Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2004-11-08

[TIFLO] Программа киинофестиваля "Кино Без Барьеров"

11-14 ноября 2004 г. Ккинотеатр Салют : ул. Кедрова, д. 14/3. Проезд: ст. м.
Академическая

11 ноября, четверг

Синий зал
11.00-12.00 Церемония открытия
Чинар (субтитры), реж. Парвез Имам, Индия, 5'
Зрелищный звук: видеоклипы для глухих, реж. Грег Брокоу, США, 8'
Музыкальный видеоклип, Грузия, 6'
Земля похожа на воздушный шар, реж. Брижит Коска, Франция, 4'
Дистанция, реж. Арина Иванова, Россия, 4

12:00-12:30 Перерыв

12:30-14:00 Искусство и культура инвалидности
Король Калека (субтитры), реж. Билл Уайтфорд, США, 40'
Вальс, реж. Микко Кейнонен, Финляндия, 6'20'
Мы семья!, реж. Генри Аншбахер, США, 19'
Искусство Ривы Лерер (субтитры), реж. Шэрон Снайдер, США, 32'
Ш. Снайдер рассказывает о фильме и отвечает на вопросы 15 мин.

14:00-14:30 Перерыв

14:30-15:45 Искусство и культура инвалидности
Ошибки природы (субтитры), реж. Поль Сейпин, Великобритания, 50'
Реконструкция тел: инвалидность в искусстве (субтитры), реж. Шэрон Снайдер, США,
18'
Ш. Снайдер представляет фильм и отвечает на вопросы

15:45-16:15 Перерыв

16:15-17:30 Обсуждение: образ инвалидов в искусстве и СМИ
Шэрон Снайдер и Дэвид Митчелл, Университет Иллинойса
Ведущие московского телешоу Вместе мы можем больше

17:30-18:00 Перерыв

18:00-20:00 К независимой жизни
Дар быть счастливым (субтитры), реж. М.М. Таранченко, Россия, 23'
Режиссер и главный герой, Владимир Набатов, рассказывают о фильме и отвечают
на вопросы аудитории
В ожидании Рональда (субтитры), реж. Эллен Герштайн, США, 22'
Разбивая тишину (субтитры), реж. Лешек Восевич, Польша, 26'

20:30-22:00
Чингиз блюз (субтитры), реж. Роко и Адриан Белик, США, 88'

Красный зал

12:30-13:30 Искусство и культура инвалидности
Праздник, реж. Джегг МакМэрчи, Канада, 13'
Театр без границ, реж. Дэмон Моллой, США, 10
Румба, Армения, 5
Axis Dance company, США, 15

13:30-14:00 Перерыв

14:00-16:00 Образование
Уроки этикета (субтитры), реж. Наталья Артемьева, Россия. 7
Я с вами (часть 1), Великобритания, 30
Незнакомые дети, реж. Виктория Аннопольская, Украина, 25
Доступность образования в России, реж. Андрей Станкевич, Россия, 25
Волжский Артек (субтитры), реж. Наталья Артемьева, Россия, 10
Жизнь для жизни (субтитры), реж. Мацей Адамек, Польша, 20

16:00-16:30 Перерыв

16:30- 18:00 К независимой жизни
Цындыма и Орех, реж. Павел Шведов, Россия, 14 . Цындыма и режиссер рассказывают
о фильме и отвечают на вопросы аудитории 15'
Ноги (субтитры), реж. Роб Мейер, США, 9
Каждый выбирает за себя (субтитры), реж. Наталья Артемьева, Россия, 5
Иногда.. Где-то... Путешествие во времени (субтитры) реж. Парвез Имам, Индия,
27

18:00-18:30 Перерыв

18:30 20:00 Телепрограммы
Вместе мы можем больше Ток-шоу московского телеканала Столица , Россия,
25
Право на Надежду - программа московского канала ТВ-Центр, Россия, 25
Ведущие ток-шоу рассказывают о программе и отвечают на вопросы аудитории 30 .

