Власти России <<утилизируют>> 200 тысяч детей-инвалидов
31.05.2011
Антон Размахнин
Ради экономии бюджета <<легких>> больных детей снимают с инвалидности, а
<<тяжелых>> обрекают на угасание в социальных приютах
Реформа финансирования бюджетных учреждений, яростно критикуемая
общественниками уже около года, уже на данный момент повлекла за собой
множество последствий.
В первую очередь это укрупнение школ и больниц, отмирание наиболее
малокомплектных образовательных и медицинских учреждений. Правда, в
изложении чиновников,
защищающих реформу, все эти процессы выглядят, в принципе, нестрашно. В
конце концов, нужно быть современными, учиться эффективности и социальной
мобильности,
говорят власти россиянам.
Между тем, люди, находящиеся на краях российского общества, разнообразные
его меньшинства - страдают от этой реформы куда сильнее
среднестатистического
соотечественника. Примером этого послужила история, озвученная в блогосфере
Александром Вересовым, отцом 8-летнего Иннокентия, имеющего группу
инвалидности
из-за проблем с сердечно-сосудистой системой.
В созданном специально для этого повода блоге Александр рассказал, что его
сыну, как и еще нескольким детям-инвалидам, в его присутствии отказали в
очередном
продлении инвалидности. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) при детской
поликлинике No11 Выборгского района Санкт-Петербурга посчитала, что ребенок с
хроническим
пороком сердца инвалидом не является - при том, что улучшений в состоянии
здоровья Иннокентия пока не зафиксировано.
<<Из двух десятков детей-инвалидов, при мне побывавших на медицинской
комиссии в детской поликлинике No11 Санкт-Петербурга, продлили инвалидность
трем, -
пишет Вересов-старший. - Захожу и я с ребенком, а мне - Вы извините, но нам
придется отказать в продлении инвалидности. Нет, конечно, вашему ребенку
необходима
инвалидность, ведь ему предстоит операция на сердце, но сейчас угрозы жизни
ребенку нет, и главное - у нас директива из Москвы значительно уменьшить
количество
инвалидов!>>
В комитете здравоохранения правительства Санкт-Петербурга <<СП>> не удалось
своевременно получить комментарий по данной проблеме. Однако удалось
выяснить,
что, независимо от достоверности именно описанной Вересовым истории,
практика <<минимизации инвалидов>> известна практически по всей стране.
<<Моему сыну (синдром Марфана, аневризма синуса Вальсальвы (оперированная в
IX-11), сколиоз 4 ст. с дыхательной недостаточностью) нужно было пройти
переосвидетельствование
в мае, - рассказал Николай Седых, врач, работающий в республике Коми. - Но
выездная детская МСЭ теперь приезжает в нашу ЦРБ только раз в квартал.
Следующая
- 12 июля. Об этом нас, конечно, заранее никто не предупредил. Чтобы
заполнить направление на МСЭ нужно заключение пяти областных специалистов.
Действительно
такое заключение месяц. Мы ездили с сыном в феврале, теперь ещё раз в мае
(готовились к МСЭ), а это 300 км тряски на машине и 2 дня нервотрёпки в
областной
поликлинике.
В соцстрахе путёвку в санаторий не дали - 3150 на очереди. Очередь общая (с
взрослыми). На год выделяется 1000 путёвок. То, что сыну после операции на
сердце
показана реабилитация - даже не принимается во внимание...>>
Столкнулись с проблемой и общественные организации, занимающиеся защитой
прав инвалидов. <<Только за 2010 - 2011 к нам обратились на личный прием 4
человека
с жалобами на отказ в установлении инвалидности, в трех случаях обратившиеся
ранее признавались инвалидами, - говорит юрист организации <<Перспектива>>
Максим
Ларионов. - Также по электронной почте к нам обращались с аналогичными
жалобами из Смоленска, Санкт-Петербурга; вообще же, подобные случаи есть
повсеместно.
По телефону приходит не менее 5 - 7 обращений в месяц>>.
По словам Ларионова, восстановить справедливость чаще всего возможно - но
для этого нужна активная юридическая поддержка и грамотность самого
инвалида.
- Эта проблема возникла не сегодня и даже не вчера, - комментирует
председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский. - Массовое
непродление инвалидности
и тому подобные меры известны нам как минимум с 2007 года. Причина такого
явления проста - в 2004 году, когда началась монетизация льгот, был внедрен
такой
механизм как ДЛО - дополнительное лекарственное обеспечение. По нему право
на бесплатные медикаменты и другие льготы предоставляются, в числе прочих,
инвалидам,
как социально незащищенной категории граждан. После введения в действие
этого механизма многие люди, ранее не обращавшиеся за признанием
инвалидности,
начали проходить МСЭ и получать этот статус. Если брать и детей, и
взрослых - в России с 2004 по 2006 год численность инвалидов возросла более
чем в полтора
раза - с 10 до 16 миллионов человек!
