Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Надо ли реформировать ислам Откровения пророков, тем более откровение «венца пророков» Мухаммеда, да будь благословенно его имя, которому свыше был дарован Священный Коран, - нельзя ставить под сомнение, переиначивать или «реформировать». Это – Истина на все времена. Другое дело, что не всегда истинны человеческие толкования Истины. Не реформа нужна в таком случае, а обращение к первозданности Откровения. Наша Правая Вера как раз стремится постичь глубинный смысла Корана и хадисов сунны Обряд и иерархия – другое дело. Они – воплощение учения на уровне тяги людей к ученичеству и дисциплине. Тут ради верности первозданному смыслу совершенно необходимо находить самые оптимальные для данной эпохи пути к Всевышнему. Речь здесь идёт о «реформе» не содержания, а формы. В каждой мировой религии, в том числе в исламе, по тем или иным земным причинам возникли различные течения, ереси и толки. Напомним – сунниты, шииты, суфии, ваххабиты и ряд других разновидностей общин и орденов, признающих Аллаха и Его пророка. Однако гордыня человеческая питает сатанинские замыслы «реформировать» саму суть ислама в самой его сердцевине – в Божественном Откровении. С такими надо вести духовную брань. Некоторые полагают, будто небезызвестный автор романа «Сатанинские стихи» Салман Рушди хочет ниспровергнуть устои, но это не так, ибо он на самом деле предлагает в газете «Таймс» обновить лишь некоторые мусульманские обряды и обычаи (http://lenta.ru/articles/2005/09/12/rushdie/). «Я не завидую людям, которые думают, будто знают все на свете, по одной простой причине - мне очевидно, что они ошибаются», - говорит он. Писатель индийского происхождения и британский подданный, лауреат множества престижных литературных наград, приговоренный аятоллой Хомейни к смерти в 1889 году за публикацию романа "Сатанинские стихи", с тех пор скрывавшийся в Великобритании под неусыпной охраной и в 2000 году перебравшийся в Нью-Йорк, вскоре после серии лондонских терактов заявил, что ислам нуждается в реформе для того, чтобы соответствовать требованиям современного мира. «Урок номер один для современных мусульман, - пишет Салман Рушди,- помните, мы живем не в восьмом веке. Современному миру настоятельно необходимо реформистское движение, которое привело бы ключевые положения ислама в соответствие с современной эпохой. Естественно, нашлись те, кто поспешил опровергнуть мои доводы просто потому, что их высказал я. "Человек, потерявший свое лицо и свою веру, не должен говорить о великой религии ислама", - написала Анна Танга из Глазго. Однако пришло и обнадеживающе большое количество более положительных откликов, многие из которых были присланы мусульманами. "Совершенно верно: мусульманам пора признать, что положения ислама, утвердившиеся в VIII веке, причинили множество страданий людям XXI-го столетия", - написал Мухаммед Икбал, выходец из Лидса - города, где проживали трое террористов, устроивших взрывы в Лондоне 7 июля. "Нужно оставить в покое догмы и вести дискуссию с точки зрения разума. Мы, верующие, уже достаточно навредили самим себе. То, что европейские монархи и духовенство творили в эпоху самого мрачного Средневековья, исламские правители и священнослужители устраивают сегодня в мусульманских странах", - утверждает Надим Ахтар из Вашингтона, округ Колумбия. Осчан Келес из Лондона настаивает на том, что только "правоверные мусульманские лидеры" имеют право реинтерпретировать Коран (процедура, известная под названием "иджтихад"), однако Гарун Амирзаде, бывший лектор Кабульского университета, считает, что "миряне из числа мусульман и немусульманские западные и восточные ученые и политики должны сотрудничать ради модернизации ислама, чтобы он соответствовал реалиям нашего времени". Доктор Шааз Махбуб из Хиллингдона, графство Мидлсекс, указывает, что "в Великобритании проживают сотни тысяч мусульман, которые не следуют установлениям своей религии так же строго, как представители старших поколений... Мы - представители основной массы мусульман, которые хотят жить в мире и согласии с последователями других религий, мы гордимся тем, что мы британцы, мы любим свою родину... Но я не знаю ни одной организации, представляющей светский и либеральный ислам, которого придерживается подавляющее число мусульман". «Некоторые из полученных мною откликов, - говорит Салман Рушди, - побудили меня предпринять следующий шаг и выдвинуть ряд предположений относительно характера ожидаемого реформистского движения. Девять нижеследующих идей следует рассматривать в качестве предварительной попытки справиться с этой задачей, и касаются они в основном Великобритании. Очень может быть, что подобное движение зародится в такой мусульманской диаспоре, которая в наибольшей степени соприкасается (и даже конфликтует) с представителями других религий и культур, а затем будет перенесено на собственно мусульманские страны. Если именно так и произойдет, то это случится не в первый раз. Идея образования Пакистана была сформулирована, кстати, именно в Англии. В Англии же сформировались характеры таких изменивших ход истории лидеров, как Махатма Ганди, основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна и лидер сохранивших лояльность Британии индийских мусульман сэр Сайед Ахмад Хан. Британские мусульмане, по большей части являющиеся выходцами из Южной Азии, должны помнить свою историю. В Индии мусульмане всегда были и остаются антиклерикалами, потому что знают, что светская конституция Индии - единственное, что защищает их от диктата (индуистского) большинства. Британским мусульманам следует взять пример со своих одноверцев и научиться отделять религию от политики. Нужно помнить свою историю, пункт второй. Такие мусульманские города, как Бейрут и Тегеран, когда-то были современными центрами космополитизма и терпимости. Необходимо уберечь остатки этой утраченной культуры от радикалов, восстановить их и вернуть им почет. Мысль о том, что все мусульмане - братья друг другу, нуждается в пересмотре. На самом деле, как показывают острейшие противоречия между шиитами и суннитами Ирака, это не более чем фикция, причем, когда она увлекает молодых людей, таких, как британские террористы, взорвавших 7 июля свою собственную страну во имя совершенно фантастической идеи всеисламского братства (на самом деле мало кто из британских мусульман смог бы жить в современном консервативном исламском государстве), это еще и опасная фикция. О панисламизме, пункт второй. От радикальных исламистов больше всего страдают другие мусульмане: афганские мусульмане - от рук талибов, иранские мусульмане - от правления аятолл; в Ираке жертвами повстанцев также в основном становятся их единоверцы. И тем не менее мусульманская риторика главным образом твердит о "преступлениях Запада". Возможно, мусульманам следует перенаправить свой гнев против тех людей, которые на самом деле угнетают и убивают их. В 1970-х и 1980-х годах политическая жизнь британцев - выходцев из Южной Азии в основном была связана с деятельностью светских групп, возглавляемых, как правило, активистами лево-марксистской ориентации. Но азиатско-негритянская общность того периода была разрушена, а затем и подменена радикальными исламистскими идеями, культивировавшимися в мечетях и частично выросшими на волне протестов против моего романа "Сатанинские стихи". Пора лишить радикалов права представлять интересы всех мусульман, передав его по-настоящему представительным общественным организациям (не обязательно марксистского толка). А нынешних давно дискредитировавших себя "лидеров" Исламского совета Великобритании следует отправить туда, где им настоящее место - на задворки общественной жизни. В реформированном исламе не будет места консервативному догматизму, а утвердится понимание того, что, помимо прочего, женщины обладают равными правами с мужчинами; что люди другой веры и даже вообще неверующие ничем не хуже мусульман; что различия в сексуальной ориентации следует не презирать, а принимать как один из аспектов человеческой природы; что антисемитизм не хорош; и что преследование свободы слова с точки зрения легко обидчивой идеологии, то и дело усматривающей "оскорбления" в свой адрес, должно быть заменено настоящей, здоровой, всеприемлющей дискуссией, для которой не будет запретных идей или неприкасаемых тем. Реформированный ислам станет побуждать членов мусульманских