Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Путинская судебная система как орудие коррупции и преступления. Часть 1

Давно констатируется, что при Путине, с его «диктатурой закона» и тем самым фактически с выдачей индульгенции всевозможным силовикам и карателям, - их корпорации превратились в «организованные преступные группировки», прегрешения которых против человечности, кстати, не имеют сроков давности. Путинская судебная система – не исключение. Она не просто вершит неправедный суд и изумляет весь юридический мир своей предвзятостью и «позвоночностью», но и служит бесперебойно-действующим орудием зла, коррупции и правонарушений. Не дай Бог кому столкнуться с этим человеконенавистническим чудищем!

Не все судьи, конечно, садисты-человеконенависгники, хотя ведьм и ведьмаков хватает, их же в основном назначал ещё Ельцин. Есть и более-менее порядочные работники судебной системы. Но они считаются «белыми воронами» и, как правило, подлежат изживанию.

Читаю Открытое письмо президенту РФ В.В. Путину «Есть ли в России независимый суд?» бывшей судьи Московского городского суда кандидата юридических наук Ольги Борисовны Кудешкиной (стаж судьи 1981-2004). Недавние аресты по делу мебельных магазинов «Три кита» и «Гранд» - держим в уме. Хотя этот компетентный документ широко известен, имеет смысл снова вникнуть в него (http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=20676):

«Уважаемый Владимир Владимирович!

Написать Вам меня вынудила ситуация, сложившаяся в судебной системе Москвы, которая связана с грубым нарушением прав и свобод граждан, несоблюдением не только Российского законодательства, но и норм международного права, с проблемой независимости судей и судебной власти.

Вынуждена обратиться к Вам через средства массовой информации, поскольку в 2004 г. я дважды направляла Вам обращения по поводу ситуации в судебной системе, но ответа так и не получила.

После назначения на должность председателя Московского городского суда О. Егоровой в судебной системе города сложилась вопиющая ситуация.

Председатель суда, назначенная на должность с грубым нарушением требований Закона, попирает нормы законодательства и судебной этики, вмешиваясь в деятельность судей по осуществлению правосудия, «рекомендует» им принимать «правильные» на ее взгляд решения, независимо от степени их законности.

Есть все основания полагать, что такое поведение Егоровой стало возможным благодаря покровительству некоторых должностных лиц из Вашей Администрации. Собственно, она этого и не скрывает.

Вероятно, уверенность ей придает и тот факт, что председателем Мосгорсуда она стала в обход закона.

В 1998 году кадровая комиссия при Президенте отказала ей в назначении на эту высокую должность. Ее кандидатура была отклонена и Президентом РФ.

Согласно п.9 ст. 6.1 Закона «О статусе судей в РФ» ее кандидатура на должность председателя Мосгорсуда могла быть повторно представлена Президенту для назначения «не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей».

То есть, по закону Егорова имела право через год вновь обратиться с заявлением в Высшую квалификационную коллегию судей РФ о рассмотрении ее кандидатуры на эту должность. В случае положительного заключения ВКК и одобрения ее кандидатуры Мосгордумой, Председатель Верховного суда РФ мог внести представление в Ваш адрес о назначении ее председателем Мосгорсуда.

Однако, без прохождения процедуры, четко предусмотренной Законом, ее кандидатура вновь была представлена для назначения на должность председателя Мосгорсуда. Кто и на каком основании внес эту кандидатуру, до сего дня остается загадкой.

29 декабря 2000г. Вы своим Указом назначили Егорову на должность председателя Мосгорсуда, что повергло в шок судейское сообщество Москвы.

Пожалуй, это был первый случай, когда при назначении на столь высокую и ответственную должность так явно был нарушен Закон.

Господин президент! Ваши публичные высказывания о диктатуре и верховенстве закона мало соответствуют тому, что происходит в реальной жизни. Вы говорите, что только «судебная власть, свободная от влияния со стороны других ветвей власти, может гарантировать беспристрастное и объективное правосудие»; что там, «где вершится правосудие, нарушения законов просто не допустимы».

