Здравствуйте, дорогие друзья!
пишет вам Ярослав.
Сегодня предлагаю вашему вниманию продолжение размышлений незрячего
Украинского педагога В. Сушко Об обучении в вечерней школе, о плюсах и
минусах такого обучения.
С массой наилучших пожеланий Ярослав.
В.Сушко
БЕДНАЯ МОЯ ВЕЧЁРКА...
За многие годы работы в вечерней школе частенько приходилось слышать в
неофициальных житейских разговорах нелестные отзывы о ней. В таких
рассуждениях о вечерней школе частыми были слова: "дыра","сумасшедший дом",
"тихий омут". А совсем недавно к "аттестациям" подобного рода добавилась
ещё одна, в ногу с жизнью: так сказать, "лицей дебилов".
Нам, учителям вечёрки, к этому не привыкать: и в былые времена её, как
правило, лишь ругали. И знаний она, мол, не даёт, и государственные
средства пожирает, и профессионализм в ней редкий гость.
Возможно поэтому,многие из нас в ответ на вопрос "где вы работаете?"-
предпочитают отмалчиваться. Непопулярное, непрестижное это дело- работа в
вечерней школе. Когда всёже собеседник вдруг узнает, что перед ним учитель
из школы рабочей молодёжи,порой раздаётся неподдельноизумлённое восклицание:
"Разве она существует-то ещё- вечёрка-то?! И далее уже почти полушёпотом:
"В наши-то дни, кому и диплом вуза никому не нужен? Кого же вы там учите?
Раньше пустые парты, а теперь?.. Так не разогнали её ещё всё-таки
Удивительно1"
Не скажу, что во всех этих откликах нет определённой доли истины. Дыма,
как говорится, без огня не бывает. И всё же- вечерняя школа жива! Однако,
как ни хорошо известна она- о школе для взрослых много написано, особенно, в
плане отрицательного, низкого качества знаний и низкой посещаемости,-
отдельные её аспекты,весьма существенные, тем не менее почему-то не находят
дорогу, даже к нам, педагогам. А они, эти аспекты, дают ключ не только к
понимани того, что такое вечерняя школа, но и решению проблем дня
завтрашнего: Как выжить в условиях рыночной экономики?
Для начала несколько примеров.
Сидим мы, педагоги свободные от занятий, в учительской. Вдруг заходит,
возбуждённая и взволнованная, наша коллега. Переведя дыхание, она
обращается к одной из класссных руководительниц: "Изолируйте меня и классс
от своего Романа З. Он совсем вот..."- Она выразительно стучит костяшками
пальцев по столу. "Он совсем не даёт работать ни мне ни классу.Я ему говорю
_Садись, а он- стооит._не разговаривай_, а онн разговаривает. _выййди из
класса_,- а он продолжает сидеть. Разве можно вести урок в такой
обстановке?Мой арсенал подходов к нему- исчерпан!"
Через несколько минут возвращаетсчя "классная". На наш немой вопрос
отвечает: "Изолировала. Дала интересную книгу и посадила в зал. Сидит,
увлёкся... В принципе, он неплохой парень. Мыслит оригинально,- продолжает
она разговор о Романе, _вот хамоватый немного. Но, доброе слово всегда
понимает.".
С чего же всё-таки начинается непослушание наших многих учащихся?
Этот урок истории чя запомню, наверное, на всю жизнь. Утренняя смена.
Мой урок- первыйй по расписанию.
Вхожу в класс. Там всего три-четыре ученика. "Ну, что ж, пока подойдут
другие, побеседуем о последних новостях в мире. Они помогут лучше понять
следующую тему: "сущность нового политического мышления". Вопросы еть ко
мне? _Есть,- поднимаетсяя Вита Д. _Вы не слышали выступление в ООН по
проблеме разоружения...,-и она называет сложную многоступенчатую фамилию. Я
по коротковолновику поймала". "Нет, отвечаю, не удалось. А собственно, о ком
речь?""Это заммминистраиностранных дел Бурунди,- спокойно говорит она.
_А не помните,кто министр иностранных дел в ГаитИ?
_УВЫ,УСЕРДНО КОПАЯСЬ В ПАМЯТИ, ПРОИЗНОШУ Я.