диаспор покинуть свои добровольные гетто и перестать с такой настойчивостью прятать под замок своих дочерей. Мусульмане покинут также и интеллектуальное гетто буквализма и подобострастного потакания муллам и улемам, выйдут навстречу научно-исторически обоснованному учению, чтобы развеять духовный мрак, на который их обрекают медресе и семинарии. Нужно положить конец защитной паранойе, которая вынуждает ряд мусульман обвинять евреев в том, что это они организовали теракты 11 сентября, или, из числа более недавних недоразумений, утверждать, будто мусульмане не могли участвовать в лондонских терактах 7 июля (эта безумная мысль была запущена, если можно так выразиться, в одной из недавних телепередач "Аль-Джазиры"). Словом, речь идет о реформе, которая представляет собой, как отметили многие в откликах на мою первую статью, не более чем обычное Просвещение. Что ж, если так, то пусть воссияет свет». Просвещение в исламе - естественный и неизбежный процесс. Он уже давно идёт в российском исламе, особенно необходимо выделить татарских джадидов. Приведу отрывок из интервью с государственным советником по политическим вопросам президента РТ Рафаэлем Хакимовым в материале "Казань - Третий Рим", который в связи с 1000-летием Казани опубликован в общественно-политической Интернет-газете «Азатлык» (http://www.azatlyk.com/news/news_294.html; беседу вел Рашит Ахметов – «Звезда Поволжья», Казань, 2005, № 31): - Не можем не коснуться темы евроислама. Духовное управление мусульман Татарстана обрушилось на вас с критикой. Ваши реформы отрицают символы веры. Недавно в Казани прошла крупная православная конференция под патронажем Патриарха Алексия II. Стало ясно, что уровень мусульманского богословия в республике очень сильно отстает, наши муллы необразованны и в основном занимаются обогащением. Наверное, поэтому молодежь и интеллигенция идут в различные полуподпольные течения ислама, что, естественно, не может не вызвать тревогу. Недавно один крупный татарский писатель так сказал: смотрю на лица наших мулл и чувствую, что не доверяю им. - У православия есть несколько преимуществ. Фактическая поддержка государства. Я бы отметил также, что вся классическая и лучшие образцы современной русской литературы, а это особый мировой культурный феномен, она вся пронизана духовными, религиозными, православными исканиями. Русская история пронизана православием. У православия есть школы, философы. Я Бердяева читал даже в советское время. А вот джадидов почти невозможно было прочитать. Они писали часто на арабском, да и у татар была арабская графика. Сейчас мы публикуем 15 томов татарской богословской мысли. Два тома уже вышли. Джадиды стоят на уровне Бердяева. Жизнь все равно заставит провести реформацию в исламе. Реформация - неизбежный этап у любого народа. В Европе реформация шла долго, с кровью. Но, учитывая все эти уроки, наш народ может быстрее пройти реформацию. Джадиды у татар реформацию начали. - Евроислам - это и есть концепция реформации? - Конечно. Евроислам можно назвать неоджадидизмом. Я не добавил к джадидам ничего радикального, но я прочитал их, в отличие от наших имамов. Я их знаю. Ситуация сильно поменялась за XX век, и мир стал единым. От этого никуда не уйдешь. Просто стоять на позициях шариата невозможно, потому что любая исламская страна открыта миру. Пророк говорил, что Аллах будет каждые сто лет посылать мусульманам человека для реформации ислама. Потому что ценность ислама - в изменении, в движении, в постоянном духовном обогащении. Но термин "джадидизм" непонятен Европе, а когда говоришь "евроислам", все становится понятным. Сразу привлекает внимание и снимает барьеры. В нем уже заложено, что демократические, либеральные ценности можно соединить с исламом. У меня 4 августа в Москве состоялся доклад о евроисламе. Были предложения, чтобы собрать в Казани реформаторов ислама из разных стран. Нужно посмотреть, что мы сегодня накопили. Когда закончим печатать наших татарских реформаторов, хотим издать также реформаторов из других стран. - Вы поддерживаете предложение, чтобы Кул Шариф была действующей мечетью? - Нет, я против. В Кул Шариф молиться можно каждому, но вводить ежедневные проповеди не нужно. Только