Субъектное выше традиционного – Асланбек Шерипов и Узун-Хаджи
Русская Революция сфокусировала субъектные устремления всех народов Российской Империи, в том числе чеченского народа. Революция как прорыв в будущее предполагает выбор будущего. Борьба за будущее разыгрывается между субъектниками, стремящимися к новому образу жизни и к новым идеалам, и традиционалистами, которые ищут образ желаемого будущего в прошлом, в реставрации-возрождении образа жизни предков.
Сегодня на наших глазах чеченское общество снова выбирает будущее, как и девять
десятилетий назад в годы Русской Революции и Гражданской Войны. Неофеодализация или модернизация? Преждевременно давать ответ, хотя власть Рамзана Кадырова, складывается впечатление, пока не определилась и как бы хочет «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузмича», соединить то и другое. В то же время ясно, что на доморощенном велосипеде далеко не уедешь, и надо на глобальный вызов постиндустриализма выработать такой ответ, который позволил бы сопрячь решение насущных задач каждого народа, в том
числе чеченского, с ведущим устремлением всей человеческой истории к субъектности (к свободе, равнобожию). Так в свое время коммунистический проект увлек многих пассионарных горцев Северного Кавказа.
И надо сделать выводы из уроков истории – ситуация в 1917-1920 годах в Чечне и вообще на Кавказе во многом напоминает нынешнюю ситуацию в плане выбора будущего (этот аспект уже отчасти затрагивался в заметке 1 августа 2007 года о борьбе мусаватистов, дашнаков и большевиков в Азербайджане). Выбор модернизации
(в коммунистическо-большевистском варианте) олицетворял тогда почти двадцатилетной Асланбек Шерипов (1897-1919), а традиционный выбор – почти девяностолетний шейх Узун-Хаджи Салтинский, во многом продолжатель дела Шамиля, создатель (вместе с Иналуком Арслануковым-Дышнинским) Северокавказского Эмирата (1919-1920).
Обе личности очень яркие, о каждом из них написано немало текстов, только что 22 марта 2007 года весьма добротную диссертацию «Узун-Хаджи Салтинский: Общественно-политический и религиозный
деятель Дагестана и Чечни» защитил в Дагестанском Государственном педагогическом университете Махач Закарьяевич Нахибашев (http://www.dgu.ru/component/option,com_remository/Itemid,241/func,fileinfo/id,75/), но «шариатская монархия» являлась заведомо обреченным проектом, в то время как идеи Асланбека Шерипова взяли верх – и не только благодаря силе Красной Армии, но прежде
всего благодаря выбору многих тогдашних чеченских пассионариев.
Асланбек Шерипов
Узун-Хаджи
Флаг Северокавказского Эмирата Узун-Хаджи
Советский историк из Ростава-на-Дону Николай Леонардович Янчевский (1892—1937) дал в 1930 году такую оценку – «Если борьба Шамиля – величественная трагедия горских народов,
то «шариатская монархия» пристава Дышнинского – лишь жалкая карикатура на великого предшественника» (Янчевский Н. Предисловие // Борисенко И. Авантюристы в Гражданской войне. Ростов-на-Дону: Книгоиздательство «Северный Кавказ», 1930, стр. 4)
Активный участник сложной борьбы за выбор будущего на Северном Кавказе, автор книги «Авантюристы в Гражданской войне» И.П. Борисенко заканчивает свой труд следующими словами:
«Сорганизовав правительство, назначив всюду губернаторов, сколотив даже армию,
Дышнинский не создал государства, ибо горская буржуазия тянулась к Деникину, к трехцветному знамени буржуазии и черному орлу царя, беднота же шла к красному знамени большевиков-повстанцев и умирала рядом с ними за Советы. Беспомощно повисло зеленое знамя золотого полумесяца. В его защиту в момент смертельной борьбы классов горцы не пошли. Классовое начало у них взяло верх над национально-религиозным… Дышинский сдался на милость Советов и позднее был убит.
Авантюра Дышинского – это попытка контр-революционера
использовать глубоко сидящие в темных горских массах религиозные и национально-шовинистические начала для организации государственного образования, где бы у власти снова стали горские феодалы и горская буржуазия. Крепко сев на шею трудовых горцев и закрепив свое господство в горах Кавказа, вековые эксплоататоры пытались бы отточить кинжал против Октябрьской революции.
Но горцы ушли из-под зеленого знамени Магомета – под красное знамя Октября» (стр. 110).
Это факт – юный коммунист Асланбек
Шерипов показался перспективнее для чеченского народа, чем престарелый суфийский шейх накшбандийского тариката Узун-Хаджи вместе с его «Великим Визирем» Дышнинским. Сегодня на новом витке исторической спирали во многом воспроизводятся те же два-три варианта локального ответа на новый глобальный исторический вызов, как и тогда. Что возьмет верх – традиционное неофеодальное или прогрессивное модернизационное – увидим в первые годы правления Рамзана Кадырова.