Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Видимое и сокровенное в философии истории

 

Посмотрел фильм Татьяны Михайловны Карповой «Видимое и сокровенное: кино и церковь»  (http://www.rusprav.org/load_5.htm). Сделано очень профессионально, интересно. Начинается с рассказа о Париже, где 28 мая 1898 года итальянский фотограф-любитель Секондо Палетто (Пиа) на выставке религиозного искусства сфотографировал видимую Туринскую плащаницу и внезапно при проявлении пластины обнаружил сокровенные контуры человеческого лица и фигуры. Тогда же братья Люмьер стали показывать «движущиеся картинки», изобрели кино. Благодаря кинематографу мы можем выявить сокровенное в старых кадрах кинохроники. И Татьяна Михайловна вводит в оборот исследовательского рассмотрения много неожиданных исторических фактов. Проникновенно читает закадровый текст Николай Бурляев.

Восхищен мастерством Татьяны Карповой. Знаю её несколько десятилетий, дружил с ней и её талантливейшим мужем – классиком документального кинематографа и основателем православного кино, безвременно ушедшим Борисом Леонидовичем Карповым (1936-1997 http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/97/208/87memory.html).

Борис пригласил меня быть научным консультантом двух своих замечательных фильмов – «На Поле Куликовом» и «Торжество Православия». Сказочной стала встреча Нового Года в его квартире, расположенной между метро Новослободская и ЦТСА (Центральным Театром Советской Армии), на которой, помню, присутствовал также известный писатель-историк Дмитрий Анатольевич Жуков, отец нынешнего вице-премьера Александра Дмитриевича Жукова (кстати, прекрасно выглядящий Дмитрий Анатольевич присутствовал на юбилейном Х Всемирном Русском Народном Соборе в Храме Христа Спсителя, я с ним долго общался).

Фильм «Видимое и сокровенное» - свидетельство кино о жизни Церкви и государства в их трагическом разобщении. С первой документальной съемки в России в 1896 году до последней съемки в сентябре 1996 года - вся богатейшая, во многом редкая, кинохроника этого фильма подчинена одной цели: во внешнем видимом найти невидимое духовное содержание, открыть тайну победы духа и веры Русского народа над силами зла и разрушения.

Карпова Татьяна Михайловна - кинорежиссер-документалист, сценарист, член Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов, с 1982 по 1993 гг. - преподаватель ВГИКа, автор пятидесяти киносценариев, книги "Школьникам о документальном кино". Режиссер документальных фильмов "Монахи. Диалог с историей", "Видимое и сокровенное. Кино и Церковь", "Вечные тайны", "Сказание о Высоцком монастыре", "Плащаница воскресшего Христа", "Страна Варламова", "Великий Мордвинов. Жизнь артиста", "Мне приснился снимок", «Блаженны кроткие», «Пустите детей приходить ко Мне». Член жюри и участник кинофестивалей, обладатель медали Сергия Радонежского второй степени ("во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви"), главного приза "Золотой витязь" на МКФ (за лучший сценарий), приза Ежегодного открытого российского кинофестиваля "Женщины кино" (за вклад в кинематограф) и многих других призов и дипломов.

С ней побеседовал журналист Г.Донаров замечательной Христианской газеты Севера России «Вера» (Сыктывкар 2000 год http://vera.mrezha.ru/357/9.htm):

«Для документального христианского кино в России нынешний год можно назвать юбилейным. Десять лет назад состоялся первый Всероссийский фестиваль православных фильмов. Тогда же была основана киностудия «Отечество», крупнейший производитель фильмов о жизни Русской Церкви. Ее создал замечательный режиссер Борис Карпов. Сегодня его уже нет в живых, и фестивали больше не проводятся, но православное кино осталось. В том числе благодаря жене Бориса Леонидовича – тоже видному кинодокументалисту Татьяне Карповой. В этот мой приезд в Москву много разговоров было о ее новой работе «Вечные тайны», посвященной православным чудесам. Отзывы тех, кто смог посмотреть картину, были восторженными. Премьера состоялась первого марта, зрителям не хватило мест, люди стояли в проходах. Об этой картине, истории православного кинематографа в России и задал я несколько вопросов режиссеру.

– Татьяна Михайловна, с чего началось у нас, в России, православное документальное кино?

– Я думаю, что с празднования тысячелетия крещения Руси, когда государство вынуждено было отказаться от откровенного богоборчества. И вдруг обнаружилось, что среди нас, документалистов, много верующих людей. Образовалось настолько сильное движение в кинематографе, что года через два мы уже смогли подвести первые итоги.

