Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Китайцы – за соборную мораль

В современном глобализирующемся мире какая может быть общечеловеческая мораль, кроме Правой Веры? Эрзацы или быстро приедаются, или ведут куда-нибудь не туда, в сторону от главного бытийно-экзистенциального порыва человека к субъектности. А традиционные системы морали (религиозные или идеологические) – пусть они в принципе хороши – ныне нуждаются в обновлении, в более «приземленной» трактовке. А это значит – опять-таки обращаться к Правой Вере.

Марксистско-коммунистическая система ценностей вроде бы неплохая, ибо предполагает субъектность для всех («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»), однако «моральный кодекс» коммунизма подвис из-за обнаружившегося разлада с коммунистической практикой. В нашей стране этот кодекс рухнул вместе с коммунизмом, а в коммунистическом Китае сильно ослаб, что тоже создало духовно-нравственный вакуум. Его попыталась заполнить, причем с огромным успехом, небезызвестная секта Фалуньгун (http://www.faluninfo.ru/). Китайским коммунистам потребовалось дать ответ более или менее адекватный и обратить серьезное внимание на укрепление духа китайцев, учитывая новую концепцию «трех представительств» и вовлечения в управление национал-капиталистов.

И вот газета «Московский комсомолец» 6 апреля 2006 года под рубрикой «Ну вы даете!» опубликовала заметку Андрея Яшлавского «С коммунистическим куплетом: В Китае светлое будущее строят стихами» (http://www.mk.ru/numbers/2116/article72922.htm):

 «В не такое уж далекое время словосочетание “Моральный кодекс строителя коммунизма” было известно практически каждому советскому человеку. Но вряд ли многие вспомнят сегодня, о чем в этом кодексе говорилось. В Китае, где у власти находится самая массовая в мире компартия, позаботились о лучшей усвояемости морального кодекса партийцев.

В своде, называемом по-китайски Ba rong, ba chi (что означает “Восемь честных и восемь бесчестных дел”), основные принципы жизнедеятельности коммунистов приведены вкратце. Так, очевидно, лучше воспринимается. А для большей запоминаемости перечень хороших и плохих дел зарифмован. Вот перечень заповедей:

     ∙ Люби страну; вреда не причиняй.
     ∙ Служи народу; услуг плохих ему не делай.
     ∙ Науке следуй; невежество гони.
     ∙ Настойчивым будь; праздности - нет.
     ∙ Едиными будьте, другим помогай; на бедах других капитала не наживай.
     ∙ Честным будь и надежным; выгод от этики не ищи.
     ∙ Дисциплину и закон соблюдай; хаос и беззаконие порицай.
     ∙ Живи просто в суровой борьбе; барахтанье в роскоши не нужно тебе».

Вроде всё правильно и соборно, но как-то жиденько. До «протестантской этики» далеко. Нет фанатизма и страсти к самопожертвованию, без которых какая же мобилизация человека и народа. Вот в Правой Вере – бытийно-экзистенциальные мотивации. А моральный кодекс в китайско-коммунистическом исполнении все же похоже на эрзац.

Хань Цинзян, профессор из Центральной партийной школы, объяснил агентству Синьхуа, что надобность в своде моральных предписаний для китайских коммунистов давно назрела, поскольку в условиях, когда страна находится на переходном этапе развития, многие партийцы потеряли верное направление и не делают различий между правильным и неправильным, честным и бесчестным.

«Подмечено верно, - пишет Андрей Яшлавский. - Даже со стороны непонятно: что же именно строят в Китае? Социализм с капиталистическим лицом? Или наоборот - капитализм в социалистической одежке? Видать, надежда осталась только на то, что восемь куплетов на тему “Что такое хорошо и что такое плохо” помогут исправиться дезориентированным товарищам».

Ирония уместна, хотя товарищи стараются, и слава Богу. Поскольку без обращения к Правой Вере далеко не уедешь,то Фалуньгун пока, по-моему, остается привлекательнее для китайцев, стремящихся к субъектности, чем очередной казенный текст. Вообще ни один светский изм ныне не способен по-настоящему подвигнуть субъектного человека к соборности. Религии и секты намного убедительнее. Но религий и сект много, а Правая Вера – одна.


В избранное