Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Троичность в прикладной эсхатологии (тезисно)

Легко запрограммировать сущее, но не бытие. Овладеть бытием можно лишь через саможертвоприношение. Это я понимаю нутром. Саможертвоприношение свершается не совсем так, как репетируется на Голгофе, когда Сын Человеческий одиноко ныряет в бездну Ничто. Нет, в Ничто страстно-воляще вторгается Сплот Правоверных, как община старообрядцев в своих самосожжениях-холокостах (вот слова проповедников самосожжений, обращенные к сторонникам "огненной смерти": "... да не отлучимся правыя веры, яко ныне время антихристово есть, а инако спастися отнюд не возможно"). Выныривает в новом Начале не одно, а многое - Элохим (Аллах), что в переводе с древнееврейского означает "множество высших сил". Элохим предстает Богом-Творцом, в русском переводе Торы он обозначается термином "Всесильный"

"В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а Дух Всесильного парил над водою" (Брейшит 1:1-2). Соответствующие слова синодального перевода Ветхого Завета гласят: "В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою" (Бытие 1:1-2).

Бытиеполагание - над этим билась мысль Хайдеггера в докладе "Время и Бытие", прочитанном 31 января 1962 года во Фрайбургском университете. Все нужные комментарии к этому докладу, в том числе о смысле Ereignis и видах трансцендирования, уже мной составлены. Практически всё упирается в Словострел (отсылаю к своим работам на сайте www.heidegger.ru).

Словострел задает "интенциональность" воли, преодолевающей Ничто и творящей Начало после "сингулярности" Конца. Эта исходная интенциональность, полагающая бытие сущего, обретается в саможертвоприношении, то есть в апокалиптическом откровении "заклания Агнца" (технически в Словостреле, пике Постава-Gestell). В христианской догматике этот момент Ereignis соответствует Духу Святому.

Программирование Начала сквозь Ничто, в которое Бытие низвергается в Конце, предполагает как софт, так и хард. Софт - это то, что Жак Деррида передает термином arche-ecriture, который в рамках его грамматологии истолковывается как Архе-программа сущего (а в русской философии софт предстает как София). Что касается харда, то он сопряжен с водами Лете, с доначальным "водным Хаосом".

Порождает космос из хаоса, извлекая сущее из Ничто - именно Дух Святой. А Бог-Отец и Бог-Сын имплицитно содержатся в триединстве интенционирующей воли, софта и харда. Раскрываются они и вступают в отношения и предстают Святой Троицей лишь после сотворения человека в конце шестого дня творения и позднее, хотя Святая Троица изначально определяет код Бытия и Времени, то есть предвечна и вечна.

Небо как простор пребывания Царства Небесного и земля как завод-сборная площадка творения сопряжены и потому одновременны. Небо как командный пункт имеет некоторое иерархическое первенство над землей, но земля как лоно рождения сущего - первоисходна. То, что понимается как земля, видоизменяется в процессе творения. И небо - тоже. "И сказал Всесильный: "Да будет пространство посреди воды и отделяет оно воду от воды". И создал Всесильный пространство, и разделил между водою, которая под протсранство, и между водою, которая над пространством; и стало так. И назвал Всесильный пространство небом" (Брейшит 1:6-8). Русская Библия передает "пространство" - словом "твердь". Так было в "день второй".

Третий день творения: "И сказал Всесильный: "Да стекается вода, что под небом, в одно место, и да явится суша"; и стало так. И назвал Всесильный сушу землею, а стечение вод назвал морями. И увидел Всесильный, что это хорошо" (Брейшит 1:9-10).

В греческой мифологии тоже преобразовывались небо и земля, и разным фазам земли соответствовали разные мифические названия: сначала Гея, затем Рея, а позднее Гера. Гесиод в "Теогонии" сообщает:

