Интерес к реальной человеческой личности, пробужденный в русской литературе XVIIIвека, нашел выражение в искусстве
не только в развитии портретного жанра. Огромная роль народа в крупнейших событиях истории России и в том числе сильные и широкие выступления народных масс против крепостнического гнета возбуждали внимание передовых представителей русской культуры к «простым людям». Эти демократические тенденции создали условия для возникновения бытовогожанравискусстве — в живописиив рисунке.Он ещене образует в это время крупного самостоятельного течения, каким он стал в XIXвеке. Однако даже в немногих произведениях бытового жанра XVIIIвека были воплощены ценные искания нового содержания рядом мастеров русского искусства.
В середине XVIIIвека Иван Фирсов (род. 1733 — ум. после
1785 г.) написал картину «Юный живописец» (Третьяковская галерея). Он с интересом воспроизвел в ней будничную сцену: бедно одетый мальчик-живописец с увлечением пишет портрет девочки, утомленной длинным сеансом; мать девочки потихоньку внушает ей необходимость терпеливо позировать художнику. Изображение каждого персонажа дано Фирсовым с редкостной непосредственностью, убедительно и естественно. Никто из участников сцены не играет «роли»: они живут в картине, а зритель как бы введен в мастерскую живописца,
представленную в ее, повседневном виде. Манекен, гипсовый бюст, этюды на стенах, открытый этюдник, даже висящая на мольберте тряпка изображены художником, сумевшим оценить художественную выразительность незамысловатой и, по-видимому, хорошо знакомой ему сцены. Картина Ивана Фирсова является единственной известной его работой в области бытового жанра; она ярко свидетельствует об умении русского художника середины XVIIIстолетия обращаться к действительности и передавать ее средствами реалистического искусства. Михаил Шибанов (даты рождения и смерти неизвестны), крепостной кн. Г.А.Потемкина, пошел еще дальше Фирсова в создании произведений демократических и глубоких по своемт содержанию. Его творческая деятельность началась, по-видимому, в 70-х годах. К этому времени относятся
портреты Спиридовых (Третьяковская галерея) и Нестеровых (частное собрание). Тогда же он создал свои известные композиции из крестьянского быта: «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора», или «Сговор» (1777, обе в Третьяковской галерее). На обороте этих картин указано, что они изображают ((суздальской провинции крестьян» и что «Сговор» писан «в той же провинции в селе Татарове».
И.Фирсов. Юный живописец (середина XVIII в)
Шибанов показал себя в этих картинах не только хорошо знающим и любящим русских крестьян, не только смело передающим их внешний облик и предметы их бытового уклада, но и глубоко проникающим в сущность создаваемых им образов. Это роднит Шибанова с лучшими мастерами живописи XVIIIвека; он близок им умением раскрыть основные черты живых характеров, передать значительность изображенных лиц.
С уважением к человеческому достоинству изображаемых он показал в картине «Крестьянский обед» усталого пожилого крестьянина и его жену, с сосредоточенным выражением ставящую еду на стол; с подлинным проникновением в душевный мир человека он изобразил молодых членов этой семьи—отца,
с легкой и теплой улыбкой смотрящего на ребенка, который лежит на руках матери, строго и любовно остановившей на нем свой взор.
Замечательно разнообразно, с тонкой и глубокой наблюдательностью Шибанов охарактеризовал участников «Сговора».Увлекательны в своей живой выразительности и невеста, как бы не замечающая окружающих, и довольный жених, и подсмеивающиеся сваты. Подруги
невесты имеют озабоченный вид, хлопоча о соблюдении обрядов или с любопытством выглядывая из-за старших. В лицах пожилых крестьянок Шибанов передал выражение глубокой жизненной умудренности и большого человеческого достоинства. В композиции, освещении, колорите Шибановоригиналениправдив, просто и сильно воплощаясодержание сцены.
Картины Шибанова решительно, принципиально отличаются от произведений бытового жанра, создававшихся некоторыми иностранными художниками, приезжавшими в Россию. Так, Вигилиус Эриксен (1722—1782) писал «Столетнюю царскосельскую обывательницу с семьей»—крестьянку с ее родственниками
(1768, Русский музей), проявив этнографический подход к их изображению. Якоб Меттенлейтер (1750—1825) по заказу Екатерины IIнаписал «Крестьянский обед» (Русский музей), показав в нем «благоденствие» счастливых «поселян». Его картина отличается сочиненностью, безразличием к людям и заведомо фальшивым изображением условий их жизни.
Шибанов проявил глубокий, задушевный интерес к крестьянам, к их повседневному облику, к их праздничным нарядам, к народным обычаям. Крестьяне были для него не предметом этнографических штудий, он писал их с глубоким уважением, как близких ему людей, и создал действительно
монументальные образы представителей родного народа,волнующие правдойипоэтическим выражением.
Из более поздних работ Шибанова известны блестящие по тонкости характеристик и живописному мастерству портреты Екатерины IIв дорожном костюме и ее фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова, написанные в 1787 году (оба в Русском музее).
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
Новый www.gogol.ru позволяет самим пользователям стать соавторами проекта, он задуман как открытая площадка для творчества, а также для обсуждения самого широкого спектра вопросов культурной жизни. На сайте,
любой посетитель получает право на размещение своих работ – стихов или прозы,живописи, рисунков, музыкальных треков в формате mp 3, статей и рецензий на книги, фильмы и спектакли, интервью, очерков и другихработ, посвящённых вопросам культуры. Ждем Вас на нашем сайте.