Умирая в национальном, этническое придает ему самобытность
В Коммунистическом Китае - грандиозные торжества в честь прапредка китайцев, Желтого Императора (Хуан-ди). Китайцы на глазах превратились в нацию. Если советские русские не могли стать нацией, поскольку их лишили самодостаточной собственности, и поэтому Советский Союз столь легко пал, то коммунистические китайцы поняли ключевую роль экономической самодостаточности и смогли взрастить "критическую массу" низовых хозяев-предпринимателей, базис нации. Нынешняя доктрина Коммунистической
партии Китая о "трех представительствах" стала официальным признанием важнейшей роли национального капитала в жизни страны, а фактически - свидетельством рождения китайской нации в КНР. Нация из нищих - оксюморон. Нация - всегда из экономически-самодостаточных (богатых). Ибо нация, как и демократия - это форма сосуществования людей, обладающих субъектностью, а субъектность не присуща нищим, занятым заботами о животном выживании.
Характерно, что под каким бы "измом" ни рождалась
нация, она, даже если в революционном процессе своего рождения отрицает традиционное этническое и обычно ведет с ним Kulturkampf, тем не менее после своего рождения осваивает этническое наследство и дает ему новую жизнь, в свою очередь приобретая через новое рождение этнического свою традиционно-окрашенную самобытность. Так зерно не родится заново и не станет хлебом насущным, если прежде не умрет, брошенное в лоно истории.
И вот в эти дни молодая новорожденная китайская нация, оставаясь коммунистической
и не проклиная эпоху своей Kulturkampf (Великой пролетарской культурной революции), закономерно обратилась к началу своих этнокультурных начал - к мифологизированному прапредку Хуан-ди.
Напомню, что в апреле 2002 года был найден метеорит, якобы убивший "Желтого императора Китая". Возраст его составляет около 5000 лет. Он найден вблизи мавзолея Хуан-ди в округе Хунлинь провинции Шаньси (северо-восточный Китай). Открытие было сделано в ходе раскопок на месте легендарного древнего города Хунлинь,
известного по историческим источникам и фольклору. Согласно легенде, этот город, являвшийся столицей так называемой страны "Желтого императора", уничтожили девять драконов.
Местные сказания приписывают "Желтому императору" изобретение телеги и лодки. Его диалоги легли в основу первого китайского медицинского трактата — "Каноны медицины Желтого императора". Правление "Желтого императора" некоторые исследователи относят к периоду 2697 — 2597 до нашей эры, в
конце которого, по преданию, за 110-летним императором явились девять драконов и унесли на небо. Руководитель экспедиции в Хунлинь Ли Янчжун сообщил, что деформированный при столкновении с земной поверхностью метеорит имеет ширину 82 см и длину 21 см.
Хуан-ди («жёлтый предок», «жёлтый государь», «жёлтый император») - в древнекитайской мифологии культурный герой. Возможно, что Хуан-ди как «жёлтый государь» есть относительно более поздняя интерпретация омонимического сочетания Хуан-ди, означающего
«блестящий (испускающий свет) государь», «августейший правитель» (точка зрения китайских исследователей Юань Кэ, Ду Эр-вэя). Вместе с тем Хуан-ди считался олицетворением магических сил земли, отсюда его связь с желтым цветом лёссовых почв. Высказывались предположения, что Хуан-ди связан с тотемами медведя (Юань Кэ), цзяо, «червь», «вид дракона» (Люй Чженьюй), юань, «большая черепаха», «драконоподобная ящерица» (Ли Янь). По мнению японского учёного Мори Ясутаро, культ Хуан-ди первоначально сложился у рода Чэнь,
где Хуан-ди почитался в качестве драконоподобного божества грома. В различных описаниях Хуан-ди в сочинениях рубежа нашей эры есть черты, роднящие его с драконом, как одним из основных тотемов предков китайцев.
Считается, что родовой фамилией Хуан-ди была Гуньсунь, его имя - Сянь-юань (от сянь, «колесница», и юань, «оглобля»). Возможно, что в этом имени зафиксирован один из подвигов Хуан-ди - изобретение колесницы. Некоторые учёные, однако, видят здесь связь с астральными представлениями о Хуан-ди
как о созвездии, напоминающем большую колесницу (В. Мюнке, Берлин). Я связываю Хуан-ди с индоевропейцами евразийских степей, первыми изобретателями лошади и колесницы. Экспансия индоевропейцев-евразийцев в Китай и Японию объясняет многие особенности китайской и японской культур, о чем подробнее сказано моими товарищами в книге "Искусство стран Востока" (я был составителем, мой учитель Лев Николаевич Гумилев - куратором авторского коллектива и автором Вводной статьи "Художественное наследие народов
древнего Востока" /стр. 5-19/).
