Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Вечерняя школа и родители

Дорогие друзья, здравствуйте!
пишет вам Ярослав.
Листал сегодня свои довольно старые архивы, и нашёл книгу В.Сушко "Зрячие
становятся слепыми". И меня, как педагога, тронула одна статья о вечерней
школе. Проблемы, в ней поднимаемые, актуальны и сегодня.
Предлагаю эту статью вашему вниманию. Думаю, что она может стать предметом
довольно активного обсуждения. Только прошу свои отзывы и мнения направлять
в рассылку.
С уважением Ярослав.
В.СУШКО
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА И РОДИТЕЛИ
Проблемы вечерней школы. Они, конечно, есть,и решать их, нам, учителям,
при активной помощиколлективов и руководителей предприятий,учреждений и
различных организаций, общественности, и, в первую очередь, семьи. Однако,
когда речь заходит о роли родителей в судьбе детей, обучающихся вечером,
то тут часто можно столкнутьсчя с тем, что не можешь положительно влиять на
деятельность школы. К примеру, у вас назрела необходимость в том, чтобы
руководитель предприятияучреждения, или цеха поговорил со своим рабочим,
отцом несовершенно летнего сына, учащегося вечерней школы, о
непосредственных обязанностях родителей: Отец вовсе перестал интересоваться
обучением и воспитанием своего сына. Объяснив цель визита, вы в ответ
можете услышать, что на предприятии есть такое понятие как план, что
родители интересуют администрацию прежде всего, как производственники, что
будь сын рабочих их работником- тут, как говорится, без разговора не
обойтись.
или такой вариант. Сообщив вызванной родительнице о том, что её дочь
неаттестована и забросила школу, можно порой услышать родительское сетование
на то, что дочери уже семнадцать,, что она полтора года как работает,
получает зарплату, чувствует себя вполне самостоятельной, думает завести
семью, учиться не хочет, просто сладу с ней нет, поверьте, нет просто
больше родительского слова для неё. или, наконец, короткое и бурное, как
взрыв, горькое родительское признание того,что не являются они больше
аввторитетом для ссвоих детей...
Разумеется, приведённые примеры не исчерпывают всей проблемы. Здесь есть
и многое другое. Следует, однако, отметить, что эти и подобные им явления
далеко нередки и неединичны. И именно они- одна из причин отрицательных
результатовв воспитании и обучении работающей молодёжи,когда забывается
главное- важжность родительской помощи. Мы, педагоги, изо дня в день
анализируя успехи и трудности в учебном процессе своих подопечных,
учитывая специфику учащихся вечерней школы, знаем, какую помощь могут
оказать родители,видим, как она порой, нужна им.
Особенностью нынешней вечерней школы является то, что её контингент стал
немного моложе по сравнению с прежними годами. Типичная фигура в них-
учащиеся до двадцати лет. Они составляют 60 процентов ученического
коллектива. Подросток в вечерней школе- это почти тот же подросток,какого мы
привыкли видеть в дневной школе,и для него характерны психологические
особенности этого возраста. Но он и совершенно другой. Он взрослый,
постоянно вращается среди взрослых, живёт и работает с ними. Он уже вполне
самостоятельный, получает зарплату, у него вдвойне развито чувство
собственного достоинства и уважения к самому себе. И понятно, что его не
удовлетворяют даже регулярнопроводимые беседы на школьные темы, если они
не подкреплены глубочайшей убеждённостью взрослых в важности и нужности
получения среднего образования.
Сочетать работу с учёбой- дело, безусловно, нелёгкое. Даже лучшие из
учащихся испытывают трудности совмещения работы с учёбой. Семь-восемь
часов на производстве,а затем- насыщенные занятия в классе- всё это не так
просто. Но это нужно. На современном этапе неизмеримо возрастают
требования к подготовке квалифицированных рабочих. Под влиянием
научно-технического прогресса происходят качественные сдвиги в содержаниии
труда. В нём всё большее место занимают элементы умственной деятельности.