21:00-22:30
Тайная любовь, реж. Кристоф Штауб, Швейцария, 90'

12 ноября, пятница

Синий зал

10:00 12:30 К независимой жизни
Поцелуй меня в колеса, реж. Мигель Грюндштайн, США, 57
Счастливчик (субтитры), реж. Алексей Погребной, Россия, 26
А. Погребной и главный герой, Роман Щипан, рассказывают о фильме и отвечают на
вопросы аудитории: 15
Короткие монологи, ЦПИ Лотос , Азербайджан, 24
Щёлкни три раза (субтитры), реж. Виктория Сэмпсон, США, 32

12:30-13:00 Перерыв

13:00-15:00 Жизни и судьбы
Пройди этот путь (субтитры), реж. Кэти Вандер, США, 25 Кэти Вандер представляет
фильм и отвечает на вопросы аудитории: 15
Совершенный недостаток (субтитры), реж. Майк Грюндманн, США, 27
Дэвид Роуч рассказывает о фильме и отвечает на вопросы аудитории: 15 00.
Отверженные (субтитры), реж. Ара Ширинян, Армения, 25

15:00 15:30 Перерыв

15:30-16:30 Семинар
Герой в фокусе+
Главные герои фильмов Дар быть счастливым , Цындыма и Орех , Счастливчик
и других обсуждают, как это - чувствовать себя героем фильма.

16:30 18:00 Фильмы о любви и взаимоотношениях
Прогулка в темноте (субтитры), реж. Брюс Лукас, США, 22
Не покину тебя, пока не умру (субтитры), реж. Мацей Адамек, Польша, 28
Свадьба тишины, реж. Павел Медведев, Россия, 15 .Автор представляет фильм и отвечает
на вопросы аудитории: 15

18:00- 18:30 Перерыв

16:30 18:00 Фильмы о любви и взаимоотношениях
Табу (субтитры), реж. Эштер Нордин, Венгрия, 75

20:00- 20:45 Выступление Дэвида Роуча комедийного актера и героя фильма Совершенный
недостаток

21:00 22:30
Шестое счастье (субтитры), реж. Варис Хуссейн, Великобритания/Индия

Красный зал

10:00-11:30 Жизни и судьбы
Борьба с тенью, реж. Олег Афанасьев, Россия, 20
В эфире радио Комета , реж. Александр Киселев, Россия, 15
Аве Мария, реж. Ирина Воронович, Россия, 5
Слепые (субтитры), реж. Жан-Люк Перреар, Франция, 7
Мы есть! (субтитры), реж. Лариса Лукьянова, Узбекистан, 15

11:30- 12:00 Перерыв

12:00 14:00
Жить, чтобы жить, реж. Светлана Ошейко, Россия, 39
Проблемы инвалидности в Абхазии, Абхазский форум инвалидных организаций, Абхазия,
20
Высота, реж. Марина Русских, Россия, 19
Авторы рассказывают о своих фильмах и отвечают на вопросы аудитории. 30
Долгий путь, реж. Мерлин Билас, США, 6'.

14:00-14:30 Перерыв

14:30 16:00 Мастер-класс
Ведёт А. Погребной, автор фильмов Счастливчик и Извините, что живу

16:30 18:00 Социальная реклама: изменяем отношение
Показ роликов социальной рекламы
Обсуждение: как эффективно создавать социальную рекламу по вопросам инвалидности

18:00-18:30 Перерыв

18:30 19:00 Фильмы о любви и взаимоотношениях
Ночь протеста, реж. Диана Нафтал и Кармело Гонзалес, США, 11
Я нездешний, реж. Кэтрин МакКиннан, Канада, 22

19:00 20:00
8 короткометражных фильмов, созданных молодыми людьми с инвалидностью, Финляндия
Обсуждение.

20:00-20:30 Перерыв

20:30-22:00
Тайная любовь, реж. Кристоф Штауб, Швейцария, 90'

13 ноября, суббота

Синий зал

10:00 12:00 Фильмы о детях и молодежи
Арджуна, реж. Сильви ван Брабант, Канада, 52
Внутри и снаружи (субтитры), реж. Найд Пентцелл и Гвен Уолтц, США, 9
Кирюшкина елка, реж. Марина Бартинова,Росссия, 20
12:00-12:30 Перерыв

12:30 14:00 Фильмы о детях и молодежи
Как бабочка (субтитры), реж. Эва Пиета, Польша, 29
О любви (субтитры), реж. Тофик Шахвердиев, Россия, 26
Тофик Шахвердиев представляет фильм и отвечает на вопросы аудитории 20

14:00-14:30 Перерыв

14:30 16:00 Инвалидность и юмор
Радость (субтитры), реж. Филип Тома, Франция, 7
Свой парень (субтитры), реж. Филип Тома, Франция, 12
Смертельное лечение (субтитры), реж. Стив Каролан, Великобритания, 16
Карен Шидер рассказывает о своем фильме и отвечает на вопросы аудитории 15
Энни Диарест: истинный чудотворец, реж. Терри Гэллоуэй, Донна Надд, Дайэн Уилкинс,
8
Попрошайка (субтитры), реж. Грег Моран, Австралия, 10
Обратная связь (субтитры), реж. Грег Моран, Австралия, 10
Лучшее изобретение Грегора, реж. Йоханнес Кифер, Германия, 11
Холодная кровь, реж. Пьер-Луи Леваше, Франция, 7

16:00 17:00 Семинар
Юмор и инвалидность/ Используем юмор для преодоления барьеров: Дэвид Роуч, Карен
Шидер, Грег Уоллок

17:00- 17:30 Перерыв

17:30-21:00 Инвалидность и юмор
Мультфильмы: Дядя, брат, кузен (субтитры) (23 ),
Харви Крампет (субтитры) 22 реж. Адам Эллиот, Австралия
Полюби инвалида, реж. Грег Уоллок, США, 83
Грег Уоллок рассказывает о фильме и отвечает на вопросы аудитории.

21:00 22:30
Черепахи тоже могут летать, реж. Бахман Гобади, Иран, 92'

Красный зал

10:00 15:00 Программа для детей Первое отделение

10:00 11:00
программа видеосюжетов о детях- инвалидах и обсуждение

11:00-12:30
Сказ про царский указ, реж. Анна Кулыгина, Россия, 30′
Анна рассказывает о фильме и отвечает на вопросы аудитории.
Прунелла: специальный выпуск, США, 30′
Клиффорд (мультфильм), США 13′00″ (предоставлен компанией NoxKids)

12:30 13:00 Перерыв

13:00 14:45
В поисках Немо, мультфильм,США, 98′00″ (предоставлен компанией
CASCADE film )

15:00- 16:30 Мастер-класс
Тофик Шахвердиев, автор фильма О любви

16:30 21:00 Второе отделение для детей

16:30 17:30
О любви, реж. Тофик Шахвердиев, 26′
Прунелла видит свет , США, 30′00″
Слепые, реж. Жан-Люк Перреар, Франция, 7

17:30 19:30
Время услышать их голоса 30′ Зара Тодд, автор, представляет фильм и отвечает
на вопросы аудитории. 30
Гулливер, мультфильм, (предоставлен компанией NoxKids) 52′

19:30 21:00
Шрек 2 (Предоставлен UIP)

21:00 22:30
Шестое счастье, реж. Варис Хуссейн, Великобритания/Индия

14 ноября, воскресенье
10:00-11:00 Женщины-инвалиды
Женщины-кузнецы (субтитры), реж. Лаван Джирасурадеж, Таиланд, 57

11:00 12:30 Семейные истории
Симон (субтитры), реж. Режи Руанснар, Франция, 36
Письмо матери, реж. Альгис Арлаускас, Испания, 53