Прежде всего во вселенной
Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса. Ночь же
Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Гея же прежде всего родила себе равное ширью
Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов многотонных;
Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,
Шумное море бесплодное, Понт.
А потом, разделивши Ложе с Ураном, на свет
Океан породила глубокий, Коя и Крия, еще -
Гипериона и Напета, Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчанную Фебу и милую видом Тефию.
После их всех родился, меж детей наиболе ужасный, Крон хитроумный.
Отца многомощного он ненавидел.
Также Киклопов с душою надменною Гея родила,-
Счетом троих, а по имени - Бронта, Стеропа и Арга.
Молнию сделали Зевсу-Крониду и гром они дали.
Были во всем остальном на богов они прочих похожи,
Но лишь единственный глаз в середине лица находился:
Вот потому-то они и звались "Круглоглазы", "Киклопы",
Что на лице по единому круглому глазу имели.
А для работы была у них сила, и мощь, и сноровка.
Также другие еще родилися у Геи с Ураном
Трое огромных и мощных сынов, несказанно ужасных,-
Котт, Бриарей крепкодушный и Гиес - надменные чада.
Целою сотней чудовищных рук размахивал каждый
Около плеч многомощных, меж плеч же у тех великанов
По пятьдесят поднималось голов из туловищ крепких.
Силой они неподступной и ростом большим обладали.
Дети, рожденные Геей-Землею и Небом-Ураном,
Были ужасны и стали отцу своему ненавистны
С первого взгляда. Едва лишь на свет кто из них появился,
Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель,
Не выпуская на свет, и злодейством своим наслаждался.
С полной утробою тяжко стонала Земля-великанша.
Злое пришло ей на ум и коварно-искусное дело.
Тотчас породу создавши седого железа, огромный
Сделала серп и его показала возлюбленным детям
И, возбуждая в них смелость, сказала с печальной душою:
"Дети мои и отца нечестивого! Если хотите
Быть мне послушными, сможем отцу мы воздать за злодейство
Вашему: ибо он первый ужасные вещи замыслил".
Так говорила. Но, страхом объятые, дети молчали.
И ни один не ответил. Великий же Крон хитроумный,
Смелости полный, немедля ответствовал матери милой:
"Мать! С величайшей охотой за дело такое возьмусь я.
Мало меня огорчает отца злоимянного жребий
Нашего. Ибо он первый ужасные веши замыслил".
Так он сказал. Взвеселилась душой исполинская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлег он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась. Сначала подплыла к Киферам священным,
После же этого к Кипру пристала, омытому морем.
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою -
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой,
"Пенорожденной", еще "Кифереей" прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому что родилась из пены.
А Кифереей зовут потому, что к Киферам пристала,
"Кипророжденной",- что в Кипре, омытом волнами, родилась.
К племени вечных блаженных отправилась тотчас богиня.
Эрос сопутствовал деве, и следовал Гимер прекрасный.
С самого было начала дано ей в удел и владенье
Между земными людьми и богами бессмертными вот что:
Девичий шепот любовный, улыбки, и смех, и обманы,
Сладкая нега любви и пьянящая радость объятий.
Детям, на свет порожденным Землею, названье Титанов
Дал в поношенье отец их, великий Уран-повелитель.
Руку, сказал он, простерли они к нечестивому делу
И совершили злодейство, и будет им кара за это.
Ночь родила еще Мора ужасного с черною Керой.
Смерть родила она также, и Сон, и толпу Сновидений.
Мома потом родила и Печаль, источник страданий,
И Гесперид,- золотые, прекрасные яблоки холят
За океаном они на деревьях, плоды приносящих.
Мойр родила она также и Кер беспощадно казнящих.
[Мойры - Клофо именуются, Лахесис, Атропос. Людям
Определяют они при рожденье несчастье и счастье.]
Тяжко карают они и мужей и богов за проступки,
И никогда не бывает, чтоб тяжкий их гнев прекратился
Раньше, чем полностью всякий виновный отплату получит.
Также еще Немезиду, грозу для людей земнородных, С
трашная Ночь родила, а за нею - Обман, Сладострастье,
Старость, несущую беды, Эриду с могучей душою.
Грозной Эридою Труд порожден утомительный, также Голод,
Забвенье и Скорби, точащие слезы у смертных,
Схватки жестокие, Битвы, Убийства, мужей Избиенья,
Полные ложью слова, Словопренья, Судебные Тяжбы,
И Ослепленье души с Беззаконьем, родные друг другу,
И, наиболее горя несущий мужам земнородным,
Орк, наказующий тех, кто солжет добровольно при клятве.
Понт же Нерея родил, ненавистника лжи, правдолюбца,
Старшего между детьми. Повсеместно зовется он старцем,
Ибо душою всегда откровенен, беззлобен, о правде
Не забывает, но сведущ в благих, справедливых советах.
Вслед же за этим Тавманта великого с Форкием храбрым
Понту Земля родила, и прекрасноланитную Кето,
И Еврибию, имевшую в сердце железную душу.
Многожеланные дети богинь родились у Нерея
В темной морской глубине от Дориды прекрасноволосой,
Дочери милой отца-Океана, реки совершенной.
Дети, рожденные ею: Плото, Сао и Евкранта,
И Амфитрита с Евдорой, Фетида, Галена и Главка,
Дальше - Спейо, Кимофоя, и Фоя с прелестной Галией,
И Эрато с Пасифеей и розоворукой Евникой,
Дева Мелита, приятная всем, Евлимена, Агава,
Также Дото и Прото, и Феруса, и Динамина,
Дальше - Несся с Актеей и Протомедея с Доридой,
Также Панопейя и Галатея, прелестная видом,
И Гиппофоя, и розоворукая с ней Гиппоноя,
И Кимодока, которая волны на море туманном
И дуновения ветров губительных с Киматолегой
И с Амфитритой прекраснолодыжной легко укрощает.
Дальше - Кимо, Эиона, в прекрасном венке Галимеда,
И Главконома улыбколюбивая, Понтопорея,
И Леагора, еще Евагора и Лаомедея,
И Пулиноя, а с ней Автоноя и Лиспанасса,
Ликом прелестная и безупречная видом Еварна,
Милая телом Псамата с божественной девой Мениппой,
Также Несо и Евпомпа, еще Фемисто и Проноя,
И, наконец, Немертея с правдивой отцовской душою.
Вот эти девы, числом пятьдесят, в беспорочных работах
Многоискусные, что рождены беспорочным Нереем.
Дочь Океана глубокотекущего, деву Электру
Взял себе в жены Тавмант. Родила она мужу Ириду
Быструю и Аэлло с Окипетою, Гарпий кудрявых.
Как дуновение ветра, как птицы, на крыльях проворных
Носятся Гарпии эти, паря высоко над землею.
Граий прекрасноланитных от Форкия Кето родила.
Прямо седыми они родились. Потому и зовут их
Граями боги и люди. Их двое,- одета в изящный
Пеплос одна, Пемфредо, Энио же, другая,- в шафранный.
Также Горгон родила, что за славным живут Океаном
Рядом с жилищем певиц Гесперид, близ конечных пределов
Ночи: Сфенно, Евриалу, знакомую с горем Медузу.
Смертной Медуза была. Но бессмертны, бесстаростны были
Обе другие. Сопрягся с Медузою той Черновласый
На многотравном лугу, средь весенних цветов благовонных.
После того как Медузу могучий Персей обезглавил,
Конь появился Пегас из нее и Хрисаор великий.
Имя Пегас - оттого, что рожден у ключей океанских,
Имя Хрисаор - затем, что с мечом золотым он родился.
Землю, кормилицу стад, покинул Пегас и вознесся
К вечным богам. Обитает теперь он в палатах у Зевса.
И Громовержцу всемудрому молнию с громом приносит. Э
тот Хрисаор родил трехголового Герионея,
Соединившись в любви с Каллироею Океанидой.
Герионея того умертвила Гераклова сила
Возле ленивых коров на омытой водой Ерифее.
В тот же направился день к Тиринфу священному с этим
Стадом коровьим Геракл, через броды пройдя Океана,
Орфа убивши и стража коровьего Евритиона
За Океаном великим и славным, в обители мрачной.

Как видим, у греков Гея-Земля рождает Урана-Небо, но на самом деле пара Небо-Земля гермафродитична или андрогенна, они "хронологически" одинаковы, хотя при матриархате выпячивалась роль Земли, а патриархат акцентировал первенство Неба. Эта историческая переменчивость ролей нашла следующее изящное решение в Священном Писании, когда как бы мельком Земля ставится вперед Неба:

"И завершены были небо и земля и весь сонм их. И завершил Всесильный в седьмой день дело свое, которое он созидал, и почил в день седьмой от всего произведения своего, которое он созидал... Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время созидания Богом Всесильным земли и неба" (Брейшит 2:1-4).

Интенциональность Духа Божьего проявляется в бутстрепе софта и в становлении харда. После сотворения человека (смотри мою работу "Три Адама") "очеловечились" и все три ипостаси предвечной Троицы. А ныне, в преддверии сознательно-готовящегося Конца и программирования Начала, эта ключевая троичность наполняется конкретным содержанием. Софт харда предстает как Богородица, а Сплот Правоверных - как Бог-Отец Небесный нового Начала. Что касается Бога-Сына, то Он - Сын Человеческий, Адам земной. Но именно от Сына - Сплот. И прав шведский духовидец Эмануэль Сведенборг - "человек есть рассадник небес".

Бог в триединстве интенциональности, софта и харда является Словом - "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Иоанн 1:1-5).

Прикладная эсхатология "снимает" догму Filioque. Православная формула гласит - "Дух Святой от Отца через Сына". Это - формула Конца. А католическое Filioque гласит - "Дух Святой от Отца и Сына". Это - формула Начала. Когда мы полагаем Круг Времени - то Конец смыкается с Началом, и догма преодолевается.


В избранное