Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-11-12

[TIFLO] Как спасти Российскую науку

В последнее время много говорят о кризисной ситуации, сложившейся в российской
науке и образовании. И особенно в фундаментальных областях знаний.

По мнению многих экспертов, один из путей выхода из кризиса лежит в интеграции
науки и образования. Своей точкой зрения на проблему с "Газетой.Ru" поделился
Борис Салтыков, возглавлявший с 1991 по 1996 год российские образование, науку
и технику.

-- Борис Георгиевич, можно ли говорить о кризисе российской фундаментальной науки
и в чем его причины?
-- Правильнее говорить о системном кризисе отечественной науки в целом, в том
числе и о кризисе того сектора, который себя позиционирует как сектор фундаментальных
исследований. Речь идёт, конечно, о Российской академии наук (РАН).

Основная причина кризиса именно в том, что нынешняя система организации и финансирования
российской науки целиком перешла из административно-командной экономики.
А политическая, экономическая и социальная среда вокруг науки изменилась радикально:
у нас другой общественный строй, другое место и роль страны в мире,
другие ресурсные возможности.

Это во времена "холодной войны" большая экономика большой страны - СССР - могла
давать той науке любые необходимые, по мнению власти, ресурсы. Сегодня относительно
скромная экономика России (мы где-то в 3-м десятке стран мира по уровню ВВП на
душу населения) не может обеспечить ресурсами на должном уровне всю доставшуюся
нам в наследство научную систему СССР. Значит, необходимы глубокие структурные
реформы.

-- В чём их суть? В сокращении числа институтов?
-- И да, и нет. Само по себе сокращение числа институтов - не структурная реформа.
Более того, после опубликования Минобрнаукой известной концепции, в которой
реформа госсектора науки во многом ассоциировалась с сокращением числа научных
учреждений, РАН уже объявила о сокращении 50 своих "юрлиц". Но это не реформа,
а чиновничьи игры. Повторюсь: принципы организации и управления в РАН остались
абсолютно советскими - ведомственность и административная иерархия, ориентация
на объёмы и затраты, а не на качество и результаты, непрозрачность процедур и
т. д.

В этой связи можно увеличивать финансирование, можно сокращать количество институтов
или их укрупнять - это ничего не даст. Если Академия наук будет по-прежнему
размазывать свой бюджет равномерно по всем институтам, эффект будет ничтожно
малым.

Да, придётся, вероятно, сократить и номинальную численность научных работников.
Потому что сегодня к ним причисляют любого человека с дипломом, который
работает в здании, на котором висит вывеска "Научно-исследовательский институт".
Но все прекрасно знают, что сегодня очень-очень часто и "этот человек",
и это здание к настоящей науке отношения не имеют.

-- Но ведь есть статистика, создаётся реестр научных организаций?
-- К сожалению, официальная статистика науки сегодня часто не отражает внутреннюю
суть процессов и явлений. Если же говорить о реестрах, то в них фиксируются
только внешние признаки науки. Но уже несколько десятилетий никто не проводил
настоящего обследования нашей науки по "гамбургскому счёту".

-- Что вы имеете в виду? Кто чего стоит на самом деле?
-- Именно. Известно, что "золотой век" нашей науки пришёлся на 60-70-е годы ХХ
века. Многие нынешние научные лидеры добились выдающихся результатов именно
в те годы. Сегодня в основном эта когорта учёных занимает все командные высоты
в сфере НИОКР, в том числе и в РАН. Многие из них действительно сделали
честь и славу советской науки, но сегодня (увы!) далеко не все из них понимают,
как управлять научными коллективами в условиях рынка и сильнейшей конкуренции
за ресурсы. А молодых лидеров, хорошо ориентирующихся в новой экономической среде,
явно не хватает.

-- Но ведь проблема с научными кадрами возникает из-за низких зарплат?
-- Это только одна из причин. Но есть и другие. Я знаю молодых учёных, которые
в своё время уезжали за рубеж, заработали там приличные деньги и вернулись
в Россию. Они по-прежнему хотят заниматься наукой и согласны работать здесь за
$400--500 в месяц. Но при этом они нацелены на то, чтобы "строить карьеру",
то есть повысить свой статус, получить признание коллег. А у нас ситуация часто
такова, что приходится ждать, пока, к примеру, 75-летний завлаб, что называется,
"освободит позицию". В результате молодые учёные, амбициозные и желающие сделать
именно научную карьеру, уезжают за рубеж.