По преданию, Хуан-ди был зачат от луча молнии, а родившись, сразу начал говорить. Хуан-ди был высокого роста (более девяти чи - около трех метров), имел лик дракона, солнечный рог, четыре глаза или четыре лица. Четырёхглазость или четырёхликость Хуан-ди может быть истолкована как отражение четырёхчленной модели мира, характерной для древнекитайской мифологии. Вместе с тем четырёхглазость Хуан-ди, возможно, указывает на изначально шаманский характер этого образа
(связь с четырёхглазой шаманской маской древних китайцев). По системе представлений, сложившихся к 6 в. до н. э., Хуан-ди- один из пяти богов, правителей сторон света - божество центра, фактически верховное небесное божество. Вероятно, здесь произошла контаминация образа первопредка Хуан-ди с образом безымянного верховного владыки Шан-ди. Одновременно земная столица Хуан-ди как верховного божества стала локализоваться в священных горах Куньлунь.
Хуан-ди приписывается изобретение топора, ступки,
лука и стрел, платья и туфель. Он научил людей отливать колокола и треножники, бурить колодцы, мастерить телеги и лодки, некоторые музыкальные инструменты (считалось, что он сделал чудесный барабан из шкуры бога грома). С его именем традиция связывает также продолжение деятельности Шэнь-нуна по определению лекарственных свойств растений и начало врачевания и медицины как науки (первый медицинский трактат Древнего Китая назван «Хуан-ди нэй цзин» - «Книга Хуан-ди о внутреннем»).
Согласно мифологическим
преданиям, сподвижник Хуан-ди по имени Цан-цзе изобрёл иероглифическую письменность, а Жун Чэн создал календарь. По некоторым источникам, Хуан-ди первый установил различия в одежде для мужчин и женщин («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.). Хуан-ди был искусен во владении копьём и щитом и собирался покарать всех правителей, не явившихся к нему с данью. Однако, узнав о его намерениях, все пришли с дарами. Один только правитель юга - бог солнца Янь-ди (по некоторым версиям, брат Хуан-ди) не пожелал подчиниться. Тогда
Хуан-ди собрал тигров, барсов, медведей и других хищных зверей и сразился с Янь-ди под Баньцюань. Хуан-ди вышел победителем. В философских текстах эта война интерпретировалась как война между дождём, водой и огнём (Хуан-ди - вода, Янь-ди - огонь, «Люй-ши чуньцю» - «Вёсны и осени Люя», 3 в. до н. э.), что, возможно, отражает древнейшие мифологические воззрения.
После победы над Янь-ди непокорённым остался лишь один Чи-ю, потомок Янь-ди, которого Хуан-ди победил в битве при Чжолу и казнил.
Хуан-ди никогда не пребывал в покое, он расчищал горные склоны для посевов, прокладывал дороги. Хуан-ди женился на Лэй-цзу, которая стала его старшей женой и родила ему двух сыновей - Сюань-сяо и Чан-и. Всего от разных жён у Хуан-ди было 25 сыновей, 14 из них стали основателями новых родов.
В историзованной традиции Хуан-ди почитался как мудрый правитель, наследовавший Шэнь-нуну и правивший будто бы с 2698 по 2598 до н. э. С Хуан-ди как с первого «реального» правителя начинает свои «Исторические
записки» Сыма Цянь.
По некоторым легендам, Хуан-ди жил 300 лет. В конце его жизни на земле появились единорог (цилинь) и феникс (фэнхуан) - знак мудрого правления. По одной версии [«Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Критические суждения») Ван Чуна, 1 в. н. э.], Хуан-ди в конце жизни собрал медь на горе Цзиншань и отлил треножник. Когда работа была закончена, с неба спустился дракон. Хуан-ди ухватился за его ус, сел верхом и улетел в небеса.
По даосским версиям, Хуан-ди постиг дао, сделался
бессмертным и улетел на драконе. Сподвижники Хуан-ди стреляли в дракона из луков, думая заставить его опуститься, но не добились успеха («Хуайнань-цзы»).
Считается, что Хуан-ди погребён на горе Цяошань в провинции Шэньси. Однако, по даосским преданиям, в могиле погребена лишь одежда Хуан-ди, которая осталась после того, как он, сделавшись бессмертным, вознёсся на небо («История династии Хань» Бань Гу, Хань шу, 1 в. н. э.). В средние века даосы почитали Хуан-ди как одного из зачинателей своего учения
(наряду с Лао-цзы), в народе Хуан-ди чтили как божество планеты Земля (или Сатурн), как бога - покровителя портных (по другой версии, - бога архитектуры), а также как одного из богов медицины (наряду с Фу-си и Шэнь-нуном).
Самое же главное - Хуан-ди заложил "код жизни", по которому с тех пор жил китайский народ (этнос). В эпоху глобализации и стандартизации наступил момент приспособить этот "код" к потребностям китайской нации как субъекта современной истории, претендующего на
лидерство в мире.