошедшем через несколько дней от других родителей, пришла к директору
школы, направила жалобы в Минобрнауки, городскую прокуратуру и комитет по
образованию. Смольнинский комитет по образованию уже сообщил: <<оперативная
проверка подтвердила факт неэтичного поведения учителя. Родителям ребенка и
самому мальчику школа принесет извинения>>.

Проявления агрессии в педагогической среде описали лауреаты Национального
конкурса <<Золотая Психея>> по итогам 2016 года Т. Н. Банщикова, В. А.
Соломонов и Е. А. Фомина в рамках научно-исследовательского проекта <<Роль
осознанной саморегуляции в управлении агрессией в профессиональной
педагогической деятельности: дифференциальный и кросскультурный аспекты>>.
Согласно их данным, в настоящее время прослеживается тенденция роста
агрессивности педагогов: <<индекс агрессивности (интегральная характеристика
готовности к агрессивному поведению) у представителей педагогической
профессии с 1999 года по 2014 год вырос на 4,6%>>. Авторы исследования
описали тип педагогов, склонных к спонтанной агрессии и раздражительности.
Общий уровень их саморегуляции характеризуется относительно низкими
показателями, их поступки часто импульсивны. Несформированность таких
регуляторных процессов, как программирование, моделирование, оценка
результатов не позволяют педагогам управлять своей активностью (агрессией) в
динамично меняющихся ситуациях. Склонные к реактивной агрессии педагоги
действуют адекватно и активно до того момента, пока их личные интересы не
приходят в противоречие с интересами социального окружения. Поступки данных
педагогов могут становиться парадоксальными, злонамеренными, резюмируют
авторы.

Агрессивный педагог - звучит пугающе!.. Может быть, школьным психологам пора
проводить массовую психодиагностику среди учителей? Может быть, именно
учителям нужна психокоррекция отклоняющего поведения? Оставляя шутки в
сторону, напомню: именно грамотную психологическую помощь учителю в
выстраивание коммуникации с классом акад. А.А. Реан назвал обязательным
условием эффективной работы школьного психолога в ходе выступления на
Саммите психологов.

Но у медали 2 стороны. Бывший школьный учитель из Калуги утверждает: <<Свои
выходки дети теперь сопровождают фразой: <<Вы не имеете права мне что-то
сделать>>. И ведь никаких последствий для ученика-хулигана действительно
нет. Советы профилактики правонарушений - пустая болтовня. Устав школы -
туалетная бумага. Дети защищены законом очень хорошо. К тому же есть
негласное правило: если на территории школы ученик сделал что-то
противозаконное, это не должно выйти на всеобщее обозрение.>> Диана пришла
работать в школу, когда ей было 22 года: <<В школе, куда я устроилась, было
много неблагополучных детей, некоторые с криминальными наклонностями. Эти
ребята постоянно хотели напакостить... Недавно я уволилась из школы. Три
года жизни - на помойку. Сейчас собираюсь вести курсы английского языка для
детей и взрослых в частной компании>>. <<Сноб>> собрал целую подборку жалоб
учителей на травлю и издевательства со стороны школьников и приводит
печальную статистику: по данным НИУ ВШЭ и <<Левада-центра>>, число учителей,
которым нравится их работа, сократилось с 42% до 22%, средний возраст
учителя - 52 года, средний стаж работы - 20 лет, 34% учителей недовольны
своими зарплатами. При этом 4% всех преступников в России -
несовершеннолетние. В России почти 42000 общеобразовательных школ, а
специализированных учреждений для <<трудных>> подростков лишь около 40 -
хулиганы учатся в обычных школах, порой устраивая там стрельбу и проявляя
жестокость напоказ...

Коллеги, достижимы ли вообще прекрасные цели образовательной системы обучать
взрослеющего человека так, чтобы он стал добропорядочным гражданином,
успешным профессионалом и благополучно нашел бы свое место в обществе? Может
ли наша школа решить многочисленные проблемы коммуникации, которые носят не
просто прикладной, а жизненно важный характер?.. Вы в это верите?!

Губанова Анна Сергеевна
главный редактор, профессиональное интернет-издание <<Психологическая
газета>>

PS. По четвергам, раз в неделю посещаю курсы в методическом центре, где
обсудили этот пост.
Наш лектор рассказал о своей коллеге, которая пользуется уважением среди
родителей и детей в школе. И эта учительница провинившихся малышей подходит,
гладит по голове со словами: ``Дурак ты, дурак!'' Эта ситуация вызвала в
группе агрессию. Слушатели наших курсов недоумевали, как это можно? Это
непедагогично, это непрлично.
А есть ли какие другие мнения по этому поводу у вас?

Ответить   Sat, 30 Sep 2017 23:12:04 +0300 (#3520955)