Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Три Адама. Часть 2 Весьма авторитетный православный богослов Николай Николаевич Лисовой, заинтересовавшись моей экзегетикой о женщине как транссексуализированном клоне мужчины, порекомендовал мне проштудировать книги – Энрико Гальбиати и Алессандро Пьяцца «Трудные страницы Библии (Ветхий Завет)» (Москва: Путь, 1995, пер. с итальянского http://nlib.iatp.org.ua/www/nlib.php?cat=0/03/13/Galbiatti4) и Дмитрий Владимирович Щедровицкий «Введение в Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия» (Москва: ТЕРЕВИНФ, 1994). Сразу скажу, что книга добросовестных католиков – полезная, но кондовая. На нынешнем этапе экзегетики недостаточно замыкаться в круге библейских текстов, а надо выходить на более широкие круги религиоведения и науки, хотя бы на анализ информации, дарованной нам в Коране. Есть стандартные сопоставления с некоторыми древневосточными текстами, и хотя некоторые толкования Гальбиати и Пьяцца интересны, все же книга Дмитрия Владимировича Щедровицкого кажется более насыщенной. Поэтому свою концепцию «трех Адамов» сопоставлю с главой «Два Адама»: Образ и подобие. Человечество как разбитое зеркало» из его фундаментального труда (стр. 41-61), текст которого, к сожалению, ещё не выставлен в Интернете. Дмитрий Щедровицкий отмечает, что в Книге Бытия (в Торе – Книга Брейшит) «создание человека изложено дважды и совершенно различным образом» (стр. 42). Сравним эти два описания. Вот первое – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею...» (Бытие 1:26). Другое описание дано во второй главе Книги Бытия. Сотворение мира закончено, человек уже создан, и вот почему-то приводится совсем иное изложение его сотворения: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). Некоторые экзегеты, указывает Д.В. Щедровицкий, считают второй рассказ вариантом первого. «Но обратим внимание на то, что эти, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. При описании «первого» из них употребляется глагол барá, означающий, как мы помним, «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол асá, означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного». МОЙ КОММЕНТАРИЙ: С точки зрения Правой Веры, «прикладной эсхатологии» - существеннее всего то, что в Шестидневе творит человека по Своему «образу и подобию» Элохим («множество высших сил», в русском переводе Торы передается как ВСЕСИЛЬНЫЙ), а во второй главе при повествовании о создании человека в «седьмой день» используется самое высочайшее и запрещенное к произношению «четырехбуквенное» имя, которое закон обязывает заменять в молитве и при чтении Торы - на Адонай. «Обычно непроизносимое четырехбуквенное имя называют тетраграмматон (по-гречески – «имя из четырех букв»). Лишь раз в году, в Йом-Кипур, первосвященник во время исполнения службы в Храме произносил это имя несколько раз. В момент произнесения весь народ распростирался на плитах двора и провозглашал: «Благословенно имя Того, Чье великое царство вовеки и на веки веков». Имя Всевышнего не может быть представлено как слово языка. Как слово языка оно не имеет значения. Четыре буквы представляют собой наложение друг на друга трёх слов: «был», «есть» и «будет». Таким образом, тетраграмматон указывает на извечное, непрерывающееся, не зависимое ни от кого существование. Любой перевод четырехбуквенного имени на другой язык может рассматриваться только как приблизительное разъяснение смысла слова. Иногда в литературе данное имя Всевышнего переводится как Превечный. Вслед за четырехбуквенным именем приводится ещё одно имя Всевышнего, Элохим. В то время как Адонай употребляется, когда говорится о Всевышнем, как о Том, Кто управляет историческими процессами, определяет события жизни человека и разговаривает с пророками, имя Элохим встречается в тех случаях, когда Всевышний представлен как Тот, Кто управляет миром через материальные силы, которые полностью подчинены Ему. Комментаторы подчеркивают принципиальное значение выбора Торой того или иного имени при описании событий и законов: имя Адонай указывает на то, что речь идет о проявлении меры милости Всевышнего, а имя Элохим – о проявлении меры суда. Мидраш рассказывает, что при сотворении мира Всевышний как бы рассуждал Сам с Собой: «Если Я создам мир, опираясь только на милость, - грех будет преобладать повсюду. Если Я создам мир, положив в основу только принцип суда, - мир не сможет