Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Русский Серебряный Век – одна из трех вершин мировой цивилизации

Обсуждал с профессором Станиславом Джимбиновым собрание памяти Энвера Ахметовича Макаева, которое состоялось вечером во вторник 4 апреля 2006 года в «Доме Лосева». Как ни странно, Станислав Бемович не знал Энвера Ахметовича и впервые услышал о нём от меня. И он решил немедленно позвонить профессору Азе Алибековне Тахо-Годи, вдове нашего наставника великого философа Алексея Фёдоровича Лосева, и расспросить о рукописях и книгах, которые, как я понял на вечере, переданы в Фонд Дома Лосева (www.losev-library.ru).

Вечер памяти Энвера Макаева был сверхсодержательный, вдохновил меня. Особо сильное впечателение произвел более чем часовой видеоролик с записью рассказа Энвера Ахметовича о Серебряном Веке, прежде всего о Эмиле Карловиче Метнере. Рассказ – сверхубедительный. Я договорился с директором Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» Валентиной Васильевной Ильиной, что получу этот видеоролик на диске и размещу в Интернете вместе с распечаткой. Тогда весь Серебряный Век будет как на ладони.

Энвер Ахметович Макаев (28 мая 1916 – 30 марта 2004) считает, что сребревековая Россия -  третья вершина мировой цивилизации после античной Греции и возрожденческой Италии. Правда, уточнил Станислав Джимбинов, французский поэт-мыслитель Поль Валери считал такой вершиной русский XIX век с его продолжением в ХХ веке. Я же полагаю, что пиком всего этого всемирно-исторического взлета России стала наша Великая Революция.

Возможно, Древнюю Грецию тоже надо брать в более широком контексте Axenzeit (Осевое Время), исследованном Карлом Ясперсом, а итальянское Возрождение – в более широком контексте взрыва «сверхновой звезды» субъектности, породившего Новое Время (модерн).

Зал затаил дыхание, слушая рассказ Энвера Макаева. Вообще среди наших языковедов XX века – плеяда великих творцов и первопроходцев. Станислав Джимбинов подчеркнул это и призвал освоить сохранившиеся золотоносные жилы. Он настаивает на издании сборника трудов Энвера Макаева и воспоминаний о нём.

Меня же поразило, что даже сверхэрудит Станислав Бемович не знал про Энвера Ахметовича – а ведь Стас постоянно уличает меня в невежестве, боязно с ним говорить, ощущая комплекс неполноценности. Как только я заговорил об Эмиле Метнере, он сразу меня сразил, спросив, знаком ли я с книгой – Магнус Юнггрен «Русский Мефистофель. Жизнь и творчество Эмилия Метнера» (Санкт-Петербург: Академический проект, 2001. – 288 стр. – Перевод с английского  А.В.Скидана, перевод с немецкого Г.В.Снежинской. – 1000 экз. ). И он прочел мне содержание этой, видимо, замечательной книги (уж больно герой её интересен). В том числе упомянул про увлечение Эмилия Карловича расизмом Чемберлена и нацизмом Гитлера. Я сказал, что этой книги у меня нет, ибо в 2001 году не отслеживал литературу, поскольку находился в розыске. Но даже Станислав Джимбинов многого не знает из того, что буквально под носом.

Живой классик – сама Аза Алибековна Тахо-Годи. Выйдя к микрофону, она просто блистала. Она рассказала ярчайшие факты о Макаеве, поскольку он часто бывал у них дома и обсуждал животрепещущие темы. Оказывается, отец Энвера Ахметовича – Ахмет Макаев – являлся  предводителем дворянства в Таврической губернии. Аза Алибековна по старой дружбе предложила мне почаще общаться и собирать информацию. Виктор Петрович Троицкий показал ей в Интернете мой трактат «Постигая Хайдеггера», где я напомнил, что, вопреки мнению кое-кого, будто Лосев не знал Хайдеггера, на самом деле я читал ему в 1962 году два тома хайдеггеровского «Ницше», и мы обсуждали этимологические изыски и философские толкования этого авторитетнейшего немецкого мыслителя.