12:30 13:00 Перерыв

13:00- 15:30 Семейные истории
Чудеса и тайны (субтитры), реж. Олеся Фокина, Россия, 45
Олеся Фокина представляет свой фильм и отвечает на вопросы аудитории 15
Нормальная длина ног (субтитры), реж. Кристиан Руо, Франция, 58
Разговоры/Поговори со мной (субтитры), реж. Ванесса Канеширо, США, 27

15:30-16:00 Перерыв

16:00 17:00 Экспериментальные фильмы
Сны наяву (субтитры), реж. Джон Килаки, США, 6
Петляющая река (субтиры), Art and Power Studio Production, Великобритания, 11

Красный зал

10:00 11:45 Женщины-инвалиды
Мисс Очарование, реж. Эржена Занхоева, Россия, 30
Номин, реж. Андрей Лошак, Россия,14
Громкие, гордые и процветающие, реж. Дана Вион, США, 18

Семейные истории
Форте для Алисы, реж. Сергей Арапов, Россия, 26
Настина радуга, реж. Светлана Старостина, Россия, 15

11:45-12:00 Перерыв

12:00-14:00 - Первое отделение для детей
Фильмы для детей, социальные ролики, сделанные ими и для них
Лучшие друзья, телепрограмма, США, 30′
Земля похожа на воздушный шар, реж. Брижит Коска, Франция, 4'
Дистанция, реж. Арина Иванова, Россия, 4
Близнецы Крэмп, мультфильм, США, 26′ (предоставлен компанией NoxKids)

14:00 14:30 Перерыв

14:30- 16:00 Шрек 2(Предоставлен UIP)

16:00-19:00 Второе отделение для детей
Мультфильмы: Дядя, брат, кузен (23 ), США
Ключи к звёздам, реж. Пьер-Луи Леваше, Франция, 21′
Молчаливый Лотоc, телепрограмма, США, 26
Близнецы Крэмп, мультфильм,США, 26′ (предоставлен NoxKids)

17:00-17:30 перерыв

17:30-19:00 В поисках Немо, мультфильм, США, 98′00″ (предоставлен
компанией CASCADE film )

19:00-19:30 перерыв

19:30 21:00
Тайная любовь, реж. Кристоф Штауб, Швейцария, 90'

Выпуск листа на новом месте: 166

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-08 18:19:29 (#259283)

[TIFLO] Тифлоперевод на кинофестивале "Кино Без Барьеров"

УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ТИФЛОПЕРЕВОДА

МИЛЛИОНЫ ЛЮДЕЙ СМОГУТ НАКОНЕЦ УВИДЕТЬ В ТЕМНОТЕ

БЛАГОДАРЯ УНИКАЛЬНОЙ МЕТОДИКЕ ТИФЛОПЕРЕВОДА ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ

Тифлоперевод делает визуальные искусства доступными для незрячих и слабовидящих
людей. С его помощью визуальное становится вербальным. Люди, использующие эту
услугу в театрах, получают описание визуальных элементов представления при помощи
небольшого приемника и наушников. Причем описание производится во время пауз
в диалогах. В результате ощущение присутствия в театре приближается к восприятию
зрячих. Эта же технология используется и в работе с другими визуальными формами
искусства: в музеях, телепередачах и кинофильмах.

В июне этого года был проведен первый в России семинар по подготовке тифлопереводчиков.
Его проводил Джоэл Снайдер (Joel Snyder) из Audio Description Associates, США
- один из первых в мире практиков тифлоперевода. Это специалист с более чем двадцатилетним
международным опытом работы, который многое сделал для пропаганды этой методики
на международном уровне.

На Западе эта методика уже повсеместно используется, обеспечивая таким образом
людям с ограниченными возможностями по зрению доступ к полноценной жизни. С щироким
внедрением подобной методики в России есть надежда, что треть миллиона наших
соотечественников, являющихся инвалидами по зрению, смогут наконец увидеть в
темноте , по образному выражению Джоэла Снайдера, одного из разработчиков тифлоперевода.

