При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Братья Вачовски предчувствуют Сплот Правоверных. 2 Взрыв Парламента, который готовил Гай Фокс (V) с сотоварищами, – прообраз того Взрыва Вселенной как эсхатологического Ereignis, который призван свершить Сплот Правоверных. Положим, подавляющему большинство людей всё это будет по фигу, но правящие группы отнюдь не придут в восторг от такой перспективы. Недаром Откровение Святого Иоанна в основном живописует яростные попытки сущего отсрочить свой конец, всякие Армагеддоны. Но сущее бессильно перед непреклонностью марширующих орд, устанавливающих орднунг (или «программу») Бытия. Вот она, финальная сцена фильма “V for Vendetta” – заполняющий улицу земного града Сплот V, как бы Воинство Небесное, о котором сказано – «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откровение 19:13-15). Сама духовная настроенность сплотников, их виссон белый и чистый, их кони белые – в фильме переданы маской, символом отрешенности от сущего. А вендетта – это месть. Как говорит Господь – «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их /«Remember, Remember, the Fifth of November»! Пять – это V/, скоро наступит уготованное для них» (Второзаконие 32:35). Как повторяет Апостол Павел – «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Римлянам 12:19). Сатанинская власть хуже конца света. Фильм передает эту невмоготу жить при режиме десубъектизаторов (как мне это знакомо!). Домашний родной Лондон (для меня – Москва) впал при десубъектизаторах в состояние оцепенения и мрака. Канцлер Адам Сатлер и его подлая партия Норсфайр, представ гарантами
прекращения войны, болезней и голода, - это безграничная власть. Деспотия лишила народ былого духа, жизнеспособности и надежды. Понятие «личная свобода» стало до
смешного старомодным, смутным отголоском прошлого, и никто не осмеливается сказать и слова наперекор власти, зная, что министр тайной полиции Фингермен заставит
злоумышленника замолчать раз и навсегда. «Кажется, будто Англия лишилась души,
– говорит художник-постановщик Оуэн Патерсон, который прежде работал с МакТейгом и братьями Вачовски над трилогией «Матрица». – Мы старались воплотить тот Лондон, что легко узнаваем даже в представленном образе тоталитарного государства». Любопытна реакция российских рецензентов на фильм «V значит вендетта». Возьмем газету «Ведомости» от 24 апреля 2006 года (№ 72 /1599/), там на стр. А8 рецензия Олега Зинцова под характерным алармистским названием «Пятый райх: Фильм “V значит вендетта” совсем не то, чем кажется» (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/04/24/105695). Мол, Вачовски придумали ни много ни мало - комикс идей. «V - это твердый росчерк, оголенный каркас, на который очень грамотно навешано по полкило, с одной стороны, Оруэлла, а с другой - разного рода монте-кристо. И ни капли - лишнего жира». «Показанная в “Вендетте” тоталитарная Англия недалекого будущего должна автоматически включить в голове зрителя цифру “1984”, причем те, кто помнит экранизацию знаменитой антиутопии, могут насторожиться: Джон Херт, игравший в ней героя-диссидента, в “Вендетте” изображает канцлера-фюрера. Похожий перевертыш есть и для тех, у кого кинематографическая память покороче: роль борца с тоталитарным режимом отдана Хьюго Уивигу, который в “Матрице” играл агента Смита, главного защитника нового виртуального миропорядка. Впрочем, для нас эта шутка останется незаметной: голос Уивига исчез при дубляже. А лицо спрятано под маской Гая Фокса, участника Порохового заговора 1605 г., казненного за попытку поджечь британский парламент. Бунтарю-террористу, называющему себя V, крепко засела в голову та же идея. Но для начала он взрывает здание Верховного суда, аранжировав эту акцию музыкой Чайковского из уличных репродукторов; диктатор немедленно распоряжается Чайковского запретить (интересно, кстати, знают ли Вачовски и Мактиг о том, как по всем советским телеканалам во время путча 1991 г. крутили “Лебединое озеро”?). Разнос парламента отложен ровно на год - до очередной памятной даты Порохового заговора. За это время должно вырасти самосознание масс, к коим V обратился по центральному ТV, выдающему новости в манере, которую можно с равным успехом приписать CNN и нашему “Первому каналу”. А главное - многое предстоит понять девушке Иви (Натали Портман), опрометчиво вышедшей на улицу в комендантский час. Защитив ее от похотливых стражей порядка, террорист в маске лично займется Ивиным воспитанием. Маска поджигателя Гая Фокса с застывшей улыбкой под вздернутыми усами - главный фокус “Вендетты”. Во-первых, она восстанавливает родословную комиксовых героев, идущую от героев “плаща и шпаги”. Как всякий романтик, V сентиментален и склонен к картинным жестам: он крутит дома “Графа Монте-Кристо”, любит оставлять кинжальную роспись V (как Z у Зорро), дарит приговоренным к смерти врагам алые розы и вообще ведет себя с довольно комичной старомодной галантностью - например, просит Иви потанцевать с ним. Во-вторых, маска полностью заменяет лицо - V не снимает ее даже для поцелуя. Этому есть объяснение: лицо обезображено в результате экспериментов, жертвой которых стал V. Но важнее, конечно, другое: маска - знак непроницаемой, абсолютной анонимности. В этом отличие V от большинства комиксовых героев: у Бэтмена или Спайдермена кроме маски есть человеческая, подразумевающая сочувствие ипостась; V от нее отрекся. Больше того - он требует ровно того же от Иви. Инсценировав ее арест и заключение, обрив наголо и не сломив пытками, он может быть уверен: Иви не найдут, потому что не узнают - прежней Иви больше нет. Наконец, маска - жанровый знак, оправдывающий в фильме любые допущения. Надев ее на главного героя, Вачовски вольны делать остальных персонажей столь же условными - почти как в комедии дель арте. Диктатор, начальник тайной полиции, два сыщика, два стражника, несколько прилипших к телевизорам обывателей - в сущности те же маски, от которых не стоит ждать правдоподобия, поэтому на логические нестыковки фильма лучше сразу не обращать внимания. “Вендетта” скроена по другим законам. И V заявляет о них при первом своем появлении - отрекомендовавшись героем водевиля. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Насчет водевиля – гениальная находка-догадка авторов фильма. О себе скажу, например, что воспринимаю сущее и всю возню с ним – именно как водевиль, а о всяком катарсисе в трагедии пусть мечтают неопределившиеся/ Вообще-то давно уже пора присвистнуть: перед нами сделанный голливудской студией-мэйджором (Warner Bros.) высокобюджетный ($50 млн) водевиль про тоталитарный режим и бросившего вызов этому режиму террориста. Парадокс, лежащий на поверхности: террорист - положительный герой, взрыв парламента - хеппи-энд. Плюс разные мелочи, вроде того, что самый человечный из персонажей - комик и скрытый гомосексуалист, сыгранный писателем Стивеном Фраем, - хранит дома Коран, за что предусмотрена смертная казнь. После 11.09.01 все это действительно не слабо. Пишущих о фильме этот факт настолько шокирует, что парадокс более глубокий и провокационный остается незамеченным. Между тем “V значит вендетта” - картина настолько же антитоталитарная, насколько и профашистская. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Вот-вот, в любом орднунге, даже свершаемом анархистом, мнится фашизм. Это слово фашизм стало для русской интеллигенции таким же ругательством, как и слово, например, негодяй. Всё – в одну кучу. Тогда и Библия – фашизм, и Бог – сверхфюрер/ Не так страшен фюрер-Херт, как его малюют. Героиня Натали Портман - куда страшнее. Идея, которую нельзя убить, - это не свобода или архаичные демократические ценности. До них никому в фильме по большому счету нет дела. Важнейшая сцена “Вендетты” недаром снята в стилистике “Матрицы”, от которой новая картина в целом успешно открещивается. Иви, прошедшая инициацию пытками и оставившая свое прежнее “я”, выходит под дождь, в точности повторяя мессианский жест V, выходящего из пожара в секретных лабораториях. И вот тут иронии уже нет места. Огонь, вода. Так закалялась сталь. Все логично. Идея сверхчеловека - то, вокруг чего выстраивается в фильме равнобедренный треугольник из комикса, театрализованного романтизма и карикатурного фашизма. Последний должен быть свергнут именно потому, что он - подмена фашизма истинного, репетицией которого и оказывается хеппи-энд “Вендетты”, когда тысячи масок Гая Фокса четкими рядами маршируют к парламенту. Если, кстати, вести счет согласно заведенному в Европе порядку, то побежденный в фильме режим, функционировавший под слоганом “Англия превыше всего”, выходит четвертым рейхом. Следующая цифра - как раз V». Страхи надуманные. Ведь Сплот Правоверных, как и Церковь Христова или Умма Аллаха или Сангха Будды – не десубъектизация, что и есть фашизм, а обожение, что есть высшая цель субъектизации. Да, сверхчеловек, да, трансгуманизм (я сейчас как раз собираюсь на сбор российских трансгуманистов в Кривоколенный переулок, и уверяю, что они не фашисты, а натуральные анархисты, каждый субъектный, но вместе самодисциплинируемся). Но разве монах в монашеской униформе – фашист? Он – прообраз сплотника. Мы не потерпим тирана над собой, но каждый сплотник мечтает отдать себя Богу, Аллаху, Нирване и радостно освобождается от сущего в себе, устремляясь к Бытию. Поэтому праведный или правоверный орднунг (порядок), который будет устанавливаться Сплотом Правоверных во главе общества, – это не порядок быдла, которого гонят бичом и обманом неизвестно куда, а порядок самореализации-самодисциплины и прежде всего обретения экономической самодостаточности теми, кто стремится к субъектности. Некоторая аналогия – с масонами. Они тоже часто надевают маски в своих церемониях и подчиняются дисциплине ложи, как монах добровольно подчиняется дисциплине монастыря, но каждый из них стремится не к десубъектизации-деперсонализации, а к восхождению к субъектности, что ввиду слабости и греховности человека легче свершается не россыпью в одиночку, а вместе «многими одним». Мы не знаем, когда будем готовы свершить Ereignis, для этого надо долго ещё трудиться, развивать Панлог, организовывать единомышленников в стране и по планете, постигать «код сущего» («Слово Божие») и подступаться к Словострелу, а для этого, если взять нашу Россию, - делать всё, чтобы она исцелилась, причем не надстроечной демагогией, а благодаря конкретным предложениям нашей базисной Программы постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» (http://panlog.com/docs/tupik20031010.doc.html). И глубинные фильмы братьев Вачовски «Матрица» и «V значит вендетта», в отличие от тьмы всяческих псевдомногозначительных фильмов-пустышек и обманок, готовят душу к Сплоту. |
В избранное | ||