В пятницу после ночного бдения над стихотворными откровениями Востока, Америки и Европы, очередного судебного заседания с утра, банковскими делами, нудной починки компьютера и написания заметки о смысле девства (к сожалению, эту глубочайшую тему обозначил лишь штрихами и не дал достойной нюансировки) помчался на райский пляж Лыткаринского карьера и там прочел выпуски «Независимой газеты» за последние три дня. Много интересной информации, хотя в других газетах тоже есть что почитать.
День выдался идеальный, летний. Безоблачное небо, тепло, почти безветренно. Заплывы на полчаса, плавалось легко, всласть. Из прочитанного запомнился прежде всего выпуск «НГ Exlibris» (9 августа 2007 года, № 28 /425/ http://exlibris.ng.ru/). Геннадий Евграфов своим материалом «Человек сороковых: Гамлет из Замоскворечья Аполлон Григорьев» (стр. 4) заставил задуматься о жанре биографического очерка – как гармонично соединить сведения о личной
жизни с оценкой творческих проявлений. В данном очерке очень много говорится о неудачной любви сначала к Антонине Корш, затем к Леониде Визард. И поэт с горя женился сначала на Лидии Корш (сестре Антонины), а во второй раз, отвергнутый Леонидой Визард, - на номерной проститутке «устюжской» барышне Марии Дубровской. На мой взгляд, непропорционально много места уделено отношениям с женщинами, но ведь для творческого (субъектного) человека все эти страсти периферийны, а самое для него главное – осуществить то,
к чему призван своим данным свыше наметом (Entwurf). Как гениально сказал Александр Сергеевич Пушкин -
Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон, В заботы суетного света Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел...
Жертва, саможертвоприношение,
именно жертвенное служение высшему отличает настоящего поэта и вообще субъектника, а Геннадий Евграфов низводит поэта и критика-мыслителя до уровня обывателя. Мало ли чего бывает у каждого в личной жизни, или на унитазе, или за обеденным столом – не это же определяет значение творческой личности. А в статье мало что говорится о сути «органической» критики Аполлона Григорьева, о духовной основе его дружбы с Афанасием Фетом, о причинах его тяготения к масонству.
Правда, упоминается, что он «в 1846 году
издает книгу «Стихотворения Аполлона Григорьева», состоявшую из двух разделов – «Гимнов» - переводов масонских песен, и «Разных стихотворений», напечатанных в хронологическом порядке». Общеизвестны и факты о работе Аполлона Григорьева в «молодой редакции» издаваемого Погодиным «неоконсервативного», как бы сейчас сказали, журнала «Москвитянин», а также у братьев Достоевских в их «почвеннических» журналах «Время» и «Эпоха». Вскользь говоритчся о таком существенном факте биографии Аполлона Григорьева, как разрыв
с Александром Островским, «подавшим руку «тушинцам» (под «тушинцами» Григорьев подразумевал революционно-демократический круг литераторов)».
Заканчивается очерк Геннадия Евграфова пунктирно – «Русский Гамлет, «растерзанный противоречиями между своим Я и окружающею действительностью». Романтик 40-х годов, отвергнутый другой эпохой. Один из самых личностных поэтов XIX века… Аполлон Григорьев». Мне такая оценка представляется несколько легковесной. Конечно, Аполлон Григорьев был не в первом ряду тогдашних
"властителей дум", но он добросовестно выразил совершенно необходимый "ингредиент" русского движения к субъектности. Поэтому он оставался актуальным для своего времени и остается актуальным для нынешней России, волею судьбы отброшенной примерно на полтора века назад, когда яростно спорили западники и славянофилы и в недрах русского общества вызревала вспышка народовольческого террора.
Порадовал материал на стр. 5 – Александр Герасимов. Семь нот сетературы: Виртуальное слово и мышке
приятно:)». Это – дельная рецензия на книгу «Выход в город: сборник стихов» (Москва: Маска, 2006. – 236 стр.). Я давно обратил внимание на высокий уровень некоторых стихов, печатающихся в Интернете. Например, нравятся произведения автора Живого Журнала Александра Пивинского из Подмосковья (_a_moi_5_kopeek). Интернет-публикации всё чаще оказываются выигрышнее бумажных изданий, ибо предполагают единоличную ответственность за качество и полную творческую свободу, а также имеют неограниченно-широкий круг потенциальных
читателей. Правда, любые тексты, в том числе и мои, нуждаются в продвижении к читателю. Поисковые системы Гугл или Яндекс сильно помогают, но и взаимопомощь близких по духу авторов тоже очень эффективна – можно рассылать сноски на понравившиеся тексты своим друзьям и единомышленникам.
Хороший материал написала также Ольга Рычкова «Стихи вместо берез: В Шахматове прошел 38-й Блоковский праздник поэзии» (стр. 3). Сожалею, что не смог присутствовать. Судя по всему, блистал Евгений Евтушенко. «Когда мне
приносят стихи молодые ребята, - размышляет он, - я понимаю, что им нужно учиться, причем у разных поэтов. В каждом большом поэте есть ингредиент Пушкина, ингредиент Блока, ингредиент Есенина». Это очень точно и соответствует разделяемому мной представлению о «спектре языков» и о «спектре умопостигаемых характеров (Entwurf)». В качестве удачного сочетания разных таких «ингредиентов» Евгений Евтушенко привел стихи Михаила Анищенко из Самары:
Когда на родине метель Неслась, как сивка-бурка, Я снял с Башмачкина шинель В потемках Петербурга.
Была обновка хороша – Как раз и мне, и внукам, Но начинала в ней душа Хождение по мукам…
Шинель вела меня во тьму, В капканы, в паутину. Я в ней ходил топить Муму И мучить Катерину…
Никто не знает на земле, Кого когда раздели, Что это я сижу в Кремле В украденной шинели.
Ряд других материалов можно было бы рассмотреть, в том числе и страницу «Философия» (стр. 6).
Однако о современной российской философии нужен обстоятельный разговор. Очень высок, на мой взгляд, уровень отечественной академической философии, и каждый очередной выпуск журнала «Вопросы философии» читаю от корки до корки и отдаю должное компетенции современных наших специалистов. В неакадемических изданиях и в Интернете размещается очень много материалов в жанре философской публицистики и публицистической истории. В массе эти тексты считаю интеллектуальной графоманией. Когда штудирую академические «Вопросы
философии» или «Вопросы истории», то весь интеллектуально напрягаюсь и получаю массу новых знаний и импульсов. А графоманию читаю по диагонали, она отличается сугубой надстроечностью и редко-редко дарит повод к размышлению. В свое время написал миллион внутренних и опубликованных рецензий на философские и исторические работы и вроде бы могу отличить графомана от знатока. Но тратить время на то, что серьезному обсуждению не подлежит, - неразумно. А ещё раз вникнуть в наследие классиков-гениев мышления – никогда
не повредит, а обогатит.
Об остальных материалах газеты «Независимая газета» - в следующий раз, в том числе об интересном выступлении лидера Демократической партии России Андрея Владимировича Богданова в пятничном выпуске газеты (10 августа – 11 августа 2007 года, № 164 /4129/, стр. 9 http://www.ng.ru/ideas/2007-08-10/9_choice.html).