Первым публичным опытом использования тифлоперевода в практике зрелищных мероприятий
стал Второй Международный кинофестиваль по проблемам инвалидов Кино без барьеров
.

Выпуск листа на новом месте: 165

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-08 16:08:03 (#259208)

[TIFLO] Кино Без Барьеров (пресс-релиз)

Человек с синдромом Дауна влюбляется... Девушку, которая не видит и не слышит,
приглашают танцевать при дворе короля... Незрячий американский блюзмен отправляется
в Туву на конкурс горлового пения, а человек с ДЦП приглашает зрителей смеяться
вместе с ним над своей жизнью...

Это- Кино без барьеров , второй международный кинофестиваль по проблемам инвалидов,
который пройдет в кинотеатре Салют
с 11 по 14 ноября.

Кинофестиваль Кино без барьеров - это возможность войти в мир, о котором у
многих очень смутные представления, связанные с жалостью и нежеланием знать никаких
подробностей мир людей с инвалидностью. Однако мир этот полон юмора, радости
и любви. Не верите?

В программе: более ста фильмов (игровых, документальных, анимационных, социальных
роликов) из 16 стран мира покажут жизнь людей с инвалидностью в самых разных
ее проявлениях. Среди участников два фильма, уже отмеченные Оскаром . Два
дня в рамках фестиваля - детская программа: фильмы о детях- инвалидах и для детей,
а также внеконкурсный показ знаменитых мультфильмов В поисках Немо , Гулливер
, Шрек-2 в новом ракурсе идей толерантности. Во время работы кинофестиваля
будут проходить семинары и мастер-классы кинематографистов, работы которых будут
показаны на фестивале.

Цели кинофестиваля - привлечь внимание общественности к проблемам, с которыми
сталкиваются инвалиды, показать богатый потенциал людей с инвалидностью и разнообразие
их интересов.
Впервые в России - в ходе кинофестиваля будут работать тифлопереводчики - специалисты
по закадровому комментарию для незрячих людей! Большинство фильмов будут снабжены
субтитрами, чтобы их могли смотреть и неслышащие.

По словам председателя жюри, известного документалиста Сергея Говорухина, фестиваль
это событие не только для людей с инвалидностью, но и для тех, кто вообще любит
кино. Эти фильмы помогут изменить взгляды людей на своих соседей-инвалидов. Для
меня большая честь быть председателем Жюри кинофестиваля .

Жюри, в которое вошли кинематографисты и журналисты, выберет победителей в 14
номинациях, среди которых самый жизнеутверждающий фильм , лучший комедийный
фильм , лучший фильм о любви . В церемонии закрытия Кинофестиваля и вручения
призов примут участие певица Диана Гурцкая и чемпионка Паралимпийских игр Ольга
Соколова.

Международный фестиваль Кино без барьеров организован Региональной общественной
организацией инвалидов Перспектива при поддержке Правительства Москвы, Министерства
культуры и массовых коммуникаций РФ, Всемирного института по проблемам инвалидности
(WID), АНО Интерньюс , Посольств Великобритании, Австралии, Швейцарии, Канады
и Финляндии и ряда общественных организаций. Финансовую поддержку оказало Агентство
США по международному развитию, в том числе через программу АРО АЙРЕКС и др.
Информационные спонсоры: Радио России , Эхо Москвы , Говорит Москва , Агентство
социальной информации, The Moscow Times , Passport .

10 ноября 12.00-14.00, кинотеатр Салют ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ,
на которой Вы сможете задать вопросы организаторам, членам жюри и кинематографистам,
получить программу Кинофестиваля и всю дополнительную информацию. Заинтересованным
ТВ-журналистам мы предоставим нарезку из наиболее ярких фрагментов фильмов- участников.

11 ноября 11.00, кинотеатр Салют - ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ
ПОКАЗ ФИЛЬМОВ: 11 ноября с 12:30 до 22.00; 12,13 ноября - с 10.00 до 22.30,
14 ноября - с 10.00 до 21: 30
Все показы бесплатны.

