Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Братья Вачовски предчувствуют Сплот Правоверных. 1

Если кинотрилогия братьев Ларри и Энди Вачовски «Матрица» предвещала Правую Веру, то новый их фильм «V значит вендетта» (V for Vendetta), на мой взгляд, предчувствует Сплот Правоверных (http://wwws.ru.warnerbros.com/vforvendetta/photos.html). Идея-тема их фильмов схожа – десубъектизации людей противостоит ничтожное меньшинство субъектных, которые призваны ре-волюционизировать косность сущего, по-вернуть стрелу Времени.

Спасителем в кинотрилогии «Матрица» предстает Нео, вскармливаемый Сопротивлением Сиона, а как бы реинкарнацией Нео в фильме «V for Vendetta» предстает некто V, сеющий Восстание Сплота.

Творения братьев Вачовски – многомерные мифы-иносказания-метафоры, и у них больше созвучий с нынешними российскими реалиями, чем с американо-английским антуражем. Ибо десубъектизация проводится целенаправленно именно над нами, тогда как на Западе её семя лишь может прорасти в лоне тотальной социализации, подавляющей субъектность, как видим по событиям во Франции. Впрочем, на эту тему написаны горы книг, не всем дано выдержать бремя субъектности, подавляющее сытое или голодное большинство всегда предпочитает ту или иную «матрицу» («коммунистическую», «неолиберальную», «националистическую»). И лишь единицы, как Иисус Христос, бросают вызов мертвящей инерции и низводят Огонь на Землю, своей саможертвенной смертью попирая смерть в Воскресении-Обновлении Бытия.

Чудовищный взрыв «сверхновой звезды» субъектности на заре Нового Времени проявился прежде всего в осознании равнобожия человека, в гуманизме Итальянского Кватроченто. В нём – зародыш всех четырех главных «измов» модерна, в том числе, наряду с либерализмом, коммунизмом и национализмом, также «изма» анархизма. Литература открыла-исследовала типы субъектных людей Нового Времени – Фауст, Дон-Кихот, Гамлет и ряд других героев. В жизни в те революционные десятилетия действовали олицетворения всех четырех «измов». Одним из субъектных деятелей Англии был прообраз V – протоанархист Гай Фокс.

Гай /Гвидо, Ги/ Фокс /Guy, Guido Fawkes/ (13 апреля 1570 – 31 января 1606) - английский дворянин-католик, самый знаменитый участник Порохового заговора против английского и шотландского короля Иакова I в 1605 году. В заговоре участвовали 13 человек. 32 бочки с порохом заложили в винный погреб под Верхней палатой парламента Англии (Палата Лордов). Именно Гаю Фоксу было поручено зажечь фитиль. Заговорщики ожидали дня пленарного заседания, на котором должен был присутствовать король.. Однако чем больше людей вводилось в курс дела, тем больше увеличивалась угроза срыва операции, и анонимное письмо, адресованное католику Лорду Монтиглу, предостерегающее его держаться подальше от здания Парламента в момент его открытия, принесло полный крах всему плану. В ночь с 4-го на 5-ое ноября Фокс был схвачен в винном погребе, арестован и представлен королю. Подвергнутый пыткам по прямому указанию короля, Фокс выдал своих сообщников, которые были также вскоре задержаны и преданы суду. Фокс был четвертован, имя же его увековечено в песнях и в названиях различных празднеств. Так, «Ночь Гая Фокса» до сих пор отмечается во многих англоязычных странах 5 ноября. Слово guy стало обозначать чучело Фокса, сжигаемое в годовщину заговора, затем чучело вообще, затем плохо одетого человека, и наконец (в разговорном американском английском) - любого молодого человека, парня.

Как бы эпиграфом к фильму братьев Вачовски стали слова народной детской песенки “Remember, remember, the fifth of November”:

Запомнишь навек ноября пятый день,
Весь ужас, что в дне том таился,
И пороха привкус, который как тень
В умах всех людей отложился.