устоять. Поэтому Я использую как меру милости, так и меру суда». В первой главе книги Брейшит, в которой описано мироздание в целом, употребляется имя Элохим. Во второй главе, где начинается рассказ о человеке, на первое место выдвигается имя Адонай. Существование человека невозможно, если не проявляется Божественная мера милости» (Пятикнижие и Хафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сончино», составленным главным раввином Британской империи доктором Й. Герцем. Книга Брейшит. Перевод текста Торы – П. Гиль, перевод комментария – З. Мешков. Москва – Иерусалим: Гешарим, 1994 /5755/, стр. 10). Дмитрий Владимирович Щедровицкий в связи с историей сотворения «Второго Адама» тоже обсуждает Божье имя Тетраграмматон, символический смысл которого поистине неисчерпаем; одно из основных его значений - «Вечно Пребывающий», «Вечносущий», «Непреходящий». Второе значение - «Тот, Кто одаряет существованием», «Источник Бытия»; третье - «Становящийся». Слово, передающее это имя, по грамматической форме единственное в своем роде, не имеющее аналогов. Оно соединяет в себе три времени древнееврейского глагола хайя - «быть», «становиться», «пребывать», а в другой грамматической форме - также и «давать жизнь»: «Тот, Кто был, Тот, Кто есть, и Тот, Кто будет»; «Тот, Кто давал жизнь, приводил к бытию, Тот, Кто дает жизнь, поддерживая бытие на всех уровнях и во всех существах, и Тот, Кто вечно будет поддерживать бытие». Это имя появляется в Книге в связи с сотворением «второго» Адама, так как именно человек способен на земле воспринять откровение Вечносущего. При чтении вслух это имя по традиции заменяется древнееврейским Адонай - «Господин мой». Отсюда - греческое кюриос в Септуагинте и русское «Господь», заменившее это имя во всей Библии (стр. 48). Таким образом, с «Первым Адамом», который был сотворен и жил в «шестой день творения» (древнегреческий аналог – «царство Урана-Неба»), имеет дело Элохим, а со «Вторым Адамом», который был создан и обитал в райском саду в «седьмой день творения» (аналог – «царство Кроноса-Времени»), - общается Адонай. Ясно, что Элохим и Адонай, как Уран и Кронос – две фазы Всевышнего, как при любом компьютерологическом бутстрепе предпрограммированы «фазовые» превращения при саморазвертывании Программы. Однако фазы в бутстрепе земного «антропа» отличаются «вещественно»- по костям и орудиям. Когда Адонай создавал «Второго Адама», он не обязан был «выводить» его из «Первого Адама», а мог взять побочные компоненты. Ведь «Первый Адам», судя по древнегреческим, мусульманским и иным откровениям, бросил вызов Богу, и была война «ангелов» Неба с «титанами» («джиннами») Земли. «Первый Адам» имел вполне земную судьбу, плодился и размножался. «Первый» человек сотворен «мужчиною и женщиною» (в оригинале захáр у-нкевá) – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Некоторые комментаторы, указывает Дмитрий Щедровицкий, рассматривали это выражение как указание на андрогинную природу первого человека. «Если понимать это толкование духовно, то оно, как мы говорили, приложимо к единству в человеке «мужественного» начала - духа, разума и «женственного» - души, чувства. Во всяком случае, мужчина и женщина, или мужское и женское начала, были созданы одновременно» (стр. 43). О «втором» же человеке говорится, что женщина была сотворена позже из его ребра; древнееврейское слово целá /сравни русское «целка»/ означает, однако, не только «ребро», но и «сторона», «грань». Следовательно, женщина сотворена из какой-то «стороны», «грани» Адама, нашедшей в ней наиболее полное выражение. Действительно, женщина более эмоциональна, она более воплощает в себе чувственную, «душевную» сторону восприятия. О «первом» Адаме (мужчине и женщине) сказано: «Да владычествуют они... над всею землею». «Второй» же Адам помещается в сад Едемский (по-древнееврейски Эдéн значит «наслаждение»), чтобы возделывать и хранить его.Не над всею землею господствует «второй» Адам- ему дан сад,который он должен обрабатывать. Кроме того, «первому» Адаму сказано, что он может есть от всякой травы полевой и от любого дерева; «второму» же Адаму дается повеление: «От всякого дерева, которое в саду, ты можешь есть, но от древа познания добра и зла, не ешь от него, в тот день, в который вкусишь от него, смертью умрешь». Здесь уже устанавливается запрет на вкушение от некоего дерева, чего нет в первом случае. Наконец, говорит Д.