Адрес кинотеатра Салют : ул. Кедрова, д. 14/3. Проезд: ст. м. Академическая

Аккредитация журналистов на пресс-конференцию и фестиваль и программа фестиваля
по телефонам: 303-22-60, 303-83-54 (Ирина Евдокимова, Ольга Дроздова, РООИ
Перспектива )

Выпуск листа на новом месте: 164

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-08 16:05:09 (#259193)

[TIFLO] По мнению психологов, каникулы приносят школьникам скорее вред, чем поль

По мнению психологов, каникулы приносят школьникам скорее вред, чем пользу

По мнению психологов, осенние каникулы нужны только для учеников начальной школы,
которые действительно устают через два месяца учёбы. Для старших школьников
каникулы приносят скорее вред, чем пользу.

Такое мнение основано на изучении динамики работоспособности детей. Результаты
исследований показали, что в сентябре школьники очень долго <раскачиваются>
- пик работоспособности случается как раз к ноябрю, когда нужно уходить на каникулы.
Точно такая же ситуация случается и к зимним каникулам.

Идеальное время для каникул, по мнению психологов, - с середины декабря по середину
января.

minsk.kp.ru.
gazeta.ru

Выпуск листа на новом месте: 163

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-08 08:02:07 (#258971)

[TIFLO] Памяти В.А. Феоктистовой

31 октября 2004 года на 75 году жизни умерла Валентина Александровна Феоктистова.
второго ноября открывался съезд тифлологов. Валентина Александровна ждала его
с нетерпением. практически все тифлологи России, да и многие за рубежом, хорошо
знакомы с ее научными работами. Многим незрячим она помогла состояться в жизни.
Может есть своя символика в том, что в последний день съезда его участники простились
с Валентиной Александровной.
Сложно писать о Валентине Александровне. Я была ее ученицей. После окончания
университета неоднократно с ней встречалась. Это человек во многом определивший
круг моих профессиональных интересов. К сожалению, в последние годы имя Валентины
Александровны незаслуженно редко вспоминается. Она ушла из жизни на 75 году жизни,
но уже много лет ее ученики любовно называли Валентину Александровну "бабушкой"
тифлопедагогики. Вкладывая в эти слова всю любовь, уважение, признание ее заслуг
перед слепыми, их близкими и учителями. Ни одно поколение тифлопедагогов воспитано
на гуманистическом отношении к незрячему. Она учила тому, как помочь слепому
стать деятельной личностью, а не обузой обществу. Сегодня хочу Вас познакомить
с материалом, опубликованным в первом номере журнала "Школьный вестник" за 2003
год.
С уважением
Ирина Зарубина
Валентина Феоктистова

СЕМЬЯ СЛЕПОГО РЕБЁНКА

Статьёй Валентины Александровны Феоктистовой, кандидата педагогических наук,
профессора кафедры общей и специальной педагогики Института специальной педагогики
и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р. Валленберга мы
начинаем публикацию цикла статей о воспитании и обучении детей с нарушенным зрением
дошкольного возраста. Он предназначен прежде всего родителям, специалистам дошкольных
учреждений и преподавателям коррекционно-образовательных учреждений третьего
и четвёртого вида. В публикуемых статьях читатели найдут ответы на вопросы об
особенностях физического развития детей с нарушением зрения, о возможностях и
путях стимулирования их познаватель-ной, игровой и другой деятельности, о развитии
коммуникативных навыков, о необходимости и возможно-сти обучения детей ориентировке
в пространстве и т.д. Редакция журнала ждёт откликов читателей на публикуемый
материал.