Действие фильма разворачивается в тоталитарной Британии на фоне футуристических ландшафтов, а рассказ в нем идет об истории девушки из рабочего класса по имени Иви, которую спасает от смертельной опасности со стороны опричников-«правоохранителей» режима таинственный незнакомец в маске, известный как «V».

V – начитанный и выделяющийся из толпы, нежный и образованный, при этом человек, считающий своим долгом освободить от терроризирующего контроля своих сограждан, которые оказались загнанными в угол беспомощности. А еще он резкий, мстительный, жестокий одинокий путник, движимый по жизни идеей кровной мести.

Пытаясь избавить англичан от коррупции и жестокости государства, V выносит суровый приговор правящей верхушке и призывает сограждан выступить против Парламента в ночь на 5-ое ноября, в день Гая Фокса. Движимый духом возмездия, памятуя о том дне, V решает осуществить давний план Фокса - все-таки взорвать здание Парламента.

Перед Иви открывается мистическое прошлое V и многое из жизни ее собственной семьи. И она становится союзником V – только Революция может и должна вернуть свободу и правосудие обществу, погрязшему в жестокости и коррупции.

Режиссер Джеймс МакТейг позиционирует фильм «V значит вендетта» прежде всего как политический триллер, в котором центральное место отводится мрачному и противоречивому герою. «С одной стороны, V – альтруист, искренне верящий, что ему удастся изменить жизнь общества, а с другой – человек, способный убить каждого перешедшего ему дорогу».

Авторы сценария братья Вачовские вместе с режиссером Джеймсом МакТейгом находились под впечатлением от таких кинопроизведений, как предельно реалистическая лента «Битва за Алжир» (1965), «Заводной апельсин» Стенли Кубрика, экранизации романов Джорджа Оруэлла «1984» и Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» или лента Линдсея Андерсона «Если…». Фильм «V значит вендетта» предупреждает об опасности коррупции, тотального контроля, манипуляций и репрессий, исследуя страшные стороны экстремизма – со стороны государства, злоупотребляющего властью, или же человека, берущего закон в свои руки.

«Фильм «V значит вендетта» – весьма многогранен, – говорит его продюсер Джоел Сильвер, чья долгая и внушающая уважение карьера включает плодотворную работу над легендарной трилогией «Матрица» и такими экшн-фильмами, как «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Хищник». – Фильм можно рассматривать просто как динамичную экшн-картину, или же зрители могут погрузиться более глубоко в идеи, касающиеся ответственности каждого за власть, которой он наделяет свое правительство, понять, какие методы необходимы и допустимы для уничтожения тирании. Он поднимает множество животрепещущих вопросов, но не дает на них однозначных ответов».

Картина снята по мотивам графического романа с одноименным названием “V for Vendetta” /«V значит вендетта»/, впервые появившимся в ежемесячном журнале комиксов “Warrior /Воин/” в 1981 году и в дальнейшем ставшим культовым. Созданный автором текста Аланом Муром и художником Дейвидом Ллойдом, он был опубликован в 26 номерах, прежде чем журнал прекратил свое существование, оставив читателей теряться в догадках относительно дальнейшего развития сюжета. По прошествии пяти лет Мур и Ллойд завершили работу над собственным детищем и в 1989 году представили его уже в полной версии графического романа, на этот раз под маркой издательства «DC Comics».

Действие фильма разворачивается в будущем, в котором все же можно заметить черты современного Лондона. На Ллойда и Мура в значительной степени повлияло время, в котором они сами жили. «Наше отношение к ультра-консервативному подходу правления Маргарет Тэтчер стало одной из ведущих мотивировок создания «Вендетты», – объясняет Ллойд. – Крах этой системы явился, наверное, главной причиной возникновения образа V».