В. Щедровицкий, в Шестой День творения создан «первый» Адам, «второй» же - уже по окончании Шести Дней. «Чем же объясняется столь глубокое отличие «второго» Адама от «первого»? «Первый» Адам по всем признакам символизирует дух человека. Он означает человека духовного, познаниям и силам которого нет предела, который владычествует над всею землею, являя собой подобие и образ Божий. Агада, древнееврейское собрание легенд, преданий и толкований, немало внимания уделяет подробностям сотворения Адама. Один агадический комментарий говорит: Адам был создан «от края неба до края неба» - столь он был огромен (сравни Второзаконие 4:32). Это нужно, конечно, понимать не буквально: скорее это относится к величию духа человеческого, объемлющего весь мир (стр. 44). Первоначальный Адам - прообраз всех вещей - впоследствии назван мистиками «Адам Кадмон» - «древний Адам», вмещающий в себя благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: «Первый Адам»- богоподобен, но земной, «обладающий землей», способный плодиться и размножаться. От него должны остаться следы/ «Второй» же Адам - «Адам Афар», что означает «Адам перстный», «Адам из праха», в отличие от «первого», состоит из двух начал: «дыхания жизни» - нишмáт хайим, буквально «дыхание жизней», и «праха земного», т. е. вещества. Слово нешамá - «дыхание» восходит к корню нашáм> - «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» — это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух, А словами «душа живая» переведено древнееврейское нéфеш хайá, буквально - «вдыхание живое». «При слове «нешама» слово «жизнь» стоит во множественном числе - «дыхание жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, которою наделена «нешама» - высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо «животная душа» человека, оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир. Кроме того, этимологически глагол «нашам» связан с понятием «вдохновение», а глагол «нафаш» - с представлением о получении дыхания. «Нефеш», животная душа человека, получает жизнь от более высокого уровня его бытия – бессмертного духа «нешама». Само же «дыхание», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш», именуется «рýах» - «дух». Священное Писание начинается – «В начале сотворил Элохим небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1-2). Здесь Дух = «рýах». «Итак, - пишет Дмитрий Щедровицкий, - душа человека, как она описана в этом и других местах библии, состоит из трех основных уровней (при этом в «нешама» различаются ещё два высших уровня, о которых мы сейчас говорить не будем, - «хайя» и «йехидá», буквально – «живая» и «единственная»). В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Левит 17:11-14; Второзаконие 12:23). Это относится к животной душе «нефеш», началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень - «руах» - духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец «нешама» - сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь этот стих, следовательно, описывает воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа для своего проявления на земном, вещественном уровне. «Дыхание», или «вдохновение» - «нешама», способно к ритмическому движению, обновлению, обладает самотождественностью, наделено возможностью внутреннего самосохранения. А то, что "оно изошло из глубин Создателя, говорит о той «искре», о том начале Божественном, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности. Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так: «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притчи 20:27). Здесь стоит то же слово «нешама». В Книге Иова мы читаем: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение» (Иов 32:8). Буквальный перевод такой: «Но „руах" находится в человеках («в человеке» - в собирательном смысле. - Д.Щ.), а „нешама" Шаддая (напомним, что это имя означает «Всемогущий». – Д.