[TIFLO] Работа для инвалидов: деньги есть, конкретики нет
Работа для инвалидов: деньги есть, конкретики нет
07.06.2011
Дарья Миронова
Московские программы по трудоустройству людей с ограниченными возможностями
от доклада к докладу становятся шире, дороже. При этом без внимания часто
остаются
детали, от которых в конечном итоге зависит общий успех.
Маленькая победа
В столице, согласно официальной статистике, проживают миллион 200 тыс. людей
с ограниченными возможностями здоровья. 240 тыс. из них - трудоспособного
возраста.
При этом медико-социальные показания к работе есть только у 150 тыс.
человек. Но реально зарплаты получают 75 тыс.
На квотируемых рабочих местах заняты 32 тыс. 636 москвичей <с
особенностями>. На 23-х специализированных предприятиях (как правило, это
производства инвалидных
обществ) трудятся, округляя, полторы тысяч горожан с ограниченными
возможностями. Еще порядка двух тысяч - в учреждениях социальной защиты. В
здравоохранении
- без малого семь с половиной тыс., в образовании - чуть более трех тыс. И
47 человек - в системе столичного департамента труда и занятости населения.
Так вот в 2011 году в рамках комплексной целевой программы <Социальная
интеграция инвалидов города Москвы> планируется трудоустроить еще почти 36
тыс. соискателей.
Рабочие места для трех тыс. из них будут созданы дополнительно. 30 тыс.
заключат трудовые договоры в рамках квоты. Две тыс. 800 человек, как
рассказал
глава департамента труда и занятости населения (ДТЗН) Олег Нетеребский на
заседании координационного совета при мэре столицы по делам инвалидов,
займут
позиции городского банка вакансий. А 25 москвичей, по плану, до конца года
смогут начать собственное дело за счет реализации программы самозанятости.
Сам Нетеребский ручается, что <все показатели будут, безусловно, выполнены>.
Однако в столичной базе данных по состоянию на 27 мая значится всего 643
<особые>
вакансии. В то время как работу ищут две тыс. 165 инвалидов. Впрочем, глава
профильного департамента драматизировать ситуацию не склонен: все
несоответствия
укладываются в норму, не конец года ведь.
Итого: вопиющей несправедливости, дискриминации и других трагических
данностей, о которых мы привыкли слышать из уст общественников, вроде бы
нет. Однако
50% инвалидов, которым разрешено работать, но которые вместе с тем не
работают, есть. А среди другой, статистически благополучной, половины есть
недовольные.
Скажем, сотрудников заводов Всероссийского общества слепых не удовлетворяет
зарплата.
<В системе ВОС функционируют восемь предприятий, на которых заняты около
тысячи инвалидов. Мы сохранили хороший потенциал, у нас есть хорошая
техническая
база, но на рынке сталкиваемся с проблемами, - обратился к властям во время
заседания совета председатель Московской городской организации ВОС Александр
Мошковский. - Первая из них в том, что, к сожалению, не работают ни
городской, ни государственный заказы. У нас нет возможности продвигать
изделия в Москве.
Работаем через посредников. Это очень накладно. Взвинчиваются цены>.
Обратно пропорционально стоимости продукции падает и без того небольшой
спрос на нее, а следом - заработная плата (там она, как правило, сдельная).
В ответ
на заявление-просьбу столичный градоначальник Сергей Собянин поручил
департаменту ЖКХ и благоустройства <посмотреть>, может ли город закупать у
ВОС энергосберегающие
светильники. Маленькая, а победа.
Помощь - тоже бизнес
Специализированные предприятия работают в городе на особых условиях. С
бизнесом дело обстоит несколько иначе. Закон о квотировании рабочих мест
распространяется
на компании со штатом в сто человек и больше. 4% из них бизнесмены должны
поровну распределять между людьми с ограниченными возможностями и молодежью.
Причем, как уточняет председатель комиссии по социальной политике и трудовым
отношениям Мосгордумы Михаил Антонцев, <если все четыре выделяют для
инвалидов,
квота засчитывается. Наоборот - нет>.
Если работников с инвалидностью не досчитаются проверяющие органы, фирма
заплатит Москве штраф. Можно не доводить до разбирательств и заранее, твердо
решив
не принимать соискателей по квоте, добровольно перечислить во все тот же
бюджет компенсацию.
<Эти деньги аккумулируются на специальном счете, - поясняет Антонцев. - Его
называют <фондом квотирования>, но на самом деле это просто отдельная строка
в бюджете>.
По данным руководителя департамента труда и занятости Олега Нетеребского,
всего в Москве под действие закона о квотировании подпадает 6 тыс. 808
организаций.
Он отметил, что <количество работодателей, имеющих незаполненные
квотированные рабочие места, составляет 1649. Из них полностью не выполнили
квоту 392
предприятия>. <По состоянию на 27 мая, - добавил чиновник, - объем
поступлений в бюджет города от работодателей, не трудоустроивших инвалидов и
молодежь,
составил 644 млн 729 тыс. рублей>.
А в ближайшее время, согласно выданным по результатам прокурорских проверок
предписаниям, <фонд квотирования> пополнится еще на 55 млн. Вот эти-то
деньги
вместе с федеральными направляются на создание и сохранение рабочих мест для
горожан с инвалидностью. <Создание> при этом предполагает серьезные затраты
вроде закупки специализированных станков.
Но есть еще <оснащение> - это другая программа, направленная на ювелирную
корректировку рабочего места с учетом потребностей конкретного сотрудника.
Разницу
на примере уточняет заместитель начальника отдела содействия занятости
инвалидов центра занятости населения ЦАО Галина Русакова: <Опорник.
Допустим, экономист
или бухгалтер. Его рабочее место нужно организовать так, чтобы, сидя на
удобном эргономичном кресле, которое позволяло бы снять часть нагрузки с
позвоночника,
он мог дотянуться до полок с бумагами, не поднимаясь. На подобные
мероприятия бюджет выделяет средства из расчета по 50 тыс. на человека>.
Но не на каждого. Согласно антимонопольному 94-ФЗ, эти средства
разыгрываются между потенциальными работодателями на конкурсной основе. Один
говорит: я
оснащу 10 рабочих мест, другой хорохорится: 20! По словам депутата
Антонцева, некоторые предприниматели <могут> указывать в проектах
реконструкции, под
которые они запрашивают финансирование, медицинские и физиологические
характеристики соискателей. Но не обязаны.
<Сама идея, заложенная в программу по оснащению рабочих мест, - комментирует
Галина Русакова, - повышает эффективность трудоустройства людей с
инвалидностью.
Направлена на повышение. Сама идея. А вот что касается реализации, то здесь
как было, так и остается очень много неясностей, связанных прежде всего с
тем,
что каждый конкретный инвалид с конкретным заболеванием нуждается в создании
только для него организованного рабочего места. Но кто и на каком этапе
пропишет,
какие условия необходимы именно ему - это остается загадкой>.
<Проблема - в отсутствии конкретики, - продолжает специалист. - Рабочие
места оборудуются. Но деньги идут не за человеком, а за этими местами.
Выигравшие
конкурс предприятия через какое-то время могут обратиться в наш отдел в
поисках сотрудника: нужен инвалид с такими-то нарушениями и квалификацией. А
такого
инвалида может просто не быть. Ну просто не быть - понимаете?>
Несовершенна система еще и потому, что конкурсы проводятся в начале
бюджетного года. Тот факт, что устроиться на работу или найти сотрудника
можно захотеть
посреди отчетного периода, она не учитывает. <Ко мне приходит на прием
человек, - моделирует ситуацию Русакова. - Он готов работать, он прошел
обучение
на базе центра занятости и по профессиональным навыкам устраивает одно из
предприятий. Дело только за 50 тысячами на оборудование рабочего места. А их
уже нет. Их в начале года израсходовали по конкурсу>.
