Одним из замечательнейших портретистов первой трети XIX века был Орест Адамович Кипренский (1782—1836). Ярче и глубже, чем какой-либо другой художник этого времени, выразил он в своем творчестве гуманистическое представление о ценности человеческой личности, созданное, прогрессивным направлением русской культуры начала XIX века.
В своих портретах Кипренский создал положительный образ своего современника, подчеркнув в изображаемых людях благороднейшие душевные качества. Языком живописи Кипренский передал лучшие черты людей своего времени, которые раскрыты в поэзии Пушкина, в патриотических стихотворениях партизана Дениса Давыдова, в произведениях поэтов-декабристов. Творчество Кипренского высоко ценили Батюшков, Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Вяземский и другие, гордясь им,
как живым свидетельством высокого совершенства русского искусства. Кипренский родился в семье Адама Швальбе, дворового человека помещика А. С. Дьяконова. Возможно, Кипренский был незаконным сыном Дьяконова. Шести дет, в 1788 году, Кипренский был помещен в начальные классы Академии художеств. Позднее он занимался в классе исторической живописи у профессора Г. И. Угрюмова и французского живописца Г. Ф. Дуайена (1726—1806, в России с 1790 г.). Академию Кипренский окончил в 1803 году. В 1805
году за представленную на академический конкурс картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» он получил Большую золотую медаль с правом на пенсионерскую поездку за границу. Однако политические события надолго воспрепятствовали этой поездке. В начале 1809 года Кипренский уехал в Москву, где пробыл около двух лет, затем переехал в Тверь и лишь в начале 1812 года вернулся в Петербург после трехлетнего отсутствия. Работы Кипренского последних лет пребывания в Академии и первых
лет после ее окончания говорят о высоком уровне профессиональной подготовки молодого художника, обнаруживая вместе с тем и истоки его творчества. Так, тематика ученических рисунков Кипренского, их живописная манера, динамичность и декоративность композиционных построений некоторых из них указывают, что Кипренский очень органически воспринял наследие русского и западноевропейского искусства ХVIII века, и прежде всего исторической живописи, живыми представителями которой были для него Угрюмов и Дуайен. С другой
стороны, картина «Дмитрий Донской» своей идейной сущностью, четкостью развертывания сюжета, идеальной красотой человеческого тела и драпировок принадлежит уже в значительной мере эстетической системе русского классицизма начала XIX века. Как портретист, Кипренский начинает свой творческий путь с портрета отца — А. Швальбе (1804, Русский музей), изображающего седого старика с суровым, энергичным и умным липом, волевым движением правой руки сжимающего трость. В образе Швальбе Кипренский
подчеркивает большое чувство собственного достоинства, индивидуальный склад характера. Это произведение явилось прямым отражением в портретном искусстве прогрессивных социальных воззрений эпохи: здесь утверждается человеческое достоинство в представителе «низших» социальных слоев. Свободная, сочная живопись с ее густым, широким мазком, колорит, построенный в основном на сочетании глубоких коричневых и золотистых тонов, наконец, характер освещения говорят о пристальном изучении Кипренским Рембрандта и фламандского
портрета XVII века, то есть о том, что в поисках собственного художественного языка художник обращался к выдающимся образцам реалистического портрета в мировом искусстве.
О.А.Кипренский. Портрета отца —
А. Швальбе (1804)
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На сайте объявляется беспрецедентный конкурс -ГОГОЛЬ.РЖУ!
Мы предлагаем переписать одно из произведений Н. В. Гоголя на падонковском языке/сленге.