_а Я ПОМНЮ ВСЕХ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВСЕХ ГОСУДАРСТВ В МИРЕ, НО И
МНОГИХ ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ, СЕКРЕТАРЕЙ ПОСОЛЬСТВ. и ЧЕМ СЛОЖНЕЕ НЕОБЫЧНЕЕ
ФАМИЛИИ, ТЕМ ЛЕГЧЕ МНЕ ИХ ЗАПОМНИТЬ!"
у вИКТОРА п.- ДРУГОЕ ХОББИ. оН УВЛЕКАЕТСЯ ЦИТАТАМИ ИЗ шОПЕНГАУЭРА,
Ницше, Фрейда, не говоря уж о Марксе и Ленине. В дискуссиях чувствует себя
просто героем. В ход идут малоизвестные стихи Р. Киплинга и выдержки из
речей гитлера- лишь бы заткнуть за пояс учителя. Причинноследственные
связи, тем не менее, раскрываются неглубоко, вскользь, как бы между прочим.
Выделить главное, двенадцатиклассник не может.
Должен подчеркнуть, что в вечерней школе "уникальные" явления совсем не
редкость. Во всех этих случаях мы имеем дело со специфическими видами
памяти, индивидуально окрашеннными способностями, которые, разумеется,
необходимо заметить, направить в нужное русло,невзирая на намёки, колкости,
даже прямые, или коссвенные оскорбленичя - любителецй применять это "оружие"
среди наших учеников- хоть отбавляй. Многие из них убеждены, что учитель-
это тупица, неумёха и бездарь. Они пытаются выставить учителчя в
карикатурном свете.
А представьте, каково педагогу осознавать, что его деловые и душевные
качества для учеников абсолютно ничего не значат! Думаете, я преувеличиваю?
Нисколько! как-то первого сентября, когда к нам пришёл новый набор, я
провёл анкетирование. Следовало ответить на два вопроса: какой предмет
больше всего нравился в школе и какой учитель больше всего запомнился, и
почему?
Ответы оказались весьма любопытными. Больше всего учащимся нравился труд,
физкультура, военная одготовка, редко- история, литература, география,и
эпизодически- физика, химия, матемпатика. Что же касается учителей, тло тут
градация иная. Учитель математики запомнился потому, что много знает
анекдотов и рассказывает их так, что животики можно надорвать на уроках от
смеха. физику лавры выпадают за то, что он часто забывает проверять
задачи,которые сам же задаёт на дом,их можно просто не решать. А у
учительницы истории- красивая брошь...
Из сказанного напрашиваются, по крайней мере, два вывода. Какие?
Вечерней школе нужен сегодня педагог-психолог. Он бы помог и ученику, и
учителю в познании самих себя и друг друга. в налаживании уважительных
взаимоотношений. И ещё одно. Существующая система оценивания не может в
полной мере учесть все нюансы индивидуальных способностей учащихся.
Неслучайно в кондуитах многих учителей вечерней школы осночвные оцегнки
дополняются плюсами и минусами. Оценочная система должна быть увеличена
хотя бы до десяти баллов. Нынешняя же не даёт в полной мере оценивать
знания, стимулировать трудовые усилия и интересы ученика,вследствие чего
страдает общетеоретическая подготовка наших воспитанников усложняется и без
того сложная работа учителя.
Слов нет, в наше тяжёлое время всем нелегко,и всё же- учителям в
особенности. А вечерняяя школа, виидимо ещё долго будет иметь низкий
авторитет среди людей,если не будет действенной поддержки со сторлоны
общества, государства.
Поверьте, мы все устали от равнодушия и насмешек. А так хочется сказать с
гордостью: "Я работаю в вечёрке". Придёт ли такое время?
(перепечатано: В.Сушко "зрячие становятся слепыми" (Киев,1996)
blind_sht***@s*****.com
Выпуск листа на новом месте: 145
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.tifloresource
Написать в лист: mailto:culture.people.tifloresource-list@subscribe.ru
Отписаться: mailto:culture.people.tifloresource--unsub@subscribe.ru?subject=culture.people.tifloresource
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback