Пейзаж, как самостоятельный вид живописи, у Венецианова отсутствует; однако в картинах он не просто служит фоном развертывающегося действия. Пейзаж у Венецианова — это среда, в которой существуют и работают люди; он органически связан с этими людьми, играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает картине в целом единство настроения. Природа в картинах Венецианова национальна. В его искусстве впервые в русской живописи появилось правдивое изображение характерных мотивов среднерусского
сельского пейзажа — золотых полей ржи, мягких, густых трав, ельника, деревенских изгородей, потемневших, крытых соломой сараев. Художник изображает Эти мотивы с большой любовью, интимной теплотой, пристальным вниманием» Особенности изображения природы у Венецианова делают художника родоначальником русского лирического пейзажа. Лучшими примерами последнего могут служить пейзажи в упомянутых уже картинах: «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». В этих картинах имеются уже элементы разработки световоздушной
перспективы. Так, можно указать на тонкую градацию света в разработке отдельных пространственных планов в картине «На жатве. Лето». Пленэрные наблюдения художника явились здесь результатом его постоянной работы с натуры. Одной из самых выдающихся картин Венецианова является его «Утро помещицы», или «Помещица, занятая хозяйством» (1823, Русский музей).
А.Г.Венецианов. Утро помещицы (1823)
Картина изображает молодую хозяйку, распределяющую дневную работу между двумя крестьянками. Художник достигает в этой своей еще ранней картине полного и зрелого мастерства не только в рисунке, всюду безупречном, но и в колорите, не имеющем ничего общего с условными приемами академической «расцветки». Колорит картины богат оттенками и сложными переходами; вместе с тем он крайне правдив и близок к натуре, так как цвет и свет всюду даны в живом взаимодействии.
Фигура молодой хозяйки в светлом удобном домашнем платье, не стесняющем движений, ее спокойные жесты, мягкий утренний полумрак, скрадывающий контуры предметов, спокойные, красивые лица крепостных женщин и их неторопливые движения — все создает ощущение покоя и идиллической, безмятежной жизни изображенных здесь людей. Идилличность трактовки крестьянской темы присуща всему творчеству Венецианова в целом. В поле зрения художника, поставившего своей целью утвердить
положительную этическую и эстетическую сущность образа крестьянина, не попали социальные контрасты крепостной деревни. Создавая образы крестьян, Венецианов акцентирует в них в большинстве случаев черты человеческого достоинства, внутренней сосредоточенности, умиротворенности, душевной чистоты. Этим определяется значение Венецианова для современной ему русской культуры. Раскрывая замечательные положительные качества человека из народа в годы, ознаменованные Отечественной войной
и неуклонным нарастанием народных волнений, он тем не менее подчеркивает идиллическое спокойствие и умиротворенность его душевного состояния; В этом заключается историческая ограниченность мировоззрения Венецианова как представителя передовой, но не наиболее радикальной части русского дворянства первой трети XIX века. Гуманистичность социальных воззрений этой части русского общества открывает в крестьянине чувствующего человека, обладающего своей внутренней моральной ценностью, но тем не менее не требует радикальных
общественных преобразований во имя освобождения крестьян. Самый творческий метод Венецианова противоречив. В ряде случаев художник видит этическую и эстетическую значительность в реальном облике русского крестьянина или крестьянки, воспроизводимых им во всей жизненной конкретности. Таковы, например, «Спящий пастушок» (1824, Русский музей), этюд головы крестьянина с длинными волосами (1825, Третьяковская галерея), центральная фигура сидящей девушки в «Чистке свеклы» (1823, Русский музей),
«3ахарка» (1825, Третьяковская галерея), «Девушка с теленком» (1829, Третьяковская галерея), «Пелaгeя» (1826, Русский музей). В, других случаях Венецианов наделяет внешность крестьян чертами гармонически правильной красоты, роднящими их с образами, созданными искусством русского классицизма. Таким образом, стремясь подчеркнуть внутреннюю значимость образов, стремясь придать им обобщающий смысл, художник в отдельных случаях идеализирует облик крестьянина, обращается к общепризнанным традиционным нормам эстетики
классицизма.
А.Г.Венецианов. Спящий пастушок (1824)
А.Г.Венецианов. Захарка (1825)
Идеализация патриархальных черт в крестьянской жизни особенно ярко проявляется в работах Венецианова конца 30—40-х годов, когда для художника наступил период новых исканий, приведших к частичной утрате творческих достижений предшествующих лет. В эти годы в картинах Венецианова в самой живописной манере ощущается большая близость к условностям академического искусства. Таковы две парные картины 30-х годов «Проводы рекрута» и «Возвращение солдата на родину» (последняя в
Русском музее), а также картина «Причащение умирающей» (1839, Третьяковская галерея). Возможно, что художник сам ощущал собственный кризис Так, картина «Туалет Дианы» (1846, Третьяковская галерея) свидетельствует о поисках художником новых сюжетов, нового художественного языка. Необычайными для Венецианова являются здесь и характер сюжета, и большой размер холста, и слишком тщательная разработка многочисленных аксессуаров.. Яркость цвета граничит с пестротой, что объясняется
в известной мере тем, что картина осталась не вполне законченной и местами представляет собой, по-видимому, лишь подмалевок. Отдельные произведения позднего периода творчества Венецианова указывают, что художник в своих исканиях был иногда очень близок к основной линии развития реалистического русского искусства второй половины XIX века — к объективному изображению реальной действительности. Так, в Приписываемых Венецианову портретах Образцовых (40-е гг., Третьяковская галерея) правдиво
характеризована социальная сущность моделей, созданы образы неглупого, знающего себе цену купца-хищника и его ограниченной и туповатой жены. В этих портретах Венецианов до некоторой степени предвосхитил реалистическое изображение купеческого мира в жанровой живописи 60—70-х годов и в драматургии Островского. Венецианов, как и Тропинин, представляет своим творчеством один из ранних этапов развития демократического реализма в русском
искусстве XIX века. Этот этап характеризуется прежде всего принципиальным, декларативным обращением художника к окружающей социальной действительности, к жизни народа, как к объекту изучения и источнику творческих замыслов, а затем — обращением художника к работе с натуры, как к основе нового художественного метода.
Материал публикуется по энциклопедии"История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).
Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.
На нашем сайте открыта выставка "Православная Россия", составленная из работ наших пользователей. Приглашаем всех желающих принять участие. Ждем ваших работ.
На нашем сайте вы также можете подписаться на следующие интересные рассылки: "Интересно о Гоголе", "Лучшие рецензии на лучшие книги", "Кино дома", "Театральная страничка", "Театр-Гоголь".