Первый Всероссийский фестиваль православного кино состоялся на Рождество 90-го года. Приехали документалисты из России, Белоруссии, с Украины – все три Руси были представлены. На следующих встречах появились фильмы из Грузии, Молдавии, Греции. Всего состоялось четыре фестиваля. Наши зрители открыли для себя мир православия, как Колумб Америку, – для многих это была неизвестная область бытия. Я помню те дни. Залы на тысячи мест были переполнены.

Нам тогда был отпущен Господом короткий срок, когда все благоприятствовало зарождению православного кино в России. Уже была свобода, но еще были деньги. Снимать фильмы о православии взялись многие, но те, чей интерес был данью моде, потом отсеялись. Остались только верные.

– Какие темы предпочитали в то время наши режиссеры?

– Запомнилась картина «Крепость неодолимая» Валентина Матвеева из Ленинграда о Кирилло-Белозерском монастыре и его хранителе Рыбине, не помню имени-отчества. Я получила приз за работу «Блаженны кроткие» о многодетных семьях верующих в селе Волое под Калугой. Сенсацию произвел фильм о войне «За други своя» Владимира Виноградова, режиссера Центрнаучфильма.

А главный приз – фигурку Сергия Радонежского, сделанную Вячеславом Клыковым, – получила картина «Под благодатным покровом». На протяжении 2 часов 10 минут в ней прослеживалась история Русской Церкви от крещения до наших дней, со всеми ее трагедиями, светлыми сторонами, рассказами о выдающихся личностях. Ее снял мой муж Борис Леонидович Карпов – человек, который считается основоположником русского документального кино и православного тоже.

С церковной темой Борис Леонидович был связан с 1968 года. Он тогда сделал фильм по заказу Патриархии «Русская Православная Церковь сегодня». Это и было, на мой взгляд, тем зерном, которое было брошено в землю и дало урожай в конце 80-х годов.

– Неужели в 60-е годы позволялось снимать картины о Церкви?

– Церковь стала заказывать фильмы с 1945 года, естественно, для внутреннего пользования. Все эти пленки хранятся сейчас в Патриархии – это бесценный материал. Все делалось, конечно, по согласованию с Советом по делам религии. Чудеса не рекомендовалось снимать, надо было стараться, чтобы картина не производила сильного впечатления на людей. То есть на чиновников, которые их смотрели. До рядового зрителя фильмы, как вы сами понимаете, не доходили.

– Если оглянуться назад на то, что было сделано в минувшие 12-13 лет, чего удалось добиться вам и вашим соратникам?

– Если говорить о нынешнем православном кинематографе – его главная заслуга, как мне кажется, в том, что создана целая портретная галерея сельских батюшек – этих самоотверженных людей, которым в тяжелейших условиях пришлось восстанавливать храмы и души. Мы создали положительного героя нашего времени и на все времена. Вспомним, что русская дореволюционная литература такого героя так и не нашла. Многие люди, наши современники, пришли в Церковь через кино. Оно доступно тем, кто стесняется идти в храм, где он боится встать не так, повернуться, спросить и нуждается в помощи на своем пути.

– Где можно увидеть эти фильмы?

– Я возглавляю сейчас Центр православного кино, мы два раза в месяц по средам в 6 вечера собираемся в Доме Ханжонкова, это бывший кинотеатр «Москва» на Триумфальной площади. Смотрим, обсуждаем. Приходят самые разные люди.

– Эти встречи – для москвичей, но Москва – это еще не вся Россия.

– Мы совершили уже около 30 поездок. Были в Перми, Братске, Йошкар-Оле, Екатеринбурге и многих других местах. Едем, как правило, вдвоем на 3-4 дня. Везем 6-7 картин, так чтобы каждый день показывать по одному полнометражному фильму и по одному или два короткометражному. Людей обычно собираются полные залы.

– Во сколько обходится такая поездка, я имею в виду практическую сторону вопроса, если, например, мы захотим вас пригласить?

– Проезд, гостиница, заказ кинокопий обходится нам примерно в 10-12 тысяч.

– Что из этих поездок вспоминается?

– В Пермь мы приехали, когда там был ажиотаж вокруг М-ского треугольника – аномальной зоны, где часто видели летающие тарелки, инопланетян. Атмосфера в городе была явно нездоровой. Мне один в зале сказал, что он не может смотреть христианские фильмы – ему начинает казаться, что он покрывается шерстью. Некоторые уходили из зала. Другие благодарили, целовали.

Одна женщина подошла плача, сказала, что всю жизнь занималась антирелигиозной пропагандой. И теперь поняла, что боролась всю жизнь с добром, обманывала людей. Несколько человек крестились после наших фильмов.

– Что за работы вы с собой возите?

– В основном картины киностудии «Отечество». Какие работы? Вот несколько названий. «Надеющиеся на Тя, да не погибнем» фильм Виктора Шкурко о новомучениках. «Царский путь. Тайна Распутина – опыт духовного исследования» Валерия Демина. Замечательную работу снял Сергей Ерофеев «И в поте лица твоего». В ней рассказывается об опыте жизни одной общины в Ярославской епархии. Там батюшка организовал общину – живут, учатся, работают вместе – пашут, косят, коров доят, вышивают, книги читают. Ученый-филолог пасет коров с плэйером, а в наушниках – французская речь. Ему нужно практиковаться, чтобы детей учить. Бывший бизнесмен трудится, недавно его рукоположили. Немец какой-то прибился, стал скотником, поваром, и так далее – очень своеобразные люди.

– А если говорить о ваших картинах?

– Из моих фильмов я беру с собой «Видимое и сокровенное – кино и Церковь», где собраны и осмыслены кинодокументы, имеющие отношение к Русской Церкви от начала века, времени появления первых кинокамер, и до 95-го года. В этой работе были использованы уникальные материалы, например, съемки Приамурского земского собора 22 года, который выступил за самодержавные основы русской государственности. Это был последний земский собор в русской истории. Впервые российский зритель увидит кадры со святителем Тихоном, на которых он освещает новый железнодорожный мост. Они были сняты в Ярославле в 1913 году и не были обозначены в архивах, мы вышли на них чудом.

– Я знаю, недавно вы закончили фильм о чудесах, о нем сейчас много говорят.

– Да, в «Вечных тайнах» говорится о чудесах, известных в православном мире. Съемки шли в Москве, Киеве, Серпухове, Иваново. Это рассказ о нетленных мощах, мироточивых главах, чудотворных иконах, например, о феномене образа Божией Матери «Призри на смирение». Он хранится в Киевском Свято-Введенском монастыре и отпечатался на стекле, которое его покрывало. Ученые безмолвствуют, не могут найти этому объяснения.

Но главное чудо, к нему мы подводим зрителя на протяжении всего фильма, – это причастие. Господь помог нам, и люди, давно верующие, после фильма говорили, что только теперь начали понимать по-настоящему, что такое причастие, какая тайна и какое чудо в нем заключены, плакали о том, как мало они достойны принимать в себя Тело и Кровь Христовы.

История создания «Вечных Тайн» долгая, непростая. Например, сюжета о серпуховской иконе «Неупиваемая чаша» не было поначалу в сценарии, который, кстати, и назывался по-другому: «Чудны дела Твои, Господи». Он получил главный приз в номинации «Сценарии» на фестивале «Золотой Витязь» и после этого два года лежал без движения – не было финансирования. И я уже начала думать, что мой сценарий так и останется литературой, но однажды поехала в Серпухов поклониться «Неупиваемой чаше». И когда я поняла, что должна о ней рассказать, раздается звонок, и мне сообщают, что Госкино начало перечислять деньги на проект.

Могу рассказать еще об одном моменте, которого тоже не было в сценарии. Часть съемок у нас должна была пройти за городом, чтобы запечатлеть пейзажи, рассветы, туманы. Так было задумано, оттенить этими кадрами истории о чудесах. Мы поселились в деревенском доме, крышу которого облюбовал вдруг белый голубь. Хозяева говорили, что никогда он у них прежде не жил и вообще здесь голуби редкость, удивлялись. Для меня это было совершенно явной подсказкой. Когда съемки закончились, голубь снова исчез. Но его образ проходит через весь фильм.

Чувство, что Господь помогает, что-то подсказывает, сохранялось у меня на протяжении всей работы над этой картиной. Без этой помощи не было бы «Вечных тайн» и других моих фильмов. Да и православного кино не было бы. На фестивалях мы не нужны, критики, кинобомонд нас не замечают. Им это просто не интересно, прошла мода, и христианство стало для этих людей вчерашним днем. А Господь нам помогает. И зрители любят. Большего стыдно желать».

До чего же достойная женщина и самоотверженная деятельница и, конечно, талантливая  в своей профессии – Татьяна Михайловна Карпова. Она нашла себя, она испытала счастье быть рядом с мужем-единомышленником, она пережила его кончину, она продолжает его дело и вносит свой весьма существенный творческий вклад в православный кинематограф.


В избранное