Вместе с тем, особенно в последние годы, практически ничего не сделано для укрепления независимости судей и судебной власти.
Свидетельством этому является, к примеру, недавнее назначение А. Иванова на должность Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, которое проведено также с грубым нарушением требований Закона.

Поскольку он не являлся судьей, процедура его назначения на эту должность должна быть проведена не только с соблюдением требований ст. 6.1 Закона «О статусе судей в РФ» (назначение председателей судов), но и ст. 5 указанного Закона, которая гласит: «Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи должен происходить на конкурсной основе, гласно и открыто».

Назначение на высокую должность юриста-коммерсанта, известного лишь личной близостью к руководителю Вашей Администрации, и работавшего в структуре «Газпрома», дает вполне определенный сигнал не только судейскому сообществу, но и обществу в целом. Многие расценили это как «пощечину» всему судейскому сообществу России.

Случайно ли, что такое назначение состоялось в период, когда в арбитражных судах России рассматривается большое количество дел, связанных с «Газпромом» или с его структурными подразделениями?

Вместе с тем, роль Председателя Высшего Арбитражного Суда и его влияние на ситуацию по соблюдению законности в экономической сфере трудно переоценить.

Господин президент! Вы говорите, что «независимость судей является важной гарантией осуществления правосудия».

Вместе с тем, такой союз бизнеса, власти и судебной системы весьма сомнителен и не способствует независимости судей. Он, прежде всего, подрывает авторитет не только российского судейского сообщества, но и всей системы государственной власти России, порождает у судей, с одной стороны, ощущение вседозволенности и безнаказанности, а с другой - неуверенности и незащищенности.

Любые решения, вынесенные с участием таких председателей, по заявлению заинтересованной стороны должны быть признаны незаконными, что будет иметь далеко идущие последствия. Это превращает правосудие в фикцию. Незаконное вынесение судебных решений, незаконное назначение судей, незаконное лишение их полномочий - все это последствия незаконного назначения председателей судов.

В то же время за четыре года нахождения О.Егоровой на должности председателя Мосгорсуда более 80 судей Москвы сложили с себя полномочия, отказываясь мириться со стилем и методами ее руководства. Лучшие судьи города оставили свои должности. Те же, кто осмелился критиковать Егорову, были освобождены от занимаемой должности по надуманным основаниям, формулировки которых являются порочащими честь, достоинство и деловую репутацию судей.

О независимости судей городского суда и районных судов Москвы сегодня можно говорить, только взяв это слово в кавычки.

Что означает такая независимость, я в полной мере испытала на себе при рассмотрении уголовного дела по обвинению следователя МВД П.Зайцева в превышении должностных полномочий, допущенных при расследовании дела о контрабанде мебели для торговых центров «Гранд» и «Три кита».

В судебном заседании гособвинитель, представитель Генпрокуратуры Шохин предпринимал все меры для того, чтобы представленные им доказательства были исследованы в суде только в выгодном для обвинения ракурсе. Когда гособвинитель убедился, что суд исследует доказательства объективно и беспристрастно, он стал срывать процесс: заявлять ходатайства об отложении дела под предлогом его участия в «более важных делах»; в нарушение требований закона отказался выполнять свои обязанности по предоставлению доказательств; по надуманным основаниям стал заявлять отводы мне, - председательствующему по делу, народным заседателям, всему составу суда, причем делал это в оскорбительной форме. При этом обстоятельства, на которые он ссылался, явно не соответствовали тому, что происходило в процессе, о чем заявили все участники судебного процесса, в том числе даже и потерпевшие. Все это зафиксировано в протоколе судебного заседания.

Но все же не поведение гособвинителя повлияло на ход процесса.

Суд мог обратиться к Генпрокурору о его замене, указав на недопустимость подобного поведение в судебном заседании.

Но в рассмотрение дела вмешалась председатель Мосгорсуда Егорова. Она вызвала меня к себе в кабинет и в скандальной форме потребовала объяснений: кто, почему и какие вопросы задает в ходе процесса, почему суд принимает такие, а не другие решения. При мне она по телефону позвонила зам. Генпрокурора Ю.Бирюкову, утвердившему обвинительное заключение по делу Зайцева.

Не стесняясь меня, федерального судью, она доложила зам. Генпрокурора Бирюкову, что судья вызван для выяснения происходящего в процессе. Из ее разговора я поняла, что она и Бирюков действуют заодно, и что именно этим объясняется странное поведение гособвинителя в процессе.

Егорова дошла даже до того, что потребовала сфальсифицировать материалы дела: не приобщать к делу заявления народных заседателей о самоотводах, в которых они назвали поведение гособвинителя безобразным и расценили его как оказания давления на суд с целью принятия нужного гособвинителю ему решения; не принимать по их заявлениям никакого решения; не указывать в протоколе судебного заседания о поведении гособвинителя в процессе, а также сделать так, чтобы народные заседатели в суд больше не являлись.

Перечисленные выше действия председателя Мосгорсуда полностью противоречат ст. 10 Закона «О статусе судей в РФ», которая гласит: «Всякое вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия преследуется по закону».

За 20 лет работы в суде я впервые столкнулась со столь открытым и циничным давлением на суд, которое иначе как произволом и издевательством над правосудием назвать нельзя.

Я не выполнила незаконные требования Егоровой.

Без объяснения причин, в нарушение требований закона она изъяла дело из моего производства и передала на рассмотрение другому судье.

3 ноября 2003г. Мосгорсуд осудил Зайцева по ч.1 ст.286 УК РФ (за превышение должностных полномочий) и назначил ему наказание в виде 2-х лет лишения свободы с испытательным сроком в 1 год.

10 августа 2004г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор Московского городского суда в отношении Зайцева оставила без изменения.

Вместе с тем, судья Верховного Суда РФ, - председательствующий по делу, выразил особое мнение, в котором указал, что в действиях Зайцева нет состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ.

Председательствующий по делу мотивировал это тем, что доводы Зайцева о том, что у него имелась оперативная информация для проведения обысков без санкции прокурора с последующим сообщением ему об этом, по делу не опровергнуты.

В ноябре-декабре 2003г. я, являясь кандидатом в депутаты Госдумы ФС РФ, на встречах с избирателями и в интервью средствам массовой информации подвергла резкой критике положение дел в судебной системе Москвы и рассказала, какова реальная ситуация с независимостью судей и как действует этот принцип на практике. В подтверждение этому я рассказала о незаконном вмешательстве председателя Мосгорсуда и Генпрокуратуры в деятельность суда по осуществлению правосудия при рассмотрении уголовного дела по обвинению П.Зайцева.

2 декабря 2003 г. я обратилась в Высшую квалификационную коллегию судей РФ с заявлением о наложении на Егорову дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения ее полномочий.

С аналогичными заявлениями в Высшую квалификационную коллегию судей РФ обратились и народные заседатели, участвующие в деле.

На это сразу же отреагировала Егорова и ее окружение.

При этом происходит следующее: один из заместителей Егоровой, возглавляющий Совет судей Москвы, обратился в квалификационную коллегию судей Москвы о досрочном прекращении моих полномочий. ККС Москвы возглавляет судья Мосгорсуда, то есть, человек, напрямую зависимый от Егоровой.

19 мая 2004 г. квалификационная коллегия судей Москвы досрочно прекратила мои полномочия судьи за следующие мои высказываниями:

- «годы работы в Московском городском суде вселили в меня серьезные сомнения в существовании независимого суда в Москве»;
- «судья, именуемый в законе независимым носителем судебной власти, зачастую оказывается в положении обычного чиновника, подчиненного председателю суда»;
- «реально суд до сих пор чаще всего выступает на стороне обвинения»;
- «суд превращается в инструмент сведения политических, коммерческих или просто личных счетов»;
- «при таком положении никто не может быть уверен, что его дело, будь то гражданское, административное или уголовное будет решено по закону, а не в угоду кому-то».

