Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Как сбивается моральный компас.

Группа исследователей из Швеции под руководством профессора Лундского
университета Ларса Холла провела эксперимент с участием 160 волонтёров,
которым было предложено прочитать 12 утверждений и либо согласиться с ними,
либо нет. Утверждения затрагивали самые разные морально-нравственные вопросы
- от проституции до палестино-израильского конфликта.

В двухстраничной анкете содержался фокус - двойные страницы, с двумя
наборами утверждений, и липким слоем на планшете, который выдавался вместе с
анкетой. Когда человек переворачивал страницу, чтобы закончить заполнять
анкету, верхний слой первой страницы приклеивался к планшету, после чего
смысл вопросов менялся на прямо противоположный, а ответы оставались
неизменными.

Например, одно из утверждений первоначально звучало так: <<Полномасштабный
государственный надзор над электронной почтой и интернет-траффиком в
качестве средства борьбы с международным криминалом и терроризмом должен
быть запрещён>>. После <<фокуса>> слово <<запрещён>> оказывалось заменено
словом <<разрешён>>.

Затем участников просили зачитать вслух три утверждения, два из которых были
изменены, и развить каждую из тем.

Примерно половина участников даже не заметила изменений, а 69 процентов
согласились, по меньшей мере, с одним из изменённых утверждений.

Некоторые даже изъявляли желание отстаивать изменённые утверждения. 53
процента участников спорили и приводили аргументы в пользу мнения,
противоположного высказанному изначально.

Ранее учёные уже проводили подобные эксперименты, затрагивающие вкус, запах
и эстетическое чувство участников, и выявили похожее явление, которое
назвали <<слепота выбора>>.

<<Я не считаю, что этим экспериментом мы разоблачаем людей или насмехаемся
над ними, - замечает Холл. - Скорее, мы показали, какими могут быть открытые
и гибкие люди>>.

Эксперимент ставит вопрос о том, чего на самом деле стоят данные, полученные
при помощи разного рода анкетирования. Судя по результатам исследования,
стандартные анкеты <<не отражают сложного отношения человека к вопросу,
которое может и не сводиться к простому да или нет>>.

С уважением, И. Латкина.
https://vk.com/id21647738
https://www.facebook.com/iraida.latkina

https://twitter.com/irinalatkina36
iraida2016grinenko.wordpress.com

Отправлено с iPhone

Ответить   Sat, 2 Sep 2017 17:05:37 +0300 (#3516293)