по праздникам. Потому что Кремль должен быть чисто светским. Он не должен быть военной крепостью, чего мы уже добились, и из его облика имперское начало, гарнизонный характер ушли. Здесь должны быть сосредоточены музеи. Кремль не должен быть религиозным центром, все же государство отделено от церкви. Я не против религиозности. Если кто-то хочет молиться, как говорил пророк, весь мир - мечеть. Встань в угол и молись. Я одному имаму (конечно, среди них умных найти трудно), когда он меня уже стал немного злить, поучать, как будто я не читал Коран или хадисы, сказал: моя мечеть -компьютер. Потому что пророк сказал: тот, кто занимается наукой ради просвещения людей, он достоин святости семидесяти святых. Аль-Газали говорил, что тот, кто справедливо управляет страной, уже прожил сто лет святой жизни. И в Кремле, мне кажется, в мечети Кул Шариф должен быть исламский музей мира. Чтобы поняли, что такое джихад, потому что все привыкли с автоматом Калашникова, с поясом шахида джихад сравнивать. Там должен быть музей, который разъясняет ислам как мирную религию. Конечно, я немного радикален в своем евроисламе. В свое время подарил английский перевод моей книги "Где же, наша Мекка?" Ихсаноглу. Он прочел и сказал, когда недавно приезжал: в свое время реформация XIX века в исламе началась в Казани, и он уверен, что реформация ислама XXI века тоже начнется в Казани. А он лидер всех исламских стран, в том числе в некоторых есть очень жесткий ислам. В средние века кто были мусульмане? Математики, медики, философы, поэты. Из исламского Кордовского университета вышли все ученые Европы. Ислам - это не просто пять раз в день читать намаз. Меня сильно огорчает, что наш исламский университет "не тянет". Шаймиев в своей речи упомянул евроислам и сказал: нужно постепенно от джадидизма переходить к евроисламу. Конечно, он не зря это упомянул. Конечно, если мы грандиозно открываем мечеть Кул Шариф, в Европе возникает напряжение, учитывая современную обстановку, может, у них в Татарстане появится точка роста радикального ислама? Мы должны дать ясно понять -наш ислам европейский, опирается на Коран и в то же время учитывает все самые последние достижения морали, международного права, политики. - Будет ли в Казани открыто представительство Организации исламская конференция? - Надо бы. Я бы сделал так. Если бы наш исламский университет базировался на джадидизме, то он мог бы хорошо выполнять и представительские, связующие функции. МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Возрождение джадидизма в Казани – великое событие для всего ислама и для нашей Правой Веры. Это - не «реформа», а путь к постижению сути ислама в эпоху постиндустриализма. Салман Рушди – надстроечен, а Рафаэль Хакимов – базисен. Наши российские мусульмане, следующие заветам джадидов, вполне достойны объединить вокруг себя самые продвинутые элементы уммы. Замысел провести в Казани всемирный собор Исламского Возрождения – блестящ. Думаю, глава Организации Исламская Конференция Мохамад Махатхир и его ученик и наследник нынешний премьер-министр Малайзии поэт и мыслитель Абдалла Ахмад Бадави, который месяц назад на открытии 48-го международного конкурса чтецов Корана призвал мусульман всего мира к научным открытиям и прогрессу, - поддержат этот план. «Мусульмане не должны играть роль наблюдателей за чужими открытиями, - сказал премьер-министр Малайзии. - В то время, как немусульмане соревнуются в открытиях и возможностях, мы, мусульмане, предпочитаем оставаться наблюдателями и пользоваться их открытиями. Надо бросать привычку быть отсталыми потребителями. Пришло время подняться и показать те знания, которыми гордились мусульмане в прошлом», - добавил он. Абдалла Ахмад Бадави вспомнил таких великих мусульманских личностей, как Ибн Сина, Джабир ибн Хаян и других, которые сделали открытия, принесли пользу человечеству и обогатили всемирную цивилизацию. «Священный Коран дает мусульманам ясное руководство работать старательно и использовать существующие возможности, чтобы обогатить землю Аллаха», - сказал он. Ислам – великий дар людям. И реформировать надо не ислам, а отношение людей к нему.
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||