26 мая 2004 г. я получила письмо за подписью председателя Высшей квалификационной коллегии судей России, из которого следует, что председатель Верховного Суда РФ не усмотрел оснований для принесения представления в отношении Егоровой. Такие же ответы получили и народные заседатели.

Вместе с тем, в письме не указано, что факт незаконного вмешательства Егоровой в осуществление правосудия, не подтвердился.

Самое парадоксальное, – обжаловать решение квалификационной коллегии судей Москвы я должна была в Мосгорсуд, то есть в суде, председателя которого я критиковала.

Поскольку причиной прекращения моих полномочий была критика председателя Мосгорсуда и положения дел в возглавляемой ею судебной системе, то я и мой представитель неоднократно заявляли ходатайства о передачи дела в Верховный Суд РФ для изменения подсудности, полагая, что рассмотрение моего дела в Мосгорсуде не может быть независимым и объективным. Но нам в этом было отказано.

Судья Мосгорсуда С.Курциньш, демонстративно нарушая требования Закона, - «осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон», по существу взяла на себя роль ответчика от предъявленного мною иска.

Отказав мне и моему представителю в удовлетворении абсолютно всех наших ходатайств, судья тем самым лишила меня возможности подтвердить правдивость моих высказываний. Отказ она мотивировала тем, что это не является предметом ее рассмотрения.

Но, не смотря на это, судья указала в решении суда, что «выводы Квалификационной коллегии судей г.Москвы о том, что Кудешкина О.Б. распространила надуманные и оскорбительные измышления в адрес судей…, являются обоснованными».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда оставила без изменения.

Так на практике было реализовано мое право на справедливое рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с ЗАКОНОМ.

А ВЫ ГОВОРИТЕ, ЧТО: «НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СИТУАЦИИ, ОПИСАННОЙ В НАРОДЕ КАК «РУКА РУКУ МОЕТ».

Что же это за дело такое, в которое, попирая закон, вмешалась председатель суда?

«Злой рок неумолимо настигает всех представителей правоохранительных структур, связанных с делом о контрабанде мебели, которая продавалась в 1999-2000г.г. в торговых центрах «ГРАНД» И «ТРИ КИТА» («ВЕДОМОСТИ», 04.11.2003г.)

Из справки Государственного таможенного комитета России:

Правоохранительными подразделениями Государственного таможенного комитета (ГТК) России вскрыта одна из схем контрабандного ввоза мебели в Россию с использованием многочисленных фирм-«однодневок» и фирм-прикрытий.

В период с декабря 1999 г. по август 2000 г. в адрес российского ООО «Лига-Марс» поставлялись партии импортной мебели, которые проходили таможенное оформление в Одинцовской таможне с нарушениями таможенного законодательства.

Всего было оформлено мебели на общую сумму около 20 млн. долларов США по 400 таможенным декларациям

16 августа 2000 г. Центральной оперативной таможней было заведено дело в отношении импортера мебели - ООО «Лига-Марс» о нарушении таможенных правил по признакам недостоверного декларирования товаров. Большая часть данной мебели реализовывалась в торговом центре «Три кита».

Выводы специалистов ГТК России о подложности представляемых в России накладных на товар (инвойсов) подтверждаются полученными от таможенной службы Германии документами.

7 сентября 2000 г. ГУВД Московской области по данным материалам возбудило уголовное дело в отношении ООО "Лига-Марс" по факту контрабанды мебели. Дело было передано для дальнейшего расследования в Следственный комитет МВД России.

Следователь по особо важным делам Следственного комитета при МВД России П. Зайцев:

22 октября 2000г. мне было поручено проведение предварительного расследования по данному делу. Была создана межведомственная следственно-оперативная группа.

Следствием было установлено, что мебель с нарушением таможенных правил поступала в Москву из Италии и Испании через Германию в адрес торгового центра «Три кита». Полученные в результате реализации денежные средства (несколько десятков миллионов долларов США) отмывались через «Банк Оф Нью- Йорк» (США).

10 ноября в Следственный комитет при МВД России поступил рапорт из УБЭП Московской области о том, что к контрабанде мебели причастны черные брокеры П.Стребков и А.Саенко, которые специально для этого зарегистрировали по чужому паспорту фиктивную фирму "Лига Марс". На основании этого рапорта были проведены обыски дома у этих граждан, а также у отца Саенко и у двух его родственников. При этом все события происходили в выходные дни при «обстоятельствах, не терпящих отлагательства».

22 ноября следователь следственно-оперативной группы, руководителем которой я являлся, допросил свидетеля по делу, который дал показания о том, что противодействие расследованию по уголовному делу о контрабанде мебели, поступающей в адрес «Трех китов» и «Гранда», пытался оказать некий Жуков, - офицер центрального аппарата ФСБ. Как я потом узнал, Жуков являлся помощником руководителя Департамента экономической безопасности ФСБ.

В тот же день, 22 ноября, спустя несколько часов после допроса этого человека, к нам приехал прокурор Горшков из Генпрокуратуры с требованием забрать уголовное дело.

Я уже потом стал размышлять, почему все-таки дело забрали? Можно предположить, что это было связано с этими допросами.

Показания о допросе другого сотрудника ФСБ дал в суде мой тогдашний непосредственный руководитель В. Зимарин, - зам. начальника следственной части Следственного комитета. Именно в этот день, 22 ноября он допрашивал сотрудника ФСБ по делу о контрабанде мебели в адрес «Трех китов» и «Гранда».

Почему я так думаю? Да потому, что буквально через несколько часов приехал прокурор Горшков и потребовал дело. Этот приезд был неожиданным для него самого, так как он прибыл в Следственный комитет даже без документов на то, чтобы дело передать в Генпрокуратуру. И документы в Генеральной прокуратуре срочно подписывали и отправляли нам по факсу.

То есть я так думаю: вопрос о том, чтобы передать дело в Генпрокуратуру, возник внезапно, сразу, срочно, и, возможно, он решался по телефону. Ценились, возможно, даже минуты.

Как следует из показаний в суде первого зам. начальника Следственного комитета при МВД России (к тому времени уже бывшего) генерала С. Новоселова, «Фигуранты мебельного дела говорили по телефону, что в Генпрокуратуре у них все схвачено, и что вскоре сотрудники прокуратуры заберут мебельное дело из Следственного комитета к себе, за что им уже заплачено, и будут ментам мазать лоб зеленкой».

После того как материалы дела о контрабанде мебели в спешном порядке унесли из Следственного комитета, дальнейшее расследование по делу было поручено следователю Генпрокуратуры, который через непродолжительное время прекратил производство по делу за отсутствием состава преступления.

20 декабря 2000г. Генпрокуратура возбудила в отношении меня уголовное дело по ч.1 ст.286 и ч.1 ст.301 УК РФ (превышение должностных полномочий при производстве обысков, и заведомо незаконное задержание лиц).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Запредельно! До чего же прогнило всё в путинском королевстве. Ольга Кудашкина пока честно фиксирует окуржающую всех нас мерзость/

Необходимо отметить, что ситуация, сложившаяся при расследовании уголовного дела о контрабандном ввозе в Россию импортной мебели, получила широкий общественный резонанс как внутри страны, так и за рубежом.

В начале 2001 г. Государственная Дума ФС РФ поручила Комитету Госдумы по безопасности изучить причины прекращения уголовного дела о контрабанде мебели.

Для объективной оценки сложившейся ситуации Комитет Госдумы по безопасности создал межведомственную экспертную группу из представителей Генпрокуратуры, Государственного таможенного комитета и Следственного комитета при МВД России.

8 июня 2001г. Министр внутренних дел Б.Грызлов обратился с письмом на имя Генпрокурора В.Устинова, где в частности говорилось: «Как свидетельствуют результаты оперативно-технических мероприятий, для нейтрализации работы следователей и оперативных сотрудников члены преступного формирования использовали сотрудников центрального аппарата Генеральной прокуратуры для прекращения расследования дела, опорочения полученных доказательств с последующим увольнением сотрудников из органов внутренних дел и возбуждения против них уголовного преследования...".