Правительство испугалось таких масштабов и различными - в основном,
негласными - способами стало бороться за снижение числа инвалидов,
подчеркивает эксперт.
В частности, одним из наиболее распространенных инструментов в этой борьбе
стало как раз непродление инвалидности. Не менее популярны, по словам
Саверского,
снижение группы, отказ в первичном предоставлении инвалидности. <<В целом
жалобы на злоупотребления властей в этой сфере у нас стойко держатся на
втором
месте после нарушений, связанных с лекарственным обеспечением>>, - отметил
общественник.
Таким образом, власти (как минимум на региональном уровне) стараются
уменьшить количество инвалидов, которым положены государственные льготы. Под
эту кампанию
попадают наиболее <<легкие>> инвалиды - в частности, именно дети с пороками
сердца, которых с виду не отличишь от здоровых. <<С такими детьми это еще
возможно,
но по-настоящему больных ребят с инвалидности, конечно, не снимешь>>, -
констатирует не сталкивавшаяся с подобным поведением МСЭ Анна Кузьмина, мать
7-летнего
сына с тяжелой патологией.
Проблемы, с которыми сталкиваются <<тяжелые>> дети, еще значительнее. Как
рассказала <<СП>> Кузьмина, сейчас в Санкт-Петербурге - а, возможно, и в
других регионах
страны - ведется негласная политика: детям с тяжелой инвалидностью, в том
числе <<опорникам>> и людям с тяжелой умственной отсталостью, не выделять мест
в коррекционных школах. Вместо этого родителям подобных детей предлагают, по
сути, сдать их в социальный интернат. А что такое социальные заведения для
подобных детей, не так давно стало известно на примере Павловского
интерната - коротко говоря, у <<особого>> ребенка есть все шансы попасть в
настоящий концлагерь,
где его ожидает медленное угасание.
<<Есть по закону такая форма образования - семейная, - рассказывает Анна
Кузьмина. - Это не когда учителя ходят на дом, а когда родители
организовывают образование
на дому и им это оплачивают. Так вот, об этом варианте образовательные
чиновники слышать не хотят>>.
При этом новых коррекционных школ в Питере не создают, а напротив, сокращают
классы, говорит Анна. Убирают коррекционные школы 8-го вида - для самых
сложных
детей. Школы, которые еще недавно набирали учеников, набор прекратили. При
этом, несмотря на наличие закона, комиссии выдают рекомендации вида <<ребенок
не обучаем>> - с этим столкнулись уже многие родители детей с тяжелыми
патологиями.
Точнее, пишут не буквально так, а с оговорками: <<показано содержание в
учреждениях соцзащиты>>. Таких детей по городу набирается очень много,
констатируют
родители.
<<Интересно, куда уходят на это деньги из бюджета? Они не могут экономиться,
ведь если они выделяются целевым образом, они тратятся, - говорит
столкнувшаяся
с той же проблемой бухгалтер Юлия С. - Образовательные чиновники,
получается, снимают с себя ответственность за обучение этих детей, скидывая
их на <<социалку>>.
Но туда-то деньги не переводятся! Деньги где-то остаются... А это, в среднем,
20-25 тысяч рублей в месяц на каждого ребенка, если мы говорим о крупных
городах...>>
Недавно одна из мелких питерских чиновниц проговорилась активным мамам: мол,
у них было собрание, на котором высокий начальник из Смольного дал
установку:
таких детей отправлять в СЗНы, то есть в те самые интернаты, которые
обучением не занимаются. <<Тяжелые дети туда попадают не за образованием, а в
так называемые
<<отделения милосердия>>, - рассказывает Кузьмина. - Это одна нянечка на 20
человек, никаких учителей или воспитателей. Они не слишком хотят заниматься
обучением,
да они для него и не приспособлены>>.
Единственный способ добиться изменения ситуации - это активно писать жалобы,
советуют родители детей-инвалидов. <<Вначале чиновники на местах даже смеются
- ну, пишите хоть в Москву, всё равно жалоба вернется к нам! - говорит
Кузьмина - Но их можно припугнуть прокуратурой. Мне, например, после этого
<<волшебного>>
слова, немедленно предложили поговорить с директором хорошего интерната и
рассмотреть возможности...>>
Между тем, вопрос с образованием для детей-инвалидов легко решить и при
существующем законодательстве - была бы государственная воля и отсутствие
<<социал-дарвинизма>>
в голове у чиновников. Об этом рассказал <<СП>> Сергей Прушинский, координатор
Всероссийской организации инвалидов <<Перспектива>>:
<<СП>>: - В чем заключается главная проблема с образованием для
детей-инвалидов?
- Проблема достаточно давняя и, в сущности, простая. Конституция гарантирует
детям с физическими особенностями образование. В нашей стране такие ребята,
как правило, учатся в особенных - коррекционных школах. Проблема при этом
заключается в том, что таких школ, естественным образом, меньше, чем
обычных,
поэтому родителям чаще всего либо возить своих <<особых>> детей в школу через
весь город (для Москвы - это может быть до 2 часов в один конец), либо
соглашаться
на интернатное образование.
В некоторых регионах России поместить ребенка в интернат - значит
практически лишиться контакта с ним. Например, родители некоторых <<особых>>
детей из Магадана
могут учить их лишь в Хабаровске - а между двумя этими городами только по
прямой 1700 километров!
Но даже если коррекционная школа находится близко от дома, это не
оптимальная система образования - что давно доказали ученые. Дело в том, что
дети с одинаковыми
патологиями развития (а коррекционные школы делятся по типам именно в
зависимости от заболеваний), вырастая в обществе только себе подобных,
выпускаются
совершенно неадаптированными к жизни среди обычных людей. Единственная
возможность дать этим ребятам возможность жить полноценной жизнью, не
бояться общества
- это дать им возможность учиться в обычных школах, вместе со сверстниками.
Кстати, и обычным ребятам это будет полезно - привыкнуть, что среди нас
иногда
встречаются физически нестандартные люди, и с ними тоже можно общаться на
равных.
<<СП>>: - Но коррекционная школа - это ведь еще не худший вариант! Бывают
случаи, когда детей с тяжелыми патологиями вообще отказываются учить и
вместо коррекционных
школ <<восьмого>> типа пытаются поместить в социальные интернаты!
- Да, такие случаи есть, и это, конечно, самое ужасное, что может произойти.
Надо понимать, кстати, что когда ребенка помещают в социальный интернат -
где
могут быть неплохие бытовые условия, но нет никаких учителей или
воспитателей - это прямое нарушение Конституции, которая декларирует право
на образование
вне зависимости от состояния здоровья.
Уже несколько лет у нас запрещено записывать детей в категорию
<<необучаемых>> - такой категории просто не существует. Но на практике очень
многие дети с
физическими недостатками не могут получить вообще никакого образования - под
теми или иными предлогами ребят оставляют дома при родителях или, еще хуже,
помещают в интернаты. Если свести воедино цифры, собираемые различными
общественными организациями, то мы увидим, что численность детей-инвалидов,
от которых
отмахнулось государство, достигает 200 тысяч человек. Это двести тысяч
нарушений закона.
<<СП>>: - Где таких случаев больше всего? Есть ли наиболее проблемные с этой
точки зрения регионы России?
- Где-то подобных случаев больше, где-то меньше, но проблема есть абсолютно
везде. И в кавказских аулах - ну, это было бы понятно, ведь эти регионы у
нас
давно брошены федеральными властями. И в столице нашей Родине Москве.
<<СП>>: - Как вы видите решение проблем с образованием детей-инвалидов?
- В принципе, основные законы нашего государства уже предусматривают
прекрасный вариант: все дети, независимо от состояния здоровья, имеют право
учиться
в школе по месту жительства.
Другой вопрос - как это воплотить на практике. Понятно, что в нынешних
реалиях родитель ребенка с особенностями может хотя бы по суду настоять на
своем
и добиться зачисления в ближайшую школу. Но толку из этого не получится -
учитель просто посадит несчастного ребенка на заднюю парту, и никакого
учения
не получится.
Поэтому мы добиваемся - и этому будет посвящен наш митинг в Новопушкинском
сквере в 12.00 31 мая - чтобы в обычных школах стало возможным подлинное
инклюзивное
обучение. Чтобы <<особый>> ребенок имел все технологические, методические и
т.п. возможности учиться в любом образовательном учреждении.
Технологические возможности для этого вполне существуют. Даже <<тяжелых>>
детей, того самого <<восьмого>> типа, можно учить в обыкновенных школах.
Просто для
них нужны индивидуальные помощники и некоторые высокотехнологичные
приспособления. Школы же коррекционные логично превратятся в методические
центры, которые
будут предоставлять эти технологии и специалистов для обычных школ, там, где
в них возникает нужда.
<<СП>>: - Возможно ли это в наше время, учитывая нынешний режим финансирования
школ? Ведь мало кто может себе позволить такие дополнительные расходы,
учитывая
подушевое финансирование...
- Конечно. Дело-то в том, что подушевое финансирование наших бюджетных
учреждений организовано по-идиотски. У нас не <<деньги следуют за учеником>>,
как декларируется,
а деньги выделяются по типу школы, исходя из количества учеников в ней. На
деле же следовало бы действительно направлять деньги вслед за каждым
конкретным
учеником - с учетом его особенностей, в том числе физических. Тогда вслед за
ребенком с особенностями развития в любую школу придет и повышенное
финансирование
на этого ребенка.
Фото: "(с) Александр Миридонов/Коммерсантъ"
СвободнаяПресса
Выпуск листа на новом месте: 6325
количество подписчиков: 269
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru