Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-11-01

[TIFLO] интересный материал.

"Чародеи от офтальмологии" (Диалог, 2004, ?5)

ЧАРОДЕИ ОТ ОФТАЛЬМОЛОГИИ ИЩУТ ВОЛШЕБНУЮ ПАЛОЧКУ

А нашли пока только белую трость

Ходит в Белоруссии такой анекдот. Построили как-то в селе новую баню.
Настало время настилать полы. Плотник спрашивает председателя
сельсовета: доски-то строгать будем, или так положим? Председатель
ему: конечно, строгать, а то занозы будут. Да, но пол то мокрый, можно
поскользнуться. Думали-рядили, приняли решение: доски строгать, но
класть не струганной стороной вверх!

Очень эта байка напоминает ситуацию в современной офтальмологии: если
верить тому, что можно прочитать в газетах, журналах и особенно в
Интернете - сплошной Институт чародейства и волшебства: проекты,
прожекты, доклады, реклама, а на выходе пока что НИИЧАВО.

По данным Всемирной организации здоровья около 180 миллионов людей
являются инвалидами по зрению. Около 45 миллионов из них - не видят
полностью. Каждые пять секунд на Земном шаре слепнет взрослый, каждую
минуту теряет зрение ребенок. В связи с тем, что население планеты
увеличивается и стареет, к 2020 году эти цифры могут удвоиться. Так
что сектор рынка товаров для людей с плохим зрением очень обширен и
имеет стойкую тенденцию к расширению. Если какой-то фирме удастся
совершить своим изобретением прорыв - какие можно сорвать дивиденды!

Вот и чародействуют наши волшебники от офтальмологии. Кто-то, спасибо
ему, из гуманных побуждений, кто-то - из чисто рыночных. И если верить
тому, что о них пишут, можно подумать, что время, когда все незрячие
прозреют уже не за горами. Но реально пока ни одна фирма не предложила
ничего такого, что могло бы решить проблему ориентации незрячего
человека в пространстве хотя бы наполовину.

Российские рекламные издания, вроде <Экстра-М>, полны восторгов: очки
<Супер-Вижн>, надел на 10-15 минут в день - и глаза, как новенькие. И
с близорукостью эти очки борются, и с дальнозоркостью, и с
астигматизмом, и с глаукомой, и с катарактой, и с заболеваниями
сетчатки. Словом, чудо уже состоялось. Но вот что интересно: ссылки в
рекламных статьях идут на письма, якобы, реальных граждан, которых,
однако, не найдешь и не переспросишь. А ссылки на медицинские
авторитеты - сплошной туман: <известные ученые> (кто, простите,
конкретно?), <одна из ведущих офтальмологических клиник> - какая? А
еще есть, оказывается, квазиоптические очки, и очки-локатор, которые
вроде бы помогают слепому чувствовать себя, словно бы зрячим. И все
это подается, как уже свершившееся открытие.

А вот, скажем, сообщение <Газеты. Ру> об изобретении голландской фирмы
<Филлипс>. <Система <видения ушами> назвали ее авторы. Это комплект из
видеокамеры, наушников и ноутбука. Изображение с камеры обрабатывается
компьютером, а тот голосом передает данные своему владельцу. Похожий
путь избрали и японские ученые из Национального технического колледжа
<Гумма>, решившие превратить в <искусственный глаз> сотовый телефон со
встроенной цифровой фотокамерой, как об этом писала <Комсомольская
правда>. Принцип тот же: камера передает изображение диспетчеру,
который находится на другом конце линии и рассказывает пользователю об
обстановке вокруг него. Вряд ли можно предположить, что на каждого
незрячего с <мобильником> будет приходиться по диспетчеру - в этом
случае проще придать индивидуального сопровождающего. Скорее,
диспетчер будет обслуживать сразу нескольких человек, так что кого-то
он успеет предупредить о неожиданно возникшем препятствии, а кого-то и
нет.

Заметно, что в такого рода разработках принимают участие прежде всего
инженеры, затем уж медики и вряд ли - психологи, тем более -
тифлопсихологи.

Потому что иначе они бы объяснили, что, если у человека резко
ослаблено или совсем потеряно зрение, при ориентации в пространстве
включаются другие органы чувств: слух, осязание, даже обоняние,
интенсивно развитые у незрячих людей. Человек ощупывает дорогу
тростью, ощущает ее ногами. На слух, по шагам прохожих, он определяет
свое положение в толпе. Лицом воспринимает легчайшее изменение
температуры воздуха, зависящее от того, идет ли он возле стены, или по
открытому пространству. Переключение внимания на один какой-то орган
нарушает целостность, объемность такого восприятия. Если незрячий весь
обращен только в слух, то уже не так четко воспринимается информация
от остальных органов, что нарушает его возможность правильно ощутить
себя в пространстве.

А улица полна неожиданностей. Скажем, выбежал откуда-то ребенок. Тут,
чтобы не натолкнуться на него, нужна мгновенная реакция. А та же
видеокамера или сотовый телефон повернут в другую сторону - значит,
информация не поступила и теперь жди головомойки от рассерженной
мамаши - себя она, конечно, не обвинит в том, что недоглядела.
Пустячный случай? Но ведь незрячий на улице находится в постоянном
нервном напряжении, и для него каждый такой срыв - далеко не пустяк.

Нынешняя электроника, во всяком случае, та, которая может быть
использована в такого рода приборах, не подскажет незрячему, что под
ногами не просто влажный асфальт, а глубокая лужа, не просто мелкая
выбоина, а та, о которую можно споткнуться. Особую опасность
представляют собой маломерные предметы, вроде бордюров вокруг газонов,
урн для мусора, рекламных щитов возле обменных пунктов или
магазинчиков, низкосидящих машин, которыми заполнены наши тротуары.
Если же прибор постоянно нацелен вниз, кто убережет слепого от
нависшей ветки или панели, ограждающей телефон-автомат - на них и
зрячие то и дело натыкаются. Луч всех этих приспособлений считывает
информацию только в одном направлении. В то же время, если он будет
охватывать широкое пространство, обилие препятствий создаст вообще
неудобовоспринимаемую картину.

Другое направление, по которому идут уже десятки фирм, это так
называемое <искусственное> или <имитационное> зрение. Все они избирают
своей базой электронные устройства: камера, сигнальный процессор,
генерирующий изображение и - имплантант. В Австралии, например,
разработана технология, о которой рассказывается на портале <Известия
науки>. В глазное яблоко вживляется микрочип. Специальные очки,
являющиеся, по сути, телекамерой, формируют цифровое изображение и
передают его на чип, а тот, в свою очередь, на сетчатку. А
американские ученые, как сообщал сайт <НэтСити> с ссылкой на Би-Би-Си,
тоже создали микрочип, имплантируемый в глаза, и позволяющий видеть
тысячу световых точек с помощью тысячи микроскопических электродов,
размещенных в сетчатке. Встает вопрос: насколько реальны и какой
категории сложности будут операции по вживлению тысячи, еще раз
подчеркнем эту цифру: тысячи! - электродов в глаз и как будет вести
себя в живой ткани такое количество механических предметов? И сколько
такая операция может стоить?

Сразу несколько исследовательских центров предполагают использовать
принцип работы струйного принтера, как бы печатающего на нервных
окончаниях информацию об изображении с помощью биологически активных
веществ. То есть, опять речь идет о вмешательстве - в данном случае
химическом - в деятельность живого органа.

Безусловно, использование современных микро- и нанотехнологий и
материалов открывает новые возможности в тех областях, где раньше
ученые наталкивались на глухую стену, считают специалисты. Однако
говорить о чем-то реальном еще очень рано, тем более что, как мы уже
заметили, чаще получаются <струганные доски, повернутые не струганной
стороной>. Волшебной палочкой до сих пор остается белая трость, пока
что самый верный спутник незрячего человека.

И самыми, пожалуй, перспективными представляются те проекты, в которых
ищется реализация формулы <живое - живому>. Как сообщалось на сайте
Академического центра лазерной медицины <Коррект>, японские биологи
Макото Асашима и Аяко Седохара на двадцать девятом Международном
офтальмологическом конгрессе в Сиднее поразили коллег тем, что пошли
чисто биологическим путем. В лабораторных условиях им удалось
вырастить глаза головастиков и пересадить их живым особям. Но сенсация
состоит даже не в этом. А в том, что подопытные не только выжили, но и
стали реагировать на свет. При выращивании глазного яблока
исследователи использовали так называемые <стволовые клетки>, то есть,
клетки, еще не имеющие специализации и способные в процессе своего
развития превращаться в различные органы. Таким образом, прогнозы
грядущей революции в трансплантологии, вроде бы, начинают потихоньку
сбываться. Тем более что другая группа экспериментаторов в своей
лаборатории и тоже, используя стволовые клетки, сумела вырастить глаз
мыши.

Жаль, конечно, что это пока - дело отдаленного будущего. Но, как
говорится, лиха беда начало. Род человеческий несовершенен, и нынешнее
поколение незрячих, увы, не первое и не последнее. Так пусть повезет
если уж не тем, кто рядом с нами, то хоть тем, кто идет за нами
следом.
Этот материал пришёл ко мне с рассылки Интеграция. Думается, что он будет
многиим интересен.
С уважением Ярослав.

blind_sht***@s*****.com

-

Выпуск листа на новом месте: 143

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-01 23:35:24 (#255160)

[TIFLO] Вечерняя школа и родители

Дорогие друзья, здравствуйте!
пишет вам Ярослав.
Листал сегодня свои довольно старые архивы, и нашёл книгу В.Сушко "Зрячие
становятся слепыми". И меня, как педагога, тронула одна статья о вечерней
школе. Проблемы, в ней поднимаемые, актуальны и сегодня.
Предлагаю эту статью вашему вниманию. Думаю, что она может стать предметом
довольно активного обсуждения. Только прошу свои отзывы и мнения направлять
в рассылку.
С уважением Ярослав.
В.СУШКО
ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА И РОДИТЕЛИ
Проблемы вечерней школы. Они, конечно, есть,и решать их, нам, учителям,
при активной помощиколлективов и руководителей предприятий,учреждений и
различных организаций, общественности, и, в первую очередь, семьи. Однако,
когда речь заходит о роли родителей в судьбе детей, обучающихся вечером,
то тут часто можно столкнутьсчя с тем, что не можешь положительно влиять на
деятельность школы. К примеру, у вас назрела необходимость в том, чтобы
руководитель предприятияучреждения, или цеха поговорил со своим рабочим,
отцом несовершенно летнего сына, учащегося вечерней школы, о
непосредственных обязанностях родителей: Отец вовсе перестал интересоваться
обучением и воспитанием своего сына. Объяснив цель визита, вы в ответ
можете услышать, что на предприятии есть такое понятие как план, что
родители интересуют администрацию прежде всего, как производственники, что
будь сын рабочих их работником- тут, как говорится, без разговора не
обойтись.
или такой вариант. Сообщив вызванной родительнице о том, что её дочь
неаттестована и забросила школу, можно порой услышать родительское сетование
на то, что дочери уже семнадцать,, что она полтора года как работает,
получает зарплату, чувствует себя вполне самостоятельной, думает завести
семью, учиться не хочет, просто сладу с ней нет, поверьте, нет просто
больше родительского слова для неё. или, наконец, короткое и бурное, как
взрыв, горькое родительское признание того,что не являются они больше
аввторитетом для ссвоих детей...
Разумеется, приведённые примеры не исчерпывают всей проблемы. Здесь есть
и многое другое. Следует, однако, отметить, что эти и подобные им явления
далеко нередки и неединичны. И именно они- одна из причин отрицательных
результатовв воспитании и обучении работающей молодёжи,когда забывается
главное- важжность родительской помощи. Мы, педагоги, изо дня в день
анализируя успехи и трудности в учебном процессе своих подопечных,
учитывая специфику учащихся вечерней школы, знаем, какую помощь могут
оказать родители,видим, как она порой, нужна им.
Особенностью нынешней вечерней школы является то, что её контингент стал
немного моложе по сравнению с прежними годами. Типичная фигура в них-
учащиеся до двадцати лет. Они составляют 60 процентов ученического
коллектива. Подросток в вечерней школе- это почти тот же подросток,какого мы
привыкли видеть в дневной школе,и для него характерны психологические
особенности этого возраста. Но он и совершенно другой. Он взрослый,
постоянно вращается среди взрослых, живёт и работает с ними. Он уже вполне
самостоятельный, получает зарплату, у него вдвойне развито чувство
собственного достоинства и уважения к самому себе. И понятно, что его не
удовлетворяют даже регулярнопроводимые беседы на школьные темы, если они
не подкреплены глубочайшей убеждённостью взрослых в важности и нужности
получения среднего образования.
Сочетать работу с учёбой- дело, безусловно, нелёгкое. Даже лучшие из
учащихся испытывают трудности совмещения работы с учёбой. Семь-восемь
часов на производстве,а затем- насыщенные занятия в классе- всё это не так
просто. Но это нужно. На современном этапе неизмеримо возрастают
требования к подготовке квалифицированных рабочих. Под влиянием
научно-технического прогресса происходят качественные сдвиги в содержаниии
труда. В нём всё большее место занимают элементы умственной деятельности.
Для того, чтобы эффективно использовать современную мощную технику,