14 февраля 2002 г. на заседании Комитета Госдумы по безопасности была заслушана информация о работе межведомственной экспертной группы, которая выразила несогласие с решением о прекращении уголовного дела о контрабандном ввозе импортной мебели..., указав при этом, что в материалах уголовного дела, расследуемого на тот период по специальному поручению (президента) начальником отдела прокуратуры Ленинградской области В.Лоскутовым, фигурируют новые факты контрабандного ввоза импортной мебели в Россию через подставную фирму "Лига-Марс".

Следователь, который расследовал дело по факту контрабанды мебели, даже не подозревал, в какие высокие сферы он вторгается.

Господин Президент! Вы говорите о необходимости борьбы с коррупцией.

Но следователя, который пытался бороться с ней, осудили, других – уволили, а дело по контрабанде мебели развалили.

Следователь Зайцев, не найдя защиты в Российском суде, теперь вынужден искать ее в Европейском суде по правам человека.

Господин Президент! Вы говорите о борьбе с пороками в судебной системе, необходимости реальной независимости судей и судебной власти, как условиях осуществления правосудия.

Но мои полномочия судьи были прекращены за то, что я открыто выступила против пороков судебной системы.

Теперь и я, федеральный судья с двадцатилетним стажем, вынуждена искать защиту за пределами России.

Вместе с тем, председатель Мосгорсуда Егорова, которую Вы назначили на эту должность с грубым нарушением требований закона, работает и продолжает вмешиваться в деятельность судей по осуществлению правосудия.

Прокурор Шохин, которого 31 декабря прошлого года Вы наградили орденом Почета "за заслуги в укреплении законности и правопорядка", продолжает «пренебрежительно относиться к действующим положениям не только российского законодательства, но и к общепризнанным международным нормам,…чем подрывает авторитет судебной власти и прокуратуры». (Из заявления защиты Лебедева от 15. 02. 2005 г «Об отводе гособвинителя Шохина»).

Его поведение в судебном заседании по делу Ходорковского и Лебедева стало одной из причин вынесения резолюции Парламентской Ассамблеей Совета Eвропы о «недостатках судебной системы Российской Федерации» (25 января 2005г.).

Господин Президент! Ваши публичные высказывания мало соответствуют тому, что происходит в реальной жизни.

Не смотря на то, что Конституция РФ провозглашает принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которой является самостоятельной и независимой, на практике их полноценное разделение отсутствует.

Поэтому основной целью судебной реформы было создание самостоятельной и независимой судебной власти.

Поскольку только СУД, независимый и беспристрастный, может гарантировать гражданам право на справедливое судебное разбирательство, защиту их прав и свобод, создание равных условий для конкуренции независимо от того, какие политические силы находятся у власти в тот или иной период.

Прошло 14 лет с того дня, когда Верховный Совет РСФСР одобрил Концепцию судебной реформы. Нельзя отрицать, что в ходе ее проведения проделана большая работа. Создан Конституционный суд, возрожден институт присяжных заседателей, мировых судей, введен судебный контроль над правомерностью заключения граждан под стражу, существенному реформированию подверглось законодательство.

Но стал ли наш суд независимым? Стал ли он защитником прав и свобод граждан и законных интересов организаций в этот острейший период развития нашего государства, когда одновременно проводятся политическая, экономическая, социальная, жилищно-коммунальная и другие реформы?

К сожалению, для большинства населения России суды так и не стали источником их защиты и справедливости.

По данным фонда «Общественное мнение-2002» 87% граждан России считают, что их права нарушаются часто, и доля таких людей за последние два года выросла с 26 до 32 процентов. При этом только 5% из них обращается в суд. 70% опрошенных считают, что суд в России не является независимым и в своих решениях руководствуется не только законом, но и другими обстоятельствами. Главным бичом судебной системы граждане называют коррупцию.

Как свидетельствуют многочисленные социологические исследования, доверие граждан к судебной власти падает.

Если в 1999г. судам доверяло 35 % опрошенных граждан, то к 2001 г. этот показатель снизился до 27% . В 2003 г. этот показатель составил уже 25%, а в 2004 г. - был чуть выше 10 %, а по некоторым опросам — и того ниже. 80% опрошенных граждан крупных городов России убеждены в том, что суды коррумпированы.

Самым распространенным представлением граждан о судьях является: их оторванность от народа, забота о собственных интересах, беспринципность, готовность послушно выполнять указания и распоряжения начальства, коррумпированность, высокомерие.

О коррупционных проявлениях в судейском сообществе, «получивших в настоящее время чрезвычайно широкое распространение и представляющих реальную угрозу самому принципу отправления правосудия», говорится и в справке комиссии Госдумы России по борьбе с коррупцией от 19 марта 2003 года.

«Та ситуация, которая складывается сегодня в судебной системе, носит катастрофический, угрожающий характер. Люди убеждены, что эта система поражена коррупцией, и правды там найти невозможно. Судебная система стала сегодня своеобразным бизнесом. Крупные компании пытаются делегировать в нее своих представителей. Если люди в судебную систему не верят, то невозможно надеяться на прогресс в экономической и политической ситуациях».

Эти слова, столько раз произнесенные политиками и экспертами, на этот раз принадлежат одному из Ваших ближайших соратников - Д. Козаку, которому Вы доверили курировать реформу судебно-правовых органов.

О неблагополучии в нашей судебной системе свидетельствует и беспрецедентный поток жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. Количество обратившихся в этот суд уже превысило 19 тысяч.

Следует признать, что в ходе судебной реформы судебная власть в России так и не стала самостоятельной ветвью государственной власти.

Она стала еще более зависимой от исполнительной власти, а вернее – от Вашей Администрации. Практически она встроена в ее вертикаль.

Провозглашенная независимость судей обернулась для них еще большей зависимостью и незащищенностью от председателей судов, полномочия которых превысили все разумные пределы, а также от высших судебных органов.

Очень жаль, что эти и многие другие жизненно важные для судей вопросы не прозвучали на последнем съезде судей.

Думаю, что это связано с тем, что судьи понимают: скажи они сегодня об этом - завтра пополнят ряды своих коллег, полномочия которых были прекращены по различным надуманным основаниям.

Органы судейского сообщества, созданные для защиты прав и законных интересов судей, утверждения авторитета судебной власти, по существу стали проводниками воли своего начальства и органов других ветвей власти.

Такая зависимость как судей, так и руководителей судебной власти обусловлена вопросами их назначения и отстранения от должности, продвижения по службе, оплатой труда и иных мер стимулирования.

Изменить ситуацию можно, только признав правду. Отрицая очевидное, ссылаясь при этом на недобросовестных адвокатов, ангажированных социологов и продажных журналистов, как бы этого кому-то ни хотелось, только усугубим положение.

Вместе с тем, меня насторожило заявление Вашего помощника В. Иванова на Всероссийском совещании председателей арбитражных судов.

Признавая, что одной из самых острых проблем для судов являются их взаимоотношения со СМИ, он сказал: «добиваться наказания за клевету и дезинформацию - наш долг», и что в этом вопросе судьям «помощь всех институтов государственной власти гарантирована».

Что же получается? Мало того, что суд сам определит, что в отношении него правда, а что нет, выступив судьей в собственном деле, так он еще после этого вместе с Вашей Администрацией будет добиваться наказания виновных: - корреспондентов, журналистов или просто граждан, в чем уже заранее ему гарантирована «помощь всех институтов государственной власти».

Что же при такой ситуации делать простому гражданину? И будет ли такая постановка вопроса способствовать повышению авторитета не только суда и Вашей Администрации, но и всех институтов государственной власти России?

При нынешнем уровне доверия граждан к суду и судьям, никакие полумеры, в том числе и различные пиар-кампании, на которые сейчас выделяются огромные деньги, ситуацию не изменят. Пороки судебной системы не могут быть преодолены и ужесточением ответственности, или какими-либо другими бюрократическими мерами.