Щ.) вразумляет их». «Дыхание (нешама) Вседержителя дает ему разумение» - т. е. в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе («нешама») человека, испытывающем все глубины сердца», изображают самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас» (стр. 44-45). Таким образом, в Начале Дух Святой («рýах») – от Отца «вдыхается» в Сына, чтоба затем «от Отца через Сына» в полном соответствии с православной формулой. Католическая формула «Дух Святой от Отца и Сына» (догма Filioque) уже не соответствует первоотношению Отца и Сына. Лишь когда Сын Человеческий, хотя и послан от Отца Небесного и следовательно является вочеловеченным Богом, начинает крестить не водой Хаоса (Ничто), а Духом Святым, - возник предпосыл Filioque. Однако Filioque, не соответствуя Началу, вроде бы предвосхищает ситуацию Конца, когда Бог Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих детей, и Сын («се человек») Конца творит Бога Начала через Святого Духа (Слово Словострела, Архе-Программа, arche-ecriture Жака Деррида). Лишь в правоверном горизонте «Вечного Возвращения» оправдывается Filioque, несмотря на явную неприменимость Filioque к ситуации Начала – «вдунул в лице его дыхание жизни». Буквально в Торе сказано – «И образовал Бог Всесильный /Адонай/ человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Брейшит 2:7). Заставляет задуматься некоторая неопределенность в следующих сообщениях Священного Писания – тут снова явный сбой, как будто не разведены чётко два события или этапа. Цитирую по Торе – «И насадил Бог Всесильный сад в Эдене с востока, и поместил там человека, которого образовал» (Брейшит 2:8). Значит, сначала насадил, а затем поместил – обозначился зазор времени. Следует подробное описание райского сада. И затем – «И взял Бог Всесильный человека и поместил его в саду Эдена, чтобы возделывать его и хранить его» (Брейшит 2:15). Что делал «Второй Адам» в «зазоре времени»? Поскольку Бог сотворил человека ещё в «шестой день» - «мужчину и женщину сотворил их» (Брейшит 1:27), то мужская и женская половинки неотвратимо возникли при создании «Второго Адама» за многие тысячелетия до Евы. Самки «Второго Адама» привычно спаривались с самцами «Второго Адама», плодились и размножались и заселяли землю. Следы палеоантропов (неандертальцев) находят в Африке, Азии, Европе. Ева появилась лишь при «генноинженерном» клонировании и транссекзуализировании одного из самцов «Второго Адама», когда на его дичке подоспел момент создать «Третьего Адама». А в рай один из «Вторых Адамов» попал как в «предоперационную палату» уже на излете «седьмого дня». Что касается рая, где оказался «Второй Адам», то его местонахождение неизвестно – на Земле, на Небе, на другой планете? Версии разные, хотя каждая, в том числе ориентированная на Небо исламская, так или иначе сопряжена с землей. Как пишет Дмитрий Щедровицкий - «Удивительно: сначала как будто бы описывается обычный сад, хотя и весьма прекрасный; и вдруг оказывается, что в этом саду находятся «дерево жизни» и «дерево познания добра и зла»! Читая эти слова, мы понимаем, что не так-то просто и далеко не наивно описание райского сада» (стр. 47). Да, поиски «земного рая» всегда привлекали и воодушевляли энтузиастов. Предание о том, что первые люди жили в раю, не зная смерти, горя, болезней, - встречается в мифологии очень многих народов мира. Этот рай Адам призван был «возделывать и хранить»; он должен был хранить этот плодоносный сад - блаженство общения с Богом, не разрушать его, не выходить из повиновения. Вся райская жизнь и состояла в том, что дух и душа Адама таинственным образом были соединены с Богом, с Духом Божьим. И поэтому человек был бессмертен и блажен; он не преступал пределов единения с Богом. Этим и объясняется название сада «Эден» - «наслаждение». Соотношение между «Первым Адамом» («Адам Кадмон») и «Вторым Адамом» («Адам Афар») – весьма интригующее. Аллегории недостаточны. Для физиологии же – мало данных. Дмитрий Щедровицкий полагает, что «Адам Кадмон, созданный по образу и подобию Божьему, был как бы «вдунут», вселен в новую сущность - «человека перстного», и они составили единого Адама» (стр. 48). Но, согласно словам Библии, человек тогда еще не имел тела плотного, «густого», оно было более «тонким», духовным, не таким, как наше. Апостол Павел говорит: «Есть тело душевное, есть тело и духовное» (I Послание Коринфянам 15:44). Мы все обладаем «телом душевным», т. е. телом, в которое облечена наша душа. Адам в раю был носителем «тела духовного» - тела, в которое облечен был его дух, и именно это тело называется «человек перстный» - «Адам Афар». «Возможно, - допускает Д.В. Щедровицкий, - было оно сходно с теми образами, которые являются нам во сне: мы видим облик, мы узнаем человека, но тело его не такое «плотное», как наяву: например, оно способно летать, проходить сквозь плотные преграды» (стр. 48). Начало «Третьего Адама» сопряжено с тем, что Бог решил создать женщину: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). «Здесь, - отмечает Д.