Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


О татарском духовном взлёте

Татарский джадидизм – явление не только общеисламского, но и мирового масштаба (http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g9/). Он – свидетельство духовного взлёта русских татар. Конечно, он связан с Золотым Веком русской культуры, ибо питался теми же духовными устремлениями, которыми жили Александр Сергеевич Пушкин и другие наши классики. Джадидизм – это обновление (от арабского корня «джадид» = новый), это форма духовной модернизации. И татарская духовность прорвалась также в татарской поэзии. Всемирно известен Муса Джалиль. Читаю сейчас томики двух замечательных татарских поэтов – Габдулла Тукай. Избранное (Москва: Художественная литература, 1986) и Хасан Туфан. Стихотворения (Москва: Художественная литература, 1970).

Из-за проклятого цейтнота (хотя сплю не более четырех-пяти часов) не удастся подробнее поделиться своими впечатлениями об их творчестве в целом и об отдельных поэтических шедеврах, но о космизме творчества Хасана Туфана говорит его миниатюра (1956, с. 159):

Материя прошла великий путь,
Создав венец творенья – Человека.
Ты – человек. И ты не позабудь
О том, что ты – материя от века.

Я, зажигая факелы в ночи,
Вошел в просторы атома. И значит,
Я – Магеллан бездонных тех пучин,
Куда бесстрашно путь сегодня начат.

Материей, как матерью моей,
Я создан – смелый адмирал армады.
Я Индию ищу в дали морей…
А вдруг найду материков громады?

Это – авторизованный перевод. Сразу у меня ассоциации с антропным принципом в космологии, а также с кинотрилогией «Матрица», когда перезагрузка матрицы-материи, то есть в финале переформатирование матрицы сущего, подразумевает неразрывную сопряженность человека с «кодом» или «геном» мироздания.


В избранное