Пока судейский корпус не осознает свое особое место в системе государственной власти России, пока он не поймет истинный смысл и значение слова правосудие, ничего не изменится.

Потому что вера граждан в правосудие «поддерживается не тысячами ежедневных справедливых приговоров, а редкими случаями, когда можно было опасаться, что суд станет угодливым, потворствующим и прислуживающим ВЛАСТИ, - а он таковым не оказался».

Для того, чтобы коренным образом переломить сложившуюся ситуацию, необходимо объективно исследовать и проанализировать причины неудачи судебной реформы. С учетом этого разработать новую концепцию комплексной и глубокой судебно-правовой реформы и вынести ее на обсуждение широкого круга общественности.

Реформа должна проводится при активном участии представителей не только всех ветвей власти, но и широкой юридической общественности, представителей различных общественных движений и организаций, а также политических партий.

Для решения этой общенациональной задачи нужно использовать все лучшее, что есть в отечественном и в зарубежном опыте. В основе такой концепции должно быть понимание ключевой роли судебной власти в деле формирования демократического правового государства.

Почему же все-таки судебная власть в России так и не стала самостоятельной ветвью государственной власти?

Думаю, что наряду с другими причинами, одной из них является следующая.

Судебная власть в нашей стране - это единственная ветвь власти, источником формирования которой является не народ России, а две другие ветви власти, - исполнительная и законодательная.

При этом надо признать, что ВЛАСТЬ, в отличие от народа, не заинтересована в становлении самостоятельной и независимой судебной власти. Поскольку она сама зачастую неуважительно относится к праву и законам, а иногда и прямо нарушает их.

Как свидетельствует практика, ВЛАСТЬ всегда стремится подчинить себе суды и правоохранительные органы, используя их как инструмент для достижения своих политических, экономических и личных целей, что неизбежно приводит к нарушениям прав и свобод граждан. Поэтому для судебной системы присущи те же пороки, которыми страдает и сама власть.

Вместе с тем, с определенной законом периодичностью в стране меняются президенты, парламенты, правительства и их лидеры.

Поэтому жизненно необходимо, чтобы вне зависимости от того, какие политические силы находятся у власти, СУД всегда оставался гарантом прав и свобод граждан, обеспечивая мир и стабильность в обществе.

Без этого нельзя рассчитывать на стабильность не только в политической и в экономической жизни России, но и на честную конкуренцию, повышение эффективности использования капитала, улучшение инвестиционного климата и появление стимулов для экономической и политической деятельности в России.

В противном случае нам не избежать повторения украинского варианта развития событий, когда при смене президента при неудавшемся сценарии «наследник» будут стреляться министры, а сами бывшие будут требовать принятия законов о предоставлении им различных незаконных гарантий с целью избежания ответственности, либо будут стремиться покинуть страну.

Поэтому, в интересах самой власти и всего населения России необходимо, чтобы суд, как и основные нормы права, были максимально стабильными. Судебная власть в системе государственной власти России должна стать не только равной среди равных, но и первой среди них.

Считаю, что эффективность такой реформы будет зависеть, прежде всего, от решимости государства пересмотреть свои функции по формированию судебной власти и судебной системы.

А для этого, господин Президент, нужна Ваша политическая воля как гаранта основных прав и свобод граждан».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Взывать к Путину с просьбами или требованиями навести порядок в правоохранительной системе, в том числе в судебной, - безнадежно, ибо полицейский режим изначально делает ставку на силу, а не на правду, на запугивание и подавление, а не на гражданское согласие, на произвол, а не на закон. «Торговаться по поводу действий правоохранительных органов не намерен», - жестко заявил он перепуганным бизнесменам, пришедшим к нему искать справедливости. Причем Путин понимает, чьё мясо ест, и не отказывает себе в удовольствии посочувствовать пойманной мышке за примененный к ней «налоговый терроризм». И о первенстве правды над силой не устает напоминать. Забудем о нём. Интересно, можно ли исправить судебную машину, или она прогнила необратимо?

/Продолжение следует/


В избранное