Рождение ребёнка - важное и ответственное событие в жизни каждой семьи. Но иногда
это радостное событие омрачается сообщением врача о том, что у новорожденного
обнаружены слепота или слабовидение. Рождение ре-бёнка с нарушением зрения,
как правило, является неожидан-ным для семьи. Наступает период неопре-делённости
и тревоги, необходимость приспособления не к тому ребёнку, которого ждали. Некоторые
родители замыкаются в своих тягостных пе-реживаниях, ревниво относятся к нормально
видящим детям сво-их друзей и знакомых. Ситуация может оцениваться этими родителями
с позиции: <Вот если бы мой ребёнок видел, то я многое могла бы ему дать. Но
поскольку он не видит, всё, что я делаю, беспо-лезно>.

Одновременно возникают вопросы, от решения кото-рых зависит дальнейшая судьба
незрячих детей: <Как может человек без зрения жить в мире зрячих?>; <Можно ли
вос-становить зрение моему сыну или дочке?>; <Будет ли наш ребё-нок весёлым,
научится ли он играть, бегать?>; <Можно ли нашего ребёнка обучить и воспитать,
как других детей?> и <Можно ли его развить физически и психически так, чтобы
он стал самостоя-тельной личностью?>.

На последние три жизненно важных вопроса можно ответить сразу: <да!>. Слепой
ребёнок может стать весёлым и подвижным, получить образование, овладеть профессией,
которая принесёт ему материальную независимость и самостоятельность. И значительная
роль в этом в ранний период жизни слепого или слабовидящего ребёнка принадлежит
семье.

Первые три года жизни ребёнка (как зрячего, так и с нарушением зрения) - это
период, когда формируются основные черты его личности. В дошкольные годы устанавливает-ся
тесная связь между ребёнком и матерью, другими взрослыми члена-ми семьи, которые
стимулируют его развитие. Через общение со взрослыми ребёнок постигает опыт старших
поколений, усваивает навыки познания окружающего мира, учится играть, выполнять
простейшие задания по самообслуживанию и т.д. Особенно важен этот период для
ребёнка с глубоким нарушением зрения, т.к. он должен приспособиться к познанию
мира без зрительного контроля. Это очень трудная за-дача, и слепой ребёнок не
может с ней справиться самостоятельно. С первых месяцев жизни он нуждается в
постоянной и системати-ческой помощи со стороны родителей и окружающих, но помощи
дозированной, не ограничивающей самостоятельность малыша.

Многие родители убеждены, что, поскольку их ребёнок не ви-дит или видит очень
плохо, его надо постоянно охранять, обере-гать от ушибов и всех случайностей,
которые могут возникнуть на жизненном пути. Родители и близкие родственники не
позво-ляют малышу самостоятельно ползать и ходить, брать в руки предметы и манипулировать
ими. Так, мама одного мальчика старалась уберечь его в первые годы жизни от всевозможных
ушибов при соприкосновении с окружающими предметами, запрещала маль-чику <осматривать>
предметы руками. В результате познавательная активность у него развивалась по
пути ложной компенсации: в старшем дошкольном возрасте ребенок знакомился с предметами
с помощью рта и языка, как это делают дети на первом году жизни. Потребовалось
усилие со стороны тифлопедагогов и матери, что-бы преодолеть сложившийся стереотип
к познанию окружающего мира и научить ребёнка активно использовать тактильные,
слуховые и другие сохранные анализаторы во всех видах познавательной деятельности.

В таких семьях мать, отец, бабушка или дедушка стремятся выполнять за ребёнка
всё, даже те действия, которые вполне ему доступны. Малыш постоянно слышит: <Ой,
осторожно!>, <Мамоч-ка тебе подаст, сделает сама> и т. д. Через какой-то промежуток
времени малыш уже убеждён в том, что окружающий мир являет-ся чем-то страшным
и опасным. Мама довольна, когда он тихо сидит в кроватке или манеже. Лю-бое его
желание мгновенно выполняется окружающими. Свою роль такие родители видят в <служении
несчастному ре-бёнку>, а затем и подростку, и взрослому. Данная позиция значи-тельно
осложняет развитие ребёнка с нарушением зрения, обуслов-ливает формирование отрицательных
качеств личности (эгоцен-тризм, апатичность, безволие), не способствует воспитанию
у не-го познавательной активности.

Другая группа родителей негативно относится к слепому или слабовидящему малышу.
Они стесняются и даже стыдятся своего ребёнка, стараются скрыть его дефект от
окружающих. В резуль-тате усиливается изоляция ребёнка от мира нормально видящих
людей. Свою задачу такие родители видят лишь в том, чтобы обеспечить ребёнку
необ-ходимую помощь для поддержания жизни, они не верят в его возмож-ность стать
развитой личностью.

Вполне объяснимая неподготовленность родителей к воспитанию слепого ребёнка приводит
к тому, что большинство из них воспринимают глубокое нарушение зрения малыша
односторонне, как болезнь. Это правильно лишь отчасти. Если исходить из того,
что зрительный дефект - это болезнь, то приходится признать, что главная задача
родите-лей состоит в поисках путей лечения болезни ребёнка.

Наш опыт общения с родителями слепых и слабовидящих детей показывает: некоторые
из них, надеясь на чу-деса медицины и экстрасенсов, тратят годы на то, чтобы
вернуть ребёнку зрение. Нарушение зрения ребён-ка они рассматривают только как
медицинскую, а не медико-психолого-педагоги-ческую проблему. В результате упускается
благоприятный возрастной период в раз-витии малыша.

Встречается и третья группа родителей, готовых пове-рить тому, что глубокое нарушение
зрения автоматически стимулирует ин-теллектуальную и речевую деятельность ребёнка,
его музыкаль-ные способности. Свою задачу родители видят в создании усло-вий
и предпосылок для одностороннего развития психических про-цессов и способностей.

Несколько лет тому назад в одну из школ слепых поступила девочка из семьи музыкантов.
Она значительно отставала в физи-ческом, психическом и интеллектуальном развитии
от других детей. Но при этом любила и умела слушать серьёзную музыку, воспроизводить
голосом части произведений Чайковского, Моцар-та и др. Вся забота родителей сводилась
к тому, что они сытно кормили девочку, держали шесть лет в кровати и по нескольку
часов в день проигрывали кассеты и пластинки с записями музы-кальных произведений.
В результате девочка оказалась неподготовленной к общению в коллективе сверстников,
обучению, активному позна-нию окружающего мира, и ей было очень трудно привыкнуть
к новым условиям, новым требованиям.

К сожалению, нередко уровень притязаний родителей этой группы не соответствует
уровню возможностей детей. В ре-зультате на определённом этапе жизни (как правило,
в подрост-ковом возрасте) у незрячих детей возникают стрессовые ситуации и нервные
срывы.

Анализ жизни семей, где растут и воспитываются дети с нарушением зрения, показывает,
что, несмотря на различные позиции, есть нечто общее, характерное во взглядах
родителей всех групп: слепые и слабовидящие дети занимают особое положение в
семье. Отношение к этим детям проявляется в сентиментальном детоцентризме, который
может при-вести впоследствии к социальной и психической зависимости от окружающих.
Но это не вина, а беда родителей детей с нарушением зрения. Опыт предыдущей жизни
не готовит ни мать, ни отца (в подавляющем большинстве) к аде-кватному отношению
к слепому или слабовидящему ребёнку, и родители не знают, как и чему его надо
обучать, как с ним общаться. Он для них - <сплошной вопросительный знак>.

Даже те родители, которые проявляют активность в получении необходимой информации
о развитии ребёнка с нарушением зрения, не всегда знают, к кому сле-дует обратиться
за помощью в конкретной ситуации, где получить методическую литера-туру. В 90-е
го-ды вышло в свет несколько сборников и методических пособий по воспитанию слепого
и слабовидящего ребёнка в семье. Но изда-ваемая в стране литература для родителей
детей с нарушением зрения имеется в ограниченном количестве. Частично решить
эту проблему поможет публикуемый цикл статей.

Выпуск листа на новом месте: 162

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

   2004-11-08 05:50:47 (#258953)