Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Историческая живопись конца XVIII - начала XIX века

Василий Козьмич Шебуев

 Василий Козьмич Шебуев (1777—1855), сверстник по годам учения Андрея Иванова и Егорова, был учеником И. А. Акимова и Г. И. Угрюмова. По окончании Академии он сразу же стал преподавать в натурном классе.
    Годы с 1803 по 1807 Шебуев провел в Италии. В отличие от Андрея Иванова и Егорова его академическая карьера протекала благополучно; он последовательно получил все академические звания и с 1835 года занимал должность ректора (впоследствии «заслуженного ректора»). Еще в 1797 году, в год окончания Академии, Шебуев обратил на себя внимание картиной «Смерть Ипполита», сюжет которой заимствовал из трагедии Расина «Федра». Картина не сохранилась, но находящийся в Третьяковской галерее эскиз сепией на эту тему, отличающийся драматизмом, бурным движением, сильными контрастами светотени, свидетельствует о выдающемся мастерстве еще очень молодого художника. Эскиз этот решительно противоречит обычным академическим нормам и напоминает скорее смелые и динамичные композиционные эскизы молодого Кипренского, созданные несколькими годами позднее.
    Многие рисунки Шебуева, исполненные как в конце XVIII века, так и преимущественно в первом

В.К.Шебуев. Натурщик. Рисунок (1790-е гг)
десятилетии XIX столетия, доказывают его блестящее дарование именно в этой области. Великолепные этюды с натурщиков иногда самым непосредственным образом использовались им для фигурных композиций. Так, превосходный этюд натурщика, опирающегося на левое колено (Русский музей), целиком повторен Шебуевым в не менее замечательном композиционном рисунке «Полифем» (Третьяковская галерея). Бурный, динамичный, использующий эффекты светотени стиль некоторых ранних рисунков художника быстро уступает место классической ясности и успокоенности. Характерным образцом новой манеры является сепия (перо и кисть) «Возвращение блудного сына» (Русский музей). Композиция этого рисунка по своей скульптурной четкости напоминает барельеф; образы носят обобщенно-монументальный характер.
    В годы пребывания в Италии (1803 —1807) Шебуев написал картину «Гаданье» (Третьяковская галерея), имеющую мало общего с академическими приемами. Художник изобразил самого себя в костюме XVII столетия, напоминающем костюмы аристократических персонажей на портретах Ван-Дейка, в момент, когда уличная гадалка предсказывает ему, как говорит предание, славу по возвращении на родину. Картина не закончена — фигуры гадалки   и   стоящих рядом с ней женщины с ребенком и мальчика с бубном оставлены в подмалевке. Облик художника романтически идеализирован, но сама по себе попытка дать свой портрет в чисто жанровом окружении интересна и говорит о реалистических поисках художника, продолженных в 1809 году картиной «Нищий» (Русский музей), Эта как бы вторая, реалистически-жанровая линия творчества Шебуева дала себя знать впоследствии лишь в нескольких портретах и, возможно, в не дошедшей до нас картине «Купальщицы». Среди этих более поздних портретов Шебуева особенно интересен своим бытовым характером «Портрет Швыкина,   чиновника   в   отставке» (1833, Русский музей).
    Деятельность Шебуева по возвращении на родину была посвящена помимо преподавания прежде всего выполнению крупных официальных заказов. Художник пишет два огромных плафона для купола царскосельской церкви (1822—1823) и для зала заседаний Академии художеств (1835), последний — на сюжет «Торжество на Олимпе в день основания Академии художеств». Особенно много Шебуев работал в это время для церквей.
    Относительно ранние работы художника в области религиозной живописи не лишены определенных достоинств в колорите, рисунке и композиции, как, например, картина «Василий Великий», написанная в 1807—1811 годах для Казанского собора (ныне в Русском музее; авторское повторение в небольшом размере в Третьяковской галерее). Позднее, однако, подобные произведения художника приобретают характер мертвенной сухости и шаблона.
    Значительно  интереснее работы Шебуева на исторические темы. Интерес к историческому прошлому носил у Шебуева постоянный характер и выразился главным образом в создании многочисленных эскизов пером и кистью, карандашом и сепией на самые разнообразные темы русской — и только русской — истории от событий времен Олега или великого князя Владимира до эпизодов из жизни Петра I, Румянцева и Суворова. Лишь немногие из этих замыслов были осуществлены в живописи. Так, сразу по возвращении из Италии в 1807 году Шебуев написал огромное полотно «Петр I в сражении при Полтаве». Оно известно лишь по скупой характеристике современника, отметившего «талант и большую свободу кисти художника опытного», а также близость в колорите к Угрюмову.
    В 1813 году, по следам только что отгремевших событий Отечественной войны, Шебуев изобразил в больших карандашных рисунках «Поражение маршала Даву при городе Красном» и «Совершенное истребление корпуса генерала Вандамма при Кульме» (Русский музей). В обоих рисунках художник развернул широкую картину боя и дал как бы панораму сражения. Стремясь к исторической правде изображения, он пользовался при работе указаниями очевидцев.
    В том же 1813 году ученики Академии Василий Кондратьевич Сазонов (1789—1870) и Михаил Тихонов, оба бывшие крепостные, исполнили под руководством Шебуева две картины, изображающие расстрел наполеоновскими войсками русских патриотов в Москве в 1812 году (Русский музей и Третьяковская галерея). Несмотря на ряд условных черт (так, в соответствии с требованиями эстетики  классицизма  русские герои изображены в полуантичных одеждах), авторы картин все же делали определенный шаг к конкретному изображению события. Характер эпохи и места действия в известной степени был соблюден. Сазонов и впоследствии успешно работал над историческими темами (картина «Дмитрий Донской  на  Куликовом  поле» в Русском музее и др.).
    Тема патриотического подвига издавна привлекала Шебуева. Еще в 1811 году он создал эскиз на тему «Подвиг купца Иголкина», убившего во время Северной войны, находясь в плену, двух шведских часовых за оскорбление России и Петра I.
    «Неужели не будет создан памятник этому седовласому герою», — заявил Шебуев и приступил к сложной, длительной работе над картиной «Подвиг Иголкина», законченной лишь в 1839 году (Русский музей). От эскиза к эскизу совершенствовал Шебуев композицию, а главное, что было новым в то время, — изучал исторические источники, стремясь и в деталях соблюсти колорит эпохи. В общую академическую трактовку темы Шебуев внес больше, чем когда-либо до этого, черты конкретности и достоверности: шведы у Шебуева одеты в исторически верные мундиры, Иголкин, благообразный старец с окладистой бородой, — в русскую рубаху (а не в римскую тунику). Художник стремился не только к исторической точности, но и к психологической выразительности образа: мужественное спокойствие Иголкина противопоставлено в картине взволнованным движениям шведов. «Подвиг Иголкина» — самая поздняя историческая композиция Шебуева — показывает, что художник и в пожилом возрасте не останавливался в своем развитии. Поиски Шебуевым конкретного исторического содержания и жизненно убедительных образов были созвучны аналогичным исканиям более молодых художников, таких, как Карл Брюллов.

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.


В избранное