Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Правоверие против обрядоверия

Обретение высшего смысла, то есть обретение Правой Веры, - глубинно личное, сугубо субъектное. Нельзя обрезать крайнюю плоть младенцу или окунуть его в воду и считать после этого, будто он стал правоверным. Нет, его не спрашивали, да и сам несмышленыш не вопрошал-взыскивал высшего смысла. Его просто вдолбили в обрядоверие, тогда как обретение правоверия предполагает собственный свободный выбор высшей ценности, то есть субъектный (светский) поиск-изучение-исследование в различных системах смыслов.

Разумеется, в каждой системе смыслов складывается своя бюрократия, священноначалие, церковь. Этих церквей ныне – десятки, сотни. Каждая выставляет на духовный рынок свой товар, борется за покупателя-потребителя. И некоторые хотят обойти конкурентов и достичь монополии, прибегая к помощи земной власти, государства. При этом обычно апеллируя к статистическому факту, что среди граждан данного государства преобладают обрезанные или крещеные и по умолчанию как бы «верующие по обряду» и потому-де защита данной конфессии и её бюрократических учреждений со стороны государственной бюрократии пойдет лишь на благо большинству. Опираясь на досубъектное обрядоверие, тем самым то или иное священноначалие стремится подавить правоверие и расточить то правоверное зерно, из которого мутирует сорняк обрядоверия. Ибо обрядоверие не только не приближает к источнику и смыслу Правой Веры, а отрицает свободный выбор добра и зла, навязывает слепую веру в авторитет церковной иерархии.

Поэтому современный субъектный человек, осознавая глубины смыслов первоначальных откровений и обрядов, присущих почти каждой официальной и даже неофициальной конфессии, и признавая необходимость свободы вероисповедания как личностного поиска высшего смысла, - не доверяет всяческому обрядоверию, обычно сопряженному с массой предрассудков и суеверий и просто глупостей. «Что же касается Православной церкви, то тут он иллюзий не питал, - говорит нынешний русский писатель о герое-современнике. – Поскольку был трезв и рассудителен не по годам. Понимал, точнее – интуитивно ощущал, что постоянное возвышение обрядовой стороны церкви неизбежно наносит ущерб ее человеческой, задушевной составляющей, без чего религия обречена перенимать черты государственного бюрократизма. В связи с чем он не находил большой разницы между православным священником и председателем правления акционерного общества. Максимум, чего можно ожидать от столичного батюшки, так это формальных и неперсонифицированных упреков в нечистоте помыслов, в греховности и гордыне, которые следует искоренять при помощи искренней молитвы» (Тучков Владимир. Линии жизни. Рассказы. Случай из частной практики // Новый мир, Москва, 2007, № 7, стр. 7-8).

В конечном счете обрядоверие губит саму веру - замутняет тот источник Правой Веры, который питает любую конфессию и вызывает инстинктивный отклик в душе верующего. И обрядоверие не просто теряет авторитет, а вызывает раздражение и ненависть у тех, кого по рождению приписали к нему и принуждают поклоняться и десубъектизироваться.

Обрядоверие опирается на досубъектных и десубъектизируемых, а правители нынешней России тоже заинтересованы в десубъектизации россиян. Поэтому, как и при царизме, естественен союз между РПЦ (Русская Православная Церковь) и нынешним российским неофеодализмом. Последствия этого союза для официальной церкви нетрудно предвидеть.

И верх глупости – навязывание снова преподавания в школах «Закона Божия» («Основы православной культуры»). Как будто забыли, к какому отторжению от государственной советской идеологии привело обязательное преподавание «Основ марксизма-ленинизма» в школах и вузах СССР. История не учит. А утверждающееся мракобесие – от бесов, а не от высшего смысла, без стремления к которому нет свободного человека.


В избранное