Татарский джадидизм – явление не только общеисламского, но и мирового масштаба (http://www.tataroved.ru/publication/jad/2/g9/). Он – свидетельство духовного взлёта русских татар. Конечно, он связан с Золотым Веком русской культуры, ибо питался теми же духовными устремлениями, которыми жили Александр Сергеевич Пушкин и другие наши классики. Джадидизм – это обновление (от арабского корня «джадид»
= новый), это форма духовной модернизации. И татарская духовность прорвалась также в татарской поэзии. Всемирно известен Муса Джалиль. Читаю сейчас томики двух замечательных татарских поэтов – Габдулла Тукай. Избранное (Москва: Художественная литература, 1986) и Хасан Туфан. Стихотворения (Москва: Художественная литература, 1970).
Из-за проклятого цейтнота (хотя сплю не более четырех-пяти часов) не удастся подробнее поделиться своими впечатлениями об их творчестве в целом и об отдельных поэтических
шедеврах, но о космизме творчества Хасана Туфана говорит его миниатюра (1956, с. 159):
Материя прошла великий путь, Создав венец творенья – Человека. Ты – человек. И ты не позабудь О том, что ты – материя от века.
Я, зажигая факелы в ночи, Вошел в просторы атома. И значит, Я – Магеллан бездонных тех пучин, Куда бесстрашно путь сегодня начат.
Материей, как матерью моей, Я создан – смелый адмирал армады. Я Индию ищу в дали морей… А вдруг
найду материков громады?
Это – авторизованный перевод. Сразу у меня ассоциации с антропным принципом в космологии, а также с кинотрилогией «Матрица», когда перезагрузка матрицы-материи, то есть в финале переформатирование матрицы сущего, подразумевает неразрывную сопряженность человека с «кодом» или «геном» мироздания.