Некоторые главы романа повествуют о политических и этических аспектах жизни и их уместности в современном мире. «Главной мыслью романа является то, что каждый гражданин от рождения обладает свободой воли, а также правом – даже обязанностью – противостоять тем, кто навязывает ему идеи конформизма, – комментирует Ллойд. – Противостояние V, в частности, выражается в прямой атаке на государственные структуры и уничтожении тех, кто поддерживает существующий режим. Поэтому это не только история о сопротивлении злостной тирании, но и рассказ о самом терроризме и о том, можно ли вообще его контролировать, – именно в этом нам и предстоит разобраться, чтобы решить данную проблему в реальной жизни».

Энди и Ларри Вачовски, будучи преданными поклонниками романа Мура и Ллойда, впервые написали сценарий по мотивам этого романа еще до того, как приступили к титаническому труду – созданию трилогии «Матрица». После выхода в свет второй и третьей частей легендарной трилогии братья Вачовски вновь обратились к сценарию «Вендетты» и рассказали о нем своему ассистенту Джеймсу МакТейгу, с которым работали над всеми тремя частями «Матрицы». В то время МакТейг занимался рекламными роликами и подумывал о том, чтобы перейти к художественному кино.

«Мы как раз заканчивали работу над «Матрица: Революция», когда Энди и Ларри показали мне сценарий «Вендетты», – вспоминает МакТейг. Заинтригованный темой графического романа, он поделился с Вачовски идеями о возможности его экранизации в текущей политической ситуации: «Нам казалось, что роман был почти пророческим в отношении политического климата на тот момент. Это был яркий пример того, что может произойти, если правительство подавляет управляемое им общество вместо того, чтобы быть гласом народа. Думаю, не ошибусь, сказав, что такие вещи обычно происходят, когда политические лидеры перестают прислушиваться к людям».

Вновь обратившись к сценарию, братья Вачовски внесли некоторые изменения в его оригинальный вариант. По словам МакТейга, «оригинальная версия была действительно хороша, но тогда сценарий был бы точным пересказом романа. Мы подумали, что неплохо было бы переместить действие романа чуть ближе к современности, при этом оставляя в нем след 90-х и возможность обнаружить и в 2020 году что-то из нашей сегодняшней жизни».

Среди других ключевых изменений были некоторые упрощения в сюжете, которые, в первую очередь, касались предыстории Иви. «Графический роман довольно длинный и включает много персонажей, – отмечает МакТейг. – От некоторых героев пришлось отказаться, другие образы – объединить в один, но во всем остальном мы старались придерживаться оригинала и не нарушать его целостность».

Субъектный девиз фильма: «Народ не должен бояться своего правительства. Правительство должно бояться своего народа». И другой девиз-призыв: «Будущее - за нами!». Алан Мур посчитал, что братья Вачовски несколько переосмыслили образ V, превратив его в спорного борца за свободу вместо олицетворения анархиста, и к тому же острие фильма направлено, по мнению Мура, не столько против фашизма, как в книге, сколько против навязываемого при президенте Буше извращения либеральных ценностей США в духе неоконсервативного конформизма. «Тогда пусть они прямо говорят об Америке, а не об Англии, как в книге».

В тот период Вачовски только-только завершили свою 10-летнюю эпопею с «Матрицей» и не были готовы сразу приступать к новым съемкам. МакТейг поясняет: «Дело в том, что десять лет – приличный срок для чего угодно, а создание фильма отнимает много сил. Мне кажется, Энди и Ларри хотели, чтобы этот фильм был снят прямо сейчас, решив при этом взять небольшой тайм-аут для себя самих».

Создатели фильма были непреклонны в стремлении сохранить загадочность образа V. В знак уважения к творчеству Мура и Ллойда, в фильме сожженное и обезображенное лицо V так и осталось спрятанным под маской, за которой скрывается Гай Фокс.

Когда Алан Мур и Дейвид Ллойд работали над характером персонажа V для их графического романа, Гай Фокс послужил источником вдохновения при придании политического контекста их комиксу. Как и Фокс, V стремится создать хаос, из-за которого падет коварный режим. «Гая Фокса, в принципе, можно назвать первым анархистом, – отмечает Ллойд, – поэтому он был лучшим прототипом для V».

Но существует и другая волнующая причина использования маски Гая Фокса. «Все маски Гая Фокса из-за своей улыбки производят зловещее впечатление, – поясняет Ллойд. – Это делает героя одновременно жутковатым и немного странным – ведь меньше всего ожидаешь увидеть улыбку на лице человека, пришедшего тебя убивать».

В фильме под зловещей маской скрывается разносторонний актер Хьюго Уивинг, чья впечатляющая карьера включает в себя роли беспощадного агента Смита в трилогии «Матрица» или Элронда в трех частях «Властелина Колец», наряду с участием в «Приключениях Присциллы, королевы пустыни» и «Доказательстве».

«В фильме V представлен скорее как идея, концепция, нежели как человек, – говорит Натали Портман, исполняющая роль Иви Хаммонд, молодой девушки, в которой V открывает скрытую решимость к активным действиям. – Неопровержимой истиной является то, что можно убить человека, но убить идею невозможно. V олицетворяет собой истину, непокорность и независимость. Одержимость же местью лишь вредит его политическому идеализму».

У одаренной молодой актрисы Натали Портман есть достаточно причин для гордости: это роли в трех эпизодах «Звездных войн», участие в картинах «Близость», «Страна садов» и «Все говорят, что я тебя люблю». Прежде работая с Портман в качестве первого ассистента режиссера, МакТейг сразу отметил ее удивительный талант и притягательность. «Она настоящий профессионал, и, кроме того, выглядит просто блестяще, – делает комплимент актрисе режиссер фильма. – Но важнее всего то, что ее бесстрашие и интеллигентность идеально подходят для этой роли».

Главному инспектору Финчу, охотящемуся по приказу государства за V, поручили остановить серию убийств и поймать преступника до того, как тому удастся взорвать здание Парламента 5-го ноября. Ведя федеральное расследование по делу жестоких и ужасающе похожих убийств нескольких влиятельных чиновников, Финч поначалу становится одержим идеей поймать неуловимого злоумышленника и предположительно его соучастницу Иви. Но когда Финч, добросовестный служитель закона, обнаруживает кое-какие детали биографии V и узнает о шокирующих тайнах, тщательно скрываемых государством, его отношение к происходящему меняется. По ходу расследования становится очевидно, что все это время он служил государству, которое мертвой хваткой сдерживало права и свободы людей. Стивен Ри в роли Финча вместе со зрителями вскоре узнает, что у Британского правительства есть нечто, что непременно должно остаться в секрете. «Интрига заключается в том, что охотнику становится интересна его жертва», – говорит Ри о своем герое.

Ри уверен, что темы, затронутые в фильме, актуальны и по сей день: «Мы видим пример того, что происходит, когда государство заходит слишком далеко. Это предупреждение, старое как мир, призвано напомнить нам о функциях правительства и его ответственности перед согражданами».

Деспотичного канцлера Сатлера, главу Британского тоталитарного режима, играет Джон Хёрт, дважды номинированный на «Оскар» за участие в фильмах «Полуночный экспресс» и «Человек-слон». В стране Сатлера царит железный порядок, а для укрепления своей власти он использует варварские методы – мощную тайную полицию, систему тотальной слежки и угрозу неизбежной, непрекращающейся опасности. Жесткая цензура, повсеместная пропаганда и постоянное подавление любого проявления свободы мысли – в порядке вещей; уничтожение же малочисленных слоев населения – оправданная жестокость в борьбе с неверными. «Сатлер олицетворяет собой правителей, которые верят, что фашизм – лучший способ управления страной, – говорит Хёрт. – Не задавайте лишних вопросов, партия знает, что хорошо, а что плохо, к тому же ее решения не нуждаются в одобрении».

/продолжение следует/


В избранное