рабочий должен иметь широкий культурный кругозор, сознательно и творчески
относиться к труду.
Передовой рабочий сегодня- это человек, обладающий глубокими знаниями.
Заботой номер один является посещение учащимися школьных занятий. Новый
материал на уроке усваивается примерно на 80 процентов. Урок остаётся
основной формой обучения и в вечерней школе. Нелегко, конечно, заставить
себя сидеть за книгой после напряжённого трудового дня, и очень чассто
бывает, чтоотправляясь в школу, учащийся проходит мимо неё. поэтому
родителям не лишне было бы почаще наведываться в школу, интересоваться
успехами своих детей, порой проконтролировать посещаемость сыном, или дочкой
уроков- словом, посещаемость должна также стать и заботой родителей.
Но вот ученик в классе. как важно, чтобы он усвоил материал. многое
здесь зависит от того, насколько учащийся внимателен, организован и
дисциплинирован. Следовательно, быть на уроке- ещё не всё. Нужно, чтобы
учащийся сознательно стремился усвоить тот или иной материал на уроке. А
значит, в семье необходимо усилить внтимание к таким чертам характера, как
воля, упорство, добросовестность; хорошее честолюбие. Большое значение здесь
имеет личный пример родителей в отношении к работе, к порученному делу,
овладение ими педагогическими знаниями и т.д. Приведу один пример. Саша
Г. пришёл в школу сам, купил учебники и начал заниматься, и довольно
ннеплохо. Но у него не хватало выдержки на все 45 минут урока, упорства в
преодолении трудностей. Тут бы нарряду с беседами классного руководителя и
отцу помочь, ведь саше ещё только 16 лет. Но отец уже давно авторитетом у
сына не пользовался. Систематическое пьянство, далеко непохвальное
отношение к работе- и вот следствие- Саша не успевал по многим предметам и
решил бросить школу совсем. "А ведь роль отца в воспитаниии сына-
особенная,- подчёркивал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. _Если бы каждый
отец знал и понимал, какую огромную потребность в нём испытывает ребёнок,как
огн хочет, чтобы рядом был умный, мужественный мужчина".
Среди учащихся вечерней школы, чаще чем в дневной, встречаются такие,
для которых характерна пониженная обучаемость. (так назыает это явление
педагогика)- неумение внимательно слушать, усваивать материал в том темпе,
в котором он преподносится. Учителя для работы с ними применяют особые
методы: Вводят дополнительные занятия, уделяют им больше внимания на
уроках. Однако, без помощи родителей тут не обойтись,а иногда она может
быть и решающей.
У нас в классе учится мальчик Саша Ф.Мальчик аккуратный, воспитанный,
выносливый, но не успевает за одноклассниками. как же поступили родители?
Его мама стала ему первой помощницей. Вместе с ним одолевала она науки,
поддерживала его, и сегодня саша учится в девятом классе. Благодаря общей
работе преподавателей и родителей,Саша успевает по всем предметам, ведёт
общественную работу в классе.
Мы всячески приветствуем тех родителей,, которые часто заходят в школу,
интересуются успехами своих детей, помогают им.
Однако,плохую помощь и дурное влияние оказывают те семьи, в которых не
всё благополучно. В таких семьях ртодители становятся виной школьных бед
своих детей: 10 процентовв неуспевающих учащихся имеют неблагоприятные
домашние условия: пьянство, разлад в семье. Таких учащихся чаще всего
отличает слабое физическое и умсственное развитие, пассивность в
восприятии, низкие культурные запросы и т.д. В связи с этим мы ещё раз
повторяем, что к родительским обязанностям следует подходить со всей
ответственностью и серьёзностью- не только тогда, когда дети маленькино и
тогда, когда им шестнадцать-восемнадцать лет, то есть, когда они фактически
взрослые.
(Перепечатано: В. Сушко "Зрячие становятся слепыми" (Киев,1996)
С массой наилучших пожеланий Ярослав.
е,
blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 142

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-01 16:34:48 (#254896)

[TIFLO] Re: Безобразие!!!

ввАУ!! тОЛЬКО УВИДАЛ ЭТО ПИСЬМО, ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА.
пОЗДРАВЛЯЮ, ПОЗДРАВЛЯЮ!
оТ ВСЕЙ сАМАРЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ,жЕЛАЮ КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, ДОСТАТКА, И
ЧТОБ ХВАТИЛО СИЛ НА НОВЫЕ ДЕЛА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И НЕ ТОЛЬКО, ПОЗДРАВЛЯЮ, иРИНА
нИКОЛАЕВНА.

с уважением
Алексей
Самара

Выпуск листа на новом месте: 141

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   "Alexey" 2004-11-01 12:25:31 (#254771)