Впрочем, здесь мнения практиков расходятся. У Юрия Баусова, проректора
Московского городского психолого-педагогического университета по
инклюзивному образованию,
члена совета по делам инвалидов при председателе Совета Федерации РФ, ко
времени проведения <бизнес-соревнований> не возникает претензий: <Сама
организация
должна выстраивать свою работу так, чтобы это было прогнозируемо>. Кроме
того, добавляет он, <есть еще несколько механизмов, которые могут включить в
программу
организацию, не дожидаясь проведения конкурса. У департамента труда и
занятости есть и другие возможности финансирования>.
На взгляд Баусова, куда более серьезное препятствие на пути трудоустройства
людей с ограниченными возможностями сегодня представляет <огромный пакет
документов>,
который организация должна подать вместе с заявкой на оснащение рабочих
мест. Но и здесь, уверен эксперт, можно найти компромисс: <правительство
Москвы
старается проводить гибкую политику> в отношении социально неравнодушных
предпринимателей.
Дополнительные барьеры
От бизнеса ждут конкретики: найди, проверь, опиши, подай. Между тем даже
государственные структуры ею не особенно утруждаются. Специалисты бюро
медико-социальной
экспертизы, например, обязаны внести в ИПР пациента пошаговую инструкцию его
профессиональной реабилитации. По опыту специалиста ЦЗН Галины Русаковой,
эти рекомендации часто сводятся к единственной строчке: <нуждается в
создании особых условий труда>. Расчет якобы идет на сознательность: если
работодатель
обратится в бюро за разъяснениями, ему их предоставят.
<Я не могу вспомнить ни одного предприятия, которое бы всерьез было
озадачено проблемами эргономики>, - пожимает плечами собеседница <Росбалта>.
Не меньше вопросов - в части сопровождения работников с инвалидностью. Речь
даже не столько о европейской модели профессиональных помощников, которые
контролируют
взаимоотношения подопечного в коллективе, помогают ему вжиться в новый ритм
и найти общий язык с начальством. Таких в Москве - наперечет.
Одними из самых уязвимых на рынке труда остаются москвичи с нарушениями
слуха. У этой категории соискателей все упирается в нехватку
сурдопереводчиков.
Сходная тенденция - в вузах и колледжах. Как результат - четко очерченные
рамки профессионального будущего: швея, краснодеревщик, полиграфист (при
наличии
<корочек> из училища), продавец, фасовщик или укладчик (при их отсутствии).
Круг вакансий ограничен. А свободные места укомплектовываются в момент.
Стоит, однако, отметить, что по данным департамента социальной защиты
населения, только 50-60% потенциальных работников с ограниченными
возможностями демонстрируют
мотивацию к труду. Остальные в силу разных причин предпочитают жить на
соцвыплаты.
Привычные <причина-следствие> меняются местами. <Существуют льготы для
работодателей. Работодатели с удовольствием бы ими воспользовались. Но не
могут.
Настолько мало число людей с ограниченными возможностями, которые обращаются
к ним в поисках вакансий>, - рассказывает <Росбалту> вице-президент <Опоры
России> Денис Семыкин. Он объясняет эту тенденцию <барьерностью>
существующей в городе инфраструктуры.
<Наверное, - полагает эксперт, - основная проблема связана даже не с
оснащенностью или неоснащенностью рабочего места, а с доступом к этому
рабочему месту.
Желтая тактильная плитка - это очень показательно, но это далеко не все из
того, что нужно делать>. <Так как в стране намечается довольно серьезная
кадровая
проблема, бизнес будет с удовольствием брать на работу людей с ограниченными
возможностями. Тем более учитывая дополнительные условия найма, -
подчеркивает
Семыкин. - Но сотрудник с инвалидностью просто не доедет до этого бизнеса.
Мы можем какие угодно меры создавать для работодателя, и все-таки инвалид к
нему не прилетит на голубом вертолете>.
ИА <Росбалт>
Выпуск листа на новом месте: 6344
количество подписчиков: 270
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru