Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Свастика у кавказцев

Почему в центре официального флага Республики Ингушетия расположен выполненный алым цветом солярный знак – стилизованная свастика? Директор Научно-исследовательского института республики, автор современного варианта флага республики Ибрагим Дахкильгов пояснил, что "знак представлен в виде круга, от края которого исходят три дугообразных луча, повернутых против часовой стрелки" (http://www.amina.com/gfx/showphoto.php?photo=3757&si=ingushetiya).

Именно так, сказал он, изображали предки ингушей главное светило - Солнце. Такое изображение можно встретить и сегодня на древних археологических, архитектурных памятниках в горной части республики. В то же время это довольно распространенный символ, который встречается в подобных вариациях на территории от Скандинавии и до Японии.

Приблизительный возраст символа - три тысячи лет, - сообщил Дахкильгов. По его словам, "в языческие времена древние ингуши высоко чтили Солнце, называя его "Дяла дошо Малх"(Божество золотое Солнце).

На сайте китайской секты Фалуньгун прочел неподписанную статью о свастике у народов Северного Кавказа, прежде всего у вайнахов (http://www.faluninfo.ru/content/view/1132/66/). Конечно, свастика изначально присуща индоевропейцам, и её популярность у осетин очень хорошо известна. Нартовский эпос с его выходами в широкий мир степной Евразии вплоть до скандинавско-германских родичей охватывает не только ираноязычных осетин, но также все остальные народы Кавказа, в том числе, естественно, и чеченцев с ингушами и адыго-абхазов и аварцев с лакцами и даже иудействующих татов. Свастика – общее достояние всех нас.

Свастика – это идеограмма, обозначающая движение космоса и созидательной энергии, наиболее древнейший и широко распространенный из всех графических символов. Название происходит от санкритских слов "Su" ("хорошо") и "аsti" ("бытие"). Традиционно свастика имела положительную смысловую нагрузку.

Свастика - правильный равносторонний крест, концы которого "сломаны" под прямым углом, что создает иллюзию вращения этого знака. Знак свастики изображал солнечное колесо, во многих культурах его связывали с богами солнца и неба.

Концы свастики могут быть загнуты как по часовой, так и против часовой стрелки. Свастика, "закрученная" концами влево, - буддийский символ бесконечного цикла существования - иногда связывалась с мужским началом. Свастика с концами, загнутыми вправо, в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающим началом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богини Иштар,которую соотносили с Дианой римской мифологии. В Китае правосторонняя свастика - женский символ "Инь".

Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии и циклического возрождения часто совпадал с символизмом Создателя.

Изображение свастики широко использовалось во многих регионах. Ее наносили на священные объекты и на предметы быта, при этом ее значение могло быть самым разнообразным. В Китае свастика была связана с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10000. В масонской традиции свастику использовали в качестве символа, отводящего беду и зло.

Если изучать изображение свастики в более поздний период, ее легко проследить у народов Северного Кавказа.

Северный Кавказ - уникальное место в мире по разнообразию памятников материальной культуры древности. Среди них повышенный интерес вызывают часто встречающиеся здесь петроглифы - графические изображения на поверхности камня, разнообразные по своему характеру и сюжетам. Очень часто у коренных народов Кавказа (чеченцев, ингушей, аланов и дагестанцев) встречаются изображения свастики в круге, так называемые солярные знаки, на башенных постройках. Свастические узоры ученые сопоставляют с солнечно-огненной символикой, отгоняющей все злое от человека.

Встречаемые в средневековых башнях петроглифы обычно изображались в арочных перекрытиях входов и окон, таким образом, являясь мощным оберегом со всех четырех сторон света. Часто такими изображениями выделялись каменные постройки известных семейных родов и кланов. Большие серии петроглифов с изображением свастик обнаружены на постройках в горной части Дагестана и Северной Осетии. И везде они имеют свои отличия. Очевидно, создававшие их мастера вкладывали в изображения вполне определенный смысл, несколько отличный от представлений соседних народов. Даже петроглифы в Чечне разнятся с теми, что можно увидеть в горной Ингушетии.

Все стороны жизни людей средневековья были до предела насыщены верованиями, подчинялись этническим обычаям, правилам этикета, установлениями рода.

Петроглифические стилизованные изображения свастики типичны не только для памятников архитектуры, они встречаются на изделиях из керамики, дерева (мебель, посуда, детали построек), игральных костях, вплетаются в ковровый узор. В петроглифах вайнахов (чеченцев, ингушей) видны не только обереги и моления, но и большие группы "космогонических знаков"; отражающих почитание неба и небесных святых. Для мусульманина это символ обширности вселенной и эмблема блаженства в загробной жизни. Отсюда часто встречающееся изображение свастики на могильных камнях. Расположение подобных знаков на надгробиях, мечетях дает право трактовать их как предостережение злым силам не осквернять охраняемые ими место.

Со второй половины IV тыс. до н.э. на Северном Кавказе появляются огромные модели Солнце-курганы. В плане курганы имели круглую форму и были окружены каменными поясами кромлехов. На Константиновском плато (в окрестностях Пятигорска) были обнаружены курганы со спиральными кромлехами. Особую значимость каменным спиралевидным структурам придавал тот факт, что именно в них совершались захоронения.

В последние десятилетия, благодаря использованию метода аэрофотосъемки, у целого ряда курганов обнаружены так называемые "усы" - вытянутые и изогнутые узкие каменные мощения, отходящие от курганных насыпей и тянущихся на расстоянии до нескольких километров. В плане курган с "усами" представляет собой уже известные разновидности свастик, увеличенных в тысячи раз.

Подробнее о свастике у народов Северного Кавказа написано в следующих источниках:

1. Татаев В.А., Шабаньянц Н.Ш. Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии. - Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство", 1974.

2. Азиев М.А., Чахкиев Д.Ю., Марковин В.И. Каменная летопись страны вайнахов. - Москва:   Русская книга",1994.

3. Кузнецов В.А., Кучнев А.Г., Тменов В.Х. Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Северо-Осетинский НИИ истории филологии и экономики при Совмине СОАССР.

4. Джек Трессидер. Словарь символов.


В избранное