В. Щедровицкий, - впервые появляется словосочетание «не хорошо» - ло тов, и связано оно с одиночеством, замкнутостью, отторженностью человеческой личности, ибо в таком состоянии душа отделяется от всеобщей любви Божьей, лишается возможности самоотдачи и самовосполнения, и злые помыслы могут получить к ней доступ. Так и органу тела, лишенному кровотока, грозит омертвление... И Бог привел к человеку всех зверей, созданных Им раньше, чтобы посмотреть, как человек наречет их; не найдет ли Адам среди них то существо, подружившись с которым он обретет полноту радости? Мы знаем, что человек и теперь может найти общий язык, например, с дельфинами и другими высшими животными, а тем более до грехопадения, когда он читал мысли животных и понимал их желания – «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:20)» (стр. 50). Далее – ещё раз про «операцию», свершенную Богом над Адамом, и про создание женщины: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию» (Бытие 2:21). «Как мы уже говорили, - пишет Дмитрий Щедровицкий, - слово «цела» означает не только ребро, но и некий аспект, некую грань человека, в данном случае- его эмоциональную сторону, нашедшую особое выражение именно в женщине. Агада подчеркивает к этому стиху призвание женщины быть скромной, так как она создана из внутренней, сокрытой части Адама. Кроме того, создание «из ребра» говорит о склонности женщины к «жизни сердца», сердечным переживаниям, и о том, что она, подобно ребру, должна защищать, хранить от зла и тревог сердце мужчины. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Бытие 2:22-23). Эти слова могут свидетельствовать о том, что праязыком человечества был именно древнееврейский, на котором и дано Священное Писание. Это язык, в котором слово «жена», «женщина» производится от слова «муж», «мужчина» очень просто - - путем родового окончания «а». По-древнееврейски «муж», «мужчина» - иш, а «женщина» - иша. Так же в русском языке соотносятся слова «лис» и «лиса»» (стр. 51). «Иш» и «иша» отлично соответствует представлению о Адаме и его жене как о клонах, один из которых (жена) транссексуализирован. Только после «операции» над «Вторым Адамом» возник «Третий Адам», генетически совместимый с Богом и «сынами Божьими» (а также с падшими «сынами», то есть с потомками «Первого Адама» - «джиннами»). Доказанная ныне учеными генетическая несовместимость «Второго Адама» (палеоантропа) с «Третьим Адамом» (неоантропом) и тем самым с «Первым Адамом» (архантропом) – приближает к пониманию бурных событий в Небесах и на Земле в процессе антропогенеза, сопряженного с теогонией. Мифы предоставляют богатейший материал, который необходимо систематизировать и осмыслить с точки зрения Правой Веры. Один из назревших экспериментов по проверке изложенной версии – исследовать на совместимость генетические аппараты архантропа (по сохранившимся останкам) и современного человека. Если окажется, что архантроп способен оплодотворить «дочь Евы»,- то концепция верна. Первый мужчина «Третьего Адама» при желании мог, наверное, спариваться с самками «Второго Адама» (неандерталками), но произвести потомство мог только от первой женщины «Третьего Адама», которая поэтому получила имя Ева /Хава/ - «И нарек Адам имя жене своей: Ева /=Жизнь/, ибо она стала матерью всех живущих» (Бытие 3:20). Комментаторы Торы уточняют – «В данном случае имеются в виду только люди, а не все живые существа. И правильно было бы перевести: «мать всего человечества» (Пятикнижие…, стр. 19). Далее следует описание грехопадения первых людей. «Прежде чем перейти к нему, приведем несколько агадических преданий о том, почему Адам был создан один. Во-первых, чтобы показать, что исякий, кто спасает хотя бы одного человека, в нем спасает весь мир; и всякий, кто повинен в гибели хотя бы одного человека, в нем губит все человечество. Во-вторых, для того, чтобы ни один человек на земле не говорил другому: «Мой предок лучше твоего», ибо все произошли от единого Адама.