Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


                        Бытовой жанр второй половины XVIII века

                                                                     Иван Ерменев

        Очень мало известны обстоятельства жизни и деятельности выдающегося пред­ставителя русского искусства   XVIII века   И. А. Ерменева, живописца  и графика.

    Иван Алексеевич Ерменев (род. 1746 — ум. после 1792 г.) окончил Академию художеств в 1767 году, но в силу какого-то проступка (в котором подозревался весь выпуск) получил аттестат 4-й степени, как «неудостоившййся поведением, но успевший перед прочими в талантах». Через несколько лет Ерме­нев оказался в Париже (есть сведения, что там он писал портреты). В 1788 году он приехал в Петербург, но уже в июле 1789 года вновь оказался в Париже. Он присутствовал при взятии Бастилии и сделал ряд зарисовок, по которым во Франции была исполнена гравюра, изображающая штурм крепости с надписью: "Сделано во время действия».

    Исключительное значение имеют акварели Ерменева, изображающие жизнь крестьян: «Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Ни­щие» (Русский музей), Предположение, что они были созданы после возвращения Ерменева в Россию, бездоказательно. По стилистическим особен­ностям эти акварели следует отнести к началу 70-х годов.
И.А.Ерменев. Нищие (1770-е гг) И.А.Ерменев. Поющие слепцы (1770-е гг)

    Ерменев создал в суровых и трагических тонах образы сильных, значительных и одновременно обездоленных людей, ослепших и нищих. Большая акварель Ерме­нева, изображающая поющих слепцов на деревенской улице, как бы синтезирует все отдельные изображения: в ней показаны слепцы, сидящие кружком, и крестьяне, которые слушают их, задумавшись и подпевая. Художник достиг исключительной силы трактовки образа русского крестьянина, передал его зрелую мудрость и величие духа, стойкость в несчастьях. Ерменев воплотил в своих работах титаническую мощь родного народа, скованного тяжелой долей. Образы крестьян у Ерменева близки образам великого писателя-революционера А. Н. Ра­дищева (в книге «Путешествие из Петербурга в Москву»), Некоторые крестьяне из книги Радищева (как, например, «слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруженный толпою») в своем величаво скорбном характере и моральной чистоте родственны нищим-слепцам, изображенным Ерменевым.

    Небольшие акварели Ерменева подлинно монументальны по значительности идейного содержания, величавым ритмам, ясности и строгости композиционного построения.

    Демократичность и реализм произведений Шибанова и Ерменева и их прогрессивный характер могут быть более уяснены из сравнения их образов с теми, которые удержал в большинстве своих картин Иван Михайлович Тонков (1739—1799). Он изображал чаще всего увеселения крестьян («Празднество в деревне», 1779, Русский музей)» показывая последних в виде добродушных персонажей, которых с любопытством наблюдают «господа».
    В некоторых случаях Тонкову удавалось верно передавать отдельные черты бытового уклада деревни, но обычно он оставался в пределах поверхностного сочинительства. Этим его бытовая живопись на народные темы резко отличается от произведений Шибанова и Ерме­нева. Однако она отлична и от бездушных картин Меттенлейтера или Эриксена; не подняв­шийся до подлинных демократических начал, Тонков вместе с тем не был лишен стремления к ним, стремления, проявившегося в исканиях отдельных элементов напионального характера. Одним из таких элементов был деревенский пейзаж, занимающий обычно большое место в его картинах. Произведения Тонкова были поэтому заметным явлением в русской пейзажной живописи конца
XVIII века.

    Жизненность и глубина образов наиболее зрелых произведений бытового жанра XVIII века обеспечивают их художественную выразительность и познавательную ценность и в наше время. Картины и рисунки бытового содержания являются одним из наглядных подтверждений того, что все лучшее в русском искусстве XVIII столетия было неразрывно связано с демократическими и реалистическими началами нашей национальной культуры этого периода.

Михаил Шибанов (дополнение к предыдущей рассылке от 02.07.2007)

М.Шибанов.Голова крестьянина. Фрагмент картины "Крестьянский обед" М.Шибанов. Сговор (1777)

Материал публикуется по энциклопедии  "История русского искусства" под ред. Н.Г. Машковцева (М., 1957, т.1).   

Читайте эти и другие материалы на нашем сайте www.gogol.ru.

Новый www.gogol.ru   позволяет самим пользователям стать соавторами проекта, он задуман как  открытая площадка для творчества, а также для обсуждения самого широкого спектра вопросов культурной жизни. На сайте, любой посетитель получает право на размещение своих работ – стихов или прозы,  живописи, рисунков, музыкальных треков в формате mp 3, статей и рецензий на книги, фильмы и спектакли, интервью, очерков и других  работ, посвящённых вопросам культуры.  Ждем Вас на нашем сайте.


В избранное