Некоторым вступлением к тематике вечера памяти Энвера Макаева служит  Интернет-интервью, взятое Натальей Ивановой-Гладильщиковой: – Аза Тахо-Годи: «Из Серебряного Века – в двадцать первый» (01.11.2002 http://www.inauka.ru/science/article32386/print.html):

«В эти дни в США, в университете города Коламбус (штат Огайо), проходила международная научная конференция памяти русского философа Алексея Лосева. Тема звучала весьма масштабно: "А.Ф. Лосев и гуманитарные науки двадцатого века". За последнее время в России и за границей прошел целый ряд научных форумов, посвященных творчеству этого мыслителя. О некоторых из них обозревателю "Известий-Науки" рассказывает вдова Лосева Аза Алибековна ТАХО-ГОДИ.

- Аза Алибековна, насколько мне известно, в последнее время состоялось сразу несколько научных конференций, посвященных творчеству Алексея Федоровича Лосева...

- Это действительно так. Общество "Лосевские беседы" совместно с библиотекой "История русской философии и культуры" (она организована в нашем доме) и с фондом и библиотекой "Русское зарубежье" устроили конференцию, посвященную братьям Николаю и Эмилю Метнерам. Один из них - композитор и пианист, другой - известный философствующий публицист. На этой конференции была презентация очень интересной книги шведа Магнуса Юнггрена, написавшего единственную пока монографию об Эмиле Метнере. Он собирал архивы по всему миру, ему помогала Нина Берберова. Книгу перевели на английский, а потом и на русский язык. Он, кстати, приехал в Россию лично.

- Почему именно Метнеры? Алексей Федорович интересовался творчеством знаменитых братьев?

- Да. Книги Николая Метнера он любил, а творчеством Эмиля Метнера очень интересовался. Алексей Федорович вращался в "близких" кругах: он хорошо знал Андрея Белого, Георгия Чулкова, сотрудничал с Вячеславом Ивановым, с о. Сергием Булгаковым; был участником религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Лосев был, конечно, намного моложе всех этих людей, но он захватил и предреволюционное, и революционное время. У нас дома хранятся выпуски "Трудов и дней" - издания, которое осуществлял Эмиль Метнер.

- На днях в телевизионной передаче "Графоман" был отмечен выход сборника "Вячеслав Иванов - творчество и судьба"... Это - результат другой конференции?

- Совершенно верно. На ту международную конференцию, проходившую в 2000 году в доме Лосева, приезжал из Рима сын Вячеслава Иванова - Дмитрий Вячеславович. Этим летом ему исполнилось 90 лет. В конференции участвовали Сергей Аверинцев, Александр Лавров из Петербурга, ученые из США, Японии и других стран... Я выступала там с докладом "Вячеслав Иванов и некоторые факты из биографии Алексея Федоровича Лосева". Только что вышло полное издание лосевской "Диалектики мифа" с моим предисловием. Сейчас эта книга переведена на английский язык.

- Аза Алибековна, у вас только что вышла и собственная книга "Греческая мифология". Это учебник?

- Нет. Это научная, но вместе с тем и художественно написанная книга (второе, дополненное издание). И еще вышла наша совместная с Алексеем Федоровичем книга "Боги и герои Древней Греции".

- Просто какой-то лосевский книжный бум...

- Да. (Смеется.) А 2 ноября в ЦДРИ пройдет вечер, посвященный Лосеву, "Я к вам вернусь живой". Там будут читать прозу, письма, стихи Алексея Федоровича. Выступят многие знавшие его лично. Например, протоиерей Алексей Бабурин - настоятель храма Николая Угодника в селе Ромашкове, занимающийся излечением наркоманов. Он был молодым врачом, когда познакомился с Алексеем Федоровичем и увлекся его идеями. Вечер этот пройдет в преддверии 110-летия со дня рождения Лосева, которое состоится в следующем году».

А я, слушая Энвера Ахметовича Макаева и Азу Алибековну Тахо-Годи, подумал, что надо размещать в Панлоге весь доступный материал о деятелях истории и культуры, но тексты по мере возможности комментировать в концептуально-экзистенциальных рамках Правой Веры. Тогда получится объемность жизни и творчества. Иначе – как в притче о слепцах и слоне. Один ощупывал хвост, другой ногу, третий хобот, и каждый давал свое частное описание. И хотя все слепцы «изучали» один и тот же объект, каждый из них давал свою версию истины. Благодаря Правой Вере я зряч и могу синтезировать все имеющиеся точки зрения, в то же время, не будучи самонадеянным, оставляя свободное место для дальнейших постижений.


В избранное