Таким образом, описание Адама в Книге Бытия - основа общечеловеческого братства. Затем следует вопрос: почему же Адам был создан в самом конце творения, после всех, даже самых мелких, животных? А это для того чтобы, когда он превознесется, слово Божье могло напомнить ему: чем ты гордишься? Даже комар создан прежде тебя. Сотворение Адама прославляет могущество Творца еще и тем, что, хотя все люди рождаются по образу и подобию Адама, но двух совершенно одинаковых среди них нет. Это подобно тому, как если бы чеканщик монет, пользуясь одним и тем же чеканом, на каждой монете умудрялся изображать портрет царя по-разному» (стр. 52). Прародители Адам и его жена оказались как генетически, так и лингвистически уязвимы падшим ангелом Сатаной. «В раю, - указывает Дмитрий Щедровицкий, - в жизнь первых людей вкрадывается змей - по-древнееврейски нахáш. Это название связано с глаголом «нахáш» - «шептать», «шипеть», «ворожить», «гадать». «Нахаш» - начало нашептывающее, склоняющее человека к запретным действиям в сфере духовной - ворожбе, темной магии... Откуда же произошел этот дух зла? В 28-й главе Книги Иезекииля описано падение властного духа, ангела, который был «помазанным херувимом», находился в Едемском саду среди огненных прекрасных камней; Бог наделил его красотой «в день создания его» и высоко поставил его; но он превознесся разумом и сказал так: «Я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей» (Иезекииль 28:2) - т. е. он «поставил ум свой наравне с умом Божьим», вышел из повиновения; но поскольку высшие ангелы, как и человек, наделены свободным выбором и свободной волей, то Бог предоставил ему идти дальше тем путем, каким он пошел; он пал духовно, был изгнан из рая, и с тех пор используется Всевышним совсем в другой роли. Согласно замыслу Творца, он стал «сатаной», то есть обвинителем, прокурором, или «дьяволом», т. е. клеветником; стал также и палачом, карающим преступников. По-еврейски сатáн означает «противодействующий», «противостоящий на суде», «враг», «обвинитель». Это лицо, участвующее в суде, в том числе и в суде небесном. Греческое слово диаболос означает «клевещущий». Этот злой дух всегда прибегает ко лжи, так что Иисус Христос назвал его «отцом лжи» (Иоанн 8:44), а также «человекоубийцей от начала» (Там же), ибо он способствовал утрате бессмертия первыми людьми. Словом категорос – «обвинитель», «прокурор» назван он в Откровении Иоанна (12:10; в русском переводе - «клеветник»). В 28-й главе Иезекииля именуется этот дух еще и «царем Тирским» (стихи 2 и 12), так как в финикийском городе Тире этот злой дух почитался божеством-покровителем (Ваал, Мелькарт). Именно этот дух представлен в третьей главе Книги Бытия в виде змея» (стр. 52). Змей явно имел вожделение к жене Адама, когда соблазнял её к Грехопадению. Бог не мог терпеть нарушение табу, ибо восстание «Первого Адама» уже показало Ему всю зловредность своеволия. Восстание «джинов» и вызов Сатаны – прообраз Грехопадения. «И сказал Бог Всесильный жене: «Что это сделала ты?» И сказала жена: «Змей обольстил меня, и я ела». И сказал Бог Всесильный змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты… И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством её: оно будет язвить тебе гшолову, а ты будешь язвить ему пяту» (Брейшит 3:13-15). Тем не менее Сатана и его потомство, при всей своей склонности к гомосексу, то и дело входили и входят к «дочерям человеческим». С учетом более или менее вероятной совместимости генетических аппаратов различных «богоподобных» существ, прежде всего «Третьего Адама» с Небожителями и потомками «Первого Адама», напрашивается следующая классификация возможных половых связей-деторождений между ними: Люди с людьми Джинны с людьми Ангелы с людьми Джинны с джиннами Ангелы с ангелами Ангелы с джиннами. Не знаю, сохранились ли популяции джиннов и ангелов или они уже полностью смешались с людьми и давно вошли в состав человеческой семьи. Учитывая разнообразие вариантов, вполне понятен «мир Толкина», населенный потомками земных и небесных сущностей. Кстати, Джон Рональд Руэл Толкин много изучал скандинавскую мифологию и конструировал свой мир компетентно. Итак, ошибка Дмитрия Владимировича Щедровицкого и других христианских и иудейских очевидна – они «Второго Адама» до «операции» отождествляет с Адамом после «операции», а это совершенно не так. В том-то и тонкость, а Тора её обозначает, что Адам после «операции» - совсем другой человек, уже подлежащий обрезанию – у мужчины есть что обрезать, у женщины есть что дефлорировать! Не буду впадать в «розановщину»! Василий Васильевич написал сотни гениальных страниц о бытийной сути обрезания и добытийном смысле девственности – лучше не пересказывать, а читать оригинал.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться |
В избранное | ||