Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Уроки забастовки на ВАЗе

Губернаторов ныне можно менять как перчатки, и вот ветеран «демократического призыва» Константин Алексеевич Титов устранен с поста главы Самарской области, и на его место назначен путинский ставленник и тезка Владимир Владимирович Артяков. Он до этого руководил АвтоВАЗом, на котором недавно состоялась попытка забастовки. Как известно, традиционный индустриальный рабочий класс уходит с авансцены в связи с приходом постиндустриализма и выдвижением новых социальных слоев, но продолжает бороться за свои права с помощью традиционных методов, прежде всего профсоюзов. На высокотехнологичных и потому конкурентоспособных предприятиях он может бастовать с большими шансами на успех, а на деградирующих предприятиях он рассыпается и мало способен к объединению и тем более к забастовке. Поэтому попытки политиков разжечь забастовочное движение в немодернизированных отраслях обычно проваливаются. Одно дело – остановить конвейер на заводе Форда, и другое – на ВАЗе. В газете «Народный фронт» (2 августа 2007 года, № 16 /23/, стр. 1) по свежим следам опубликовал следующий материал о событиях в Тольятти, в которых новый самарский губернатор Артяков играл не последнюю роль:

В пятницу 27 июля по дороге с работы активиста альтернативного профсоюза АвтоВАЗ «Единство» Антона Вечкунина прямо посреди улицы схватили люди в штатском и грубо затолкали в подъехавший автомобиль. После этого он исчез для родных и близких, его мать даже заявила в милицию о пропаже сына. Нашелся Антон в воскресенье в каталажке при УВД на Южном шоссе. Вечером 30 июля в 23:30 со скрипом открылись ворота каземата и Антон вышел на свободу. У ворот застенков узника встречала мать и председатель профсоюза «Единство» Петр Золотарев.

По версии Золотарева, причиной ареста является общественно-активная позиция молодого человека, который известен в журналистских кругах как Антон Пустовой. Подробности задержания и содержания работника ВАЗа и активиста профсоюза пока не разглашаются с целью защиты его интересов. Похоже, сталинские чистки и воронки, которыми нас пугают с экранов господа капиталисты, из страшной истории превращаются в суровую быль.

Рабочий цеха 48/8 Антон Вечкунин (Пустовой) так оценивает уроки забастовки на ВАЗе, которую он готовил вместе с другими активистами профсоюза «Единство»:

«На ВАЗе с 1994 года действует понижающая индексация, все это время 13 лет зарплата не соответствует инфляции. Зарплата у основного рабочего стала около 7 тысяч на руки. Такого уровня нет ни на одном автозаводе России. Ситуация не улучшается. Зарплата стала падать даже с начала этого года. Работники стали увольняться – 240 человек за три недели июля лишь на производстве технологического оборудования.

С получением расчетных листов за июнь в подразделениях ВАЗа – работники возмутились. Дальше продолжаться так не должно! Начали вызывать начальников цехов, предцехкомов, те растерялись.

Цех 46/1 объявил работу по техпроцессу (то есть забастовка итальянского типа), что вызвало скандал со стороны низшего начальства цеха. Работники цеха 12 июля написали обращение Артякову (президенту группы АвтоВАЗ) с требованием повышения зарплаты – иначе будем вынуждены приступить к забастовке. Вслед за ними во всех подразделениях завода начались солидарные сборы подписей под аналогичным требованием.

Ситуация перепугала администрацию ВАЗа, и она написала письмо в отдел милиции ВАЗа, чтобы выявить в коллективах инициаторов данных обращений, в связи с чем работников стали вызывать на допросы. С другой стороны, решили повысить зарплату на 4 процента, что является издевательством над коллективом.

Ребята с конвейера решили 1 августа в обед провести собрание рабочих цеха 45/2. На собрании 1 августа в столовой второй вставки присутствовали не только работники 45/2, но и многих других. Голосованием принято решение о предупреждающей забастовке. После чего вышли на улицу, где к бастовавшим стали выходить начальники. На жаре находиться было неудобно, особенно под надзором милиции в погонах, в штатском и робе, поэтому многие были в цеху. Конвейер двигался, но машины не собирались. Небольшая горстка людей что-то там крутили в голых кузовах, но их штрехбрейкерский труд был бессмыслен.

Пробастовали рабочие цехов 45/2, 46/1 и мотор-3 и многих других, в целом около 2000 человек. В организации и проведении забастовки участвовали представители рабочего коллектива, вне зависимости от членства в профсоюзах.

В тот же день в Москве прошло три митинга в поддержку рабочих ВАЗа перед представительством ОАО АВТОВАЗ и один пикет в Тюмени. В пятницу 3 августа перед зданием РосОборонЭкспорт в Москве прошел пикет против репрессий в отношении рабочих ВАЗа.

В ходе забастовки 1 августа 2007 года при участии депутата Государственной Думы РФ Анатолия Семеновича Иванова была достигнута договоренность о начале переговоров между администрацией в лице Артякова В. В. и рабочим коллективом в лице Золотарева П. А., председателя свободного профсоюза «Единство».

На 7 августа назначено начало переговоров. Если переговоры будут недостаточно удовлетворительными для вазовцев, то рабочие ВАЗа оставляют за собой право начать всеобщую бессрочную забастовку.

Низшее цеховое начальство пытается запугать коллектив завода, что говорит об их неуверенности. Совершенно непонятна их позиция! Почему они поддерживают менеджмент из Москвы, а не свой коллектив?! Увольнение кого-либо из бастующих – нарушение Трудового Кодекса. Забастовка не признана судом до сих пор незаконной. Чтоб ее признали таковой, администрации должна подать в суд, а для начала признать забастовку!

Да и нет забастовок законных и незаконных. Есть забастовки выигранные и невыигранные!

В будущем, чтобы забастовки и возможные требования можно было рабочим реально выдвигать и организовывать (главное - юридически правильно) - необходим профсоюз. Это то, что позволило рабочим FORD из Всеволжска выиграть забастовку в феврале этого года.

МЫ ВЕРИМ В ПОБЕДУ, ПОТОМУ ЧТО ОНА НАМ НЕОБХОДИМА!


В избранное