-- Где же выход из тупика?
-- Так сложилось, что в советское время наша наука была отделена и от образования,
и от производства. В условиях административно-командной доктрины это
было допустимо и адекватно той экономической системе, но в современных условиях
- нет. В наиболее успешных, "глобализированных" экономиках сформированы
совсем иные, современные модели науки. Это практически всегда наука, интегрированная
с образованием; это наука, не чурающаяся инновационного бизнеса; это
наука, чутко реагирующая на новые потребности общества и ежечасно доказывающая
этому обществу, зачем она ему нужна.

Если говорить о нашем случае, то одним из важнейших рычагов повышения результативности
и эффективности исследований может быть соединение фундаментальной
науки и фундаментального образования. Конечно, я не имею в виду механическое
объединение нескольких сот российских вузов и научных институтов. Это бы было
полным абсурдом.

-- Какие же варианты интеграции науки и образования существуют?
-- Есть несколько моделей интеграции науки и образования. Например, можно попробовать
организационно объединить тот или иной ведущий университет с "остывающим",
но все еще живым институтом. Скажем, из числа тех, где несколько корпусов уже
давно отданы в аренду коммерсантам, но в одном еще ведутся научные исследования.
Главное только, чтобы деньги на науку шли через этот исследовательский университет.

Исследовательские университеты (классические существуют в США) - это не только
место учебы. Именно там проводятся основные фундаментальные исследования,
а также готовятся научные кадры. Поэтому в американских исследовательских университетах
более половины учащихся - так называемые post graduates, т. е.
те, кто уже имеют дипломы о высшем образовании. У нас в свое время тоже пытались
идти по этому пути. Еще в советское время была создана великолепная система
Физтеха, где студенты-старшекурсники и аспиранты учились (и даже начинали работать)
в академических институтах. Но все это стало давать сбои, когда начался
кризис в академическом секторе. Сегодня идти на оклад в 2--3 тыс. руб. никто
не хочет, но иногда предпочитают пойти в аспирантуру, чтобы, как они говорят,
"откосить от армии".

-- То есть систему исследовательских университетов у нас надо создавать с нуля?
-- Есть у нас в России один полноценный исследовательский университет. Это МГУ.
Кстати, и создавался он 250 лет назад по европейской модели. Но и сегодня
МГУ - один из самых мощных исследовательских центров страны. Достаточно напомнить,
что по уровню цитирования первое место в своей области удерживает химфак
МГУ, опережая химические институты РАН. Лидирует в своей области и биофак МГУ.
Неудивительно поэтому, что еще в 1996 году именно эти два факультета МГУ
занимали соответственно 1-е и 2-е места по количеству полученных грантов научного
фонда Сороса.

-- Какие еще возможности существуют?
-- Создание на базе нескольких ведущих университетов, в том числе региональных
(в Поволжье, на Урале, в Сибири) новых исследовательских центров путём радикального
увеличения (в разы и на порядок!) их научно-исследовательских бюджетов. И особенно
той части, которая идёт на закупку приборов и оборудования, создания
инновационной инфраструктуры.

Еще одним вариантом частичной, а не полной интеграции науки и образования может
быть финансирование крупных совместных научных проектов "вуз - НИИ". Это
началось лет восемь назад в рамках программы "Интеграция". Однако масштабы этого
проекта смехотворно малы - доли процента от общего бюджета российской
науки. Однако такая форма интеграции полезна не только сама по себе, но и как
зародыш возможного полного слияния в будущем этого вуза и НИИ или какой-то
его части.

Неплохо работает и еще один, давно апробированный путь интеграции науки и образования
- создание в академических, да и в отраслевых институтах базовых кафедр
для подготовки студентов.

Но, какой бы путь интеграции мы ни предлагали, вначале надо реализовать несколько
пилотных проектов, проанализировать живой опыт и двигаться дальше, выбрав
лучший из них. Весь мировой опыт доказывает, что от совмещения фундаментальной
науки с образованием польза обоюдная. Не надо забывать, что несколько отличных,
так называемых отраслевых исследовательских институтов и, в частности, ЦАГИ вышли
когда-то из Бауманского училища. Конечно, чтобы интегрировать науку с
образованием, придется скорректировать наше законодательство, запрещающее сегодня
иметь в вузах исследовательские институты, а с другой стороны, платить
учёным за чтение лекций из научного бюджета.

-- Может быть, процесс пойдет быстрее после состоявшегося в Кремле заседания
президентского совета по науке и образованию?
-- У меня такое ощущение, что на заседании совета в Кремле все помирились. А
значит, и реформирование фундаментальной науки опять застопорится. Оно опять
сведётся к замене одних фигур другими, уменьшению количества "юрлиц", перераспределению
функций внутри системы, которая по-прежнему сохраняет себя в неприкосновенности.
Специалистам хорошо известно, что система способна к серьёзным структурным трансформациям
только под влиянием мощных внешних воздействий.
"gazeta.ru"

Выпуск листа на новом месте: 185

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-12 07:56:21 (#262043)

[TIFLO] Зарубежный рынок труда

Взаимозависимость национальных экономических рынков, получившая название "глобализации",
определяет сегодняшнее положение дел на рынке высококвалифицированной
рабочей силы и диктует унифицированные требования, предъявляемые к соискателям
работы.

Другим не менее важным фактором, влияющим на спрос со стороны работодателей,
является озабоченность национальных правительств несоответствием квалификации
работников новым технологическим требованиям.

Естественное старение населения и связанный с этим массовый выход на пенсию квалифицированной
рабочей силы - также играет определяющую роль на рынке труда.

Такие выводы напрашиваются после изучения зарубежных источников, связанных с
национальными рынками труда и трудоустройством выпускников высших учебных заведений.

В данной статье мы коснемся рынков дипломированных специалистов Великобритании,
Канады, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии, Франции и Германии - стран,
в которые для продолжения образования выезжает наибольшее количество российских
студентов.

Если внимательно присмотреться к данным, приводимым различными организациями,
которые исследуют национальный спрос на ту или иную профессию и связанные
с ним карьерные перспективы, то можно выделить ряд популярных специальностей,
общих для всех вышеперечисленных стран, а также направления, специфические
для каждой страны в отдельности.

Среди общих для всех стран специальностей, которые по прогнозам специалистов
будут продолжать пользоваться спросом в ближайшей перспективе, можно выделить
обслуживание бизнеса (Business Services), куда входят управление, бухучет и финансы,
аудит, консалтинг, а так же госслужбу, медицину и социальное обслуживание
населения, информационные технологии и гостиничное хозяйство.

Обслуживание бизнеса

Несмотря на то, что искусству управления в западных странах обучают уже добрую
сотню лет, в развитых странах по прежнему существует спрос на управленцев,
а также тех, кто работает на обслуживание бизнес-структур. Так, в Великобритании,
по мнению специалистов из Научно-исследовательского института по трудоустройству
при университете Ворвика (Institute for Employment Research, University of Warwick),
в бизнесе, связанном с банковским и страховым делом, управлением компаниями,
аудитом и консалтингом, информационными технологиями появится более миллиона
позиций. Причем информационные технологии это затронет прежде всего.

В Новой Зеландии, согласно данным правительственной группы министерства труда
(Department of Labour's Labour Market Policy Group), в области бизнеса занято
всего 80% вакансий.

Аналитики ирландского рекрутингового портала IrishJobs.ie отмечают, что в стране
наблюдается острая нехватка управленческих кадров, поэтому выпускников
факультетов управления и бизнеса работодатели берут нарасхват.

Весьма парадоксальная ситуация с квалифированными менджерами сложилась в Германии.
Несмотря на то, что за последние 15 лет германские вузы удвоили выпуск
будущих управленцев более чем в два раза, страна по-прежнему испытывает потребность
в менеджерах высокой квалификации. По прогнозам Нюрнбергского института
рынка труда и профессиональной квалификации (IAB), к 2010 году на каждую имеющуюся
1000 рабочих мест в управлении дополнительно появятся 420 мест, а в
консалтинге эта цифра почти удвоится.

Также показателен спрос на представителей обслуживания бизнеса во Франции. Французское
национальное агентство по трудоустройству (APEC) отмечает самый высокий
индекс набора молодых специалистов для аудиторских компаний. Он равен 97%.

Госслужба

Сектор госслужбы, куда помимо собственно административной деятельности чиновников
входят образование (преподавание) и социальная работа, является одним
из самых крупных национальных работодателей почти во всех странах.

О том, что в Соединенном Королевстве можно в ближайшей перспективе трудоустроиться
в секторе госслужбы, говорят последние данные британской Объединенной
службы по зачислению в университеты и колледжи (UCAS). Британские студенты, оплачивающие
получение высшего образования из собственного кармана, достаточно
тщательно относятся к выбору будущей профессии. От складывающейся на момент окончания
вуза конъюнктуры рынка труда будет зависеть, как быстро они смогут
отбить кредит, полученный на образование. Так вот среди наиболее популярных специальностей
британских абитуриентов этого года были социальная работа и
медсестринское дело.

Из перечня профессий, подготовленного канадскими аналитиками из Jobfutures.са
(правительственный сайт по перспективам трудоустройства в Канаде) по параметрам
"средняя зарплата", "процент безработицы" и "перспективы трудоустройства", к
перспективным, помимо сектора обслуживания бизнеса и медицины, так же, как
и в Британии, можно отнести социальную работу и преподавательскую деятельность.
Профессии, связанные с преподаванием в средних и высших учебных заведениях,
имеют в Канаде уровень безработицы (т.е. процент специалистов, не находящих работу
по специальности) всего лишь от 0.5% до 2.3%, а с социальной работой
- 1.9%.

В Австралии, согласно данным министерства занятости и трудовых отношений (Government
Department of Employment and Workplace Relations), самый большой рост
по увеличению рабочих мест продемонстрировала госслужба. Здесь процент созданных
за последние пять лет новых рабочих мест составил 32%.

Новозеландские вузы так же испытывают нехватку профессорско-преподавательского
состава.

Что касается медицины, то перспективы здесь огромны прежде всего для медсестер.
Старение населения требует все увеличивающегося количества людей, способных
за ними ухаживать. В отличие от нашей страны, где к медсестрам сложилось отношение
как к "обслуживающему персоналу", на западе эта профессия считается
весьма уважаемой. И наличием у медсестры образования на уровне университетской
магистратуры там никого не увидишь - чем выше степень, тем больше зарплата.

IT

Хотя за последнее время в связи с крахом доткомовских компаний спрос на специалистов
в области информационных технологий упал практически повсеместно, эта
специальность по прогнозам национальных специалистов в области рынка труда останется
востребованной всеми секторами экономики.

Буквально недавно новозеландские вузы выразили озабоченность снижением количества
первокурсников, поступивших на факультеты и кафедры информационных технологий.
Потеря престижности специальности идет вразрез с планами новозеландского правительства
по развитию информационных технологий и увеличивающимся количеством
вакансий национальных и международных компаний.

Как отмечают аналитики немецкого Эссенского университета (Essen Universitaet
Informationssystem Studienwahl und Arbeitsmarkt), количество специалистов в
области информационных технологий увеличилось за последние 5 лет на 27%, однако
рост произошел не за счет самой информатики как вузовской дисциплины, а
за счет смежных предметов, например, математики или физики, где без знания компьютерных
технологий уже не обойтись.

Велик спрос на айтишников также в Ирландии, совершившей около 20 лет назад значительный
рывок в производстве программного обеспечения. Сейчас примерно 40%
от объемов компьютерных программ и приложений разрабатываются сотрудниками транснациональных
корпораций, расположенных в стране трилистника.

Туризм

Необходимость в специалистах, способных работать в области гостиничного менеджмента
и туризма, вызван не только тем, что земляне стали больше путешествовать
и тратить на это значительные средства. По данным Всемирной туристической организации,
индустрия гостеприимства приносит 4% от мирового ВВП и создает 3%
рабочих мест.

Учитывая также непрямое воздействие отрасли на мировую экономику, эти пропорции
возрастают до 11% и 8% соответственно. Прямая занятость по всему миру в
сфере гостиничного бизнеса и туризма составляет порядка 80 млн рабочих мест,
а вместе с работающими на них секторами (к примеру, аренда машин, фитнес,
салоны красоты, страхование) эта цифра возрастет до 200 млн мест. Говоря другими
словами, каждая тринадцатая позиция на мировом рынке труда напрямую или
опосредованно связана с гостиничным хозяйством и туристическими услугами. В некоторых
странах, например, Испании, индустрия гостеприимства является третьей
по значимости после сельского хозяйства и госслужбы.

Но это одна сторона медали. Обратной стороной является то, что среди работающих,
занятых в этой сфере экономики, больше половины не имеют высшего образования.
А это, как и в любой другой отрасли, является сдерживающим фактором дальнейшего
развития гостиничного хозяйства. Так по данным Всемирной конфедерации труда
(International Labour Organization) более 60% персонала, работающего в гостиничном
хозяйстве и туризме Германии не проходили формального обучения. В Канаде
каждый третий, занятый в этой отрасли, имеет всего лишь образование средней школы.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее общие тенденции развития
рынка труда. Каждая страна имеет и свои особенности, о которых мы планируем
более подробно рассказать в серии отдельных статей.
"gazeta.ru"

Выпуск листа на новом месте: 184

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-12 07:56:14 (#262042)