Для того, чтобы эффективно использовать современную мощную технику,
рабочий должен иметь широкий культурный кругозор, сознательно и творчески
относиться к труду.
Передовой рабочий сегодня- это человек, обладающий глубокими знаниями.
Заботой номер один является посещение учащимися школьных занятий. Новый
материал на уроке усваивается примерно на 80 процентов. Урок остаётся
основной формой обучения и в вечерней школе. Нелегко, конечно, заставить
себя сидеть за книгой после напряжённого трудового дня, и очень чассто
бывает, чтоотправляясь в школу, учащийся проходит мимо неё. поэтому
родителям не лишне было бы почаще наведываться в школу, интересоваться
успехами своих детей, порой проконтролировать посещаемость сыном, или дочкой
уроков- словом, посещаемость должна также стать и заботой родителей.
Но вот ученик в классе. как важно, чтобы он усвоил материал. многое
здесь зависит от того, насколько учащийся внимателен, организован и
дисциплинирован. Следовательно, быть на уроке- ещё не всё. Нужно, чтобы
учащийся сознательно стремился усвоить тот или иной материал на уроке. А
значит, в семье необходимо усилить внтимание к таким чертам характера, как
воля, упорство, добросовестность; хорошее честолюбие. Большое значение здесь
имеет личный пример родителей в отношении к работе, к порученному делу,
овладение ими педагогическими знаниями и т.д. Приведу один пример. Саша
Г. пришёл в школу сам, купил учебники и начал заниматься, и довольно
ннеплохо. Но у него не хватало выдержки на все 45 минут урока, упорства в
преодолении трудностей. Тут бы нарряду с беседами классного руководителя и
отцу помочь, ведь саше ещё только 16 лет. Но отец уже давно авторитетом у
сына не пользовался. Систематическое пьянство, далеко непохвальное
отношение к работе- и вот следствие- Саша не успевал по многим предметам и
решил бросить школу совсем. "А ведь роль отца в воспитаниии сына-
особенная,- подчёркивал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. _Если бы каждый
отец знал и понимал, какую огромную потребность в нём испытывает ребёнок,как
огн хочет, чтобы рядом был умный, мужественный мужчина".
Среди учащихся вечерней школы, чаще чем в дневной, встречаются такие,
для которых характерна пониженная обучаемость. (так назыает это явление
педагогика)- неумение внимательно слушать, усваивать материал в том темпе,
в котором он преподносится. Учителя для работы с ними применяют особые
методы: Вводят дополнительные занятия, уделяют им больше внимания на
уроках. Однако, без помощи родителей тут не обойтись,а иногда она может
быть и решающей.
У нас в классе учится мальчик Саша Ф.Мальчик аккуратный, воспитанный,
выносливый, но не успевает за одноклассниками. как же поступили родители?
Его мама стала ему первой помощницей. Вместе с ним одолевала она науки,
поддерживала его, и сегодня саша учится в девятом классе. Благодаря общей
работе преподавателей и родителей,Саша успевает по всем предметам, ведёт
общественную работу в классе.
Мы всячески приветствуем тех родителей,, которые часто заходят в школу,
интересуются успехами своих детей, помогают им.
Однако,плохую помощь и дурное влияние оказывают те семьи, в которых не
всё благополучно. В таких семьях ртодители становятся виной школьных бед
своих детей: 10 процентовв неуспевающих учащихся имеют неблагоприятные
домашние условия: пьянство, разлад в семье. Таких учащихся чаще всего
отличает слабое физическое и умсственное развитие, пассивность в
восприятии, низкие культурные запросы и т.д. В связи с этим мы ещё раз
повторяем, что к родительским обязанностям следует подходить со всей
ответственностью и серьёзностью- не только тогда, когда дети маленькино и
тогда, когда им шестнадцать-восемнадцать лет, то есть, когда они фактически
взрослые.
(Перепечатано: В. Сушко "Зрячие становятся слепыми" (Киев,1996)
С массой наилучших пожеланий Ярослав.
е,
blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 142

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Mon, 1 Nov 2004 15:23:12 -0100 (#254896)